Перпетуум-мобиле № 112
Центр Москвы, Красная площадь в двух шагах…
Каждый метр – на вес золота. А для директоров
местных общеобразовательных школ на вес золота
– ученики: многочисленные коммерческие офисы и
госучреждения этого района с большим перевесом
выигрывают конкурентную борьбу с жилыми домами.
Дети из других столичных округов согласны
приезжать лишь в знаменитые спецшколы. Общее
образование здесь не котируется. Впрочем, о
средней общеобразовательной школе,
возглавляемой Натальей Борисовной КУЗНЕЦОВОЙ,
не получится заявить это столь категорично. В СОШ
№ 112 школьники добираются даже из Подмосковья –
то, что дает им школа, для них важнее громкой
вывески.
«Если вы не представляете интереса ни
образовательной программой, ни досуговой, на
школе можно ставить крест», – уверена директор.
Долгие годы работы следует она этой мысли. В
результате имеет сегодня настоящее богатство –
целых семьсот учеников.
Никаких ухищрений не предпринималось.
Кропотливый труд – это не хитрость, а тяжелый,
длинный путь. И задачу-максимум – достойно
представить все предметы и сделать так, чтобы
ребенок находил школу нужной даже после уроков,
– педагоги решили. Сейчас с трудом
представляется, как могла бы простаивать в
бездействии хорошо оснащенная для обучения и
оздоровления база.
…Полвека назад строящееся здание
должно было вырасти в госпиталь. Но едва
дотянувшись до второго этажа, оно разрушилось.
Попытку повторили – теперь строили школу. И
больше строительство не срывалось: сначала
появилось основное здание, через несколько лет
пристроили бассейн и лабораторный корпус, потом
школу дополнили два капитально
отремонтированных здания, стоявших рядом. Все
корпуса соединили переходами. Так появилась
школа № 112 – длинная и запутанная для
посторонних, просторная и дарящая массу
возможностей – для своих.
У каждого ученика 112-й – свой ответ на
вопрос, что «ищет он в стране далекой, что кинул
он в краю родном». Ежедневно тратить много
времени на дорогу до школы и обратно можно только
ради ощутимых результатов.
Например, у школы налажены тесные
контакты с несколькими институтами. В старших
классах ребята готовятся к поступлению в
авиационно-технологический университет.
Также идет сотрудничество с Высшей
школой экономики. Школа № 112 – городская
экспериментальная площадка по профилизации
образования в старших классах, и проект с ВШЭ
подразумевает раннее знакомство детей со
всевозможными специальностями. Педколлектив
надеется, что благодаря проекту уже к десятому
классу ученики будут хорошо адаптированы в среде
новых профессий.
Дружат с колледжем. Дети одновременно
учатся и там и в школе, тем самым сразу же получая
среднее специальное образование.
Несколько лет назад всем на удивление
наладили совместную работу с не самой популярной
кафедрой факультета иностранных языков МГУ им.
Ломоносова – славянской. Ученики 10-го класса
взялись изучать польский, болгарский, чешский,
сербский языки. А сегодня на факультете конкурс
на славянскую кафедру может поспорить за
первенство с испанскими и итальянскими языками.
И это не счастливая случайность. Просчитывать
перспективу «немодных» профессий – тактический
ход педагогического коллектива. Точно так же
когда-то взялись за техническое образование – не
прогадали.
Особое направление школьной жизни –
проектная деятельность. Она ведется с большим
вниманием со стороны взрослых к склонностям
любого ребенка. Если тому больше по душе
прикладной характер работы, то это не
возбраняется и учитывается в задании. Мальчик
сделал потрясающий макет телестудии
телерадиокомпании города Костромы – все мигало,
пищало… Ему не нравится реферативная форма, но
он прочитал бездну материала, сам съездил в
Кострому, сфотографировал, «измучил» все
костромское телевидение, после чего сотрудники
отдали все материалы. Труд получился на совесть,
парень доволен, и, что особенно важно педагогам,
он, кажется, нашел себя в будущей профессии.
Девочка в своем проекте занималась
сравнением положения женщин в Москве и на
периферии. Провела оригинальную
исследовательскую работу. Учителя не скрывали
интереса к сделанным ею выводам…
Еще один проект был связан с
топонимией улиц одного старинного русского
города. Ребята изучали самые нестандартные
топонимы. Полученные данные превратились в
справочник, который школьники преподнесли в
подарок Ипатьевскому монастырю. И выяснилось,
что никто те улицы с этой точки зрения никогда не
исследовал.
Пословица «делу – время, потехе – час»
– это не о школе № 112. Здесь и потехе – время.
Наверное, потому, что развлечения, отдых, кружки
для детей не менее важны, чем уроки.
