Оптимизация с оптимизмом
Были причины, чтобы сломаться:
демографический прогноз не обнадеживал, анализ
кадровых и материальных ресурсов тоже не
вселял уверенности… Но система образования в
Полесском районе Калининградской области
выстояла. Точнее, прошла через перерождение.
Преображенная умелыми управленцами она являет
собой образец подхода, по которому новое – это
хорошо оптимизированное старое. С директорами,
чьи учебные заведения ожидает реструктуризация
или получение статуса опорных школ, поделилась
своими наблюдениями и советами начальник
управления по делам образования молодежи и
спорту администрации Полесского района Римма
ФЕДОРОВА.
– Римма Павловна,
на карте ваш район кажется небольшим…
– Он и правда небольшой: население
составляет 18 тысяч человек. Действует несколько
общеобразовательных школ и ДОУ, детский дом для
сирот и учреждения дополнительного образования.
– Почему понадобилось нарушить
течение жизни школ?
– Еще в 2001 году, разрабатывая
Программу развития образования района на
предстоящие пять лет, мы изучали обстановку, с ее
учетом прогнозировали завтрашний день. И пришли
к выводу, что пора менять сеть образовательных
учреждений. Реструктуризация сети учреждений
образования, создание школьных округов и опорных
школ должны были нам помочь.
– Как реагировали директора школ
на новости о реструктуризации?
– Надо признать, что они с пониманием
отнеслись к этим идеям, так как это было не
надумано, а подсказано сложившимися
обстоятельствами. В частности, переход на
субвенциальное финансирование делает
оптимизацию сети ОУ одним из самых актуальных
направлений модернизации.
Вообще с каждым годом работать все
сложнее. Но, вместе с тем, и интереснее.
Управление образования администрации области во
главе с Лазарем Моисеевичем Фуксоном нацеливает
муниципальные органы управления образования и
образовательные учреждения на творческую
работу, всячески поддерживая и поощряя
инициативу, передовой опыт и разного рода
инновации. Такая заинтересованная,
целенаправленная работа не оставляет никого
равнодушным и находит ответный отклик у
руководителей ОУ и учительства.
– Задумав реструктуризацию,
наверное, пришлось поломать голову над тем, как
приступить к этой работе, с чего начать?
– Ответы на многие вопросы мы нашли на
организованном в 2002 году областным управлением
образования семинаре-практикуме под
руководством экспертов из Самарской области.
Семинар помог выработать цели и задачи
реструктуризации сети образования на
муниципальном уровне. Познакомились мы и с
опытом работы в этом направлении Ярославской и
Ростовской областей.
А весной 2003 года, взяв в помощники
местную газету, вплотную приступили к работе – с
родителями, учителями, общественностью…
Реструктуризацию образовательной
сети района запланировали проводить поэтапно. На
первом этапе задействовали механизмы
реструктуризации в одном сельском округе и в
районном центре.
В Саранском сельском округе было две
школы: одна – средняя (240 учащихся), вторая –
основная (69 человек). Надо признать, что
материально-техническая база и кадровый состав
основной школы и, как следствие, качество знаний
учащихся не отвечали сегодняшним требованиям.
Причем за последние два года половина учащихся
перешла в среднюю школу, потому что подвоз
старшеклассников автобусом уже был организован
сельской администрацией. Выбор сделали родители.
Они выбрали школу, которая на 100% обеспечена
кадрами (причем 75 % из них аттестованы) и имеет
лучшую материально-техническую базу.
Таким образом, на территории этого
сельского округа с 1 сентября 2003 года заработала
одна средняя школа, а статус основной снизился до
начальной, которая стала филиалом средней.
Правда, теперь ситуация изменилась: из-за
малочисленности филиал ликвидировали, и сейчас
все дети обучаются в средней школе.
Неоценимую помощь оказала нам
областная целевая программа «Школьный автобус»
и, конечно, наша районная администрация. Для
организации подвоза школьников было приобретено
дополнительно два автобуса.
– Удалось ли базу бывшей
основной школы оставить для нужд образования?
– Там был создан социально-культурный
центр, разместились сельская библиотека, кружки
от учреждений дополнительного образования,
задумывались дом культуры и
фельдшерско-акушерский пункт.
– В районном центре причины для
реструктуризации были те же?
– В райцентре тоже было две школы:
средняя (750 учащихся) и основная (427 человек). Идея
реструктурирования родилась из запросов
родителей, которые во время комплектования
первых классов ежегодно обивали пороги средней
школы и управления образования, пытаясь любым
способом определить ребенка в среднюю школу. И не
потому, что в основной их не устраивала
квалификация учителей, а просто пугал
психологический барьер, который ощущают дети при
переходе в среднюю школу по окончании девятого
класса.
Комиссия по рассмотрению вопроса
реструктурирования городских школ пришла к
выводу, что в городе Полесске целесообразно
создать одну среднюю общеобразовательную школу
путем присоединения основной к средней – с одним
юридическим лицом. Обучение организовали так:
учащиеся с первого по шестой класс занимаются на
базе основной школы, а с седьмого по одиннадцатый
– на базе средней.
– Это решило проблему,
обозначенную родителями?
– Да. Психологический барьер, который
существовал при переходе выпускников из
основной школы в среднюю, исчез. Но попутно мы
решили и другие проблемы.
Для детей с первого по шестой класс,
обучающихся в отдельном здании, создан
комфортный психологический и более щадящий
санитарно-гигиенический режим.
У учащихся появилась возможность
выбора при изучении иностранного языка – в
основной школе изучался только английский язык.
