Медиацентр в образовательном пространстве школы
Появление в школах информационных служб (медиатек, медиацентров), можно сказать, свежее веяние школьной жизни. В число их задач входит и внедрение в учебный процесс современных компьютерных технологий, включая весь комплекс систем мультимедиа; и обучение учащихся
и педагогов использованию современных информационных компьютерных технологий; и помощь педагогам при разработке уроков
с использованием компьютера. Далее идут поддержка системы электронной почты, обновление сайта школы и т.д.
Конечно, для какой-нибудь американской или европейской школы говорить об этих проблемах смешно. Да и для некоторых наших школ это уже перестало быть новой темой. Ну а тот, кто только начинает организовывать у себя в школе медиапространство, может почерпнуть пару-тройку идей в данном материале.
Одним из приоритетов современного образования становится проблема формирования креативной личности. А важнейшим механизмом создания творческой разносторонней личности можно назвать информатизацию школьного образования, повышение информационной культуры учителя и ученика.
Очевидно, что сейчас уже недостаточно только обеспечивать внутреннюю связь материала каждого предмета с возможностями компьютеризации и совершенствовать систему рационализации и интенсификации процесса передачи знаний. И вот в образовательных учреждениях появляется потребность создания специального подразделения – медиацентра, объединяющего медиатеку, библиотеку, читальный зал, школьный музей (если он есть в школе), компьютерные классы.
Современный ребенок воспринимает компьютер как дело обыденное. Работа с ним занимает большую часть его свободного времени. А вот, к сожалению, большая часть учителей до сих пор, хотя на дворе уже XXI век, не владеет в полной мере компьютерной грамотностью.
Руководствуясь этими соображениями, мы в гимназии № 92 Санкт-Петербурга начали работу по созданию медиацентра. Сразу заметим, что организация медиацентра – дело далеко не одного года, требующее определенных материальных затрат и непременно творческого участия всего педагогического коллектива. Поэтому мы определили для себя последовательность шагов:
- подготовительный этап – создание материально-технических и кадровых условий;
- организационный этап – отлаживание механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса через включение медиацентра в единое образовательное пространство гимназии;
- внедренческий этап – использование медиаресурсов в образовательном пространстве через включение медиацентра в единое образовательное пространство гимназии, а также внедрение инновационных форм деятельности медиацентра.
На первом этапе определяются технико-тематический состав информационных материалов и необходимые для медиацентра кадры. Также ведется работа по выбору помещений, подбору мебели и оборудования, учету того оборудования, которое уже имеется в школьной библиотеке, компьютерных классах, школьном музее. Отдельная работа должна быть посвящена привлечению средств заинтересованных организаций и лиц, пробуждению интереса у родителей к медиатеке. Прорабатываются вопросы о количестве сотрудников, о возможности ремонта и поддержания в рабочем состоянии технических средств: видеотехники, компьютеров, диапроекторов, магнитофонов и пр.
Отдельная забота – создание индивидуальных мест для самостоятельных занятий школьников с книгами и другими средствами информации. Здесь, как говорится, сто раз отмерь – один отрежь. От рационального размещения мебели и различных приспособлений, от уюта и дизайна информационного центра в значительной мере зависит успех всей затеи. Необходимо помнить о разнообразных средствах, являющихся источниками новой информации для учащихся и нацеленных на формирование некоторых умений и навыков (например, фонозаписи по литературе, истории, иностранным языкам; видеозаписи; диафильмы и диапозитивы (слайды); электронные энциклопедии, книги).
Поиск нужной информации – центральная задача любого информационного центра. Поэтому важно, чтобы любой пользователь мог быстро и просто найти нужную ему литературу, фоно- или видеозапись и т.д. В большинстве библиотек развитых стран этот процесс максимально упрощен благодаря автоматизированной системе, используемой для каталогизации книжного и других фондов, создания баз данных. И мы поставили для себя задачу создания такой базы в памяти компьютера, которая должна включить:
- алфавитный каталог всей литературы и других средств, имею¬щихся в школьной библиотеке;
- алфавитный каталог авторов;
- тематический каталог с указанием, имеется ли данная литера¬тура в школьной библиотеке или в какой близлежащей библиотеке ее можно найти (с указанием индексов);
- аннотированный каталог, который дает краткую информацию о содержании той или иной книги, статьи;
- каталог видеофильмов;
- каталог аудиозаписей;
- каталог электронных энциклопедий, книг и т.п.;
- специальную базу данных читателей, куда вводится вся необходимая информация о каждом читателе.
