Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2005

Юридический практикум

С чем идти на автомат Калашникова?

Рекомендации по противодействию введению основ военной службы
и религиозного обучения в школе

Мы заканчиваем публикацию рекомендаций Межрегиональной общественной организации «Учителя за свободу убеждений». В предыдущем номере рекомендации были обращены к родителям школьников. Сегодня речь пойдет об учителях.

Окончание. Начало см. в № 20/2005

Учителю защищать права школьников и легче, и труднее, чем родителям. С одной стороны, он действует «изнутри» школы, лучше знает ситуацию, может быстрее получить и проверить информацию о каких-либо нарушениях прав учащихся. С другой – он работник данной школы, заинтересованный в ее хорошей репутации не только у родителей, но и РУНО. Наконец, учитель – наемный работник, во многом зависящий от работодателя (директора школы). Так что прежде всего учителю придется ответить на самый главный вопрос: «Для чего я работаю в школе – чтобы удовлетворять требования начальства или интересы детей?» Рассмотрим несколько типичных ситуаций и варианты действий учителя.

Как учитель может защитить свободу убеждений учащихся?

Новый учебный предмет

Если директор школы предлагает учителю вести предмет, содержание которого, по мнению учителя, может привести к нарушениям свободы убеждений учащихся («Основы военной службы», какой-либо вариант «Основ православной культуры»), необходимо прежде всего постараться выяснить:

  • По чьей инициативе вводится в школе данный курс: директора школы, родителей, местного педагогического начальства, регионального педагогического начальства, местной или региональной власти, министерства образования?
  • Входит ли этот курс в федеральный, региональный или школьный компонент?
  • Какие учебники есть по данному предмету, каков их статус?
  • Предполагается ли экзамен по предмету, в какой форме он может проводиться?

Выяснить это несложно, большая часть подобной информации доступна. Как правило, информация имеется у директора и у районного методиста, у которых нет никаких оснований не выдавать ее учителю (разумеется, если учитель не известен в РУНО как активист общественной организации).

Далее у учителя есть несколько путей:

  1. Откровенно изложить директору основания, по которым считает данный предмет противоречащим российскому законодательству и вредным (опасным) с воспитательной точки зрения (например, «Основы православной культуры» Бородиной). Возможно, директор сам не в восторге от навязанного местной (региональной) властью курса и с радостью воспользуется этими аргументами. Вариант хорош для опытных, высококвалифицированных учителей, уверенных в том, что они не останутся без работы.
  2. Объяснить директору, что не имеется необходимой подготовки для ведения данного предмета. Любые курсы повышения квалификации или переподготовки занимают не меньше года, и обязать посещать их директор не имеет права, если это не оговорено специально в трудовом договоре (вероятность этого ничтожна, ибо в типовом трудовом договоре ничего подобного нет). Не факт, что такие курсы существуют; кроме того, выиграть год-другой – уже победа. Учитель должен раз в 5 лет обучаться на курсах повышения квалификации, но только по своему предмету. Обязать изучать новый предмет нельзя, так же как нельзя заставить учителя вести уроки, если это не оговорено в договоре: «Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида» (ст. 55 ФЗ «Об образовании»). Сейчас, с введением обязательной военной подготовки, весьма вероятен следующий шаг со стороны руководителей образования. Поскольку учителя-мужчины в свое время все прошли обучение на военных кафедрах педагогических вузов и имеют диплом преподавателя НВП, им могут настойчиво предлагать вести новый предмет. В этом случае учитель окажется перед интереснейшей педагогической задачей: можно ли преподавать обязательное военное дело, не нарушая свободы убеждений школьников?
  3. Можно использовать методику так называемой «итальянской забастовки». Ее суть – в согласии работать только при неукоснительном соблюдении со стороны администрации всех норм трудового и образовательного законодательства. Достаточно вспомнить хотя бы обо всех санитарных нормах, чтобы понять: организовать преподавание на должном уровне военного дела в нынешней школе невозможно.
  4. На родительском собрании объяснить родителям возможные последствия для их детей введения данного курса как обязательного (например, после занятий военной подготовкой молодому человеку будет сложно обосновать свое желание проходить альтернативную гражданскую службу), и далее в разговоре с директором ссылаться на запротоколированное решение собрания. Можно напомнить о том, что, если будет введен этот предмет, останется меньше времени на различные элективные курсы, необходимые их детям. Учитывая общее негативное отношение родителей к новым курсам и программам, а также «перегрузку» учащихся, можно с большой долей уверенности рассчитывать на то, что собрание обратится к администрации с просьбой не вводить данный предмет.
    Вообще при общении с родителями всегда следует подчеркивать, что их мнение по большинству вопросов является определяющим, от них зависит, какое образование получат их дети. Обращение к родителям многие эксперты считают наиболее разумным шагом. Ко мнению родителей всегда прислушаются и директор, и районное начальство, а способов воздействия на родителей у администрации фактически нет.
  5. Не отказываясь вести данный предмет, заменить его содержание на идеологически нейтральное (например, на «Основах православной культуры» изучать историю древнерусской живописи).