Знаменита школа большим польским
культурным центром. Он объединяет детей и
взрослых – поляков из посольства и всех тех, кто,
имея исторические корни, никогда не был в Польше
и мечтает изучать ее культуру. Учатся
непринужденно: через спектакли, концерты,
праздники. Выпускники центра – студенты ведущих
польских вузов. Правительство этой страны так
высоко оценило вклад школы в укрепление
межгосударственной дружбы, что присвоило
директору Наталье Кузнецовой звание кавалера
ордена «Золотой крест за заслуги перед
Республикой Польшей» (год вообще для Натальи
Борисовны вышел «урожайным» на высокие награды:
в начале учебного года она стала Заслуженным
учителем Российской Федерации).
Около десяти лет ученики выходят на
подмостки школьного театра. Руководит им
профессионал, и потому тут не боятся браться за
серьезные постановки: последний раз под
аплодисменты раскланивались участники
спектакля «Беда от нежного сердца». К тому же
неожиданно открылось, что у некоторых юных
артистов в лучшую сторону невероятно сильно
меняется мироощущение, и на театр отныне
негласно возложена миссия психологической
коррекции. Однажды в школу попал «волчонок», не
ужившийся ни в одном учебном заведении, включая
частные. Учителя были в шоке – мальчишка от
злости расшвыривал парты и стулья. Но ужасное
поведение закончилось. Директор называет трех
«виновников» успеха. Разумеется, психолога.
Также классного руководителя, сумевшего
справиться с реакцией класса на неадекватное
поведение ребенка и помочь детям принять
одноклассника. И помог театр. Выйдя на сцену,
мальчик раскрепостился, поверил в себя, его стали
уважать ребята. В театре не имеет значения,
отличник ты или неуспевающий ученик. Здесь все –
начинающие, которые должны учиться и стараться.
И, конечно, на сцене нельзя без взаимопонимания,
чувства локтя.
Выдающаяся
особенность школы – предоставление возможности
ребенку найти себя в самых разных видах спорта, в
том числе не знакомых широкой публике. Скажем,
пришедший из Скандинавии флорбол – хоккей не на
льду, а в зале. Он появился в школе в 1995 году и с
тех пор ее не покидал. Выпускники тоже не
расстаются с флорболом – они составили взрослую
команду, которая занимает второе место по России.
Игра привлекательна умением ребят играть в
команде, причем на поле вместе выходят и
мальчики, и девочки. Правила игры учат
корректности, «джентльменскому» отношению друг
к другу, смекалке и требуют хорошей физической
подготовки. Ведет секцию педагог
дополнительного образования, профессиональный
тренер.
Не очень распространен в нашей стране,
но пользуется популярностью в школе
американский футбол. Этот вид спорта
исключительно для юношей. Но и их одноклассницы
находят для себя в американском футболе приятные
моменты – в созерцании атлетически сложенных
игроков в полном обмундировании.
Год занимается команда черлидинга –
акробатического вида спорта, выступление в
котором призвано поддерживать команды
спортсменов во время соревнований. Сегодня у
команды шестое место по России.
Широко представлен традиционный
спорт.
Подход у
администрации к спортивным занятиям школьников
основательный. Школа старается сотрудничать с
федерациями разных видов спорта: педагогами
дополнительного образования выступают
представители федераций, а дети участвуют во
многих соревнованиях, сборах, получают разряды и
видят профессиональный спорт вживую.
И все же директор признает, что
обязательный урок физкультуры оставляет желать
лучшего и требует реорганизации. И пока
старшеклассники находят «веские» причины
пропускать его: так, девочкам не хочется портить
прически; кроме того, все живут в разных концах
города – и недостаток послеурочного общения
восполняется во время этого занятия. Учитель
использует беспроигрышный вариант увидеть
учеников – любимый футбол в конце урока…
Частые гости школы – ветераны. В школе
их встречают гала-концертом, экспозициями
школьного музея гвардейской дивизии, накануне
Дня защитника Отечества – конкурсом
военно-патриотической песни. В День Победы
пожилых людей приглашают вместе с учениками
торжественно посадить кусты около школы. А тем,
кто не смог встать с постели и разделить с
пришедшими этот праздник, младшие школьники
отправляют трогательные письма.
Родители в школьных стенах – тоже
явление будничное. Дома не всегда находится
время полноценно пообщаться с ребенком, а в школе
они занимаются общим делом. Вместе обучаются
иностранным языкам, ходят в бассейн, участвуют в
спортивных праздниках, где некоторые родители
впервые видят собственных детей в физкультурной
форме.
