Капитал по соседству
Когда школе протягивают руку помощи, вряд ли она откажется от поддержки. Но кто согласится стать опорой? Во многих российских школах этим вопросом директора больше не тяготятся. Они на опыте познали: поиски желающих явиться на подмогу просты и недолги – все эти люди находятся поблизости. Для построения новых отношений с окружающими действует схема, которую разработали в Красноярском центре «Сотрудничество на местном уровне».
В этом номере мы предлагаем ознакомиться с ней, а в ближайших выпусках вас ждет рассказ о том, как она применяется, на примере школ Бурятии.
Бесконечная польза
Что такое благотворительный фонд?
Это – некоммерческая, негосударственная, немуниципальная организация, она не ставит своей целью извлечение прибыли и распределение ее между участниками. Это – благотворительная организация, осуществляющая бескорыстную (безвозмездную или на льготных условиях) передачу имущества, денежных средств гражданам и/или юридическим лицам, выполняющая бескорыстно работы, предоставляющая услуги, оказывающая иную поддержку в соответствии с целями, определенными федеральным законом и заявленными в ее уставе.
Почему предлагается именно «фонд»?
Фонд – одна из разновидностей некоммерческой организации, которой по закону разрешено занятие благотворительной деятельностью в качестве юридического лица. Фонд не имеет членства и учреждается гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели.
Как благотворительная организация, Фонд пользуется максимальным перечнем налоговых льгот.
Когда предполагается привлечь к благотворительной деятельности большое число участников, фонд становится удобной организационно-правовой формой среди других разновидностей некоммерческих организаций.
Фонд также наиболее обязательная (это четко определено законом) некоммерческая благотворительная организация: только фонд обязан по закону ежегодно публично отчитываться о своей деятельности, особенно – об использовании имущества и финансовых ресурсов.
Кем и как создается Благотворительный фонд?
Фонд учреждается гражданами – родителями и учителями. Участие юридических лиц – общественных объединений – возможно. Учредить фонд могут и три гражданина, и 300, и более. Законом число учредителей не ограничено. Важно, что противники создания фонда (если такие будут) не вправе запретить создать фонд тем, кто пожелает его создать. То есть даже если на собрании в классе большинство родителей проголосует против участия в учреждении фонда, это будет означать только их неучастие в создании фонда. Оставшиеся в меньшинстве сторонники создания фонда после этого отдельно выбирают из своего состава делегата на общешкольное учредительное собрание. Таким образом, на общешкольном учредительном собрании будут присутствовать родители, пожелавшие участвовать в учреждении фонда, а также учителя, классные руководители, которые также являются учредителями фонда. Именно они примут решение об учреждении фонда, обсудят и примут название и устав фонда, выберут его руководящий орган, обсудят и утвердят порядок и сроки внесения учредительных взносов и смету расходования собранных средств на текущий финансовый год. Минимально, о чем здесь следует договориться, – это собрать сначала хотя бы достаточную сумму на расходы по регистрации фонда. При этом важно убедить максимальное число родителей в необходимости создания фонда в интересах образования их детей.
Как будет организована работа фонда?
Учредители на собрании выберут управляющий коллегиальный орган и высший надзорный орган – Попечительский совет, члены которого работают на общественных началах. Организовывать работу фонда между собраниями Попечительского совета будет его председатель (который может работать как на общественных началах, так и на платной основе). Необходимо также для работы фонда найти грамотного бухгалтера – из числа родителей (или их знакомых) либо из числа работников школы – от качества его работы зависит очень многое, в частности, будет или не будет фонд платить налоги, какие и сколько.
Полезно участие в Попечитель¬ском совете представителей администрации школы (директора, завучей). Возможно, состав Попечительского совета формировать по принципу представительства от параллельных классов, хотя здесь может оказаться уместным и иной порядок. Важно, чтобы Попечительский совет имел не менее 5 членов и не более 20 – это наиболее оптимальный интервал размеров коллегиального органа.
Кто будет участвовать в работе фонда в дальнейшем?
Фонд не предполагает членства, как, например, общественная организация. Все причастные к деятельности фонда лица и организации называются участниками благотворительной деятельности.
Благотворители – лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах бескорыстной передачи имущества, денежных средств и объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг (юридическими лицами); благотворители вправе определять цели и порядок использования фондом их пожертвований.
Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).
Благополучатели – лица (граждане и организации), получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь от фонда и его добровольцев.
Таким образом, все родители (независимо от того, являются они учредителями или нет) могут участвовать в деятельности фонда как благотворители (внося в фонд школы денежный добровольный взнос, передавая фонду имущество в собственность либо в пользование и распоряжение) или как добровольцы фонда (отработав для нужд школы определенное количество времени взамен добровольного денежного взноса – для тех, кто стеснен в средствах, но желает помочь школе). Благополучателем будет школа и в конечном итоге – ученики, дети благотворителей.
Фонд выступает юридическим лицом, которое аккумулирует все ресурсы (денежные, имущественные), организует добровольный труд, выполняет бескорыстно работы и услуги в интересах поддержки и развития школы.
Если администрация школы за¬претит классным руководителям принимать родительские взносы на нужды класса и школы иначе, не через благотворительный фонд, вся родительская поддержка в дальнейшем будет осуществляться в форме благотворительной деятельности через фонд школы.
Кто будет определять направления расходования собранных средств и как при этом будут учитываться нужды каждого класса в отдельности?