Внеклассные мероприятия

Если завуч по воспитательной работе сообщает клас¬сному руководителю о том, что его класс должен принять участие в каком-то мероприятии, содержание которого, по мнению классного руководителя, может привести к нарушениям свободы убеждений учащихся, необходимо прежде всего постараться выяснить:

  • Каков статус меро¬приятия (всероссийское, городское, районное, школьное) и как сформулированы цели мероприятия?
  • Есть ли письменное указание об обязательном характере данного меро¬приятия?
  • Проводится это мероприятие впервые или оно традиционно для школы?
  • Известны ли какие-то случаи негативных последствий проведения аналогичных мероприятий?

Основная трудность заключается в том, что, как правило, никаких письменных распоряжений на уровне РУНО не бывает, все ограничивается устными указаниями и рекомендациями. Таким образом, формально «зацепиться» не за что.

С другой стороны, и взыскания за невыполнение этих устных распоряжений достаточно редки. Основания для каких-либо санкций перечислены в Трудовом кодексе, их не очень много. Так, в ст.336 ТК РФ перечислены три основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. Что касается дисциплинарной ответственности, то, в соответствии со ст. 55 ФЗ «Об образовании», «дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику». На первый взгляд кажется, что у школьной администрации есть масса возможностей наказать «неугодного» учителя.

Во-первых, учителю можно сделать неудобное расписание занятий, сократить нагрузку (но не меньше ставки!).

Во-вторых, против учителя можно попытаться настроить педагогический коллектив или начать «отыгрываться» на детях: придираться к ученикам, лишать их интересных мероприятий и т. д.

Наконец, учителя можно замучить бесконечными проверками и придирками, поскольку точно выполнять все существующие нормативы перегруженному учителю очень сложно.

Это, конечно, сильные «аргументы» администрации, и учитель, начиная борьбу, должен трезво оценить ситуацию и свои возможности:

  • Готов ли он сам к тому, что отношения с администрацией могут стать напряженными или вообще испортиться?
  • Готовы ли родители выступить в его защиту и заявить в вышестоящих инстанциях, что «любимого учителя выживают из школы»?
  • Готовы ли его поддержать коллеги (например, при распределении нагрузки на будущий год)?
  • Есть ли реальная возможность перейти на работу в другую школу?

Какие мероприятия мы имеем в виду?

  1. Военно-спортивные и военно-исторические игры, конкурсы.
  2. Встречи с военными, служившими в «горячих точках».
  3. Участие в политизированных мероприятиях (конкурсы работ «Что значит быть русским сегодня?», опрос родителей перед выборами, собираются ли они участвовать в голосовании, и т. д.).
  4. Вовлечение детей в политические организации («юные путинцы», «медвежата» и прочее), военизированные клубы или клубы ярко выраженной религиозной направленности.
  5. Участие в религиозных обрядах (например, «освящении» школы).

Если мероприятия 3–5 совершенно точно можно расценивать как нарушение свободы убеждений (ст. 1 п.5 и ст. 2 п.4 и 5 ФЗ «Об образовании»), то к оценке мероприятий 1 и 2 следует подходить с большой осторожностью. Сама по себе встреча с ветераном афганской или чеченской войны может иметь огромное воспитательное значение, если правильно ее организовать. Прежде всего надо помнить, что к детям нельзя пускать незнакомого человека, необходимо заранее с ним встретиться и выяснить, о чем именно он хочет говорить. Кроме того, можно сказать детям, что перед ними выступили с одной из возможных по данному вопросу позиций (например, что в Афганистане советские войска выполняли интернациональный долг), и изложить им другие позиции. То же самое можно сказать и об отношении к различным военизированным играм. В любом случае после проведения таких мероприятий совершенно необходимо провести с детьми подробное обсуждение.

Как может вести себя учитель?

  1. Отказаться от участия в меро¬приятии.
  2. Участвовать формально, не требуя от детей обязательного посещения мероприятия и «прикрывая» их от администрации. Вариант достаточно прост и привычен для многих учителей, но не от всех мероприятий детей можно «освободить». Например, верующим неправославным, возможно, неприятно будет учиться в «освященной» школе, даже если они сами не присутствовали при этом обряде.
  3. Обратиться к родителям на родительском собрании или на заседании родительского комитета, предложив им либо индивидуально написать заявления классному руководителю (директору), либо обратиться всем вместе к администрации с просьбой не занимать их детей в подобных мероприятиях. При этом нужно подчеркивать, что возражение вызывает не само по себе мероприятие, а его обязательный характер, и значит, в нем могут принять участие все желающие.
  4. Выполнить в точности распоряжение администрации, честно объяснив детям свое отношение к данному мероприятию. По крайней мере дети поймут, что их классный руководитель не хочет скрывать позицию, расходящуюся с «линией партии». Правда, в этом случае существует опасность, что самого клас¬сного руководителя обвинят в нарушении закона и навязывании детям его личной точки зрения.
  5. Если нарушения 3 – 5 носят систематический характер и инициируются местной или центральной властью либо какими-то «взрослыми» политическими партиями, то вряд ли учителя и родители сами решатся на последовательную борьбу. В таком случае единственный вариант – привлечение внимания СМИ, правозащитных организаций.

Рейтинг@Mail.ru