Улучшилась материальная база
кабинетов биологии, химии, физики за счет
передачи оборудования из одной школы в другую.
Стабилизировалось кадровое
обеспечение, так как на протяжении нескольких
лет в средней школе ощущалась нехватка учителей
по ряду учебных предметов и педагоги основной
школы приглашались в качестве совместителей.
Обучение учащихся с седьмого по
одиннадцатый класс на базе бывшей средней школы
разгрузило здание, что дало возможность
организовать при переходе на профильное
обучение изучение элективных курсов.
– Кому, по-вашему, объединение
далось тяжелее всех остальных?
– Конечно, основная работа ложится на
плечи администрации учреждения. Но управлением
образования оказывалась практическая помощь
руководителям школ: собирались мнения
участников данного процесса (учащихся, учителей
и родителей) на разных этапах работы, результаты
анкетирования анализировались, и при
необходимости разрабатывались мероприятия по
решению возникающих проблем. Ход мероприятий
контролировался управлением образования.
Опыт показал, что основная трудность
при реструктуризации школ состоит в правильной
расстановке кадров.
Не менее важная проблема –
становление нового коллектива. На практике
непросто сплотить коллективы со сложившимися
традициями, своими требованиями по различным
вопросам учебно-воспитательного процесса в
школе и т.п.
Реакция учащихся и родителей на
процесс объединения школ была наименее
болезненной.
– Что ждало Полесский район
дальше на пути оптимизации?
– Мы создали на территории района
школьные округа и опорные школ в них. К этому нас
в значительной степени подтолкнул объявленный
областным управлением образования конкурс
опорных школ.
В проекте новой редакции Закона
Калининградский области «Об образовании»
давалось следующее определение: опорная школа –
образовательное учреждение (организация),
являющееся ведущим по одному или нескольким
направлениям функционирования и развития
образования среди школ округа. Основной задачей
такой школы является обеспечение предоставления
наиболее качественных образовательных услуг для
учащихся данной территории.
На основе анализа сложившейся
ситуации глава администрации принял
постановление о создании в районе двух школьных
округов и присвоении статуса опорных двум
школам. Было разработано положение об опорной
школе и созданы координационные советы.
Претендентами на это звание стали две
школы, с самого начала участвующие в
широкомасштабном эксперименте и накопившие
богатый опыт инновационной деятельности.
Полесская школа считалась центром методической
работы, а также базовой школой, где продолжали
обучение в десятых классах дети из окрестных
основных школ. А в другом округе развивалось
неформальное сотрудничество как ученических,
так и учительских коллективов (совместное
проведение внеклассных и спортивных
мероприятий). Кроме того, в этих школах
сосредоточивался кадровый потенциал и была
значительно укрепленная учебно-материальная
база. Все это стало хорошей основой для
дальнейшего развития партнерства между школами
округа.
– Направления работы
предлагались школам похожие или разные?
– Координационный совет Полесского
школьного округа, разрабатывая программу
развития школьного округа на учебный год,
выделил три направления деятельности:
управление качеством образования, организация
предпрофильной подготовки и профильного
обучения на старшей ступени и повышение
экономической эффективности функционирования
образовательных учреждений округа. Каждое
направление включает достаточно широкий круг
проблем для совместного решения. Работа по
реализации этих проблем конкретизирована в
плане работы опорной школы на учебный год.
Программой также предусматриваются
этапы дальнейшей реструктуризации: изменение
статуса двух средних школ округа в основные, а
одной основной – в филиал опорной.
Другой округ, в который входят две
средние школы, эволюционировал несколько иначе.
Там взялись выстроить культурно-образовательный
центр и развернуть в пустующем школьном
интернате базу для дополнительного образования
школьников и молодежи села. С этой целью вокруг
опорной школы п. Залесье объединили учреждения и
организации не только культуры и
здравоохранения, но и предприятия, расположенные
на территории округа. Все они принимают самое
живое участие в делах школы, оказывают большую
материальную помощь. За последние годы их силами
в школу поступило немецкое оборудование для
школьной столовой и компьютерного класса,
оборудован тренажерный зал (50 тысяч рублей).
Школа также располагает хорошей базой
для реализации агротехнического профиля. Здесь
создано и успешно функционирует подсобное
хозяйство, в котором насчитывается 180 га земли,
находящейся в севообороте, сельскохозяйственная
техника и прицепной инвентарь. В подсобном
хозяйстве школы собирают по 25–30 ц/га зерновых,
выращивают овощи для школьной столовой и
обеспечивают капустой и картофелем ДОУ
районного центра. Работу школьного подсобного
хозяйства высоко оценил губернатор области: он
посетил торжественную линейку первого сентября
в позапрошлом году и подарил школе новый трактор
МТЗ–82.
Школа сотрудничает с агрономическим
факультетом КГТУ. Летом того года шесть
выпускников школы поступили учиться в этот вуз
по результатам ЕГЭ.
Вторая школа округа вышла в лауреаты
Всероссийского конкурса воспитательных систем
среди сельских школ, награждена дипломом II
степени. В школе имеется школьное лесничество,
которое считается лучшим в области. В рамках
округа реализуется задача развития
индивидуальности учащихся посредством
формирования благоприятной среды для
саморазвития и самовыражения детей.
Программы развития опорных школ
нашего района, представленные на областной
конкурс, признали лучшими в числе шести других из
двадцати, претендующих на это звание. Каждый
грант составил 300 тысяч рублей. Средства грантов
пошли на дальнейшее укрепление
учебно-материальной базы в опорных школах.
Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
|