Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2005

Опыт

Лакомый кусочек

Как сделать школу привлекательной для вложений

От рассказов о том, какие блага несет учебному заведению его перевоплощение в общественно-активную школу, «Управление школой» переходит к тому, как это сделать. Безусловно, тема многогранная, и ее освещение мы начинаем с самой, наверное, насущной проблемы, встающей после решения стать ОАШ: какой должна быть школа, чтобы местное сообщество с готовностью откликнулось на предложение наладить взаимополезные контакты.

С гимназией № 1 им. А.А. Иноземцева города Братска связаться было интересно вдвойне.

Прежде всего это пример воплотившейся в жизнь общественно-активной модели. И хотя гимназическое руководство настаивает на том, что школа не является «идеальной картинкой для представления», отдав дань такой скромности, мы все же подробно рассмотрим ее опыт, изобилующий действенными мероприятиями.

А кроме того, заместитель директора Константин Яковлев хорошо осведомлен, чем в этом плане дышат другие российские школы. На Общероссийском форуме по развитию общественно-ориентированного образования, организованного Красноярским региональным молодежным общественным Центром «Сотрудничество на местном уровне», ему довелось стать ведущим проектной группы, в которой сводился воедино опыт коллег из ОАШ по вовлечению родителей в работу школы. Участниками форума были представители общественно-активных школ и ресурсных центров из 20 регионов России.

– Константин Александрович, чем вы сами делились на форуме в вопросе привлечения такой части сообщества, как родители?

– Все процессы, которые идут в образовательных учреждениях, работающих по модели общественно-активной школы, разделяются на три направления: демократизация, добровольчество и партнерство с сообществом. Деятельность нашей гимназии строится так же.

Направление «партнерство» у нас создано примерно шесть лет назад. Тогда мы начали работать с красноярским центром «Сотрудничество на местном уровне» и запустили проект создания школьного фонда, который теперь стал основой развития учебного заведения.

– Поддержка идет в финансовом плане?

– Не только. Многие родители принимают участие в тех мероприятиях, которые проводятся в школе. Несколько лет подряд мы проводим достаточно мощные праздники, где каждый класс готовит спектакли, концерты, выставки... Многие родители перевоплощаются в режиссеров и артистов. Это, можно сказать, наши творческие ресурсы.

Наряду с экономическим направлением правление фонда участвует в обсуждении оздоровительной программы, культурно-просветительской и валеологической деятельности.

Но, конечно, мы не умаляем значения финансовых ресурсов. Они пополняются на добровольной основе, через договор, который заключается с родителями. Значимость фонда гимназия ощутила сразу после его создания – он появился на фоне абсолютного безденежья, и мы с его помощью решили многие вопросы. А сейчас это норма, естественное состояние.

– В наших школах налицо парадокс: родителям легче расстаться с деньгами для фонда, чем бесплатно поучаствовать в каком-либо мероприятии. Как вам удалось уговорить их и на то, и на другое?

– Поначалу эта проблема стояла. Люди действительно охотнее отдавали деньги, нежели подключались к деятельности. А потом мы заметили обратное: более популярно стало участие в мероприятиях! И сейчас мы видим развитие по двум направлениям. Одна часть родителей, конечно, осталась на прежнем уровне интереса и довольствуется только минимальным сотрудничеством. А другая – очень активная. Сказать, что их почти сто процентов, будет неправдой. Но группа таких людей, несомненно, у нас существует. Они, к моменту перехода их детей в старшее звено, уже считают эту деятельность неотъемлемой составляющей жизни семьи.

Для привлечения родителей мы можем посоветовать несколько основополагающих мероприятий.

Самое главное из них в гимназии № 1 – это День гимназиста. Первоклассники после первого месяца учебы приходят на праздник, посвященный принятию в гимназисты. Предварительно ребята готовят форму, герб, девиз. И родители много им помогают, ведь каждому хочется, чтобы его ребенок выглядел хорошо. Зал в гимназии вместительный, но родителей приходит столько, что, бывает, их негде разместить!

Затем – День школы. Мы празднуем его в середине учебного года, зимой, в память о тех днях много лет назад, когда было сдано здание. Это тоже большое мероприятие. Мы даже покидаем школу и проводим торжество в Доме культуры нашего микрорайона. К слову, в последнее время в этом празднике принимали участие выпускники гимназии, уже ставшие родителями нынешних учащихся.

