Щебетенко А.И.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ДЛЯ ЛИДЕРА КОЛЛЕКТИВА
М.: ТЦ Сфера, 2005
Сборник тестов, составленный доктором психологических
наук А.И. Щебетенко, – не первое и не единственное издание такого рода в нашей стране. Подобные книжки в ярких обложках под привлекательными названиями вроде «Познай себя» или «Познакомьтесь с собой» сегодня в изобилии представлены на книжных прилавках. Правда, большинство таких изданий имеет не столько познавательный, сколько развлекательный характер и составлено из малодостоверных тестов-самоделок, придуманных на досуге энтузиастами-любителями (преимущественно из числа газетчиков).
Чем же отличается от них новое произведение ученого-психолога, выпущенное в качестве приложения к журналу «Управление дошкольными образовательными учреждениями»? Чем оно может быть полезно руководителям педагогических коллективов помимо приятной функции заполнения досуга?
На оба эти вопроса ответ прост и лаконичен: «Ничем». Правда, составитель, не забывая о научной корректности, в предисловии к сборнику справедливо указывает на неравноценность разных тестов, подразделяя их на собственно тесты («информация к размышлению»), «улыбающиеся тесты» («так называемые популярные тесты, не претендующие ни на научность, ни на большую достоверность») и «откровенно улыбающиеся тесты» (надо думать, и вовсе чуждые какой-либо научности и достоверности и предназначенные лишь для забавы). Однако составитель почему-то воздерживается от конкретных указаний, к какой категории относятся собранные им тесты. Мотивирует он это весьма сомнительным доводом, будто один и тот же тест может одновременно относиться к разным категориям. Даже не углубляясь в научные проблемы психодиагностики, с позиций простого здравого смысла кажется неправдоподобным, что одна и та же методика самопознания может быть одновременно серьезной и шуточной, профессиональной и любительской, достоверной и, мягко говоря, не очень. К тому же А.И. Щебетенко выражает надежду, что здравомыслящий читатель сам сумеет разобраться, насколько серьезно следует отнестись к тому или иному тесту и его результатам. Не полагаясь на искушенность читателя, осмелимся подсказать ему то, что недосказал составитель. При том что тесты действительно бывают настоящие (разработанные профессиональными психологами, они многократно опробованы на больших выборках испытуемых, их результаты надежны, непротиворечивы и согласуются с данными других диагностических методов) и «популярные», причем последние разной степени «популярности» – от облегченных (и тем самым искаженных и обесцененных) вариантов тестов настоящих до откровенно астрологических бредней, – в представленном сборнике первых не содержится вовсе, а в качестве практических методов самопознания руководителям образовательных учреждений предлагаются псевдотесты, позаимствованные составителем из журналов и газет либо из ранее выходивших подобных сборников.
Сказанное не означает, что книга нехороша и ни на что не годна. Просто ее практическую ценность не надо преувеличивать. Сам составитель, сказав в предисловии много интересного о тестах, завершает его такими словами о своей книге: «Надеюсь, она доставит читателям развлечение и приятный отдых». Те, кто намерен использовать книгу с этой целью, не будут разочарованы.
|