Марьяна БЕЗРУКИХ, Валентин СОНЬКИН, Валерия БЕЗОБРАЗОВА
Здоровьесберегающая школа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Лекция 4
Здоровьесберегающий потенциал
образовательного учреждения
Введение
Главная задача образовательного учреждения – дать ученику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Однако ученик – это человек со всеми своими биологическими и психологическими особенностями, и, подчиняясь общим законам природы, его организм адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых он существует, растет и развивается. Если условия хороши, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, то такая адаптация протекает благоприятно, ребенок становится сильнее, здоровее, умнее, расширяет свои физические и интеллектуальные возможности, становится полноценным и продуктивным членом общества. Если же условия плохи, не отвечают основным требованиям, не соответствуют физиологическим и психологическим потребностям растущего ребенка, то адаптация к ним протекает сложно, организму приходится излишне расходовать свои адаптивные ресурсы, что часто приводит к стрессу и срыву адаптации. Такой срыв нередко проявляется в виде болезни, нездоровья, причем конкретные формы стрессорных реакций могут быть весьма разнообразны. Это и обострение хронических заболеваний, и частые респираторные заболевания, нарушения работы важных функциональных систем организма, нервно-психическое перенапряжение. Чем ниже уровень здоровья подрастающего поколения, тем выше ответственность школы за его укрепление и сбережение.
Мы уже перечисляли (Лекция 1) основные факторы школьной среды, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на здоровье учащихся. Теперь рассмотрим важнейшие факторы более пристально. В качестве материала для такого рассмотрения мы воспользуемся результатами физиолого-гигиенического мониторинга, который проводился в течение 3 лет по всей России в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, организованного Министерством образования РФ в 2001–2004 гг. Обследование проводилось более чем в 2000 школ из 56 городских и сельских регионов России по единой методике, что позволило получить бога тый фактический материал, характеризующий разнообразие здоровьесберегающего потенциала современной российской школы. В процессе мониторинга на вопросы специально разработанных анкет отвечали директора школ, классные руководители, медицинские работники, родители и сами ученики. Кропотливая обработка результатов такого анкетирования, проведенная в Центре образования и здоровья Мин¬обрнауки РФ, позволила выявить некоторые весьма интересные закономерности, оценить здоровьесберегающий потенциал различных образовательных учреждений, выявить лидеров и аутсайдеров движения, направленного на сохранение и укрепление здоровья школьников, воссоздать портреты «типичной школы» и «типичного школьника» России в начале ХХI века.
Здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения – это тот ресурс, который школа может непосредственно использовать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. Как показали результаты мониторинга, здоровьесберегающий потенциал современной российской школы складывается из следующих основных компонентов: инфраструктура школы; наличие оборудования и условий для организации оздоровительной работы; состав и уровень профессиональной подготовки педагогического коллектива; количество и квалификация медицинского персонала, а также дополнительного персонала; наличие спортивно-оздоровительного оборудования; деятельность спортивных секций и кружков по интересам.
Инфраструктура школы
Школы разного вида обладают разными возможностями для проведения системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Анализ данных анкетирования школ Российской Федерации, принявших участие в эксперименте, показал, что распределение по видам образовательных учреждений (табл. 1) составило: средних общеобразовательных школ в городе – 79,3%, на селе – 87,4%; доля начальных школ в городе и на селе оказалась почти одинаковой (около 3,5%); основная школа представлена на селе в четыре раза больше, чем в городе; прогимназии имеются только в городе, сельских гимназий в 6, а лицеев в 13 раз меньше, чем городских; малокомплектных городских и сельских школ примерно поровну. Таким образом, наиболее распространенным видом ОУ по стране в целом являются средние общеобразовательные школы.
Важным фактором организации школьной среды является характеристика здания школы (табл. 2). Основные характеристики школьного здания в городе и на селе примерно одинаковы. К сожалению, регулярный косметический ремонт проводится только в половине городских и сельских школ России, по-видимому у остальных не хватает на это средств.
В большинстве школ Российской Федерации соблюдаются санитарные нормы и гигиенические требования к этажности школьных зданий.
Нехватка помещений для организации занятий – один из факторов, приводящих к возникновению второй, а в отдельных случаях – и третьей смены. Результаты мониторинга показали, что в городских школах РФ 81% учащихся вторых классов и 97,5% учащихся одиннадцатых классов занимаются в первую смену. На селе в первую смену занимаются 93% второклассников и 99% одиннадцатиклассников.
Следовательно, в большинстве школ занятия организованы в первую смену, что соответствует гигиеническим требованиям. Однако небольшая часть школ, как видно из данных табл. 3, вводит вторую смену даже для занятий первоклассников, что недопустимо с точки зрения сохранения их здоровья. Ведь таким образом исключаются самые продуктивные для занятий утренние часы, дети быстрее устают, им труднее спланировать и организовать свой учебный день. Неправильно выводить во вторую смену и 11-й, выпускной класс, у учащихся которого повышенная нагрузка, что связано с подготовкой к школьным выпускным экзаменам и вступительным экзаменам в вузы. Обеспечение адекватной сменности занятий – один из важных резервов здоровьесберегающей деятельности школы.
Гигиенические требования к инфраструктуре школы в различных видах ОУ обеспечиваются системами отопления, вентиляции, наличием водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
В табл. 4 приведены результаты мониторинга по элементам инфраструктуры городских и сельских школ.
Все элементы инфраструктуры в городских школах организованы в среднем лучше, чем в сельских школах. Более четверти сельских школ не имеют канализации и соответственно оборудованных туалетов, что создает предпосылки для распространения инфекционных заболеваний. Некоторые городские и многие сельские школы не имеют холодильников для хранения продуктов и плит для разогрева и приготовления пищи, из-за чего страдает качество питания учащихся. Низкий уровень финансирования питания учащихся мог бы быть отчасти скомпенсирован пришкольным подсобным хозяйством или регулярной шефской помощью. Однако наличие подсобного хозяйства и шефская помощь школам довольно редки. Чаще подсобное хозяйство имеют сельские школы, но и их из общего числа лишь 22%. Регулярную шефскую помощь (очевидно, от расположенных в непосредственной близости крупных сельскохозяйственных предприятий) получают 21,3% сельских школ. Только 3,3% городских школ имеют подсобное хозяйство и менее 9% получают регулярную шефскую помощь.
Важным условием создания полноценной школьной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры. Анализ данных мониторинга показывает, что большинство школ располагает обязательными элементами оздоровительной инфраструктуры (табл. 5).
Данные таблицы показывают, что лишь по некоторым характеристикам оснащения средние показатели в городских и сельских школах приблизительно одинаковы. По большинству позиций городские школы имеют значительное преимущество перед сельскими, особенно по таким показателям, как наличие медицинского и зубоврачебного кабинета, тренажерного комплекса, кабинета релаксации, фитобара и бассейна.
Педагогический коллектив и контингент учащихся
Состояние здоровья детей и подростков в значительной степени связано с их физической активностью, рациональной организацией трудового обучения, спортивных секций и кружков. Все это зависит от нагрузки, квалификации и активности преподавателей, что необходимо учитывать при анализе здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения. Анализ обеспеченности школ кадрами педагогов (табл. 6) показал, что почти все школы располагают минимально необходимым штатом соответствующих преподавателей – учителей физкультуры, трудового обучения, руководителей кружков и спортивных секций. При этом кадровый потенциал в городе заметно выше, чем в сельской школе, а загрузка городского учителя физкультуры оказалась намного выше, чем сельского. Это связано с тем, что в городских школах количество учащихся, как правило, больше, чем в сельских (в среднем по стране соответственно 836 и 609 учащихся).
Во многих школах имеются дополнительные кадры, которые играют положительную роль в организации системной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. К ним могут быть отнесены психологи, валеологи, логопеды, социальные педагоги. В городских школах таких специалистов значительно больше, чем на селе, тем не менее нагрузка на одного такого специалиста в городской школе примерно в 2 раза больше, чем в сельской.
