Ставка на стратегию и гласность
Становление и первые шаги Управляющего совета в школе
Рассмотрев в прошлом номере газеты вопросы о том, когда и зачем нужны в школах управляющие советы, мы пришли к выводу: новая правовая ситуация для школы требует содержательного соучастия общественности в школьной жизни. И хотя лучше вас никто не может представить себе, как должна развиваться именно ваша школа, куда и на что надо в первую очередь направить деньги (если они есть) или где их можно попытаться раздобыть (если их нет), соучастие в управлении школой общественных управляющих обеспечит вам как директору поддержку по тому или иному решению, поможет посмотреть на проблемы новыми глазами.
Такой позицией руководствовалась директор школы № 143 г. Красноярска, которая год назад создала у себя Управляющий совет. Знакомьтесь с ее опытом и пробуйте делать первые шаги!
С 2007 года, если Государственная Дума примет поправки в Закон «Об образовании» в ст. 35, касающуюся управления школой, для всех образовательных учреждений встанет вопрос о создании нового органа государственно-общественного управления – Управляющего совета (УС). На наш взгляд, в «Положении об УС», которое будет утверждено как обязательное к этому времени, необходимо предусмотреть многовариантный подход к формированию УС и его выборам. Это позволит исключить унификацию и однородность управления образовательными учреждениями с разными структурами, условиями, традициями, с разным уровнем государственно-общественного управления, а введенные в школах Управляющие советы не будут лишь красивой декларацией.
Расскажу о том, как складывался УС у нас, в красноярской школе № 143. В нашей школе 1979 учащихся, и она традиционно структурно делится на три больших подразделения со своим управлением, контингентом учащихся и родителей:
- начальная школа (школа 1 ступени, 23 класса, 586 учеников);
- старшая школа (школа 2–3 ступени, 41 класс, 1098 учеников);
- группа классов, функционально связанных спецификой реализуемых образовательных программ, учебных курсов, дисциплин, воспитательной работы (школа менеджеров, 10 классов, 296 учеников).
Начиная с 1997 года участниками образовательного процесса стали создаваться общественные организации, цель которых – помощь в развитии школы, совершенствовании образовательного процесса и воспитательной работы. На данный момент в школе действуют:
- Благотворительный общественный фонд «Развитие школы № 143» (орган управления – Попечительский совет фонда во главе с председателем), год создания 1997.
- Местная детская общественная молодежная организация «Сто сорок третье измерение» (орган управления – совет актива 5 – 7 классов, совет старшеклас¬сников 8 – 11 классов во главе с председателем), год оформления 2002.
- Детская организация школы менеджеров «Симфония разума» (орган управления – парламент во главе с президентом), год оформления 2001.
- КРОМОО «Молодежный компьютерный клуб» (орган управления – совет клуба во главе с председателем), год создания 2000.
- Общественная туристическая организация «Борей» (орган управления – совет во главе с председателем), год создания 2003.
Представители этих сообществ, наряду с педагогической общественностью и администрацией школы, являлись членами Совета школы, который с 2001 года выступал как орган государственно-общественного управления образовательным учреждением. В компетенцию Совета входило: принятие наиболее важных решений по устройству школьной жизни, разработка стратегии развития, обсуждение и утверждение сметы расходования внебюджетных и бюджетных средств, но решения по этим вопросам носили рекомендательный характер.
В рамках участия в федеральном проекте по введению Управляющих советов в образовательных учреждениях было решено создать Управляющий совет в ноябре 2004 года.
Поэтому инициативу по созданию УС в нашей школе, соответственно и проведению выборов, взял на себя Совет школы, а члены Совета стали инициативной группой по введению УС.
На заседаниях Совета школы была проведена серьезная подготовительная работа:
- обсуждение федерального проекта положения об УС с корректировкой его для данного конкретного образовательного учреждения;
- обсуждение примерного положения о выборах в УС с корректировкой для школы.
Совет школы внес предложения о внесении изменений в данные документы, что явилось основой для создания своего «Примерного положения об УС», которое потом обсуждалось различными категориями членов школьного сообщества.
Также Совет школы из своего состава выбрал избирательную комиссию из трех человек – представителей учеников, учителей, родителей, – обязанностью которых стала организация выборов членов УС из своей категории, фиксация предлагаемых кандидатов, их представление на выборных конференциях. После этого члены Совета начали процесс информирования участников образовательного процесса об УС и предвыборную кампанию.
Родители обсуждали принципы становления УС на расширенных заседаниях Попечительского совета Благотворительного общественного фонда «Развитие школы № 143», на родительских собраниях, представители трудового коллектива – на своих собраниях, ученики – на совете старшеклассников и на заседаниях парламента.
