Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2005

Книжная полка

Молчанова Т.К., Виноградова Н.К.
СОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
(практические рекомендации)

М.: УЦ «Перспектива», 2004

Социально-политические изменения, которые происходят в нашей стране в последние десятилетия, предъявляют высокие требования к образованию, и прежде всего к школьному обучению. Дело не только в том, что вводятся новые учебные предметы и переписываются учебники, – пересматривается вся система подготовки ребенка к взрослой жизни, которая вынуждена подстраиваться под постоянно меняющиеся условия жизни. Сегодняшний выпускник школы сильно отличается от своего сверстника десятилетней давности, и многие руководители учебных учреждений озабочены тем, чтобы образовательная подготовка в школе менялась в соответствии с новыми общественными запросами. Авторы пособия обращают внимание на наблюдающийся в школах России переход образовательной деятельности от функционирования к развитию. Такой переход начинается с создания образовательных программ, и к настоящему времени накоплен опыт их разработки руководителями инновационных школ. Образовательная программа по существу представляет собой проект развития школы. В книге приводятся определение образовательной программы, общие принципы ее построения и внедрения.

В силу того что каждая образовательная программа уникальна, перед руководителями школ встает задача построения своей, адекватной условиям конкретного учебного заведения. Авторы признают сложность этой задачи и потому предлагают практические рекомендации по проектированию образовательных программ. Не случайно данное издание выпущено в серии «Библиотека работника школы: готовимся к аттестации».

При этом в книге специально подчеркивается, что школа не определяет содержание образования, а лишь выбирает из числа рекомендованных Министерством образования те учебные программы, которые в наибольшей мере соответствуют профилю учебного заведения. Важным и, к сожалению, небезосновательным является замечание авторов относительно необходимости в первую очередь обеспечить базовое образование. Кроме того, внедрение новых инновационных проектов предполагает переосмысление традиционной педагогической системы, а не полный отказ от нее.

Книга изобилует многочисленными примерами из практики, таблицами и схемами, которые призваны помочь руководителям учебных учреждений разобраться в том, что представляют собой образовательные программы, – практическая направленность издания сомнений не вызывает. Однако одного этого издания для подготовки образовательной программы явно недостаточно, так как технологический компонент является хотя и важным, но не единственным и даже не главным при продумывании содержания образования, или, как сейчас принято говорить, проектировании образовательной среды. Каким школа хочет видеть своего выпускника, какие требования предъявляют к нему высшие учебные учреждения, ответы на эти вопросы предваряют составление образовательной программы. В случае ухода от ответов на эти и подобные вопросы образовательная программа рискует превратиться в формальный документ, к которому обращаются лишь при составлении отчетов о проделанной работе.

Обзор подготовила Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru