Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2005

Школа и общество

Лимит на детство

Чиновники «подарили» детям-инвалидам год до шага в пустоту

Последнее дошкольное лето Кирилла он и его семья запомнили навсегда. Тогда у них у всех сломалась жизнь. Еще вчера были хоровая школа, игра на фортепиано, фигурное катание, горные лыжи, походы, занятия математикой и приятное волнение в ожидании первого школьного звонка… Но судьба не захотела красивого продолжения. Гладильная машина в прачечной детского лагеря, куда любопытного мальчишку привел друг, искалечила его в считанные минуты. Впереди оказались годы паралича, боли, слез и… школа. Она неожиданно стала крепостью, где можно было прятаться, а беды оставлять за стенами. Только вот то, что служит защитой для детей-инвалидов, для здоровых взрослых – досадная помеха…

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта www.DokHouseTV.ru. Сайт www.DokHouseTV.ru, посвященный сериалу House M.D., содержит все серии этой истории о группе молодых перспективных врачей, которые пытаются поставить верный диагноз, под руководством экстравагантного и гениального врача Грегори Хауса, в виртуозном исполнении британского актера Хью Лори. Все материалы сайта находятся в открытом доступе, что позволяет бесплатно смотреть Доктор Хаус онлайн, включая последний 8 сезон, или скачав на свой компьютер. Высокое качество видео, профессиональный перевод и отсутствие назойливой рекламы позволят в полной мере насладиться любимым сериалом.

Областная школа для детей с ограничением возможностей здоровья в городе Перми никогда не испытывала недобора. Через поликлиники, больницы и общества инвалидов всегда находились дети, которые из-за болезни нигде не учились. Но в этой школе порок сердца, ДЦП, психические отклонения, тяжелые кожные заболевания, аутизм не были поводом отказываться от удовольствия учиться. Работало здесь и дошкольное отделение. Его маленькие выпускники продолжали обучение в начальных классах этой же школы.

Страшной нелепицей могла бы показаться идея лишить инвалидов и их родителей этого единственного светлого очага в их горьких буднях, если бы приказ о закрытии школы не существовал на самом деле. Сказать, что родители пришли в отчаяние, узнав о нем, – значит не сказать ничего. Неимоверных усилий стоила им снисходительная фраза чиновников: «Хорошо, даем школе еще год».

Но что потом?..

Людмила Сергеевна Власенко – мама Кирилла и председатель родительского комитета. Нервы на пределе. Она говорит со мной, а я чувствую – сейчас разрыдается. Потому что кому-то, видимо, кажутся недостаточными ежедневные страдания родителей детей-инвалидов.

«В течение нескольких лет школа имела очень много учеников, – вспоминает Людмила Сергеевна. – Пришлось даже открыть филиал. В него каждый год выводилось из школы по 20–50 человек. В результате у нас осталось 37 учеников, которые учатся дома, но несколько раз в неделю приходят в школу, и примерно 130 детей, которые лежат в больнице и тем не менее регулярно общаются с приходящими к ним учителями.


Чиновники указывают не один выход из сложившейся
ситуации. Только родителям это кажется не выходом, а тупиком

Камнем преткновения стало «разграничение бюджетных полномочий». Мол, школа считается областной, а учатся в ней и городские дети. Так почему область должна платить за них? Переходите в филиал. Или идите в обычную школу – разве вы не слышали о пользе такой интеграции?

Что такое обычная школа, я, пройдя со своим ребенком все, очень хорошо знаю. Инвалиды не нужны в простой школе, мы им неудобны. После двух лет, когда Кирилл был полностью парализован, он пошел учиться со здоровыми детьми. Я сидела с ним на уроках в течение всей начальной школы. Но с пятого класса он уже не смог там учиться. Учителя не имеют навыка работы с нашими детьми. С ними безумно сложно работать! Педагоги даже в специализированной школе по два-три года привыкают к ученику. А ведь у всех учеников свои особенности. Один говорит плохо – повреждены голосовые связки. У другого руки не слушаются – на компьютерной клавиатуре носом печатает. Есть дети, которых внешне не отличишь от здоровых. У них тяжелая форма диабета или астмы – частые приступы, болеют подолгу. Они тоже не могут находиться в обычной школе. Им всем было хорошо здесь.

Ездить в филиал? Тоже не выход. Это отдаленный район города. И добраться туда могут лишь те, у кого дети с легкими формами заболеваний. А на инвалидных колясках?! Да и транспорт наши дети переносят плохо… Создайте учебные заведения для инвалидов небольшими по площади – приблизьте школы к нуждающимся детям, как районные общеобразовательные!


Логичные на бумаге приказы
«не видят» реального ребенка

Предлагают как последний вариант интернаты. Но туда берут инвалидов, которые могут сами себя обслуживать. Нашим детям это не под силу.

Родители отвоевали только год работы школы, хотя подняли на ноги депутатов Законодательного собрания, областное общество инвалидов, правозащитный центр, уполномоченного по правам человека. Учителя и администрация нам в борьбе не помощники. Их осторожное поведение можно понять: получив угрозу в случае борьбы нигде больше не найти рабочее место по своей специальности, они активности не проявляют. Это нам, родителям, нечего терять…

Впрочем, и та школа, которую мы отстояли, не совсем прежняя. Нам обещали, ничего не изменится. Однако исчезли часы школьного компонента. Нет теперь английского языка, компьютерных уроков, музыки, занятий с психологами, логопедами. На наши просьбы вернуть их департамент отвечает отказом: логопед положен детям до 12 лет. Так это здоровым детям! Даже со взрослыми людьми этот специалист занимается после инсульта.

Школа занимает крыло общежития, оборудованное под небольшие классы. Не положено учебному заведению быть в общежитии? Просим – дайте другое помещение. Более того, мы нашли подходящее.

Чиновникам родительские выпады не нравятся. Что вы, говорят, ходите и командуете? ПРЕКРАЩАЙТЕ СПЕКУЛИРОВАТЬ ИНВАЛИДНОСТЬЮ ВАШИХ ДЕТЕЙ. Я никому из них не пожелаю пережить того, с чем живем мы. Я врач и до трагедии с сыном работала с детьми-инвалидами, видела, как с ними тяжело. Но по-настоящему поняла это тогда, когда заболел свой ребенок.

Меня иногда спрашивают: «Зачем ты его учишь?» Как – зачем?! Он у меня тоже человек. Причем у него и его друзей ничего не останется в памяти о детстве, кроме школы. А их пытаются обделить и этим.

Конституция гарантирует равные права всем. На бумаге фраза выглядит красиво. В действительности политика такая – раскидать детей и убрать структурную единицу, сэкономить на инвалидах. Мы-то думали, что бюджетные деньги экономятся как раз для вложений в социальную сферу. Получается, ошибались?»

Инна АЛЕЙНИКОВА


Право на образование является естественным пра-вом человека, которое можно рассматривать как элемент права на жизнь и права на развитие, – это положение закреплено в общепризнанных принципах и нормах международного права, в соответствии с которыми в России «признаются и гарантируются права и свободы человека…» (п. 1 ст. 17 Конституции РФ). Положения действующего законодательства особо оговаривают право на образование детей с отклонениями в развитии включая детей-инвалидов, в том числе тех из них, кто имеет сложные, комбинированные нарушения. В статье 5 «Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования» (п. 1 и п. 6) Закона «Об образовании» указано: «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от… состояния здоровья» и «Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».
(Из аналитических материалов Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ)

Рейтинг@Mail.ru