Члены редакции школьной газеты выпустили информационные бюллетени с информацией об Управляющем совете, его функциях, полномочиях, которые раздавали родителям на общешкольных мероприятиях, вывесили на школьных стендах для всеобщего ознакомления.
На Совете школы было принято решение проводить выборы в подразделениях школы по трем категориям – родители, ученики, члены трудового коллектива. Итого готовилось 9 конференций (у трудового коллектива – собраний), по три в каждом подразделении.
Совет школы, разрабатывая «Примерное положение об УС», утвердил квоты представительства в УС для различных категорий участников образовательного процесса. В результате обсуждения численного состава от представителей различных подразделений школы в УС было принято решение, зафиксированное в «Примерном положении»:
Квота для родителей в УС: начальная школа – 2 человека, старшая школа – 4 человека (2 – от второй ступени, 2 – от третьей ступени), школа менеджеров – 1 человек. Итого – 7 родителей.
Квота для учителей: начальная школа – 1 человек, старшая школа – 2 человека, школа менеджеров – 1 человек. Итого – 4 учителя.
Квота для учеников: старшая школа – 3 человека (1 – от 9 классов, 1 – от 10 классов, 1 – от 11 классов), школа менеджеров – 1 человек. Итого – 4 ученика.
В предлагаемом федеральной рабочей группой «Положении об УС» нет представителя от учеников 9 класса. Однако у нас такое предложение возникло на заседании Совета школы от старшеклассников и было поддержано другими членами. Учащиеся мотивировали это тем, что с переходом на предпрофильную подготовку и профильное обучение УС необходимо знать и учитывать мнение учеников 9 классов в связи с утверждением учебного плана и других вопросов, касающихся профильного обучения.
Для каждой выборной конференции Совет школы определил численность делегатов от классов и квоту голосующих, при которой решение конференции становится правомочным (2–3 делегата от каждого класса и 2/3 присутствующих от списочного состава конференции соответственно).
Каждый класс (собрание родителей, учеников) самостоятельно выбирал делегатов на конференцию. И каждой конференции было дано право самостоятельно определить, если возникает необходимость, нужное количество делегатов. Таким правом воспользовалась конференция родителей начальной школы, увеличив число делегатов от класса до 10 человек.
Также конференциям было дано право определить порядок голосования (тайное, открытое). Это право было зафиксировано в «Примерном положении об УС».
Был обсужден и такой вопрос: в случае если председатели общественных организаций, созданных на базе школы, не будут избраны от своей категории в силу разных причин (например, председатель Попечительского совета – от родителей, председатель детской организации – от учеников и т.д.), кооптировать их в УС. Члены Совета школы посчитали, что кооптация председателей общественных организаций пройдет успешно в связи с тем, что они являются представителями мощных организаций, за которыми стоят реальные люди, заинтересованные в развитии школы, со своими ресурсами и УС будет заинтересован в сотрудничестве с ними.
Теперь перейдем к вопросу о кандидатах в УС. Работа по их выдвижению прошла до проведения конференций. Правом выдвижения кандидатов воспользовались заинтересованные группы учеников, учителей и родителей, предложив кандидатуры, которые потом и обсуждались на выборных конференциях. Представляли кандидатов на конференциях члены избирательной комиссии.
Параллельно с процессом организации выборов члены инициативной группы приняли участие в краевом конкурсе грантов «Информационные технологии в образовательном процессе». И в результате разработки и реализации проекта был создан сайт Управляющего совета на школьном портале, позволяющий сделать работу УС открытой и гласной (http://www.sch143.rastrnet.ru:81).
На протяжении пяти месяцев шла работа над новой редакцией Устава школы, в который были внесены изменения в части, касающейся управления образовательным учреждением и локальной нормативной базы, и согласование принятия Устава.
В данном нормативно-правовом документе в настоящее время прописаны основные положения и компетенции, касающиеся деятельности УС. Управляющий совет – это коллегиальный орган, реализующий установленные законодательством принципы самоуправления в управлении школой и автономности школы в вопросах, отнесенных законодательством РФ к самостоятельной компетенции школы, – утверждение программы развития школы, утверждение отчета по итогам учебного и финансового года, принятие локальных актов, согласование «школьного компонента», бюджетной заявки, сметы расходов и т.п.
18 ноября 2004 года состоялось первое заседание нашегоУправляющего совета. На нем присутствовали избранные члены (15 человек), назначенные (директор школы, представитель Учредителя – начальник управления образования администрации Советского района) и приглашенные кооптированные члены (председатели общественных организаций, выпускник школы – 4 человека). Всего на данный момент у нас в УС 21 человек.
В течение года на своих заседаниях Управляющий совет обсуждал следующие вопросы:
Уже созданы постоянные комиссии – финансовая, нормативно-правовая, комиссия по жалобам и предложениям – и временные – по доработке Положения об УС.
