Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2005

Курсы повышения квалификации

Марьяна БЕЗРУКИХ, Валентин СОНЬКИН, Валерия БЕЗОБРАЗОВА

Здоровьесберегающая школа

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Лекция 2

Закономерности возрастного развития школьников

Процесс развития ребенка – это не просто увеличение размеров его тела. Это еще и важнейший фактор, изменяющий жизнь ребенка, его ощущения, его восприятие окружающего мира. По мере развития возрастает активное отношение ребенка к окружающей среде, усиливается роль центральной нервной системы, регулирующей деятельность всех физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и т.д.) и поведение ребенка.

Рост и развитие ребенка – это длительный процесс, протекающий неравномерно. Самые бурные изменения детского организма происходят в первый год жизни, затем их темп заметно снижается, но и на протяжении школьного возраста организм ученика несколько раз претерпевает столь интенсивные изменения, что они получили название «скачков роста».

Если взрослые – педагоги, родители – знают и понимают особенности возрастного развития, тогда им значительно легче формировать комфортную среду жизнедеятельности, в которой ребенок будет оптимально расти и развиваться. Педагогу необходимо знать и учитывать в своей работе не только возрастные, но и индивидуальные особенности развития учащихся, поскольку применение педагогических воздействий, не соответствующих возможностям организма ребенка, может привести к существенным нарушениям психического и физического здоровья.

Темпы индивидуального развития

Разные дети развиваются с разной скоростью. В отдельных случаях уже 5-летний ребенок по своим свойствам мог бы стать учеником 1 класса (таких нередко называют вундеркиндами). Но это – нетипичное явление, поскольку вундеркинд, как правило, – результат неравномерного развития. У таких детей опережение в развитии одних функций сочетается, как правило, с отставанием в развитии других. Это уже само по себе создает проблему, а если родители и воспитатели начинают интенсивно эксплуатировать быстро развивающиеся свойства еще не окрепшего малыша, то это чаще всего ведет к перенапряжению, срывам, имеющим порой драматические последствия.

Чаще, чем вундеркинды, встречаются дети, развитие которых замедлено. Причины могут быть самые разные: заболевания, или наследственные, или перенесенные в раннем возрасте (либо внутриутробно), экологические, психо-социальные, связанные с семейными проблемами и т.д. Не всегда замедление развития означает патологию, – это может быть просто индивидуальная особенность ребенка. Нередко такие дети, пройдя в замедленном темпе определенную часть своей жизни, со временем наращивают свой потенциал так, что в итоге опережают сверстников в физическом или умственном развитии. Однако эти дети требуют особо бережного отношения к себе как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Для них опасны завышенные родительские требования и амбиции.

Ребенок обычно идет в школу в шесть с половиной – семь лет. Начало обучения в более раннем возрасте крайне нежелательно, так как организм физиологически к этому не готов. Незрелость центральной нервной системы не позволяет ребенку высидеть на месте больше 10–15 минут, занимаясь одним делом, даже если оно ему нравится. Незрелость головного мозга объясняет неустойчивость внимания, недостаточное развитие памяти, неспособность четко выражать свои мысли и усваивать объяснения и инструкции. Незрелость мышц может стать причиной искривления позвоночника, поскольку ребенку тяжело сидеть ровно и удерживать свое туловище в вертикальном положении длительное время. Незрелый ребенок, которому предъявляют слишком высокие требования, оказывается в ситуации, резко вредящей его здоровью как психическому, так и физическому.

Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться».

Высокий уровень физического развития вовсе не означает столь же высокий уровень развития интеллекта и познавательных функций. Более того, повышенный, неадекватный возможностям ребенка уровень психических и интеллектуальных нагрузок может приводить к резкому торможению процессов его биологического созревания.