Вторая часть вопроса у родителей часто возникает. Ответ вытекает из ответа на первую часть вопроса. Именно благотворитель (в нашем случае – родитель) определяет, на какие нужды будут израсходованы переданные им в фонд средства. По закону у Попечительского совета нет права расходовать полученные средства иначе, чем это прямо указал благотворитель. Другие привлеченные и заработанные средства фонд расходует по решению Попечительского совета фонда.
Надо прямо разъяснить родителям, что именно они (и никто другой) будут решать, как расходовать собранные ими деньги. Попечительский совет обязан выполнить все их решения. Если будет решено, что в рамках фонда для каждого класса необходимо создать субсчет, так и должен сделать Попечительский совет. Эти деньги будут расходоваться только на нужды класса. Далее – надо четко оговорить, какие общешкольные благотворительные программы должен выполнить фонд (ремонт общего коридора, спортзала, столовой и т.п.) и сколько средств надо собрать родителям, сколько имеется у школы. А что решат собрать сверх этого родители – это на субсчет класса и на нужды класса (ремонт классной комнаты, мебели, классные мероприятия – экскурсии, путешествия, спорт и т.п.).
И надо не забыть разъяснить про обязательность постоянной отчетности фонда по запросу родителей, а также публичной ежегодной его отчетности по всей финансово-хозяйственной деятельности.
В чем еще польза от фонда?
Если продолжать и далее, как сложилось, собирать по классам взносы с родителей на те или иные нужды школы и расходовать их, то:
- однажды возможно столкнуться с серьезными «возражениями» правоохранительных и налоговых органов, что может привести к административной ответственности и к взысканию штрафов с администрации школы, – в конечном итоге порядок этот все равно придется менять;
- без юридически оформленного фонда трудно претендовать на получение значимой спонсорской помощи от коммерческих структур;
- невозможно претендовать на выполнение бюджетного социального заказа;
- невозможно получить грант от иностранной благотворительной организации;
- затруднительно (а иногда невозможно) легальным образом использовать ресурсы школы и профессионализм педагогов для зарабатывания дополнительных средств на нужды школы, а также для материального поощрения самих учителей, тогда как в рамках фонда это можно легально и практически без налогов организовать;
- взаимоотношения школы с родителями останутся на прежнем уровне и будут строиться вокруг двух проблем: успеваемость/неуспеваемость детей, взносы на ремонт и другие текущие нужды школы – к взаимному неудовлетворению сторон друг другом.
Памятка классному
руководителю по проведению родительского собрания «О создании общественного фонда школы»
Главной задачей при обсуждении этого вопроса является позитивное отношение родителей к идее создания фонда.
Отметьте, что фонд – это «некоммерческая, негосударственная, немуниципальная организация, не ставящая своей целью извлечение прибыли и распределение ее между участниками. Это благотворительная организация».
Целью создания фонда является объединение сил, добровольного труда, добровольных взносов и других ресурсов родителей, педагогов и иных граждан для поддержки развития школы и учебно-воспитательного процесса, развития партнерства школы, семьи и сообщества, пропаганды здорового образа жизни.
Кроме того, учреждение фонда позволит законно уберечь законно заработанные школой деньги от претензий со стороны пенсионного и других фондов, налоговой инспекции и т.д. (поскольку фонд – самостоятельная организация, не отвечающая по обязательствам школы).
Учреждая фонд, школа вовлекает родителей в процесс принятия решений, финансовое планирование работы школы, совместное решение проблем обучения и воспитатния детей, – таким образом, мы становимся равными партнерами.
При проведении собрания важно соблюсти следующее:
- разъяснить, что такое фонд и зачем он создается;
- рассказать, назвав дату, что состоится учредительное собрание по созданию фонда, на которое от каждого класса необходимо избрать несколько делегатов, заинтересованных в этом вопросе.
Собрание считается юридически законным, если имеется:
- протокол собрания, подписанный его председателем и секретарем;
- список присутствовавших на собрании лиц с их личными подписями.
Рекомендации по ходу собрания:
- Запишите на классной доске тему – «О подготовке к созданию Благотворительного общественного фонда развития школы №_____».
- По мере прибытия родителей предложите каждому письменно зарегистрироваться. Родители должны полностью записать свои Ф.И.О. и расписаться.
- Перед началом собрания изберите председателя и секретаря собрания; последнего обеспечьте бумагой и ручкой для ведения протокола, который назавтра нужно будет сдать инициативной группе, организующей фонд. Классный руководитель может быть председателем данного собрания, но за это нужно проголосовать.
- Сделайте сообщение по вопросу создания фонда, изложите идею создания фонда (здесь важно добиться позитивного отношеня к фонду).
- После обсуждения этих сообщений необходимо принять решение:
– о поддержке/неподдержке идеи создания общественного фонда школы;
– об избрании полномочных делегатов на учредительную конференцию школы.
Если у родителей будут особые наказы к делегатам, это нужно запротоколировать.
Необходимо подчеркнуть, что речь идет не об увеличении суммы пожертвований школе, а лишь об узаконивании этих сборов; кроме того, если кто-либо будет готов сделать пожертвование в другой форме, оно будет с благодарностью принято.
- После принятия решения, пока секретарь оформляет протокол, классный руководитель проводит анкетирование родителей. Для этого им выдаются чистые листки, а вопросы анкеты записаны на доске (их не переписывают, а лишь ставят номер вопроса и пишут ответ). Анкеты сдаются сразу по окончании собрания.
Помните, что от вашей четкости зависит исход собрания.
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
|