Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2005

Опыт

Точка роста

Школа-старожил живет будущим

Сельская школа всегда была для своего социума больше, чем просто образовательное учреждение. Но это обусловливает и рост ответственности за качество образовательных результатов, требует кардинальных изменений в деятельности самой школы.
МОУ «Изборская средняя школа» Печерского района Псковской области уже попробовала перейти «на новые рельсы». Какие вопросы поставила перед администрацией «перестройка» и что потребовалось для их решения?..

От школы – к комплексу

Школа является старейшим учебным заведением района, имеющим более чем 100-летнюю историю. Богатство традиций школы во многом связано с культурно-историческими и природно-ланд¬шафтными особенностями региона, на территории которого расположен Государственный музей-заповедник «Изборск».

Специфика ситуации, сложившейся к началу 2000 года, заключалась в том, что регион был чрезвычайно привлекательным для туристов и мог эффективно развиваться в этом направлении. В то же время сектор коллективного сельского хозяйства сократился почти в 10 раз и соответственно резко возросло количество безработных.

В результате явно обозначилось несоответствие между потребностью в рабочих и специалистах, необходимых для развития туристического бизнеса и сферы услуг, отсутствием учреждений профессионального образования, ведущих подготовку по этим направлениям, и значительным числом «свободных рабочих рук»; между желанием родителей дать детям образование, которое позволило бы «хорошо жить», и невозможностью для большинства семей отправить ребенка учиться в город, обеспечив необходимую материальную поддержку.

Результатом осознания проблемной ситуации стала разработка проекта, который был связан с реализацией программы реструктуризации образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и предусматривал преобразование сельской школы в комплексную образовательную систему, реализующую, наряду с общеобразовательными, программы профессиональной подготовки.

Приступая в 2001 году к проектным преобразованиям, педагогический коллектив исходил из того, что планируемые изменения должны, во-первых, производиться с учетом региональной специфики; во-вторых, ориентироваться на удовлетворение потребностей прямых и косвенных участников образовательного процесса; в-третьих, опираться на реальный ресурсный потенциал системы образования; в-четвертых, усиливать роль «человеческого фактора» системы образования и социального окружения региона.

Знать и уметь

Начало проектной работы было посвящено выяснению ожиданий социального окружения в отношении школы, изучению жизненных планов старшеклассников и определению с учетом этого «образа выпускника».

По разработанной анкете провели анкетирование среди жителей деревни Изборск, педагогов, учащихся и их родителей, работодателей. Было выявлено, что педагоги видят основную роль школы в «формировании хороших, прочных, систематических знаний, обеспечивающих возможность поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения».

Ожидания семей, проясненные в результате анкетирования, можно разделить на три группы. Первые две группы составили чуть больше трети от общего числа полученных ответов. Две трети пришлись на третью группу.

Первая группа ожиданий практически полностью совпадает с мнением педагогов. Как правило, такие ответы давали родители детей, которые хорошо успевали, были ориентированы на получение высшего образования.

Ко второй группе мы отнесли те ответы, в которых отмечалась необходимость как хорошего образования, так и обучения традиционным для региона ремеслам, умениям, необходимым для ведения подсобного и/или фермерского хозяйства. Основной аргумент родителей основывался на том, что «в жизни бывает всякое, а умелые руки всегда позволят выжить».

Родители, составившие третью группу, считали, что жизненные успехи зависят не столько от образования, сколько от «умения устроиться», а это подразумевало способность найти работу или дополнительный заработок, организовать «свое дело», «иметь в руках нужную профессию» и т.п. Кстати, именно в этой группе оказалось больше всего ответов, в которых родители высказали надежду, чтобы дети остались жить дома, в деревне.

Потенциальные работодатели отмечали, что им больше всего хотелось видеть молодых людей, которые бы «не просто знали, что надо делать, но и умели бы это делать», проявляли бы инициативу, были готовы выполнять не только узкий круг своих обязанностей и т.п.

Еще один, дополнительный результат изучения общественного мнения о школе заключался в том, что больше половины жителей волости оказались не только уверены, что сегодня в школе необходимы изменения, но и заявили о своей готовности принять в них посильное участие.

По результатам проведенного анкетирования был сформирован обобщенный образ выпускника школы, способного быть успешным в жизни, а также выявлен смысл понятия «образовательные результаты». Проведенное исследование помогло нам сосредоточить основное внимание на тех аспектах, которые не связаны напрямую с учебными предметами, но обеспечивают учащемуся становление социального опыта, опыта осуществления выбора и принятия решений, опыта определения областей успешности и создания ситуаций своего собственного успеха.