Биологический возраст

Поскольку индивидуальные различия в темпах роста и развития очень велики, наряду с паспортным, календарным возрастом ребенка в процессе его обучения и воспитания необходимо учитывать также биологический возраст, который характеризуется определенным набором свойств организма, типичных для данного возраста. У большинства детей школьного возраста паспортный и биологический возраст совпадают или отличаются на несколько месяцев. Однако биологический возраст ребенка может опережать паспортный (в случае ускоренного развития) или отставать (в случае замедления развития). Иногда такое различие составляет 1–2 года. Оценить биологический возраст ребенка может врач, и именно на нем лежит ответственность за то, чтобы учителя и родители знали об особенностях развития тех детей, чей биологический возраст сильно отличается от паспортного.

В возрасте 5–6 лет нового уровня развития достигают особые структуры мозга (гипоталамус и гипофиз), которые управляют деятельностью всех физиологических функций. Гипофиз – важнейшая эндокринная железа организма, расположенная в головном мозге, – вырабатывает гормон роста, под действием которого кости начинают быстро расти в длину и весь облик ребенка меняется. Вытягиваются ноги, руки, удлиняется лицо, вырастают челюсти. Этот период жизни ребенка называют «полуростовым скачком». Молочные зубы, которые раньше крепко держались в челюстях, начинают выпадать, и на смену им вырастают более крупные, постоянные. Пропорции тела приближаются к взрослому типу. Одновременно происходят важные изменения в работе всех органов, в результате которых ребенок становится значительно более работоспособным, чем был до этого ростового скачка. Именно эти события определяют физиологическую зрелость организма и готовность ребенка к началу обучения в школе.

В качестве одного из биологических показателей «школьной зрелости» ребенка используется так называемый «филиппинский тест» (оценивается способность ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). К возрасту 7 лет 90% детей успешно справляются с этим тестом. Если же ребенок не выполняет тест, это свидетельствует о том, что период интенсивных изменений организма не закончен и адаптация к обучению будет протекать особенно напряженно.

Но не следует забывать, что школьная зрелость – это комплексная характеристика и физическая зрелость организма и она должна сочетаться со зрелостью мозга, сформированностью познавательных функций, личностным и социальным развитием ребенка.

Адаптация к школе

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка. Изменяется вся его жизнь: новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т.д. Напряженность этого периода определяется прежде всего тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.

Обычные виды деятельности младшего школьника вызывают серьезное напряжение организма. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15–30 ударов, к увеличению систолического давления на 15–30 мм рт.ст., к изменению биохимических показателей крови и т.п.

Адаптация к школе (как и к любому другому фактору) – довольно длительный процесс, проходящий через ряд этапов.

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на комплекс новых воздействий происходят бурная реакция и значительное напряжение практически всех систем организма. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм находит какие-то рациональные варианты ре акций на эти воздействия. На этом этапе «цена адаптации» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее приемлемые варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 6–8 недель, т.е. у первоклассников обычно этот период занимает всю 1 четверть учебного года, а наиболее сложными становятся 1–4 недели.

Следует специально подчеркнуть, что на успешность адаптации влияет возраст начала систематического обучения. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического и психического развития, поэтому многие исследователи считают оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (на 1 сентября), а 6,5 лет. По мнению психологов, именно в этот год (от 6 до 7 лет) развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетки. У шестилетних детей наблюдается более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Следует учитывать также индивидуальное расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять 0,5–1,5 года. Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, составляющих первую группу здоровья, значительно тяжелее – у детей с хроническими заболеваниями.

Для благоприятной адаптации к школе организм должен достичь определенного уровня зрелости, то есть у него должна быть определенная сила мышц и нервных процессов, выносливость к умственным и физическим нагрузкам, должны выработаться физиологические механизмы, обеспечивающие внимание, память, способность концентрироваться и многое другое. Именно поэтому прием детей в первые классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Младший школьный возраст
(с 7 до 11–12 лет)

В этом возрасте позвоночник продолжает расти, завершается формирование его изгибов, поэтому столь важно обращать внимание на осанку: в случае ее нарушения исправить положение дел в дальнейшем будет значительно сложнее. Биологически этот возраст предназначен для повышенной игровой двигательной активности, поэтому негативное влияние недостатка движений в этот период особенно значимо. Соблюдение рекомендованного гигиеническими нормами двигательного режима в этом возрасте – необходимое условие сохранения и укрепления здоровья детей.

