С чем идти на автомат Калашникова?
Рекомендации по противодействию введению основ военной службы и религиозного обучения в школе
Мы заканчиваем публикацию рекомендаций Межрегиональной общественной организации «Учителя за свободу убеждений».
В предыдущем номере рекомендации были обращены к родителям школьников. Сегодня речь пойдет об учителях.
Окончание. Начало см. в № 20/2005
Учителю защищать права школьников и легче, и труднее, чем родителям. С одной стороны, он действует «изнутри» школы, лучше знает ситуацию, может быстрее получить и проверить информацию о каких-либо нарушениях прав учащихся. С другой – он работник данной школы, заинтересованный в ее хорошей репутации не только у родителей, но и РУНО. Наконец, учитель – наемный работник, во многом зависящий от работодателя (директора школы). Так что прежде всего учителю придется ответить на самый главный вопрос: «Для чего я работаю в школе – чтобы удовлетворять требования начальства или интересы детей?»
Рассмотрим несколько типичных ситуаций и варианты действий учителя.
Как учитель может защитить свободу убеждений учащихся?
Новый учебный предмет
Если директор школы предлагает учителю вести предмет, содержание которого, по мнению учителя, может привести к нарушениям свободы убеждений учащихся («Основы военной службы», какой-либо вариант «Основ православной культуры»), необходимо прежде всего постараться выяснить:
- По чьей инициативе вводится в школе данный курс: директора школы, родителей, местного педагогического начальства, регионального педагогического начальства, местной или региональной власти, министерства образования?
- Входит ли этот курс в федеральный, региональный или школьный компонент?
- Какие учебники есть по данному предмету, каков их статус?
- Предполагается ли экзамен по предмету, в какой форме он может проводиться?
Выяснить это несложно, большая часть подобной информации доступна. Как правило, информация имеется у директора и у районного методиста, у которых нет никаких оснований не выдавать ее учителю (разумеется, если учитель не известен в РУНО как активист общественной организации).
Далее у учителя есть несколько путей:
- Откровенно изложить директору основания, по которым считает данный предмет противоречащим российскому законодательству и вредным (опасным) с воспитательной точки зрения (например, «Основы православной культуры» Бородиной). Возможно, директор сам не в восторге от навязанного местной (региональной) властью курса и с радостью воспользуется этими аргументами. Вариант хорош для опытных, высококвалифицированных учителей, уверенных в том, что они не останутся без работы.
- Объяснить директору, что не имеется необходимой подготовки для ведения данного предмета. Любые курсы повышения квалификации или переподготовки занимают не меньше года, и обязать посещать их директор не имеет права, если это не оговорено специально в трудовом договоре (вероятность этого ничтожна, ибо в типовом трудовом договоре ничего подобного нет). Не факт, что такие курсы существуют; кроме того, выиграть год-другой – уже победа. Учитель должен раз в 5 лет обучаться на курсах повышения квалификации, но только по своему предмету. Обязать изучать новый предмет нельзя, так же как нельзя заставить учителя вести уроки, если это не оговорено в договоре: «Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида» (ст. 55 ФЗ «Об образовании»). Сейчас, с введением обязательной военной подготовки, весьма вероятен следующий шаг со стороны руководителей образования. Поскольку учителя-мужчины в свое время все прошли обучение на военных кафедрах педагогических вузов и имеют диплом преподавателя НВП, им могут настойчиво предлагать вести новый предмет. В этом случае учитель окажется перед интереснейшей педагогической задачей: можно ли преподавать обязательное военное дело, не нарушая свободы убеждений школьников?
- Можно использовать методику так называемой «итальянской забастовки». Ее суть – в согласии работать только при неукоснительном соблюдении со стороны администрации всех норм трудового и образовательного законодательства. Достаточно вспомнить хотя бы обо всех санитарных нормах, чтобы понять: организовать преподавание на должном уровне военного дела в нынешней школе невозможно.
- На родительском собрании объяснить родителям возможные последствия для их детей введения данного курса как обязательного (например, после занятий военной подготовкой молодому человеку будет сложно обосновать свое желание проходить альтернативную гражданскую службу), и далее в разговоре с директором ссылаться на запротоколированное решение собрания. Можно напомнить о том, что, если будет введен этот предмет, останется меньше времени на различные элективные курсы, необходимые их детям. Учитывая общее негативное отношение родителей к новым курсам и программам, а также «перегрузку» учащихся, можно с большой долей уверенности рассчитывать на то, что собрание обратится к администрации с просьбой не вводить данный предмет.
Вообще при общении с родителями всегда следует подчеркивать, что их мнение по большинству вопросов является определяющим, от них зависит, какое образование получат их дети. Обращение к родителям многие эксперты считают наиболее разумным шагом. Ко мнению родителей всегда прислушаются и директор, и районное начальство, а способов воздействия на родителей у администрации фактически нет.
- Не отказываясь вести данный предмет, заменить его содержание на идеологически нейтральное (например, на «Основах православной культуры» изучать историю древнерусской живописи).
