Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2005

Экономика образования

Оптимизация с оптимизмом

Были причины, чтобы сломаться: демографический прогноз не обнадеживал, анализ кадровых и  материальных ресурсов тоже не вселял уверенности… Но система образования в Полесском районе Калининградской области выстояла. Точнее, прошла через перерождение. Преображенная умелыми управленцами она являет собой образец подхода, по которому новое – это хорошо оптимизированное старое. С директорами, чьи учебные заведения ожидает реструктуризация или получение статуса опорных школ, поделилась своими наблюдениями и советами начальник управления по делам образования молодежи и спорту администрации Полесского района Римма ФЕДОРОВА.

– Римма Павловна, на карте ваш район кажется небольшим…

– Он и правда небольшой: население составляет 18 тысяч человек. Действует несколько общеобразовательных школ и ДОУ, детский дом для сирот и учреждения дополнительного образования.

– Почему понадобилось нарушить течение жизни школ?

– Еще в 2001 году, разрабатывая Программу развития образования района на предстоящие пять лет, мы изучали обстановку, с ее учетом прогнозировали завтрашний день. И пришли к выводу, что пора менять сеть образовательных учреждений. Реструктуризация сети учреждений образования, создание школьных округов и опорных школ должны были нам помочь.

– Как реагировали директора школ на новости о реструктуризации?

– Надо признать, что они с пониманием отнеслись к этим идеям, так как это было не надумано, а подсказано сложившимися обстоятельствами. В частности, переход на субвенциальное финансирование делает оптимизацию сети ОУ одним из самых актуальных направлений модернизации.

Вообще с каждым годом работать все сложнее. Но, вместе с тем, и интереснее. Управление образования администрации области во главе с Лазарем Моисеевичем Фуксоном нацеливает муниципальные органы управления образования и образовательные учреждения на творческую работу, всячески поддерживая и поощряя инициативу, передовой опыт и разного рода инновации. Такая заинтересованная, целенаправленная работа не оставляет никого равнодушным и находит ответный отклик у руководителей ОУ и учительства.

– Задумав реструктуризацию, наверное, пришлось поломать голову над тем, как приступить к этой работе, с чего начать?

– Ответы на многие вопросы мы нашли на организованном в 2002 году областным управлением образования семинаре-практикуме под руководством экспертов из Самарской области. Семинар помог выработать цели и задачи реструктуризации сети образования на муниципальном уровне. Познакомились мы и с опытом работы в этом направлении Ярославской и Ростовской областей.

А весной 2003 года, взяв в помощники местную газету, вплотную приступили к работе – с родителями, учителями, общественностью…

Реструктуризацию образовательной сети района запланировали проводить поэтапно. На первом этапе задействовали механизмы реструктуризации в одном сельском округе и в районном центре.

В Саранском сельском округе было две школы: одна – средняя (240 учащихся), вторая – основная (69 человек). Надо признать, что материально-техническая база и кадровый состав основной школы и, как следствие, качество знаний учащихся не отвечали сегодняшним требованиям. Причем за последние два года половина учащихся перешла в среднюю школу, потому что подвоз старшеклассников автобусом уже был организован сельской администрацией. Выбор сделали родители. Они выбрали школу, которая на 100% обеспечена кадрами (причем 75 % из них аттестованы) и имеет лучшую материально-техническую базу.

Таким образом, на территории этого сельского округа с 1 сентября 2003 года заработала одна средняя школа, а статус основной снизился до начальной, которая стала филиалом средней. Правда, теперь ситуация изменилась: из-за малочисленности филиал ликвидировали, и сейчас все дети обучаются в средней школе.

Неоценимую помощь оказала нам областная целевая программа «Школьный автобус» и, конечно, наша районная администрация. Для организации подвоза школьников было приобретено дополнительно два автобуса.

– Удалось ли базу бывшей основной школы оставить для нужд образования?

– Там был создан социально-культурный центр, разместились сельская библиотека, кружки от учреждений дополнительного образования, задумывались дом культуры и фельдшерско-акушерский пункт.

– В районном центре причины для реструктуризации были те же?

– В райцентре тоже было две школы: средняя (750 учащихся) и основная (427 человек). Идея реструктурирования родилась из запросов родителей, которые во время комплектования первых классов ежегодно обивали пороги средней школы и управления образования, пытаясь любым способом определить ребенка в среднюю школу. И не потому, что в основной их не устраивала квалификация учителей, а просто пугал психологический барьер, который ощущают дети при переходе в среднюю школу по окончании девятого класса.

Комиссия по рассмотрению вопроса реструктурирования городских школ пришла к выводу, что в городе Полесске целесообразно создать одну среднюю общеобразовательную школу путем присоединения основной к средней – с одним юридическим лицом. Обучение организовали так: учащиеся с первого по шестой класс занимаются на базе основной школы, а с седьмого по одиннадцатый – на базе средней.

– Это решило проблему, обозначенную родителями?

– Да. Психологический барьер, который существовал при переходе выпускников из основной школы в среднюю, исчез. Но попутно мы решили и другие проблемы.

Для детей с первого по шестой класс, обучающихся в отдельном здании, создан комфортный психологический и более щадящий санитарно-гигиенический режим.