Это традиционные мероприятия. Но есть другие, которые возникают лишь иногда. Например, народные гуляния со скоморохами, потешками, соревнованиями. А летом мы проводили мероприятие на базе соседней и нашей школ – что-то вроде стартов «Мама, папа, я – спортивная семья». Дети там основные участники, но родители тоже очень живо интересуются. Собирается масса народу – помочь организовать, посоревноваться, поболеть за своих…

– Преобразования вашей гимназии в общественно-активную начались с прихода идей «со стороны»?

– Директор Диана Николаевна Шкерина, пятнадцать лет бессменно возглавляющая гимназию, вела похожую работу с момента основания школы. Она энергично привлекала родителей и шефов (тогда еще в ходу было это понятие). Сначала они помогали решать вопросы материального характера, а потом мы поняли, что огромный ресурс кроется в их знаниях. И в настоящее время список друзей очень большой.

Потом директор активно поддержала все те идеи, которые я несколько лет назад привез из красноярского Центра «Сотрудничество на местном уровне». Первым проектом, реализованным на преподнесенных им технологиях, было как раз создание фонда. Коллектив был посвящен в курс дела, начал осуществлять эту деятельность, и теперь мы представляем собой творческий тандем.

Сейчас в городе идет обсуждение создания совместного попечительского фонда родителей города. Опыт нашего учебного заведения будет принят во внимание.

– Случалось ли во время вашего руководства проектной группой на красноярском форуме слышать о директорах, препятствующих участию родителей в школьных делах?

– Конечно, более типичная ситуация, когда неохотно идут на контакт именно родители. И тем не менее директора, о каких вы спрашиваете, есть. Чем объяснить их отношение? Первая причина – нежелание делиться властью. Директора опасаются, что появится контролер за их деятельностью, за распоряжением финансовыми средствами. Их устраивают попечительский совет, родительский комитет, члены которых, как правило, никакими рычагами управления не пользуются.

На форуме мы обсуждали, как побороть негативное отношение дирекции в этом деле. Главное – преодолеть недопонимание, что родители и другие жители микрорайона – это хорошие помощники. Хотя и контролирующие функции фонд выполняет: готовит всевозможные финансовые отчеты, отчитывается на родительской конференции.

– Но «делиться властью» все равно придется?

– Когда родители начинают ощущать свою реальность, возможности, ресурсы, которые дает фонд, они становятся силой и способны решать даже те вопросы, которые директор не хочет, не может и не пытается решать.

– Не легкий выбор вы предлагаете колеблющемуся директору…

– Переломить ход событий, переубедить дирекцию по силам активной группе родителей. Им нужно доказать, что их участие в управлении или в других сферах жизни школы может быть полезным. Я думаю, любой здравомыслящий директор понимает: без родителей он мало что сможет сделать.

Кстати, на проектной группе в Красноярске ситуация, когда школа не желает общения, обсуждалась очень бурно.

– Наша читательская аудитория – не родители, а управленцы. Поэтому совет заняться убеждением директора, рассчитанный на них, вряд ли дойдет до адресата. Предлагаю эти ваши слова считать сигналом для управленцев подготовиться к тому, что и к ним может пожаловать инициативная родительская группа...

– Я советую просчитать все «плюсы» общественной помощи и не отказываться от нее. А тем, кто категорично настроен против, хочу напомнить: у родителей есть разнообразные рычаги воздействия – от «милых сердцу» до таких кардинальных мер, как обращение в вышестоящие инстанции. Сейчас они имеют все основания доказывать свою состоятельность в качестве общественных управляющих.

По итогам форума в Красноярске скоро будет выпущен сборник материалов, куда войдут опыт отдельных общественно-активных школ, а также общие рекомендации, выработанные в проектных группах.

По нашей просьбе «Управлению школой» были предоставлены материалы из готовящегося сборника, касающиеся привлечения членов сообщества к делам школы.

По большей части это будут проекты в форме так называемого стратегического планирования. Они являются инструментом для создания партнерских отношений школы и социума. Среди них стратегические планы школ из разных городов России. Одни осуществлены, другие реализуются в данный момент. В каждом есть своя специфика, местный колорит, что делает их публикацию еще более наглядной.