Возраст 7–10 лет можно считать оптимальным для развития произвольных движений. На этом этапе возрастного развития существуют особенно благоприятные психофизиологические предпосылки для быстрого формирования и совершенствования сложных двигательных навыков и умений (в том числе – письма).

Познавательная деятельность ребенка на протяжении младшего школьного возраста претерпевает значительные изменения. Внимание, восприятие, память – это сложные процессы, в которых принимают участие различные структуры головного мозга. Формирование этих процессов тесно связано с возрастным созреванием коры больших полушарий и ее отделов, участвующих в анализе и обработке информации. Учителя должны понимать, что плохо успевающий ученик – это далеко не всегда «ленивый» или «глупый» и «неспособный». Нередко такой ребенок не виноват, он просто еще биологически не созрел для тех видов деятельности, которые требует от него школа. Его мозг развивается несколько медленнее, чем у других, но медленнее – не значит хуже. В работе с таким ребенком надо проявлять терпение, к нему нужен индивидуальный подход, не надо его торопить и перегружать – и через некоторое время, при доброжелательном отношении взрослых, он догонит своих сверстников. Если же его пытаться насильно «дотянуть до уровня», то это скорее всего навсегда отобьет у такого ребенка желание учиться. Большинство детей-двоечников – это результат физиологической безграмотности педагогов и родителей.

К окончанию младшего школьного возраста существенно возрастает объем памяти, формируется внимание, что обеспечивает эффективное решение различных интеллектуальных и творческих задач, позволяет ребенку сформировать рациональную стратегию учебной деятельности.

Организм ребенка младшего школьного возраста работает с очень высокой интенсивностью. Так, например, мозг ребенка потребляет в 2 раза больше кислорода, чем мозг взрослого человека. Повышенная потребность детского организма в кислороде обеспечивается соответствующим уровнем анатомического развития и работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В младшем школьном возрасте происходит быстрое развитие умственной и физической выносливости, тогда как силовые возможности развиваются позже, в подростковом и особенно в юношеском возрасте. К 10–11-летнему возрасту развитие ребенка достигает такого уровня, который обеспечивает длительное поддержание работоспособности. Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста существенно возрастают функциональные возможности организма ребенка.

К 12 годам дети переходят в 5 класс, с которого начинается основная школа. Этот период представляет для детского организма почти столь же большую трудность, как и начало обучения в 1 классе. Физиологическая и психологическая адаптация к основной школе занимает практически всю 1 четверть учебного года. Сложность начала обучения в основной школе определяется резким изменением самой организации учебного процесса (большое количество новых предметов, новые учителя, разные требования к организации занятий, домашним заданиям и т. п.). Эти особенности необходимо учитывать при организации учебного процесса пятиклассников.

Организм ребенка к окончанию младшего школьного возраста характеризуется высокой согласованностью работы центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Развитие скелетных мышц хорошо приспособлено к длительным, но не слишком большим по мощности нагрузкам. Можно сказать, что организм ребенка к 10–11 годам достигает своеобразной «физиологической гармонии».

Подростковый возраст
(12–15 – девочки, 13–16 – мальчики)

Специфика этого этапа развития в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором – половым созреванием и связанными с ним глубокими эндокринными перестройками. Процесс полового созревания сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему.

Запускающим звеном этого процесса становится гипоталамус, который является одновременно важнейшей структурой мозга, от которой зависят высшие нервные функции и психические процессы, и железой, обеспечивающей стабильность обменных процессов. Резкое повышение активности гипоталамуса на начальном этапе полового созревания обусловливает бурные изменения всего организма.

Процесс полового созревания принято подразделять на 5 стадий. 1 стадия продолжается от рождения до начала активизации желез внутренней секреции. Начало полового созревания – II стадия – приходится у девочек и мальчиков на разный календарный возраст: у девочек в основном это 11–12 лет, у большинства мальчиков 12–13 лет. Начало пубертата можно заметить по изменению темпов роста и пропорций тела. В первую очередь увеличивается длина рук, затем ног. В результате на смену специфически детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерна некоторая длиннорукость и длинноногость.