По мере осознания того, что должно стать результатом работы педагогического коллектива, все сильнее проступало несоответствие между результатами, которые планировалось достичь, и реальными условиями образовательного процесса.

В реальности и материальные, и кадровые, и методические ресурсы сельской школы не позволяют осуществлять образовательный процесс на том уровне, который гарантирует достижение желаемых образовательных результатов. Поэтому следующим шагом в рамках нашей работы стало определение основных направлений развития школы, прогнозирование содержания изменений, возможных процедур и результатов их осуществления.

Спонсор публикации статьи – салон по пошиву штор «Портьера». Самое современное оборудование собственной швейной фабрики, расположенной в Москве, позволяет салону выполнять как индивидуальные заказы по пошиву штор для жилых помещений, так и крупные заказы по оформлению коммерческих объектов, таких как офисы, рестораны, гостиницы. Опытные дизайнеры предложат интерьерные решения для любого помещения, в любом стиле, на любой вкус и бюджет. Изготовив шторы на заказ, вы сможете не только защитить помещение от воздействия солнечного света и посторонних взглядов, но и создать нужное настроение в нем – от деловой атмосферы в офисе, до приглашающей ко сну – в спальне.

Источник возможностей

В рамках этой работы коллектив школы совместно с руководством волости и другими социальными партнерами пришли к выводу, что возможным направлением изменений может быть преобразование школы в комплекс «Изборский лицей», реализующий программы не только общего образования, но и профессиональной подготовки.

Для реализации замысла была создана проектная группа и разработан общий план работы (его фрагмент приведен в Приложении 1).

Мы не считаем, что школа должна заниматься профессиональным обучением. Но уверены в том, что одна из задач школы (и сельской в особенности) состоит в том, чтобы всем учащимся обеспечить возможности, которые помогут выпускникам быть успешными в жизни. В любой школе есть «звездные» дети, а есть и те, кому в силу разных причин оказывается непосильным даже средний уровень общеобразовательной программы. Поэтому и возможности, предоставляемые школой, должны быть разными. Для одних это знания, необходимые для поступления в вуз, для других – возможность раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а для третьих – ремесло, профессиональные умения, которые позволят заработать на жизнь или осознанно выбрать уровень и направление дальнейшего профессионального обучения, а кто-то хотел бы наряду с хорошими знаниями получить и элементарные профессиональные навыки.

Кроме того, нам очень хотелось, чтобы школа действительно стала «точкой роста» деревни, объектом общей заботы для жителей и работодателей волости, а в дальнейшем и района. Поэтому создавать комплекс мы решили не за счет открытия филиалов технических училищ, колледжей и т.п., а создав отделение профессиональной подготовки. Его основное назначение связывалось с обеспечением условий для получения всеми учащимися знаний и умений, облегчающих выбор профессии и процесс социальной адаптации выпускников. Для этого все учащиеся 8–11-х классов должны были выбрать и освоить одну или несколько (по желанию) краткосрочных программ, обеспечивающих освоение практических умений в определенной профессиональной области. Для этих курсов планировалось использовать часы, отводимые на изучение изобразительного искусства и технологии в 8–9-х классах, а также технологии и элективных курсов в 10–11-х классах.

Дополнительные возможности для удовлетворения индивидуальных образовательных, культурных и творческих потребностей учащихся, создания условий для их профессионального и социального самоопределения должны были обеспечивать программы дополнительного образования (взаимосвязь образовательных программ представлена в Приложении 2).

Реализация этих планов потребовала определения направлений профессиональной подготовки, освоение которых было бы интересным и полезным для школьников, плюс незначительных ресурсных затрат, реально возможных в условиях нашей школы.

Исходя из того, что основным работодателем на территории волости является Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафт¬ный музей-заповедник «Изборск», а также с учетом мнений и пожеланий учащихся и их родителей, были выбраны два первых направления профессиональной подготовки: сельское строительство (плотницкие работы) и художественно-оформительские работы (народные промыслы).

Работа отделения профессиональной подготовки позволила нам решать сразу несколько задач. Прежде всего, введение профессиональной подготовки по направлениям, востребованным потенциальными работодателями, создало основу для взаимовыгодного сотрудничества и в дальнейшем обусловило необходимость создания сети социального партнерства (на договорной основе).

