Глас из дымовой завесы
На ум все чаще приходит сказка о двух лягушках, волей коварного автора вынужденных не оглашать кваканьем прибрежные камыши, а барахтаться в крынке со сметаной. Чем не наши школы! Точно так же тонут в ворохе непригодных для использования документов, и в конце концов одни пропадают под ним, другие предпочитают побороться. Выйдут ли победителями?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: заставить бюрократическую машину учесть нужды тех, кто сидит
за партами, стоит с указкой у доски и отправляет в школу своих детей, потребуется немало усилий.
Фокусы псевдореформы
Директорам и учителям учебных заведений города Ульяновска давно перестала внушать оптимизм реформа образования. Видя, что ее действия идут вразрез с потребностями школы и общества, они составили соответствующее обращение и озвучили его на встрече с чиновниками города. Криков «браво» не прозвучало…
Ульяновцы не отчаиваются. Их новые адресаты – Госдума, Минобр¬науки и Законодательное собрание Ульяновской области.
«Мы, педагоги общеобразовательных школ города, требуем рассмотреть и принять необходимые меры в виде законодательных актов по вопросу реформы образования. Документ, касающийся всех уровней образования, готовится без обсуждения с общественно¬стью и доводится до нас как существующий факт.
Например, сокращается нагрузка для учителей и учащихся, что резко понижает уровень школьного образования и степень его доступности. На русский язык в восьмом классе отводится 3 часа, в девятом – 2, в десятом – 1 час. Такая же картина и по другим школьным дисциплинам. О каком качестве можно говорить?
Идет комплектация классов до 32 и более учащихся. Как следствие этого – закрытие школ, сокращение рабочих мест, безработица…
Правительство использует различного рода «фокусы»: говорит нам о снижении нагрузки на бедных школьников, о введении факультативов (за деньги), о наборе альтернативных дисциплин. Все это дымовая завеса, прикрывающая главное направление этой псевдореформы.
Какое будущее ожидает наших детей, страну в целом? Мы хотим жить достойно и не имеем права молчать сейчас, когда решается судьба российского образования. Считаем, что реформы правительства приведут к умственной деградации молодого поколения. Чтобы не допустить этого, мы требуем внести наши предложения в Закон «Об образовании».
Объявить единую государственную программу для общеобразовательных школ, которая даст гарантию каждому ребенку выбрать будущую профессию.
Пересмотреть стандарты по комплектованию классов: в начальной школе – до 15 учащихся, в средних и старших классах – до 18.
Утвердить тарифную ставку педагогам начальной школы 18 часов, старшей школы – 16.
Увеличить количество часов на факультативы.
Не допустить перехода на 12-летнее образование.
Не вводить ЕГЭ как единственную форму выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузах.
Утвердить финансирование не менее 10 процентов от расходов федерального бюджета.
Повысить зарплату педагога до 15 тысяч рублей и выше».
«С распростертыми объятиями нас не ждут»
Уверенности в том, что воззвание будет услышано, педагогической общественности Ульяновска придает поддержка поднаторевшей в идеологических боях партии «Родина». Многого там советуют не ждать, ссылаясь на объективные причины. Но на инициативу учителей надежды все-таки возлагаются, уверяет Татьяна ЕРМОХИНА, председатель местного отделения «Родины» Заволжского района города Ульяновска.
«Реформы правительства приведут к умственной деградации молодого поколения»
|
– Кто кого «нашел» – «Родина» учителей или наоборот?
– Ко мне в приемную прямо с начала учебного года стали обращаться педагоги. Сколько учителей ко мне приходило! Жаловались на то, какие сюрпризы ожидали их первого сентября: особенно растревожило комплектование классов и урезание чуть ли не на 50 процентов часов по факультативам. Потом поступили жалобы от родителей. Реформа нас теперь всегда пугает.