Отставание в темпах роста туловища, наблюдающееся в начале подросткового периода, имеет глубокие физиологические последствия, сказываясь на динамике развития всех внутренних органов. Так, в это время замедляется рост сердца и соответственно его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей растущего тела. Также тормозится увеличение объема легких и соответственно возможностей дыхательной системы. В первую очередь это сказывается на кислородном снабжении работающих мышц и головного мозга. Отсюда – временное уменьшение выносливости и работоспособности.

На следующей, III стадии полового созревания темпы роста конечностей несколько замедляются, тогда как рост туловища ускоряется. Именно на это время приходятся наиболее высокие скорости роста массы и длины тела, т.е. пубертатный скачок роста. Отставание в росте мышц и жировой ткани создает впечатление, что подросток худеет.

Глубокие перестройки, происходящие в этот период в сердечно-сосудистой системе, повышают риск появления вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии, напряженно и недостаточно эффективно работает также иммунная система. Именно в этот период выявляются многие нарушения обмена веществ.

На этом этапе полового созревания ухудшаются внимание, память, мышление. Это становится причиной хорошо известных изменений в поведении подростка (повышенная нервозность, утомляемость, эмоциональность, двигательная расторможенность, агрессивность и т.д.); снижаются возможности познавательной деятельности. Часто подростки на уроках впадают в своего рода состояние прострации, их внимание отключается, они заняты своими мыслями. Многие подростки не могут сконцентрироваться на изучаемом предмете, крутятся, вертятся, разговаривают с соседями, занимаются на уроке посторонними делами. Все это – проявления временного дисбаланса в регуляции работы головного мозга, возникающего вследствие эндокринных перестроек. Это – естественный ход процесса развития, и никакими средствами (педагогическими, медицинскими и т.п.) эти временные трудности устранить невозможно. С ними необходимо считаться и относиться к подростку в это время с особым терпением и пониманием. К сожалению, учителя и родители часто не помнят, сколь труден для них самих был аналогичный период собственной жизни…

На следующей, IV стадии завершается пубертатный скачок роста. Рост конечностей и туловища замедляется. Наиболее характерная особенность ростовых процессов в этот период – увеличение размеров туловища в ширину. У мальчиков преимущественно увеличиваются размеры плечевого пояса, у девочек – тазового. Сложившийся в этом возрасте тип телосложения определяет особенности человека на протяжении многих лет его жизни и в дальнейшем лишь в небольшой степени изменяется под воздействием условий жизни.

Существенные изменения происходят у мальчиков в строении гортани: развивается система гортанных хрящей и голосовых связок. У них эта перестройка выражена гораздо сильнее, чем у девочек, т.к. важнейшим регулятором ростовых процессов в гортани является мужской половой гормон – тестостерон. Результат этих изменений заметен по мутации («ломке») голоса.

Размеры сердца увеличиваются пропорционально массе тела, однако по-прежнему часто встречаются вегетососудистая дистония и подростковая гипертония.

Под влиянием половых гормонов (особенно тесто¬стерона) в скелетных мышцах наступают значительные изменения. Повышается надежность работы скелетных мышц, а вместе с ней значительно, во много раз увеличивается работоспособность. Именно в этот период можно выявить потенциальных чемпионов, особенно в таких видах спорта, где наследственность играет ведущую роль. Исчезает угловатость движений, формируется их пласти ческий рисунок. Неслучайно с этого времени подростки начинают увлекаться танцами.

Критический характер подросткового периода предъявляет особые требования как к средствам и методам обучения, так и к характеру взаимоотношений взрослых с подростком, которое должно основываться на стремлении к сотрудничеству и избежанию конфликтов. В педагогической практике следует учитывать различия в темпах полового созревания мальчиков и девочек, а также большое разнообразие индивидуальных особенностей. Вследствие этого в одном классе оказываются подростки с совершенно различным уровнем зрелости. Индивидуальный подход к школьникам на этом этапе развития приобретает особую значимость.