Согласно результатам мониторинга, около 10% город¬ских и свыше половины сельских школ не имеют медицинского работника. Налицо острый дефицит медицинского персонала, особенно в сельских школах. Но и в тех школах, где формально медицинский работник есть, это, как правило, медсестра или фельдшер. Врачи работают менее чем в половине городских школ и лишь в 6% сельских. Между тем полноценная здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения возможна только в том случае, если школьный медработник имеет высокую квалификацию (табл. 7).
В городских школах на одного медработника приходится в среднем 534 учащихся, на селе – 183.
Портрет типичной школы
Полученные данные позволили нам сформировать условный «Портрет типичной российской школы». Эта модель может быть полезна образовательным учреждениям для сравнения с параметрами инфраструктуры своей школы.
«ПОРТРЕТ» ТИПИЧНОЙ ШКОЛЫ
Здание школы: каменное, регулярно ремонтируется; имеются водопровод, канализация, центральное отопление, теплые туалеты.
Школьная столовая: оснащена плитами, холодильниками, мойками. Готовят горячую пищу, однако дополнительных продуктов, получаемых от подсобных хозяйств и шефской помощи, не имеют.
Медицинская инфраструктура: имеется медицинский кабинет, оснащенный только стандартным оборудованием. Имеется врач или медсестра. Диспансеризация и профилактические прививки осуществляются регулярно. Витаминизация не проводится. Проводятся регулярные беседы о здоровье с детьми и родителями.
Инфраструктура физкультурной и спортивно-оздоровительной работы: есть спортзал и пришкольная спортплощадка, но нет тренажеров и бассейна. Регулярно (не менее 10 раз в год) проводятся дни здоровья, турпоходы, спортивные праздники и т.п. Спортивная работа ведется только со здоровыми детьми. Штат преподавателей физкультуры укомплектован. Имеется достаточное количество руководителей спортивных секций.
Дополнительные возможности оздоровления: имеется персонал психологов, логопедов, социальных работников, а также достаточное число руководителей кружковой и секционной работы. Однако дополнительное оздоровительное оборудование отсутствует.
|
Сравнительная характеристика различных видов общеобразовательных учреждений
Обычно считается, что лицеи и гимназии – наиболее оснащенные и укомплектованные школы. Насколько это соответствует действительности, мы смогли проверить в результате проведенного мониторинга.
Как видно из данных табл. 8, оздоровительная инфраструктура в лицеях и гимназиях выглядит более развитой, чем в массовой школе. Это касается большинства показателей, кроме собственно спортивно-оздоровительной инфраструктуры. По оснащенности спортивными залами и спортплощадками лицеи и гимназии не превосходят обычные школы, и это, на наш взгляд, является признаком того, что администрация этих образовательных учреждений и муниципальные органы управления образованием не придают должного значения организации в них физкультурно-оздоровительной работы. Между тем хорошо известно, что при повышенных умственных нагрузках детям необходимо иметь большие возможности для реализации своих естественных двигательных потребностей. Недоучет этого фактора может привести к серьезному нарушению структуры нагрузки и как следствие к перенапряжению и срыву адаптации учащихся лицеев и гимназий.
Данные, характеризующие спортивно-оздоровительные возможности школ, приведены в табл. 9.
Все 100% лицеев и гимназий (практически так же поступают и все остальные школы) дают сведения о наличии спортивных секций. Объем работы секций в школах с углубленным изучением ряда предметов несколько выше, что представляется вполне оправданным. В то же время количество занимающихся в секциях там настолько же невелико, как и во всех остальных школах: 60 человек на школу из 11 параллелей – крайне мало, для того чтобы говорить о серьезной постановке спортивно-массовой работы.
Благоприятным представляется тот факт, что в лицеях и гимназиях придают реальное значение необходимости проведения оздоровительных форм физической культуры: в группах корригирующей гимнастики в них занимается в среднем в 4 раза больше детей, чем в обычных школах.