Начнем с плана, которым завершим тему, поднятую в разговоре с Константином Яковлевым. Он выполнен в свободной форме, но от этого, как считают участники форума, его качество не ухудшается.

И наконец, предлагаем рассмотреть стратегические планы нескольких российских школ. Они позволяют увидеть, какие мероприятия помогают образовательным учреждениям наладить конктакты с сообществом, какими ресурсами необходимо обладать для проведения мероприятий, и т. д.

План

Цель:

Создание условий для мотивации и развития интереса родителей к деятельности школы.

Задачи:

1. Анализ ситуации «Почему родители не хотят?».

2. Определение общих интересов школы и родителей.

3. Разработка и реализация проекта.

Шаги:

Этап 1. Создание активной группы педагогов и учащихся:

а) анализ ситуации,
б) выпуск обращения к общественности,
в) организация собраний с родителями.

Этап 2. Создание единой группы:

а) разработка проекта общественных мероприятий, полезных для школы,
б) проведение PR-акции.

Этап 3. Проведение проекта (мероприятия):

привлечение СМИ, представителей бизнеса.

Ожидания, результаты:

1. Родители готовы взять на себя «чужую» функцию.
2. Повышение социальной активности.

Критерии:

Количественные:

а) посещаемость родительских собраний,
б) регулярный контроль за успеваемостью ребенка.

Качественные: появление интереса к делам школы.

Данный рабочий материал форума показывает, чем привлечь различные категории граждан в работу общественного школьного фонда

Мотивации участия в деятельности ОШФ:

для администрации школы:

– улучшение материально-технической базы школы,
– повышение престижа школы (директора),
– возможность реализации проектов,
– повышение качества обучения,
– приобретение нового опыта, возможность карьерного роста, направление на награждение и др.;

для выпускников школы:

– использование материально-технической и интеллектуальной базы школы,
– реклама,
– возможность «расплатиться за долги»,
– общение и др.;

для представителей власти:

– снятие части проблем с властных структур,
– реализация социально значимых, по мнению власти, ,
– формирование позитивного имиджа,
– подготовка новых кадров,
– уменьшение конфронтации между населением и властью и др.;

для представителей бизнес-структур:

– возможность делать «добрые дела»,
– реклама (в т.ч. для возможной политической карьеры),
– расширение делового партнерства,
– приобретение опыта, знаний,
– заинтересованность в качестве образования собственного ребенка и др.

Выявление мотиваций

Выявление мотиваций, конечно, должно идти с учетом специфики нужд и возможностей конкретного населенного пункта. Приводим пример действий директора школы № 7 г. Абакана. (Небольшая справка. Учебному заведению 70 лет, оно насчитывает 630 человек, 26 классов. Расположено в замкнутом социуме, с городом соединяется мостом через реку Абакан.)

Руководство школы понимает, что для вовлечения граждан сообщества в решение проблем воспитания и образования необходимо мотивировать каждого его члена. Мотив – это осознанная потребность. Как выявить потребности? Использовались такие формы, как анкетирование, сход жителей, встречи с выпускниками школы, живущими в микрорайоне, конференции «Я и сообщество», большой педагогический совет «Социум и воспитание» (участниками педсовета стали староста микрорайона, женсовет, представители детских садов, детской школы искусств, домкомов, клуба-библиотеки, акционерных обществ, детские и семейные врачи, родители, учителя).

Перед педсоветом в микрорайоне распространили обращение к жителям директора школы, уже имеющего опыт решения социальных проблем сообщества (создание школы искусств, кабинета физиолечения при детском медпункте, стоматологического кабинета и т. д.). На педагогическом совете удалось выделить общие проблемы, в решении которых заинтересованы все. Это, в частности, отсутствие гражданской ответственности у большинства населения, неважное санитарное и экологическое состояние микрорайона, алкоголизм, наркомания, преступность, вялая финансовая поддержка многих начинаний по переустройству школы и микрорайона, безработица, неимение мест для вечернего досуга молодежи и службы социальной реабилитации и др. Оказалось, что эти проблемы перекликаются с проблемами школы в вопросах воспитания и образования...

Материал подготовила Инна Алейникова

Рейтинг@Mail.ru