Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2005

Профильное обучение

Предпрофильная подготовка в основной школе:
управление процессом введения

Основная задача предпрофильной подготовки – создание условий (педагогических, психологических, медико-физиологических…), способствующих самоопределению выпускника основной школы в дальнейшем профиле обучения, в какой-либо профессии по интересам, пролонгированное на профессиональную судьбу, самоопределение в выборе собственной профессиональной сферы деятельности.
Для того чтобы все это сделать успешно, любой школе нужен алгоритм действий, который будут выполнять все без исключения – педагоги, классные руководители, члены школьной администрации. Сегодня ваши коллеги из Рязани делятся на страницах газеты своим алгоритмом и своим опытом.

Итак, общими управленческими действиями для педагогического коллектива, реализующего идеи профилизации образования, могут быть следующие.

I. Изучение и согласование ведущих понятий, идей и целей предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе обсуждения нормативных документов по профилизации образования1.

Прежде всего – четко определитесь с целью предпрофильной подготовки. Она должна способствовать принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. В этом случае основными характеристиками личности выпускника 9 класса могут быть: высокая общая культура, информированность о возможностях дальнейшего продолжения образования и понимание значимости широкого спектра профессий, профессиональная мобильность, самоопределение в жизненных и профессиональных ситуациях, готовность к созидательной деятельности, толерантность, умение отстаивать свои права и принимать решения в нестандартных ситуациях и другие. Концептуальные идеи реализации такой модели выпускника в рамках предпрофильной подготовки предполагают решение следующих задач.

  • Анализ возможных рисков, ограничений в выборе будущего профиля обучения для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Организация практического опыта в рамках курсов по выбору (в форме «проб», практических занятий по принятию решения).
  • Обеспечение информированности учащихся о многообразии видов профессиональной деятельности, оказание поддержки школьникам при вхождении в информационное сообщество. Курсы по выбору по возможности должны опираться не только на знания учителя, опыт ученика и его родителей, но непременно на ряд учебных пособий и другие источники информации, что позволит исключить «монополию на информацию».
  • Формирование ценностных ориентаций школьников как противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде; формирование ответственности за собственное благосо¬стояние и состояние общества через освоение социальных норм и ценностей, в том числе профессиональных. Содержание курса по выбору и форма его организации в этом случае должны помогать ученику через успешную практику оценить свой выбор с точки зрения духовно-нравственных ценностей (например: «Я буду юристом не потому, что хочу зарабатывать много денег, а потому, что намерен соблюдать законность и справедливость во всех делах»).
  • Обеспечение социальной мобильности в обществе, самоопределение в познавательной деятельности и будущей профессиональной. Для этого рекомендуется использование активных форм организации занятий – проектная, тренинговая, рефлексивная, проблемная. Задуматься об этом необходимо на этапе разработки курсов по выбору.

Таким образом, основная идея предпрофильной подготовки (ПП) –соответствие интересам и образовательным запросам учащихся в содержании деятельности по ПП, а также развитие положительной мотивации учащихся к продолжению образования в рамках того или иного профиля на уровне повышенных требований через организацию практического опыта ученика.

Реализация предпрофильной подготовки осуществляется через организацию:

  1. курсов по выбору, которые могут быть как предметно-ориентированными, так и ориентационными;
  2. информационную работу;
  3. профильную ориентацию.

При разработке содержания курсов по выбору следует учитывать, что по содержанию предметно-ориентированные курсы:

  • реализуют интересы учащихся к выбранному предмету и потому всегда содержат информацию «за рамками» учебного предмета. Например, «История в лицах», «Существует ли лишняя буква в алфавите», «Литературная Рязанщина», «Мир двух языков и культура», «Литературная лавка»;
  • выявляют уровень готовности и формируют недостающие способности для освоения предмета на повышенном уровне. Например, «Литературное произведение: теория и практика анализа», «Вспомогательные исторические дисциплины», «История русской культуры»;
  • создают условия для подготовки к экзаменам по выбору. Например, «Различные жанры сочинений», «Решение олимпиадных заданий по истории» и т.д.; в то же время ориентационные курсы:
  • помогают ориентироваться в мире современных профессий. Для этого необходимо в ориентационные курсы включать информацию о различных профессиях (она может содержаться в базах данных, информационных картах и т.д.), раскрывать значимость для личной и общественной жизнедеятельности малознакомых или престижных и непрестижных профессий и т.д.;
  • знакомят на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. В частности, курсы по выбору могут знакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит выбор той или иной сферы профессиональной деятельности (историк, филолог и др.). Например, работа с литературными текстами, анализ исторических источников, использование правовых документов, анализ информации, решение проблемных задач в рамках образовательных ситуаций;
  • стимулируют учащегося к изучению того или иного профиля. Это может проводиться за счет оригинального интересного содержания курса, а также за счет развивающих технологий: игровых, проектных, исследовательских, креативных.