- Утверждение отчета директора школы по итогам финансового года и сметы на бюджетное финансирование.
В результате обсуждения было решено создать финансовую комиссию, в которую вошли члены УС, чья профессиональная деятельность связана с финансовыми вопросами. Выяснилось, что для более эффективного использования бюджетных средств необходимо провести инвентаризацию учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса по методическим объединениям. И, что более важно, принять разработанную УС Программу развития образовательного учреждения, стратегические направления развития школы, которые и надо в первую очередь финансировать.
- Проведение ежегодного конкурса проектов, направленных на развитие школы.
Нормативно-правовая комиссия УС разработала положение о конкурсе проектов на 2005 год, выделив на его проведение часть бюджетных средств (5% от общих средств субвенций края). Целью конкурса является вовлечение всех участников образовательного пространства в процесс проектирования развития школы, эффективное использование бюджетных средств на развитие школы. Участниками конкурса могут быть учителя, родители, учащиеся всех ступеней школы, организации школьного сообщества.
- Разработка Программы развития школы.
УС начал работу по разработке программы, выработке стратегических направлений развития школы. Для этого была запущена описанная выше деятельность.
В заключение хочется отметить, что, на наш взгляд, Управляющий совет должен стать органом стратегического управления образовательным учреждением. Если такие компетенции не будут зафиксированы в Уставе школы, УС останется только совещательным органом, какими были Советы школ и другие органы самоуправления учреждением. Однако одной из главных функций УС должна стать открытая и гласная деятельность по разработке, реализации и содействию финансирования принятой Программы развития школы как главного стратегического документа, из которого будет вытекать логика развития и функционирования школы.
Татьяна ГРИДАСОВА,
директор школы № 143,
г. Красноярск
О проведении Управляющим советом первого общешкольного конкурса проектов, направленных на развитие школы
|
В мае прошлого учебного года в школе № 143 прошла публичная защита проектов, принимавших участие в первом школьном конкурсе проектов, инициатором которого стал Управляющий совет школы.
Идея проведения такого конкурса появилась на заседаниях УС, и при обсуждении сметы на 2005 год и отчета финансовой комиссии, прорабатывающей данный вопрос, было решено часть бюджетных средств (средств субвенций края) в размере 10% предоставить на конкурсной основе на реализацию проектов, направленных на развитие школы. Эта работа была предложена как подготовительный этап разработки Программы развития школы, которую должен обсудить и принять УС в 2005 г.
Для реализации данного решения УС была создана нормативно-правовая комиссия, подготовившая проект положения о школьном конкурсе проектов. Финансовой комиссией были рассчитаны средства, которые можно затратить на реализацию проектов. В марте разработанное положение было принято Управляющим советом. Через школьные СМИ (газета, сайт в Интернете) положение было опубликовано.
Бюджет конкурса составил 128 000 руб. и был пропорционально распределен между подразделениями школы. Были заложены малые гранты – от 3000 до 5000 рублей и большие – до 20 000 руб. Одним из условий участия в конкурсе было составление сметы, в которую входили бы наименования товаров и услуг, входящих в перечень бюджетного классификатора, а сами проекты направлены на развитие учебно-воспитательного процесса – в целом на развитие школы. Всего на конкурс от трех подразделений школы было подано 14 заявок. Это проекты, направленные на внедрение здоровьесберегающих технологий, проведение школьных конкурсов, работу с одаренными детьми, методическую работу, работу творческих коллективов школы, учебно-исследовательскую деятельность, оформление школы и территории школьного двора, радиофикацию части школы, издание школьных газет. Все проекты были представлены на сайте Управляющего совета для ознакомления и обсуждения.
Управляющим советом была создана также экспертная комиссия, состоящая из членов УС и представителей администрации образовательного учреждения, курирующих деятельность подразделений школы. В результате обсуждения проектов экспертной комиссией было принято решение предложить УС профинансировать все проекты, поданные на конкурс. Часть из них будут профинансированы до конца года, другие, долгосрочные и более затратные, будут включены в смету 2006 года. Утверждение сметы бюджетного финансирования состоялось на заседании Управляющего совета в сентябре этого года, где средства закладывались как на реализацию представленных проектов, так и на реализацию новых проектов в 2006 году.
Данный конкурс, на наш взгляд, позволяет максимально приблизить и открыть информацию по бюджетному финансированию школы для общественности, делает понятным планирование денежных средств на определенные статьи (например, для реализации значимых проектов, прошедших и победивших на школьном конкурсе), делает вложение бюджетных средств более эффективным.
Конкурс проектов – это шаг на пути создания, принятия и реализации Программы развития школы Управляющим советом, когда данная программа становится не только ведомственным документом, но и ориентиром развития школы для педагогической, ученической, родительской общественности школьного сообщества.
|
|