Во-вторых, выбранные направления профессиональной подготовки как бы «сфокусировали» все разнообразие внеурочной и внешкольной работы, позволив усилить акценты на духовно-нравственном воспитании через изучение культурно-исторических традиций родного края, освоение традиционных ремесел, разворачивание поисковой и исследовательской работы в этом направлении. Кроме того, привлечение народных мастеров и жителей Изборска к руководству практической работой школьников усиливало и расширяло социальные контакты школы, повышало ее значимость и авторитет среди населения.

В-третьих, введение профессиональной подготовки обеспечивало дополнительные возможности для определения траекторий дальнейшего профессионального обучения, поскольку каждый школьник мог попробовать себя в различных сферах деятельности. А самое главное, создавались реальные условия для освоения основ профессий, востребованных на селе, учащимися коррекционных классов, а также детьми из социально неблагополучных семей, которые не смогли бы поехать в город продолжать обучение.

В-четвертых, занятия отделения профессиональной подготовки проводились по субботам, поэтому их также могли посещать учащиеся школ из соседних волостей, молодые люди 16–17 лет, которые уже окончили основную школу, но, в силу различных причин, не смогли продолжить свое образование.

«Я могу...»

Однако, как всегда, решение одних проблем повлекло за собой появление новых: чем успешнее развивалась работа отделения профессиональной подготовки, тем сильнее ощущалась необходимость усиления его взаимосвязи с общеобразовательной программой, потребность в соответствующих коррективах на уровне организации учебного процесса школы в целом.

Мы пришли к выводу, что если хотим, чтобы наши выпускники приобрели опыт активной, самостоятельной работы, обрели хотя бы небольшой опыт осуществления выбора, традиционные формы и методы ведения уроков надо было менять. В результате совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов (г. Москва), Псковским педагогическим университетом и Псковским региональным центром образовательных технологий была разработана программа по повышению квалификации педагогов и организована работа по ее реализации на базе «Изборского лицея». Содержание программы было составлено с опорой на профиль школы и ориентировано на конкретные запросы педагогического коллектива. Индивидуальные потребности отдельных педагогов удалось учесть, организовав проектную работу учителей.

Была определена «сквозная» форма организации образовательного процесса – проектная деятельность. Проектная деятельность одинаково эффективно используется в учебной и воспитательной работе, профессиональной подготовке, досуговой и внешкольной деятельности, в социальной практике школьников. Планирование и выполнение учебных, учебно-исследовательских, творческих проектов обеспечивает возможность практического использования освоенных учащимися знаний и умений для решения различных социально значимых проблем.

Кроме того, проектная деятельность стала своеобразным связующим звеном между непосредственной работой учителей на уроках и теми знаниями, которые осваивались ими в рамках курса повышения квалификации: итоговые квалификационные работы педагоги выполняют в форме индивидуальных и групповых проектов.

Как известно, результаты проектной деятельности не могут быть сведены только к конечному результату, важно оценивать процесс их достижения, в том числе самим школьником. Поэтому меняется само понимание достижений ученика – это уже не только и даже не столько учебные успехи, это – становление новых возможностей ребенка, о чем сам школьник говорит: «Я могу...». Оценивать такого рода результаты и процесс их достижения, используя привычную балльную систему, нельзя, – начинается работа по освоению педагогами и школьниками метода портфолио, складывается практика проведения открытых родительских собраний, творческих отчетов и т.п.

Еще один важный аспект: изменения уже не могут происходить только в стенах школы. Дети, осваивая основы проектного мышления, приобретая опыт продуктивной деятельности, переносят новые качества в свою повседневную жизнь вне школы. Это в свою очередь приводит к изменению характера отношений с внешней социальной средой школы – в частности, с расширением поля взаимодействия с традиционными и новыми социальными партнерами.

«Щедрый» социум

В качестве социальных партнеров мы рассматриваем не только работодателей, учреждения культуры, спорта, здравоохранения, но и жителей деревни Изборск.

В отдельные направления работы школы (оркестр народных инструментов, школьный музей, освоение народных промыслов и т.д.) стали включаться жители волости, то есть усилилась связь школы и социального окружения. Причем пришли не только родители учащихся, но и народные мастера, которые хотели поделиться секретами своего ремесла и были рады, что нашлись наследники традиций. Организация выставок достижений школьников, концертов, презентаций в свою очередь сделали школу более открытой. Это создало дополнительный эффект: в школу стали поступать дети не только из Изборской, но и из соседних волостей.

Усиление взаимодействия лицея и представителей социального окружения позволяет нам, во-первых, значительно расширить границы образовательного пространства, в рамках которого происходит становление всего спектра умений школьников; во-вторых, компенсировать ресурсные (кадровые, социальные, культурные и пр.) дефициты лицея за счет вовлечения в учебный процесс народных мастеров и других специалистов, проживающих в микрорайоне образовательного учреждения; в-третьих, применить сформированный у учащихся в образовательном процессе опыт в социально значимой деятельности вне школы и использовать основы профессиональных умений для решения конкретных жизненных проблем (своих и своей семьи).

