Светофор для Кентавра
Начали за упокой, закончили, к счастью, за здравие. Отправной точкой презентации экспериментальной образовательной программы «Правила дорожного движения для школьников» стали неожиданные выпады выступающих на пресс-конференции против… самих выступающих. Но статус-кво был восстановлен, и присутствующие заместители директоров школ по безопасности, представители Департамента образования Москвы, сотрудники ГИБДД и журналисты услышали то, ради чего собрались.
– К сожалению, многие сотрудники ГИБДД занимаются вопросами своего обогащения, а не безопасности на дорогах, – заявила приглашенная депутат Мосгордумы Инна Святенко, «не замечая» по обе руки от себя людей в серой форме.
От них она незамедлительно получила отпор. А пресса – обвинение в игнорировании профилактических мероприятий ГИБДД, за отсутствие в этом «жареного кусочка», что не выдерживало никакой критики: «жареной» новую образовательную программу никак не назовешь, – однако журналистов собралось немало…
«Человек, автомобиль, дорога: правила дорожного движения для школьников» – программа, стартовавшая в сентябре в школах Преснен¬ского района Москвы. Уникальна она по меньшей мере двумя вещами. Во-первых, обучение дорожной безопасности проводится на материале того района города, где учатся дети. Во-вторых, инициатором ее проведения и спонсором выступил знаменитый концерн «Шелл», который прежде был причастен к спонсированию команды «Феррари» на гонках «Формула-1», а теперь в поле его зрения попало российское школьное образование.
Председатель концерна «Шелл» в России Джон Барри |
– Я надеюсь, наша совместная программа поможет исправить ситуацию на улицах в плане безопасности. Такие программы мы реализуем везде, где работаем: в Москве, на Сахалине и в Сибири, – рассказал председатель концерна «Шелл» в России Джон Барри.
По счастливой для столичного района Пресня случайности, офис компании располагается тут же, что и стало решающим фактором при выборе места развертывания программы. Так что пока только небольшая часть московских школьников охвачена ею. Обещают, правда, при положительном эффекте перенести ее на другие районы.
Как уже говорилось, в учебниках описывается дорожная среда района, в котором располагаются школы – участницы программы. Для этого авторы-составители, в том числе топограф, обошли всю эту местность с фотоаппаратом, составили карту опасных для перехода участков, а художник переработал фото в рисунки, чтобы они были ближе к тому возрасту, на который ориентированы занятия.
Программа рассчитана на учеников 5–7 классов. Это тоже своеобразное новшество, ведь прежде пособия по безопасности дорожного движения готовились для начальной школы. Как-то упускалось, что с десяти лет детей считают более самостоятельными и чаще оставляют без присмотра взрослых.
В учебно-методический комплект входит несколько компонентов.
Директор Татьяна Щипкова: «Мы достигли того уровня, когда можно делиться опытом» |
Учебная тетрадь содержит теоретический материал и разнообразные практические задания для учащихся. В пособии дети видят знакомые окрестные места с описанием подстерегающих опасностей, расширяют кругозор с помощью рубрики «Это интересно», получают юридические справки, делают творческие задания, используя прилагаемые наклейки, и решают задачи, условием которых служат реальные происшествия этого года. Например, предлагается назвать виновных в случившемся несчастье: «Бабушка провожала домой после школы 10-летнего внука. Погода была ненастная, моросил мелкий дождь. У дома № 20 по Звенигородскому шоссе бабушка и внук стали переходить дорогу. В это время горел красный сигнал светофора. Когда они находились на проезжей части, внук остановился и стал раскрывать зонтик. Проезжающая машина сбила его. Бабушка не пострадала».
Также в комплект включено методическое пособие для учителя с поурочными комментариями к рабочей тетради. Так как лишних часов для «Человека, автомобиля, дороги» в учебном плане не предусмотрено, программа, при отсутствии вариантов, может быть использована во внеурочное время, тем более что многие учебные заведения переходят на режим полного дня.
Обучение завучей по безопасности и учителей ОБЖ проходит на специально организованных семинарах. Программа открыта для обсуждения, и любые предложения по ее усовершенствованию будут рассматриваться.
К комплекту относится и настенная карта Пресненского района Москвы с нанесенными на нее школами, культурными объектами, которые наиболее часто посещают школьники, и требующими повышенного внимания участками улиц.
На диске с видеоматериалами о соблюдении правил дорожного движения рассказывают школьники – победители Всероссийского конкурса отрядов Юных инспекторов дорожного движения.
Спортивный зал – подходящее место для занятий по безопасности на дороге |
Весь этот теоретический материал красочный, содержательный и доступный для понимания. От него, без сомнения, детям будет огромная польза. Вопрос упирается в то, что это только теория. От депутата Мосгордумы прозвучали слова о недостатке практических занятий, и было заявлено о целом ряде совещаний в Думе, на которых обсуждалось возвращение в школы «островков безопасности» с дорожными знаками и разметкой. На мини-модели можно было пройти по маршрутам, посмотреть, как работают светофоры, разобраться, что означают движения регулировщика, и т. д. (Кроме того, депутаты собираются и иными способами бороться за жизнь и здоровье граждан. Они, получив по запросу в ГИБДД информацию об отсутствии оштрафованных пешеходов, назвали эту безнаказанность причиной ДТП. Административным наказаниям вернут реальность.)
…Презентация проходила в школе № 1240. С начала сентября занятий по безопасности на дороге у учеников было еще не много. Но это по новой программе. А в целом дети неплохо осведомлены о правилах дорожного движения.
– Программа, подаренная «Шелл», детям очень понравилась. Но мы и прежде занимались по этой тематике, – объясняет директор школы Татьяна Щипкова. – Начали приблизительно шесть лет назад. Работа у нас ведется не сама по себе, а входит блоком в программу «Здоровье». По теме безопасности на дорогах идут уроки. А чтобы ученики всегда помнили о том, как переходить дорогу, кататься на велосипедах и роликах, мы эту работу продолжаем и после занятий. Для этого нашим учителем разработана методика, в которой к тому же изучение правил дорожного движения дополнено занятиями по оказанию медицинской помощи. Программа потребовала спортивного оборудования. Мы самостоятельно закупили велосипеды, велогородок, знаки. Послеурочные занятия идут два-три раза в неделю. И каждый год проходят внутришкольные соревнования. Выйти в победители считается очень почетным. Сейчас мы достигли того уровня, когда можно делиться опытом. Школа приглашает к сотрудничеству.
…Здесь программа «Человек, автомобиль, дорога», конечно, приживется. Но, наверное, так будет везде, где взрослые небезразлично отнесутся к ее появлению в школе и сделают все, чтобы дети получили ответ даже на вопрос, какими правилами дорожного движения мог бы сейчас руководствоваться герой древнегреческих мифов Кентавр.
Инна АЛЕЙНИКОВА
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Автолига». В широкий спектр предложений группы компаний «Автолига» входит такие услуги, как лизинг и прокат автомобилей в Санкт-Петербурге. Аренда автомобилей от компании «Автолига» - это возможность по выгодной цене заказать качественные и надежные легковые автомобили, микроавтобусы и коммерческие фургоны, отечественных и импортных производителей, способные удовлетворить требованиям самого взыскательного клиента. Узнать больше о предоставляемых услугах, и зарезервировать автомобиль on-line можно на официальном сайте компании «Автолига», который располагается по адресу http://www.autoliga.info
|