Для удобства работы в помещении медиацентра устанавливают один-два дисплея с клавиатурой, для того чтобы учащийся мог обратиться к нужной ему базе данных и найти необходимые ему источники.
Мы предусмотрели также и проведение локальной сети и телекоммуникационной связи в нашем информационном центре. Они дадут возможность:
- организовать коллективную работу групп над едиными проектами;
- организовать централизованный доступ к данным, хранить данные на выделенном файл-сервере с разграничением прав пользования;
- подключаться к другим центрам информации, другим базам данных, что позволит пользоваться не только литературой медиацентра, но и других фондов;
- вступать в общение с учащимися, учителями других школ, расположенных на любых расстояниях от этой школы;
- организовывать совместные проекты по самым разнообразным темам с партнерами других школ;
- получать необходимые консультации у компетентных специалистов в научных и методических центрах;
- обмениваться информацией и опытом.
Таким образом, наш медиацентр будет способствовать созданию для учащихся и учителей условий свободного выбора методов, форм и средств развития личности; обеспечению возможностей наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам в процессе самостоятельной учебной и научно-поисковой работы учащихся и методической работы учителей.
В целом с декабря 2004 года по апрель 2005 в нашем медиацентре было сделано следующее:
- Создана нормативно-правовая база (Положение о медиацентре (см. с. 25); должностные обязанности сотрудников медиацентра; журнал учета работы в медиацентре).
- Созданы каталоги (каталог мультимедийных компакт-дисков (электронных энциклопедий) в Microsoft Publisher).
- Начато сотрудничество с педагогами и учащимися в рамках их проектной деятельности в учебном процессе (организована помощь учителям и учащимся 9-х классов при подготовке к конкурсам исследовательских работ «Балтийский регион», «Интеллектуальное возрождение», «Первые шаги»; подготовлен устный журнал «По следам мужества и стойкости…» ко Дню Защитника Отечества в виде компьютерной презентации; оформлены работы учащихся 9-х классов на конкурс «Мой друг учебник»; подготовлены три презентации (устный журнал «По следам мужества и стойкости…», «Новелла как особый литературный жанр. Человек в мире чувств и вещей», «Развитие готического романа в Англии») и электронные версии печатного издания – газеты «Гимназистъ» и творческой работы по «ПДД» на конкурс «Мы и компьютер»; подготовлено 9 конкурсных работ учащихся 5–10-х классов на конкурс по Правилам дорожного движения; начато издание школьной газеты «Гимназистъ» и т.д.).
- Расширена издательская деятельность (изданы: методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе»; рекламный буклет «Государственное учреждение гимназия № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга»; учебное пособие «Учись учиться»).
Мы, конечно же, не остановимся на достигнутом. И в ближайшее время будем работать по таким направле¬ниям, как:
- создание каталога видеофильмов;
- создание базы данных дидактических материалов учителей-предметников по всем курсам;
- разработка электронных уроков;
- создание справочной службы «Скорая помощь» для учащихся;
- создание библиотеки тестов для анализа результатов усвоения по изученным темам курсов с целью самопроверки учащихся и обратной связи;
- формирование базы данных для осуществления мониторинга инновационной и проектной деятельности;
- налаживание дистанционного обучения учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Основные положения
1.1. Медиацентр создан на базе ГОУ «Гимназия № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга».
1.2. Медиацентр организует свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, с Законом «Об образовании» Российской Федерации, Уставами ГОУ «Гимназия № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга» и настоящим Положением.
1.3. Состав сотрудников медиацентра определяется штатным расписанием.
1.4. Результаты деятельности медиацентра оформляются в виде методических пособий, рекомендаций, публикаций в периодических изданиях, сборниках локальных документов.