Другое проявление заботы администрации лицеев и гимназий о здоровье учащихся выражается в обеспеченности кадрами медицинских работников (табл. 10). По этим показателям обычные школы существенно уступают гимназиям и лицеям. Почти 2/3 школ с углубленным изучением ряда предметов имеют 2 медработника и более, тогда как среди обычных школ таких менее 1/3. В то же время по числу учащихся, приходящихся на 1 медработника, разницы не выявлено – в обоих случаях эта цифра составяет от 350 до 390 человек на единицу медперсонала.
Сходная картина отмечена по численности преподавателей физкультуры, а также по кадрам дополнительных специалистов – логопедов, психологов, валеологов и др. (табл. 11). Обеспеченность этими кадрами лицеев и гимназий существенно выше. Почти в каждом таком образовательном учреждении есть штатный психолог, много социальных работников и логопедов. Все это – позитивные факторы, способствующие соблюдению гигиенических норм и психолого-педагогических принципов здоровьесбережения.
Рассмотренные данные позволяют сформировать критерии для оценки здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения. Для объективности такой оценки важно, чтобы выбранные критерии имели неодинаковый «вес», то есть одни из них должны быть более важны, а другие – менее. Разрабатывая алгоритм оценки здоровьесберегающего потенциала, мы исходили из данных мониторинга, которые показали нам, какие из характеристик школьной инфраструктуры типичны для абсолютного большинства школ, а какие встречаются сравнительно редко. На этом основании мы с помощью метода экспертной оценки вырабатывали «весовые коэффициенты» для отдельных показателей. При этом «вес» наиболее распространенных форм признавался существенно меньшим, чем редко встречающимся. Например, один спортивный зал имеется практически в каждой школе, и при всей безусловной необходимости этого элемента инфраструктуры «вес» данного признака невысок. Другое дело, если школа располагает несколькими спортивными залами или специальным залом для тренажеров, – это должно давать ей значительно более высокий оценочный балл, чем простое соблюдение требований СанПиН.
Анализ здоровьесберегающего потенциала ОУ позволил нам выделить три категории школ в зависимости от наличия или отсутствия у них различных элементов школьной инфраструктуры, влияющих на условия обучения и формирование здоровья обучающихся.
Школы 1 категории (24%) характеризуются отсутствием или слаборазвитой оздоровительной инфраструктурой; слабой организацией медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы; недостаточной укомплектованностью педагогического коллектива.
Школы 2 категории (53,6%) характеризуются умеренно развитой оздоровительной инфраструктурой и физкультурно-оздоровительной работой; минимально достаточным персоналом и уровнем медицинского обслуживания.
Школы 3 категории (22,4%) характеризуются умеренной или сильно развитой оздоровительной инфраструктурой; достаточным или усиленным персоналом; достаточным или высоким уровнем организации медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы; высокой квалификацией педагогического коллектива. Школы этой категории представляют собой наиболее прогрессивно и динамично развивающуюся часть российских школ.
Анализу здоровьесберегающей деятельности и ее эффективности будут посвящены две последующие лекции цикла.
Вопросы для повторения материала
- Перечислите основные элементы школьной инфраструктуры, которые имеют значение для формирования здоровьесберегающей школьной среды. Отметьте те из них, которые имеются в вашей школе.
- Какие важнейшие компоненты могут быть отнесены к здоровьесберегающей инфраструктуре?
- Сравните городские и сельские школы по их возможностям организации здоровьесберегающей школьной среды.
- Чем отличается кадровый потенциал городских и сельских школ с точки зрения возможности организации оздоровительной работы и здоровьесберегающей деятельности?
- По каким характеристикам школьной среды гимназии и лицеи имеют преимущество перед обычными школами?
- Сравните характеристики вашей школы с «Портретом типичной школы». Сформулируйте основные достоинства и недостатки вашего ОУ.
|