На основании этого я переговорила с нашим политсоветом, мы взялись за работу – и появилось обращение. Сейчас собираем подписи представителей школ. Очень активны в формировании нового закона школы Заволжского района Ульяновска.
– Какие властные структуры успели ознакомиться с обращением до того, как оно отправится на самый «верх» – министру образования и науки РФ и в Государственную Думу?
– Мы собрали «круглый стол». Пригласили директоров школ, руководство колледжей и вузов, профсоюзы, власть города. Законодательного собрания не дождались: видимо, ему это не интересно. И, к большому сожалению, не было исполнительной власти Ульяновска – гор¬оно, районо.
Обращение наше почти целиком отвергли. «Подумаешь, можно с этими вопросами и на месте разобраться», – услышали мы от депутата городской Думы. Я задала вопрос: «Почему же ничего не решается? Должны спрашивать мнения родителей, сколько учеников они хотят видеть в классе, или хотя бы предупреждать заранее, что классы объ¬единят». А он наотмашь: «Не нравится – пусть идут в соседнюю школу». Если такая позиция исходит от властей, ждать ли нам от этой реформы чего-то положительного?..
– Будете прослеживать путь вашего обращения?
– Обязательно. Должны прийти официальные ответы.
Кроме того, от партии «Родина» мы тоже зададим вопросы. И в зависимости от ответов будем смотреть, что предпринимать дальше.
– Есть ли педагоги среди членов вашей партии?
– Я сама педагог, и мне не безразлично, что происходит в школе. Пытаюсь что-то сделать для нее – есть знания, силы и возможности. Двадцать лет проработав в образовании, я сегодня свободно могу обосновать все, что мы требуем в обращении. Без аргументов не останется ни одна называемая нами цифра.
В партии есть и другие учителя. Кто-то даже перешел в наши ряды из «Единой России».
А директоров школ среди нас немного. Единицы тех, кто может заявить о недовольстве вслух. Обычно говорят: «Мы с вами, вы все правильно делаете, но…» Подозреваю, что боятся лишиться рабочих мест. И это касается не только директоров, но и учителей. Идет сокращение. Молчишь – будешь работать. С остальными проводится политика «не нравится – уходи». У нас сегодня такой разговор…
Больше всего меня радует, что в партию потянулась молодежь, студенты, которым не все равно, что делается вокруг них. Наркотики и пиво надоели, и они готовы приняться за что-нибудь другое, причем положительное. С ними легко работать. Приходят, спрашивают, что нужно сделать, внимательно слушают, вносят предложения. Мы растим себе достойное поколение.
– Татьяна Анатольевна, вы – педагог, но вступивший в политику и знающий ее секреты. Стоит ли действительно уповать на такие обращения, которые подготовил Ульяновск?
– Почему не показать правительству, где оно неправо? Если будем молчать, то ничего не может быть кроме навязывания: «сверху» закон – а мы выполняем. Скажут, 40 учащихся в классе – будет 40. Скажут, один час русского языка – останется один. Если государство заинтересовано в качестве, оно не должно пропускать такие обращения и обходиться без обсуждений с теми, кто непосредственно работает с детьми. Я другого выхода не вижу.
Если бы по всей России писались эти обращения, думаю, акции протеста профсоюзов были бы хорошо дополнены.
– Имеют ли политические пар¬тии влияние на органы власти?
– Сказать, что на сто процентов, нельзя. Мы не «партия власти». Но оглядываются, прислушиваются. Я выходила с инициативой по разным реформам и имею опыт.
С распростертыми объятиями не ждут. И вполне могут принять меры, чтобы не впускать нас в коллективы, где «Родина» ведет юридические консультации по ЖКХ, реформе образования. Мы не умалчиваем, что принимаются антинародные законы: 122-й закон, что-то пытаются нам навязать в Законе «Об образовании»… Очень много вопросов к тем, кто принял их. Не потому, что я состою в партии «Родина». Это крик души любого жителя страны.
Инна АЛЕЙНИКОВА
|