Управление школой отношений
Создание системы управления в ОУ невозможно без привлечения профессионалов из разных сфер деятельности. От того, насколько хорошо подобраны кадры и налажено их взаимодействие в школе, зависит ни много ни мало судьба детей.
Одним из тех, кто обеспечивает такое взаимодействие в школьной команде, является школьный психолог. А взаимоотношения его
с директором школы часто становятся фундаментом для выстраивания диалога в школьном коллективе…
Сегодня примером «строительства» таких отношений выступает на наших страницах столичная славянско-англо-американская частная школа «Марина», которой вот уже пятнадцать лет руководит Татьяна Аркадьевна Юровская. А работающая там школьным психологом Лариса Семеновна Судейская в прошлом году была признана лучшим педагогом-психологом Москвы.
Система отношений
Как считает Татьяна Юровская, «образование – это двусторонняя улица со множеством пешеходов. Но ни учитель, ни психолог ничего заметного в одиночку сделать на ней не могут. Для успешной работы школы нужны усилия команды единомышленников. И хотя мы начинали работать без психолога, спустя несколько лет сотрудничества с консультационной психологической службой пришли к выводу: школа непременно должна иметь в своем штате психолога. Так семь лет назад у нас появилась Лариса Семеновна. А в прошлом, 2004 году среди столичных учителей психологии она была отмечена как лучший педагог-психолог. И сегодня это дает мне полное право полагать, что я не ошиблась в своем кадровом решении».
Для того чтобы убедиться в точности этого директорского тезиса, я попросил Ларису Семеновну рассказать о системе взаимоотношений школьного психолога со всеми участниками образовательного процесса.
– Приходя в любую систему, в том числе и в школу, психолог сначала должен разобраться и понять, как работает эта система, осмыслить цели и задачи ее функционирования, увидеть особенности и, прочувствовав коллектив, непременно влиться в команду, – начала Лариса Семеновна. – Но первоочередная задача – наладить контакт с руководителем, генератором этой системы. При этом необходимо понять слабые и сильные звенья системы, ее узловые точки и принять все эти элементы такими, какие они есть на данный момент. Только после этого психолог должен определить рамки своих полномочий и возможностей, которые будут для него приемлемы или, скажем, допустимы.
Если говорить о нашей системе взаимоотношений, то она выглядит примерно так: директор обозначает, в каком направлении мы будем работать с учетом целей и задач школы. А я, исходя из этого, определяю, с какими классами и параллелями и как именно нужно проводить те или иные занятия.
Справедливости ради надо отметить, что, в отличие от многих моих коллег в других школах, мне никогда не приходилось доказывать администрации, что мои занятия эффективны и необходимы детям. С самого начала Татьяна Аркадьевна чувствовала разграничение полномочий в команде. И по сей день она не вторгается в сферу моей компетентности и деятельности как психолога.
– В нашей школе психолог работает еще и как преподаватель психологии в первых, вторых, четвертых и пятых классах, – добавляет директор. – Каждый год для таких занятий выбирается определенная тема. Например, «Начало школы», «Подготовка к переходу в среднюю школу», «Подростковый возраст». В общем, в фокусе внимания – сложные, ключевые события в процессе развития ребенка. И мы должны помочь ему пережить их без проблем. Организуя эту работу, мы делим класс пополам и выделяем для таких занятий отдельные часы. Но Лариса Семеновна консультирует не только детей, учителей и администрацию, но и родителей. Причем на работу с родителями у нее уходит значительная часть времени. А кроме этого, психолог участвует у нас в подготовке и проведении педсоветов, конференций, рабочих занятий с преподавателями, родительских собраний и т.д. И мне важен именно взгляд ¬Ларисы Семеновны как профессионального психолога, который разбирается в типаже людей, понимает их скрытые мотивы.
Вместо приказа – запрос
Каковы же результаты совмещения работы школьного психолога с учительской работой?
– Преподавая детям психологию, – продолжает Лариса Семеновна, – я параллельно осуществляю и диагностику учащихся. А групповые занятия позволяют проводить профилактику и корректировку таких вещей, работа над которыми возможна только в коллективе. Провожу я по своему усмотрению и индивидуальные занятия, если вижу, что это необходимо.