У учащихся появилась возможность выбора при изучении иностранного языка – в основной школе изучался только английский язык.

Улучшилась материальная база кабинетов биологии, химии, физики за счет передачи оборудования из одной школы в другую.

Стабилизировалось кадровое обеспечение, так как на протяжении нескольких лет в средней школе ощущалась нехватка учителей по ряду учебных предметов и педагоги основной школы приглашались в качестве совместителей.

Обучение учащихся с седьмого по одиннадцатый класс на базе бывшей средней школы разгрузило здание, что дало возможность организовать при переходе на профильное обучение изучение элективных курсов.

– Кому, по-вашему, объединение далось тяжелее всех остальных?

– Конечно, основная работа ложится на плечи администрации учреждения. Но управлением образования оказывалась практическая помощь руководителям школ: собирались мнения участников данного процесса (учащихся, учителей и родителей) на разных этапах работы, результаты анкетирования анализировались, и при необходимости разрабатывались мероприятия по решению возникающих проблем. Ход мероприятий контролировался управлением образования.

Опыт показал, что основная трудность при реструктуризации школ состоит в правильной расстановке кадров.

Не менее важная проблема – становление нового коллектива. На практике непросто сплотить коллективы со сложившимися традициями, своими требованиями по различным вопросам учебно-воспитательного процесса в школе и т.п.

Реакция учащихся и родителей на процесс объединения школ была наименее болезненной.

– Что ждало Полесский район дальше на пути оптимизации?

– Мы создали на территории района школьные округа и опорные школ в них. К этому нас в значительной степени подтолкнул объявленный областным управлением образования конкурс опорных школ.

В проекте новой редакции Закона Калининградский области «Об образовании» давалось следующее определение: опорная школа – образовательное учреждение (организация), являющееся ведущим по одному или нескольким направлениям функционирования и развития образования среди школ округа. Основной задачей такой школы является обеспечение предоставления наиболее качественных образовательных услуг для учащихся данной территории.

На основе анализа сложившейся ситуации глава администрации принял постановление о создании в районе двух школьных округов и присвоении статуса опорных двум школам. Было разработано положение об опорной школе и созданы координационные советы.

Претендентами на это звание стали две школы, с самого начала участвующие в широкомасштабном эксперименте и накопившие богатый опыт инновационной деятельности. Полесская школа считалась центром методической работы, а также базовой школой, где продолжали обучение в десятых классах дети из окрестных основных школ. А в другом округе развивалось неформальное сотрудничество как ученических, так и учительских коллективов (совместное проведение внеклассных и спортивных мероприятий). Кроме того, в этих школах сосредоточивался кадровый потенциал и была значительно укрепленная учебно-материальная база. Все это стало хорошей основой для дальнейшего развития партнерства между школами округа.

– Направления работы предлагались школам похожие или разные?

– Координационный совет Полесского школьного округа, разрабатывая программу развития школьного округа на учебный год, выделил три направления деятельности: управление качеством образования, организация предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени и повышение экономической эффективности функционирования образовательных учреждений округа. Каждое направление включает достаточно широкий круг проблем для совместного решения. Работа по реализации этих проблем конкретизирована в плане работы опорной школы на учебный год.

Программой также предусматриваются этапы дальнейшей реструктуризации: изменение статуса двух средних школ округа в основные, а одной основной – в филиал опорной.

Другой округ, в который входят две средние школы, эволюционировал несколько иначе. Там взялись выстроить культурно-образовательный центр и развернуть в пустующем школьном интернате базу для дополнительного образования школьников и молодежи села. С этой целью вокруг опорной школы п. Залесье объединили учреждения и организации не только культуры и здравоохранения, но и предприятия, расположенные на территории округа. Все они принимают самое живое участие в делах школы, оказывают большую материальную помощь. За последние годы их силами в школу поступило немецкое оборудование для школьной столовой и компьютерного класса, оборудован тренажерный зал (50 тысяч рублей).

Школа также располагает хорошей базой для реализации агротехнического профиля. Здесь создано и успешно функционирует подсобное хозяйство, в котором насчитывается 180 га земли, находящейся в севообороте, сельскохозяйственная техника и прицепной инвентарь. В подсобном хозяйстве школы собирают по 25–30 ц/га зерновых, выращивают овощи для школьной столовой и обеспечивают капустой и картофелем ДОУ районного центра. Работу школьного подсобного хозяйства высоко оценил губернатор области: он посетил торжественную линейку первого сентября в позапрошлом году и подарил школе новый трактор МТЗ–82.

Школа сотрудничает с агрономическим факультетом КГТУ. Летом того года шесть выпускников школы поступили учиться в этот вуз по результатам ЕГЭ.

Вторая школа округа вышла в лауреаты Всероссийского конкурса воспитательных систем среди сельских школ, награждена дипломом II степени. В школе имеется школьное лесничество, которое считается лучшим в области. В рамках округа реализуется задача развития индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения детей.

Программы развития опорных школ нашего района, представленные на областной конкурс, признали лучшими в числе шести других из двадцати, претендующих на это звание. Каждый грант составил 300 тысяч рублей. Средства грантов пошли на дальнейшее укрепление учебно-материальной базы в опорных школах.

Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru