Осторожно: дети!
Ставить ли «двойки» в аттестат? Ставить ли их вообще и в каком количестве?..
Проработав в школе без малого двадцать лет сначала учителем,
а потом психологом, я хорошо понимаю учителей, желающих объективно оценивать знания учащихся. Понимаю и все проблемы, связанные с попытками оценить знания ученика объективно…
Боюсь, что, разрешив учителю ставить «двойки» сколько его душе угодно, мы решаем проблему за счет детей. Не секрет, что большинство «двоечников» – из проблемных семей. Те, кто мало-мальски заботится о своих детях, найдут репетитора или другим способом «разрулят» ситуацию. Не секрет и то, что родители, не обремененные психологическими знаниями, но нагруженные массой житейских проблем, за «двойки» не только ругают, но нередко даже избивают своих детей.
Считаю, что большое количество «двоек» в классе свидетельствует о непрофессионализме учителя, его неумении (нежелании) давать дифференцированные задания, находить индивидуальный подход к ребенку, проводить нетрадиционные уроки... Не случайно в одних классах дети не успевают по математике, в других – по русскому, в третьих – по биологии или географии. Семиклассники только начали изучать геометрию (физику) – уже у 30% «двойки» за четверть. Так чему же вы их научили, уважаемый педагог?
В то же время я осознаю, что учитель в соответствии со стандартом обязан дать каждому ученику определенную сумму знаний. Так, может, проблема в том, что стандарты очень сильно завышают планку? «Объем знаний, сообщаемых в нашей школе, для среднего ребенка бывает неподъемным. Ученик старшей школы для полного усвоения программы нуждается в повышенном уровне способностей. А их нет у 70% детей» (В. Юркевич). По моим наблюдениям, уже с 9-го класса ученик учится как бы сразу в нескольких вузах различной специализации. Авторы учебников постарались включить в них тот материал, который прежде изучали в институтах. Да что 9-й класс! Третьеклассники по предмету «окружающий мир» обязаны не просто знать названия иностранных государств и их столиц, но и писать названия правильно!
А впрочем, каких педагогических изысков можно ожидать от учителя, который, как правило, работает на пределе человеческих сил? Нищенская заработная плата вынуждает людей тянуть по 1,5–2 ставки. Отсюда – ускоренное эмоциональное выгорание, профессиональная деформация личности. Спросите в институте им. Бехтерева, насколько адекватны в своих поступках учителя, каков среди них процент людей с серьезными психологическими проблемами и что происходит с людьми (даже взрослыми), находящимися рядом с невротиком...
Часто ли учителю удается стать (или остаться) интеллигентным при такой жизни? Человек, подрабатывающий в сетевом маркетинге и «втюхивающий» порой заведомо сомнительный продукт, – он интеллигент? Или сельский учитель, мечущийся между школой и личным подсобным хозяйством, – ведь он давно уже кре¬стьянин (так мне кажется)!..
В последнее время я чувствую тенденцию ужесточения общества к детям. Детей снова учат маршировать в ногу, одевают в униформу, безжалостно оставляют на второй год. В одной из знакомых мне школ в прошлом году на второй год остался один ученик, а в нынешнем – четырнадцать. При этом мы хотим, чтобы дети были неагрессивны и любили свою родину. Если мы к ним безжалостны, то чего дождемся от них?!
Школа, да и система дополнительного образования не учитывают огромную потребность подростков что-то мастерить, ремонтировать, строить. Количество часов на уроки труда, черчения сокращается. А ведь стране очень нужны рабочие руки. Сейчас зарегистрированному безработному могут предложить 60 рабочих специальностей (например, сварщик). И где наши государственники?
А руководство школой всегда ли реально осуществляется? Вы видели руководителя предприятия, который целую рабочую смену простаивал бы за станком? У администрации школы зарплата ведь тоже незавидная, и им теперь разрешили брать побольше часов. В результате их психология – психология изможденного учителя, которого дети «достали».
И это сказывается в первую очередь на детях.
Школа должна работать для родителей? Для государства? А может, все-таки для детей? Помочь им раскрыть свои способности, сообщив при этом необходимую каждому сумму знаний, а дополнительные знания научить добывать самостоятельно. И если при всем при том выпускник будет психически здоров и социализирован, то государство, я думаю, внакладе не останется.
Татьяна ВДОВЕНКОВА
|