2. Цели и задачи медиацентра
2.1. Основная цель медиацентра – создание для учащихся и учителей условий свободного выбора методов, форм и средств развития личности; обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам в процессе самостоятельной учебной и научно-поисковой работы учащихся и методической работы учителей.
2.2. Основные задачи медиацентра:
- выявление потребностей комплектования электронными носителями по предметам;
выявление потребности учреждения образования в программных и методических средствах;
- компьютерная каталогизация и обработка информационных ресурсов;
- создание базы данных по программным и методическим средствам;
- подбор и тиражирование необходимых учебных программных и печатных материалов для проведения уроков;
- подбор и формирование базы презентаций по предметам из ресурсов Интернета;
- подбор и формирование базы электронных книг, учебников, пособий по предметам из ресурсов Интернета;
- подбор и формирование видеофонда по учебным предметам;
- подбор и формирование аудиофонда;
- оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно-методических материалов с использованием инструментальных программных средств;
- создание презентаций по предметам;
- создание электронных книг, учебников, пособий, рефератов по предметам;
- создание информационной базы по основным аспектам инновационной деятельности в гимназии;
- обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области информационных технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого использования;
- запись на CD-RW, CD-R презентаций, электронных учебников;
- оказание помощи в подготовке презентаций докладов учащихся;
- создание электронных версий школьных печатных сборников и газеты;
- организация самообразовательной деятельности учащихся с учебной, справочной литературой и техническими средствами получения информации;
- организация обучения пользователей методике нахождения, сохранения и переработки информации на различных носителях;
- разработка учебно-методических рекомендаций и пособий.
3. Структура и управление медиацентром
3.1. Медиацентр действует на основании Положения, которое утверждается директором гимназии и вступает в силу с момента утверждения.
3.2. Положение и вносимые в него изменения утверждаются директором гимназии в установленном порядке.
3.3. Медиацентр включает в себя библиотеку, читальный зал, 2 компьютерных класса.
3.4. Штатное расписание медиацентра включает в качестве базового ядра должности руководителя медиацентра, заведующего библиотекой, педагога-организатора, библиотекаря, лаборанта, медиаспециалиста.
3.5. Медиацентр как структурное подразделение гимназии находится в непосредственном подчинении директора гимназии.
4. Должностные обязанности
сотрудников медиацентра
4.1. Руководитель медиацентра:
4.1.1. Отвечает за эффективность деятельности медиацентра как структурного подразделения школы и определяет перспективы его развития, выбирает методы и средства проведения этой деятельности, пути решения поставленных перед медиацентром задач.
4.1.2. Разрабатывает проекты перспективных и годовых планов работы медиацентра и представляет их на утверждение администрации школы.
4.1.3. Руководит разработкой совместных с педагогическим коллективом рабочих программ на основе использования тех же программных материалов, контрольных работ, расписания, методик проверки и пр., которые используются учителями.
4.1.4. Определяет соисполнителей запланированных совместных работ среди учащихся и учителей.
4.1.5. Контролирует выполнение предусмотренных планом заданий, качество работ, обязательств, выполненных специалистами медиацентра и соисполнителями.
4.1.6. Обеспечивает при этом соблюдение нормативов, требований и оформление соответствующей документации и конкретных выходов, соблюдение установленного порядка их согласования.
4.1.7. Утверждает и представляет на рассмотрение администрации школы отчеты о работах, выполненных сотрудниками медиацентра.
4.1.8. Определяет потребность медиацентра в оборудовании, информационных средствах и других ресурсах, необходимых для проведения работ, принимает меры к обеспечению медиацентра всем необходимым, рациональному использованию и сохранности оборудования, аппаратуры.
4.2. Заведующая библиотекой:
Дополнительно к должностным обязанностям, которые определяются «Типовым положением о библиотеке общеобразовательной школы», вводятся следующие:
4.2.1. Проводит по собственной программе обучение школьников работе с различными видами информации и способам их применения.
4.2.2. Использует в работе по пропаганде книги, по привитию учащимся любви к чтению и книге разнообразные технические и информационные средства, имеющиеся в медиацентре.
4.2.3. Организует и ведет компьютерную справочно-библиографическую службу.