Не революция, а эволюция

Таким образом, опыт создания и первых лет функционирования комплексной образовательной системы «Изборский лицей» показал, что в качестве наиболее существенных результатов проектной работы можно назвать:

  1. Изменения в организации образовательного процесса, обеспечивающие:
    • возможность выбора и реализации каждым учащимся 8–11-х классов индивидуальной образовательной траектории, включающей инвариантную часть (общеобразовательная подготовка) и вариативную, сформированную на основе свободного выбора одного из направлений профессиональной подготовки и программ дополнительного образования;
    • создание условий для использования в учебном процессе различных способов оценки и самооценки результатов прохождения образовательной траектории; увеличение объема групповой работы на уроках с целью развития умений продуктивного сотрудничества и взаимопомощи;
    • введение проектной деятельности, позволяющей применить знания и умения, освоенные в учебном процессе, в повседневной жизни для решения реальных и разнообразных проблем.
  2. Изменения в организации работы с педагогическим коллективом: повышение квалификации на базе школы, в рамках которого учителя не только посещают теоретические занятия, но и разрабатывают собственные исследовательские проекты, связанные с повышением качества образования школьников.
  3. Изменения в управлении, которые предполагают создание временных проектных групп для оперативного решения возникающих в ходе интеграционных преобразований проблемных ситуаций; переход образовательного учреждения в режим развития; стимулирование профессионального роста педагогов.
  4. Изменения во взаимодействии с внешним окружением, обеспечивающие возможность обучения на отделении профессиональной подготовки учащихся из других школ района; более полное использование интеллектуального, культурного, кадрового, материального потенциала жителей и учреждений региона за счет вовлечения их в деятельность лицея через механизмы социального партнерства.

Подводя итоги и не останавливаясь подробно на всех деталях, хочется отметить некоторые моменты, которые позволили нам избежать сопротивления переменам части педагогического коллектива, органов управления образованием и социального окружения школы.

Во-первых, это проведение предварительной работы, направленной на выявление специфики школы, ее возможностей и дефицитов, что позволило выбрать те направления развития, которые требуют меньших ресурсов. В результате процесс изменений изначально имеет эволюционный характер, не вызывает сопротивления со стороны большинства педагогов, позволяет руководителям школы создавать эффективное мотивационное поле.

Во-вторых, определение и учет потребностей внешнего окружения школы. Направления изменений не являются случайными, они логично вырастают из реально существующих проблем и, поскольку направлены на разрешение наиболее острых несоответствий, дают заметный положительный эффект. Это в свою очередь позволяет привлечь больше сторонников и партнеров, обосновать необходимость и сформировать потребность в постоянном профессиональном совершенствовании педагогов.

В-третьих, расширение сети партнерских взаимодействий. Учет особенностей и потребностей внешнего окружения создает реальную основу для продуктивного, взаимовыгодного социального партнерства, которое позволяет ликвидировать ресурсные дефициты за счет обмена с внешним окружением, в том числе за счет социальной практики школьников. В результате возникает сетевое взаимодействие, что повышает устойчивость достигнутых результатов, уменьшает их зависимость от изменений в региональной или федеральной системе образования.

При этом следует учитывать, что такого рода преобразования делают процесс развития школы непрерывным и необратимым: любое осуществленное изменение приводит к возникновению целого спектра новых проблем, решение которых требует выхода на новый виток развития как каждого из участников образовательного процесса, так и образовательной системы в целом.

В то же время создание различных видов комплексных образовательных систем не должно быть воспроизведением того опыта, который уже есть. Необходим поиск и новых компонентов, образующих комплексную систему, и новых нормативно-правовых основ ее создания, и новых механизмов, определяющих компонентный состав комплекса, и методов, позволяющих выбрать пути развития, наиболее адекватные актуальному состоянию образовательного учреждения и социально-экономической ситуации его окружения.