Юношеский возраст
(с 16 лет – девушки, с 17 лет – юноши)

Наступление последней, V стадии полового созревания у девочек в большинстве случаев происходит в 15–16 лет, реже – в 13–14, у мальчиков в основном в 16–17, т.е. нередко выходит за границу подросткового возраста и относится к периоду юношества. В организме еще продолжаются существенные гормональные перестройки, связанные с половым созреванием. Важнейшая физиологическая особенность этого этапа развития – резкое расширение резервных возможностей органов и систем организма. Например, объем физической работы, которую может выполнить юноша – при сопоставимой интенсивности, – примерно в 20–30 раз больше, чем у детей 9–10 лет.

К окончанию полового созревания прекращается дестабилизирующее влияние полового созревания на функциональную организацию мозговых процессов. Вместе с тем у части старшеклассников сохраняется низкий уровень внимания и организации деятельности. Это может быть обусловлено не только индивидуальными особенностями юношей, но и связано с напряженной учебной деятельностью. У юношей, занимающихся по более сложным программам (например, у школьников специализированных математических классов), напряжение центральной нервной системы выражено сильнее, чем у занимающихся по более легким программам. С завершением полового созревания процессы возрастного развития не заканчиваются, юношеский возраст продолжается до 20–21 года.

Характерной ситуацией для старшеклассников является сочетание значительных учебных перегрузок с высоким напряжением продолжающих свое развитие функциональных систем организма. Поэтому в старших классах не меньше, чем в начальной и основной школе, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные возможности организма, определяющие адаптацию к умственным и физическим нагрузкам.

Следует отметить, что в юношеском возрасте сильно выражены индивидуальные различия в степени психологического напряжения и в характере вызывающих его факторов (успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы). По данным специальных исследований, около половины (51%) старшеклассников имеют низкий уровень психологического напряжения Это, как правило, школьники с высокой самооценкой, уверенные в себе, хорошо адаптированные к обучению, с достаточной учебной мотивацией. В то же время в эту группу могут входить школьники с низкой самооценкой, смирившиеся со своим положением в классе, с низкой успеваемостью, со сниженной учебной мотивацией.

Около 25% учащихся имеют средний уровень психологического напряжения. Эти юноши и девушки уравновешенны, умеют мобилизоваться в нужный момент, соотнести свои внутренние резервы с внешней ситуацией, они достаточно адаптированны, однако цена психологической адаптации у таких школьников выше, чем у их сверстников с низким уровнем психологического напряжения.

Примерно столько же (24%) старшеклассников характеризуется высоким уровнем психологического напряжения. Для этих учащихся характерна высокая тревожность, они остро воспринимают насмешки, шутки, отрицательные отзывы, чрезмерно неуверенны в себе и своих знаниях, отличаются низкой стрессоустойчивостью. Нередко повышенное психологическое напряжение отмечается у хорошо успевающих, мотивированных учащихся. Излишне высокая мотивация может приводить к выраженному напряжению и развитию нервно-психических нарушений. В эту группу также входят школьники с астеническим состоянием (трудности концентрации внимания, неспособность сосредоточиться, резкое снижение работоспособности).

Знание основных закономерностей возрастного развития позволяет педагогу грамотно выстроить стратегию и тактику образовательного процесса, максимально эффективно использовать реальные возможности организма школьника и избежать функциональной и психологической перегрузки, которая неминуемо ведет к нарушениям здоровья. Понимание ведущих проблем, с которыми сталкивается детский организм на каждом из этапов развития, позволяет так организовать учебный процесс, чтобы, с одной стороны, облегчить адаптацию ребенка к изменяющимся условиям обучения и воспитания, а с другой стороны, достичь наибольшего эффекта в освоении учениками учебной программы.

Вопросы для повторения и закрепления

  1. Что такое адаптация к школе и как она протекает?
  2. Дайте краткую физиологическую характеристику младшего школьного возраста.
  3. Опишите особенности подросткового возраста, их физиологические причины.
  4. Охарактеризуйте юношеский возраст с точки зрения физиологических и поведенческих особенностей.
  5. Какие стадии полового созревания проходит организм ребенка?

Рейтинг@Mail.ru