4.2.4. Осуществляет руководство дифференцированным обслуживанием учащихся и педагогического коллектива школы посредством компьютерной справочно-библиографической службы (каталог школьной библиотеки, информационная база данных).
4.3. Педагог – организатор творческих дел:
4.3.1. Осуществляет (совместно с руководителем медиацентра) руководство группой сотрудников медиацентра при разработке образовательных школьных проектов, являющихся частью общей работы медиацентра, или проводит работу как исполнитель наиболее сложной и ответственной деятельности в медиацентре.
4.3.2. Консультирует учителей по использованию технических и информационных средств в учебно-воспитательной, творческой и самообразовательной работе, помогает им найти дидактически обоснованное решение в этой области.
4.3.3. Разрабатывает (совместно с учителями, председателями методических объединений) планы, методические программы, процедуру осуществления образовательных проектов.
4.3.4. Организует (со¬вместно с руководителем медиацентра) на базе медиацентра занятия, направленные на повышение квалификации педагогического состава школы и сотрудников медиацентра (в плане совершенствования деятельности с техническими и информационными средствами).
4.3.5. Организует сбор и изучение информации по эффективности деятельности медиацентра, проводит анализ самообразовательной и творческой, индивидуальной и групповой самостоятельной работы по удовлетворению интеллектуальных запросов всех ее потребителей; участвует в обобщении данных результатов изучения и наблюдений.
4.3.6. Руководит изданием школьного журнала или газеты. Может на базе медиацентра вести курсы «Медиакультура», «Основы журна¬листики» и т. п.
4.4. Библиотекарь:
Дополнительно к должностным обязанностям, которые опре¬деляются «Типовым положением о библиотеке общеобразовательной школы», вводятся следующие:
4.4.1. Осуществляет компьютерную справочно-библиографическую службу.
4.4.2. Осуществляет дифференцированное обслуживание учащихся и педагогического коллектива школы посредством компьютерной справочно-библиографической службы (каталог школьной библио¬теки, информационная база данных).
4.5. Лаборант:
4.5.1. Оказывает техническую помощь учащимся и учителям в их самостоятельной работе с магнитными и фонозаписями, диафильмами, диапозитивами, СD-R, CD-RW, DWD-R, DWD-RW; в размножении ими по мере надобности материалов общешкольного типа на ксерокопировальной технике.
4.5.2. Выполняет отдельные задания по поручению руководителя медиацентра.
4.5.3. Ведет журнал ежедневного учета посещения и дея¬тельности, ведет «книгу адресов», готовит материалы к общему обзору деятельности в медиацентре.
4.5.4. Консультирует учащихся и учителей по правилам использования компьютера, ксерокса, сканера в медиацентре.
4.6. Медиаспециалист (программист, системный администратор):
4.6.1. Проводит экспертизу (совместно с учителями-предметниками и руководителем медиацентра) и формирование фонда компьютерных программ для самостоятельной работы всех пользователей школьного медиацентра, фонда вспомогательных программ для обеспечения сервисных услуг.
4.6.2. Ведет единую базу данных (видеозаписи, магнито- и фонозаписи, компьютерные программы, диафильмы, диапозитивы, книги) по всем направлениям деятельности медиацентра за счет переноса информации с рабочих дискет других сотрудников медиацентра. «Архивирует» программное обеспечение, имеющееся в медиацентре.
4.6.3. Осуществляет помощь учащимся, учителям и сотрудникам медиацентра в их самостоятельной деятельности с компьютерными программами (по коррекции и обобщению знаний, с информационными базами данных, с каталогом средств информации, текстовыми редакторами и пр.). Принимает участие в создании компьютерных «заставок» для школьных видео¬программ, создаваемых в соответствии с планом работы медиацентра.
4.6.4. Участвует в работе по анализу деятельности учащихся и учителей с компьютерными программами: помогает проводить анкетирование, готовит материалы к общему обзору деятельности в медиацентре, ведет журнал ежедневного посещения и деятельности компьютерной рабочей зоны медиацентра.
Материал подготовили
Ольга БРЫКОВА, Татьяна ГРОМОВА
|