Мероприятий за учебный год проходит
немало. Есть такие, о которых после первого раза
говорят: это калиф на час, – и тут же придумают
новые. Совсем иное дело – акции, перешедшие в
разряд традиционных. С ними расставаться никто
не желает. Новый год – всегда карнавал. Темы
разные. Костюмы обязательны для всех. Было дело,
решили провести вечер у елки в нарядах а-ля
Чикаго 30-х годов. Преобразившемуся директору
Наталье Борисовне удалось долго оставаться
неузнанной: в соответствующем заявленной теме
наряде и макияже с накладными ресницами ее
видеть не привыкли…
Традиции в школе чтут, но периодически
вносят в них элемент новизны. Пример
модернизации – любимое состязание девушек
«Хрустальный башмачок». Команда набирается из
10–11-х классов. Но ее членам помогают
одноклассники.
Пять лет неизменная составная часть
«Хрустального башмачка» – конкурс макияжа. В
период подготовки привлекаются родители. В
отдельном кабинете девочек учат основам визажа и
разрабатывают макияж по конкурсной теме.
Второй
постоянный конкурс помогают организовывать
мамы-парикмахеры. Два-три раза до конкурсного дня
они обсуждают, как девочки будут отражать в
прическах данную им тему с учетом главного
условия – волосы не резать. «Жертвы» новичков из
года в год меняются – то пятиклассника
преобразят, то учителя.
Конкурс танца, тоже по объявленной
теме, проводят в виде маленьких спектаклей.
Очень любят девушки участие в
конкурсе, где им нужно объяснять по набору цветов
в преподнесенном одноклассником букете
невысказанные чувства.
Но, например, соревнование на звание
«Самая домовитая» продолжения не получило.
Пришли к единодушному мнению, что испытывать
домовитость современной девушки штопкой носков
было опрометчиво. Заменили его на «Самую
чадолюбивую».
Сейчас выдумщики 112-й школы вовсю
готовятся к первому декабря – 50-летию учебного
заведения. Дата для дня рождения подходящая:
первое число двенадцатого месяца складывается в
«родное» число «112». Отметить юбилей личным
присутствием собираются выпускники разных лет.
Живущие за рубежом через Интернет заранее
предупреждают о своем визите на праздник.
Актовому залу будет нелегко…
Команда, питающая школу идеями,
сложилась давно. У директора и ее заместителей
совместный трудовой стаж насчитывает не один
десяток лет – пришли сюда в 18–20 лет. Сработались,
сдружились…
В школе много студентов. «С моей точки
зрения, важно вырастить человека в коллективе,
как это было со мной, – считает директор Наталья
Кузнецова. – Я люблю работать со студентами. В
нашем коллективе много учителей, которые пришли
к нам, учась в педвузах. А сейчас это специалисты,
которые успевают заниматься научной работой. Да,
сложно, ведь их надо учить. Зато школе обеспечены
новые идеи, свежий взгляд на происходящее.
Я считаю, человек должен прежде всего
действовать творчески. А если ты над собой не
работаешь и не развиваешься, то о чем тут можно
говорить?..»
Директор учебу
педагогического коллектива не пускает на
самотек. Когда десять лет назад перед
московскими школами остро встал вопрос
профилактики наркомании, директор не
растерялась, осознав, что коллектив не обучен. Во
время каникул 21 человек был отправлен на семинар,
организованный медицинским факультетом
Российского университета дружбы народов, где
этими вопросами занимались давно, и правовым
фондом.
Центр Москвы – царство музеев и
театров. Но Наталья Борисовна отыскала
неподалеку еще одно место для духовного и
профессионального роста, где с учителями
работали молодые психологи. Например, три дня они
занимались с классными руководителями, чтобы
научить их сплочению класса в крепкий коллектив.
Замыслы всего происходящего в школе рождаются во
время «мозгового штурма».
Затем наступает черед вовлечения
окружающих в осуществление задумок.
Предварительно учителя выявляют детей-лидеров,
умеющих работать с коллективом, готовят их
два-три года, после чего ученики сами в состоянии
выстроить мероприятие в своем классе. При этом
дети знают, что взрослые – надежный тыл. Праздник
«Путешествие Деда Мороза по странам мира» –
прерасная тому иллюстрация. Коротенькие
спектакли дети делали своими силами – вместе
писали сценарии, всячески проявляли творческое
начало. Режиссер, учитель литературы,
замдиректора по воспитательной работе были
готовы прийти на выручку по первому зову...
Скоро подушевое финансирование
заставит школы взглянуть на себя критично.
Соответствовать запросам семей смогут далеко не
все. Школе № 112 вряд ли нужно волноваться по этому
поводу – полвека тут определенно прошло не
впустую.