Мои занятия включены в официальную «сетку» расписания, и у меня есть прекрасная возможность не только наблюдать, но и систематически помогать каждому конкретному ребенку. Проводя тот или иной тренинг, я включаю в него именно те упражнения, которые могут помочь учащимся в решении той или иной проблемы. В отдельных случаях я приглашаю на свои занятия учителей начальной школы, которые, посмотрев на предлагаемые способы решения некоторых проблем во время тренингов, подчас отказываются от запланированной консультации: они наглядно видят на моих занятиях, как надо выходить из положения в подобных ситуациях.
Уделяя внимание и время профилактической работе как с учителями, так и с родителями, я всегда предоставляю директору список тех тем, которые хотела бы обсудить с родителями или педагогами. При этом за администрацией в лице директора или завуча также всегда остается право постановки передо мной вопроса о существовании некоей психологической проблемы, которую надо попытаться решить. По таким запросам я готовлю профилактическое занятие, выступление или семинар.
Например, в прошлом году администрация школы сделала запрос по работе с гиперактивными детьми. Сейчас в школах вообще чаще стали выделять в классах группу детей, слишком возбудимых и неусидчивых. Согласно этому запросу, мы провели большой семинар для наших педагогов с «выходом» на различные умения. Причем посещение семинара было добровольным. Пришли те, кому это было действительно интересно. И оказалось, что у педагогов масса своих собственных, оригинальных наработок по этому направлению. Подчас случались такие интересные находки, о которых не знают многие психологи. Тем не менее я ознакомила всех участников семинара с имеющимися научными разработками в этой области. А директор в свою очередь снабдила нас материалами на эту тему, привезенными ею из США и других стран. Примечательно, что в итоге нами было зафиксировано около ста способов решения проблемы гиперактивности детей!
Обмен
вместо навязывания
Учить взрослых, а тем паче родителей или учителей взаимоотношениям с детьми дело непростое. Для этого нужен особый талант. Однако, по словам психолога школы «Марина», постоянный двусторонний контакт с родителями школе необходим. Согласно опыту, у родителей всегда вызывают интерес такие темы, как «особенности возраста» или «особенности адаптации первоклассников или пятиклас¬сников». И будет лучше, если об этих периодах детства с родителями в режиме реальной встречи поговорит специалист. И это гораздо продуктивнее чтения статей в глянцевых журналах, хотя там и встречаются дельные советы.
– Иногда по запросу администрации я провожу и индивидуальную работу с отдельными учителями, – рассказывает дальше Лариса Семеновна. – При этом мне обязательно дается предварительное заключение школьного руководства, где указаны проблемы конкретного учителя, над устранением которых желательно поработать.
В ситуациях, когда я работаю с педагогами, мне часто помогает тот факт, что я тоже занимаюсь преподавательской деятельностью в школе. А поскольку моему психологическому образованию предшествовало педагогическое, я не понаслышке знаю о сложностях этой профессии. Как психолог всегда стараюсь построить свою работу с учителями в форме обмена опытом: часто предлагаю учителю поделиться со мной своими профессиональными педагогическими наработками в данном конкретном случае, и, обсуждая их, мы вместе решаем проблему. И, разумеется, как психолог-профессионал я предлагаю советы, способные устранить проблемы взаимоотношений «учитель – ученик».
Еще одна форма работы – консилиумы. В некоторых школах они проходят без участия администрации. У нас же Татьяна Аркадьевна всегда присутствует на консилиумах, чтобы быть в курсе всех дел. Тем более что на консилиумах принимаются решения, касающиеся таких серьезных вопросов, как приглашение специалистов для работы с проблемными детьми или направление таких детей вместе с родителями на консультации в специализированные центры.
Профилактика эмоциональных расстройств
Когда речь в школе заходит о более серьезных психологических проблемах детей, близких к порогу паталогий, школе приходится привлекать специалистов извне или направлять родителей с ребенком в специальные консультационные центры.
– Я как-то объясняла одному родителю, что, точно так же как у человека бывают расстройства желудка, случаются и эмоциональные расстройства, – смеется Лариса Семеновна. – Если не обращать внимания или, что еще хуже, пытаться остановить эмоциональные расстройства какими-то репрессивными методами, ни к чему хорошему это не приведет. Я вижу, что постепенно родители «растут» в этом смысле и, если становится необходимо, готовы везти ребенка к различным специалистам, которых мы рекомендуем.