Внеклассные мероприятия
Если завуч по воспитательной работе сообщает клас¬сному руководителю о том, что его класс должен принять участие в каком-то мероприятии, содержание которого, по мнению классного руководителя, может привести к нарушениям свободы убеждений учащихся, необходимо прежде всего постараться выяснить:
- Каков статус меро¬приятия (всероссийское, городское, районное, школьное) и как сформулированы цели мероприятия?
- Есть ли письменное указание об обязательном характере данного меро¬приятия?
- Проводится это мероприятие впервые или оно традиционно для школы?
- Известны ли какие-то случаи негативных последствий проведения аналогичных мероприятий?
Основная трудность заключается в том, что, как правило, никаких письменных распоряжений на уровне РУНО не бывает, все ограничивается устными указаниями и рекомендациями. Таким образом, формально «зацепиться» не за что.
С другой стороны, и взыскания за невыполнение этих устных распоряжений достаточно редки. Основания для каких-либо санкций перечислены в Трудовом кодексе, их не очень много. Так, в ст.336 ТК РФ перечислены три основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. Что касается дисциплинарной ответственности, то, в соответствии со ст. 55 ФЗ «Об образовании», «дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику». На первый взгляд кажется, что у школьной администрации есть масса возможностей наказать «неугодного» учителя.
Во-первых, учителю можно сделать неудобное расписание занятий, сократить нагрузку (но не меньше ставки!).
Во-вторых, против учителя можно попытаться настроить педагогический коллектив или начать «отыгрываться» на детях: придираться к ученикам, лишать их интересных мероприятий и т. д.
Наконец, учителя можно замучить бесконечными проверками и придирками, поскольку точно выполнять все существующие нормативы перегруженному учителю очень сложно.
Это, конечно, сильные «аргументы» администрации, и учитель, начиная борьбу, должен трезво оценить ситуацию и свои возможности:
- Готов ли он сам к тому, что отношения с администрацией могут стать напряженными или вообще испортиться?
- Готовы ли родители выступить в его защиту и заявить в вышестоящих инстанциях, что «любимого учителя выживают из школы»?
- Готовы ли его поддержать коллеги (например, при распределении нагрузки на будущий год)?
- Есть ли реальная возможность перейти на работу в другую школу?
Какие мероприятия мы имеем в виду?
- Военно-спортивные и военно-исторические игры, конкурсы.
- Встречи с военными, служившими в «горячих точках».
- Участие в политизированных мероприятиях (конкурсы работ «Что значит быть русским сегодня?», опрос родителей перед выборами, собираются ли они участвовать в голосовании, и т. д.).
- Вовлечение детей в политические организации («юные путинцы», «медвежата» и прочее), военизированные клубы или клубы ярко выраженной религиозной направленности.
- Участие в религиозных обрядах (например, «освящении» школы).
Если мероприятия 3–5 совершенно точно можно расценивать как нарушение свободы убеждений (ст. 1 п.5 и ст. 2 п.4 и 5 ФЗ «Об образовании»), то к оценке мероприятий 1 и 2 следует подходить с большой осторожностью. Сама по себе встреча с ветераном афганской или чеченской войны может иметь огромное воспитательное значение, если правильно ее организовать. Прежде всего надо помнить, что к детям нельзя пускать незнакомого человека, необходимо заранее с ним встретиться и выяснить, о чем именно он хочет говорить. Кроме того, можно сказать детям, что перед ними выступили с одной из возможных по данному вопросу позиций (например, что в Афганистане советские войска выполняли интернациональный долг), и изложить им другие позиции. То же самое можно сказать и об отношении к различным военизированным играм. В любом случае после проведения таких мероприятий совершенно необходимо провести с детьми подробное обсуждение.
Как может вести себя учитель?
- Отказаться от участия в меро¬приятии.
- Участвовать формально, не требуя от детей обязательного посещения мероприятия и «прикрывая» их от администрации. Вариант достаточно прост и привычен для многих учителей, но не от всех мероприятий детей можно «освободить». Например, верующим неправославным, возможно, неприятно будет учиться в «освященной» школе, даже если они сами не присутствовали при этом обряде.
- Обратиться к родителям на родительском собрании или на заседании родительского комитета, предложив им либо индивидуально написать заявления классному руководителю (директору), либо обратиться всем вместе к администрации с просьбой не занимать их детей в подобных мероприятиях. При этом нужно подчеркивать, что возражение вызывает не само по себе мероприятие, а его обязательный характер, и значит, в нем могут принять участие все желающие.
- Выполнить в точности распоряжение администрации, честно объяснив детям свое отношение к данному мероприятию. По крайней мере дети поймут, что их классный руководитель не хочет скрывать позицию, расходящуюся с «линией партии». Правда, в этом случае существует опасность, что самого клас¬сного руководителя обвинят в нарушении закона и навязывании детям его личной точки зрения.
- Если нарушения 3 – 5 носят систематический характер и инициируются местной или центральной властью либо какими-то «взрослыми» политическими партиями, то вряд ли учителя и родители сами решатся на последовательную борьбу. В таком случае единственный вариант – привлечение внимания СМИ, правозащитных организаций.
|