Совсем недавно школа
на шесть уроков стала «школой наоборот» – настал
долгожданный День самоуправления. Радость
учеников объяснима: кому не хочется побыть
полноправным взрослым? Учителя ждут
самоуправления с не меньшим энтузиазмом. Шутят:
«Мы потом два месяца живем спокойно».
«Управлению школой» не удалось
застать Татьяну Юрьевну ЧЕРНОВУ в ипостаси
заместителя директора по воспитательной работе
– рассказ она вела будучи формально ученицей 11
класса «Я», составленного из ее коллег.
– Я занимаюсь воспитательной работой
в этой школе уже 17 лет. И только последние три
года мы проводим День самоуправления. На
эксперимент решались тяжело. Мы знали, что где-то
подобное бывает, но не могли понять цели. И как
только смогли определить цель, сразу стало
понятно, как организовать это мероприятие.
Для нас главное – выявить группу
самых активных старшеклассников. Последующие
два-три года они будут опорой, позволяющей нам
наладить работу с остальными детьми, в том числе
по соуправлению: необходимо, чтобы
старшеклассники помогали управлять школой.
Цель под номером два – лучше понять учительский
и ученический труд. Для меня отсидеть шесть
уроков в качестве ученицы непросто. Учителя
примеряют на себя и социальные роли, и какие-то
нюансы поведения учеников становятся нам более
понятны. В частности, два года назад у меня была
роль панка – так отображалась действительность:
в школе училась девочка-панк. И я могу сказать,
что очень трудно было продержаться в этой роли
весь день. Теперь мне понятно, почему этот
несчастный ребенок без конца возбужден. Любой
учитель, который видит его, воспринимает
вызывающий внешний вид как залог отсутствия
знаний. В этом смысле мы становимся более
трезвыми по отношению к детям.
А ученики занимают наше место. Не трогаем мы
только директора и охранников. Даже у медиков
появляется псевдомедсестра. Уколы она, конечно,
не делает, но помогает с документацией.
В каждом классе – «классные руководители». Это
дети, которые отвечают за порядок и посещаемость.
Крайне ответственно подходят к подготовке.
Предварительно знакомятся с классами, беседуют с
классными руководителями, выясняя, к кому
требуется особый подход. Учителям-предметникам,
тем, кого они заменяют, приносят для
корректировки конспекты урока.
«Администрация» в этом году работала на
подготовительном этапе блестяще. Создала много
документов, почти самостоятельно сформировала
расписание, организовала дежурство по школе.
Ребята с волнением несут ответственность.
Во всех классах сидят учителя, внесенные в список
как ученики. Таким образом мы страхуемся, да и все
педагоги втянуты в игру. Часть учителей сидит за
партами в 11 классе «Я», куда мы приглашаем в
качестве педагогов либо старшеклассников,
которые действительно любят предмет и хотят
провести урок достойно, либо учащихся, у которых
есть педагогическая склонность и они собираются
в педвуз, либо ребят, не блестяще ведущих себя на
уроках. Конечно, когда взрослые люди видят
ребенка у доски, у них появляется желание дать
ему шанс реализовать свою подготовку. Но если
человек плохо подготовился или прежде мешал
работать педагогам, здесь возможны варианты...
Закончился урок литературы. Блестящий урок! Я как
литератор могу только аплодировать мальчику,
который его провел. Подготовил занятие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей 11
класса «Я». Тема не выбиралась специально, а шла
та, которая значилась в подлинном плане учителя.
Сейчас у нас английский язык. Многие английскому
никогда не учились. «Учителю» приходится трудно.
Но он молодец, держится и старается донести тему
до пятнадцати «мальчиков» и «девочек»
преклонного возраста.
Начальную школу в День самоуправления мы не
трогаем. Думаем, не нужно сбивать ее с обычного
ритма. Но начиная с пятого класса уроки
проводятся старшеклассниками. Расписание
остается в силе. Единственный предмет, который мы
снимаем, – физкультура: слишком велика
вероятность неприятных случаев.
В 14 часов 10 минут будет закончен шестой урок, в 14.30
взрослые и старшеклассники соберутся в актовом
зале для подведения итогов. Там каждый должен
будет рассказать, с какими проблемами
столкнулся, что получил приятного.
Наша социологическая группа сейчас проводит
исследование. Она узнает решение школы о том,
какие уроки прошли на «отлично», и выявит имена
лучших «классных руководителей». Завтра выйдет в
эфир специальный выпуск радиопередачи. Ребята
расскажут об этих итогах. А вчера была
подготовлена основа для огромной стенной газеты,
куда мы поместим серьезные и веселые статьи,
фоторепортаж о сегодняшнем дне и пожелания на
будущий год. |
Инна АЛЕЙНИКОВА
|