Информационная работа и профильная ориентация – неотъемлемая часть предпрофильной подготовки, которая может быть выражена в содержании курсов по выбору.

Так, например, информационная работа предполагает целенаправленное ознакомление учащихся об образовательных возможностях, услугах в муниципальной образовательной сети (знакомство с перечнем курсов по выбору, профильными и элективными курсами в старших классах в соседних, близлежащих школах, с условиями обучения в средних специальных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, высших учебных заведениях города, района; образовательными картами, содержащими информацию о месторасположении, маршруте движения к образовательным центрам, особенностях образовательных программ в образовательных учреждениях; и др.).

Профильная ориентация направлена на выявление интересов, склонностей, способностей учащихся к дальнейшему обучению на старшей ступени, на создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению2. Данная работа предполагает создание ситуаций, где учащиеся могли бы тренироваться в принятии решений в познавательной, профессиональной, социальной деятельности, то есть осваивать механизм принятия решений. Здесь возможны рефлексивные методы работы, стимулирующие размышления школьников о выборе профессии; применение профориентационных методик, выявляющих сферы проявления личности ученика в жизни ( «Человек – Человек», «Человек – Природа», «Человек – Общество», «Человек – Техника»); психолого-педагогические методики саморефлексии и самооценивания интересов, мотивов, способностей учащихся к тому или иному профилю. Профильная ориентация подразумевает системность работы педагога, классного руководителя, педагога-психолога, администрации школы. Ее результатом может быть формирование обоснованных и осознанных мнений учащихся о будущем профиле обучения («Почему я считаю, что моя траектория обучения лучшая? Каково мое место и роль в культуре?»).

Таким образом, предпрофильная подготовка, реализуемая через курсы по выбору, информационную работу и профильную ориентацию, эффективна, если она осуществляется с использованием развивающихся технологий, новых деятельностных систем обучения, где содержание предмета становится средством развития мотивации познавательных интересов учащихся.

II. Исследование потенциальных возможностей и имеющихся ресурсов: учебно-воспитательных, научно-методических, материально-технических, управленческих, финансовых для введения предпрофильной подготовки (элективных курсов, информационной работы, профильной ориентации).

III. Проектирование и программирование педагогической и управленческой деятельности по введению предпрофильной подготовки:

Для учителей: разработка программ курсов по выбору и образовательных проектов по профилизации обучающихся.

Для классных руководителей: создание социально-педагогических проектов, разработка системы деятельности по диагностированию ¬интересов, потребностей, способностей учащихся и по созданию образовательного пространства по самоопределению учащихся.

Для администрации школы: разработка проекта введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах.

IV. Планирование работы по введению предпрофильной подготовки.

V. Организация работы по предпрофильной подготовке (составление информационной карты образовательных услуг в муниципальной образовательной сети, системы меро¬приятий по информированию и профильной ориентации школьников, учебного расписания для курсов по выбору и т.д.).

VI. Контроль и коррекция деятельности педагога, реализующего курсы по выбору, деятельности педагогов, клас¬сных руководителей и администрации школы по введению предпрофильной подготовки (мониторинг процесса реализации идей предпрофильной подготовки, экспертиза содержания и результатов реализации программ курсов по выбору, диагностика динамики интересов и потребностей учащихся в выборе профиля обучения и самодиагностика педагога и ученика по результатам деятельности) (см. табл.).

Таким образом, системное и целенаправленное управление процессом введения предпрофильной подготовки учащихся в основной школе должно помочь ученику делать ответственный выбор дальнейшего образования на старшей ступени и будущего обучения в других ОУ.

Антонина ПЕТРЕНКО,
доцент кафедры методологии управления и развития образования
Рязанского областного института развития образования

1 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.. Приложение к приказу МО РФ от 18.07.2001. № 2783; Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях на 2003/04 уч.год. Приложение к Письму МО РФ от 20.09.2003 № 03-51-157 ин/ 13-03; и др.



Литература:

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу МО РФ от 18.07.2001. № 2783.

2. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. – М.: Альянс Пресс.

3. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2003.

4. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях на 2003/04 уч.год. Приложение к Письму МО РФ от 20.09.2003 № 03-51-157 ин/ 13-03.

Рейтинг@Mail.ru