Одним словом, система взаимоотношений с родителями отработана у нас неплохо. Благодаря тесному сотрудничеству с ними накоплен и богатый опыт предупреждения или устранения наиболее часто встречающихся трудностей. К тому же как только исчезают одни, на их месте тут же появляются другие. Причем некоторые из проблем дети приносят в школу вместе с недостатками, допущенными в процессе дошкольного развития.
К ним, пожалуй, в первую очередь можно отнести проблему подготовленности к школе. Здесь у первоклас¬сника на фоне хорошо развитой интеллектуальной функции, как правило, совершенно не развита эмоциональная и социальная сферы. Такой перекос особенно стал распространенным из-за обилия так называемых «школ раннего развития», в которых редко уделяют внимание эмоциональной сфере или умению ребенка вести себя в социуме. Попадая в школу, дети не обладают умением сдерживать себя, уступать или, если это необходимо, постоять за себя. В школу стала поступать масса детей, которые, что называется, «недоиграли». А это уже последствия сидения ребенка с нянями и гувернантками, которые, конечно же, не в состоянии обеспечить ребенку ту палитру ролевых игр, в которых обычно принимает участие детсадовский ребенок.
Но одной из самых серьезных проблем остаются взаимоотношения родителей с детьми. Родители, конечно, становятся грамотнее. Но на этом фоне усиливается так называемая «проблема завышенных родительских ожиданий». Некоторыми родителями при установке «планки» совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка.
Актуальной остается и извечная проблема непонимания родителями детей-подростков, несмотря на то что об этом написана масса книг и статей. В последнее время решение проблемы частично компенсируют молодые школьные учителя, к которым подростки, как правило, очень расположены, поскольку видят в таких педагогах единомышленников.
От куколки – к бабочке
Как вы уже, наверное, догадались из полного названия школы, в «Марине» значительна языковая нагрузка. Поэтому я не удержался от обсуждения этой темы с психологом.
– По моим наблюдениям, чрезмерная языковая нагрузка грозит детям истощением сил, утомляемостью и высокой тревожностью, и как психолог, естественно, я предупредила об этом директора, – рассказывает Лариса Семеновна. – Но, поняв, что девиз «чтобы чего-то добиться, надо много работать» является хотя и неписаным, но основополагающим законом школы, я не пошла по пути требований и наставлений. Видимо, в силу своего характера я стала думать о том, как в данных условиях облегчить труд детей.
Постепенно расписание занятий у нас менялось таким образом, что более сложные предметы (скажем, математика) стали перемежаться физкультурой, уроками эстетического цикла, занятиями хореографией. Это позволяет, с одной стороны, вовремя снимать мышечное напряжение, а с другой – давать отдых мозгу от интенсивной мыслительной деятельности.
– Наши дети, в том числе и благодаря занятиям с Ларисой Семеновной, всегда уверены в себе и в любых ситуациях умеют прекрасно себя преподнести, – комментирует директор Татьяна Аркадьевна. – Многие из них становятся лауреатами всевозможных конкурсов, победителями олимпиад и т.д. Способствуют этому и занятия риторикой. Причем она выступает у нас не отдельным предметом, а интегрируется в каждый учебный курс.
– Когда я только пришла работать в школу, – подводит своеобразный итог беседе психолог Лариса Семеновна, – то представляла свою деятельность как работу по превращению детей из неуклюжих куколок в прекрасных бабочек. С годами же поняла, что должна не только оберегать их: бабочка ведь возникнет и без меня. Я же больше нужна для сохранения целостности и создания условий, в которых произойдет естественное превращение человека из неподвижного кокона в прекрасное и вместе с тем земное создание природы и социальной эволюции.
Думаю, что мы с директором в этом смысле работаем в одном направлении. А вообще мне очень помогает тот факт, что директор придает моей работе большое значение. В такой ситуации, как у нас, психолог обладает в школе равноценным статусом в деле достижения общей цели – благополучия ребенка. Просто у психолога – в отличие от педагогов и администрации – иные средства.
Подготовил Владимир ЖУЛЁВ
|