Ирина ГАЛКОВСКАЯ,
научный руководитель проекта
Фото А.СТЕПАНОВА

ПРИЛОЖЕНИЕ1


Фрагмент проекта по преобразованию сельской школы в комплексную образовательную систему: «Основные направления и механизмы реализации программы эксперимента»

Разработка основных направлений и механизмов реализации проекта базируется на следующих концептуальных положениях:

  • Проектные преобразования должны, во-первых, усилить роль «человеческого фактора» системы образования и социального окружения региона; во-вторых, производиться с учетом региональной специфики; в-третьих, ориентироваться на удовлетворение наиболее острых потребностей социальных партнеров образовательного процесса; в-четвертых, опираться на реальный ресурсный потенциал системы образования.
  • Проектные преобразования должны сделать более открытой региональную систему образования, насытить ее разнообразными сетевыми взаимодействиями, включить в реальную практику повседневные взаимодействия системы образования с различными объектами социального окружения (прежде всего с учреждениями социальной и культурной сферы, предприятиями и сельскохозяйственными объектами), с общественными организациями и объединениями.
  • Проектные преобразования должны привести в соответствие возможности системы образования и кадровые потребности региона, а также обеспечить создание системы повышения квалификации и переподготовки как педагогических кадров, так и специалистов других областей в регионе проекта.
    Основные направления реализации проекта связаны с разработкой концептуально-организационного, процессуально-технологического и результативно-оценочного модулей.

Механизм реализации проекта предусматривает следующие этапы:

Подготовительный этап

На этом этапе:

  • разрабатывается общая концепция модели экспериментальной комплексной образовательной системы сельского социума;
  • определяются ее компоненты, особенности функционирования, показатели результативности;
  • проектируется модель экспериментальной комплексной образовательной системы «Изборский лицей»;
  • определяются средства, механизмы и критерии эффективности ее реализации;
  • разрабатывается договор о социальном партнерстве;
  • определяются организации, учреждения, предприятия и т.п., с которыми необходимо установить отношения социального партнерства.

Продолжительность подготовительного этапа – 1 год.

Этап запуска и апробации

На этом этапе:

  • осуществляется реорганизация средней общеобразовательной школы в лицей в соответствии с разработанной моделью экспериментальной комплексной образовательной системой;
  • проводится первичная диагностика эффективности преобразований;
  • уточняются и корректируются механизмы реализации программы проекта на уровне волости;
  • заключаются договоры о социальном партнерстве с учреждениями, организациями, предприятиями, которые могут быть прямыми или косвенными участниками образовательного процесса комплекса.

Продолжительность этапа запуска и апробации – 1 год. Этап реализации

На этом этапе:

  • реализуются учебные планы и программы профессиональной подготовки по первому блоку профессий;
  • проводится реорганизация методической службы комплекса с целью повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся;
  • осуществляется непрерывное внутришкольное повышение квалификации педагогов;
  • корректируются учебно-методические и нормативно-правовые материалы, обеспечивающие эффективную работу профессионального отделения и комплекса в целом;
  • уточняются содержание и механизмы социального партнерства.

Продолжительность этапа реализации – 2 года.

Этап анализа и оценки эффективности проектных преобразований

На этом этапе:

  • проводится диагностика качества общего образования и профессиональной подготовки учащихся;
  • определяются пути и формы дальнейшего совершенствования образовательной деятельности комплекса;
  • осуществляется окончательное оформление процедуры модельных преобразований и определение показателей и критериев эффективности функционирования модели в целом;
  • подготавливаются материалы для тиражирования опыта преобразования сельской школы в лицей, реализующий программы профессиональной подготовки;
  • определяются возможные формы взаимодействия лицея и учреждений начального и среднего профессионального образования с целью усиления комплексного характера образовательной деятельности лицея.

Продолжительность этапа анализа и оценки эффективности – 1 год.

Основные продукты реализации проекта:

  • Концепция модели сельской комплексной образовательной системы.
  • Модель комплексного образовательного учреждения «Изборский лицей» с полным описанием содержания, механизмов и результатов ее функционирования.
  • Пошаговое описание процедуры реорганизации изборской сельской школы в образовательный комплекс «Избор¬ский лицей».
  • Модель системы обеспечения качества образования как ядра образовательного комплекса.
  • Пакет методик для мониторинга качества образования и оценки эффективности функционирования сельского образовательного комплекса.
  • Модельные договоры о социальном партнерстве образовательного учреждения с организациями, учреждениями, предприятиями и т.д.
  • Пакет учебно-методического обеспечения учебного процесса отделения профессиональной подготовки.

ПРИЛОЖЕНИЕ2


Взаимосвязь образовательных программ: начального образования; основного общего образования включая коррекционно-развивающее обучение; среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, профессиональной подготовки – представлена на схеме.

Взаимосвязь различных уровней и программ образования, реализуемых в рамках комплексной образовательной системы «Изборский лицей»

Рейтинг@Mail.ru