Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2005

Модернизация

Кнопочное поколение

Эти вещи, чудом появившись в классе, становятся главной школьной достопримечательностью. По стоимости и по сути. В российских школах самые современные компьютерные технологии пока нечастые гости. В отличие от остального мира, благодаря спросу которого канадская компания SMART Technologies Inc. недавно громко объявила о выпуске 250-тысячной интерактивной доски. Но чтобы и в России не отставали хотя бы идейно от передовой научной мысли, в Москве прошел V Mеждународный форум образовательных технологий «Smart University for Smart Students».

«Не хочу быть собором!»

Форум совершенно логично оказался в стенах Российского государственного гуманитарного университета. РГГУ уже восемь лет блистательно демонстрирует, как безумно дорогие интерактивные технологии могут прекрасно приживаться на финансово-неплодородной земле отечественного образования. Важно не количество, а качество. РГГУ – не самый оснащенный технически вуз, но возможности той техники, которая приобретается, творчески перерабатываются, и из нее «выжимается» все до последней полезной операции.

Взяв стратегическую линию на создание принципиально новой образовательной среды, здесь опытным путем узнают, как интенсифицировать учебный процесс, увеличить уровень погружения в изучаемые предметы, мотивировать учащихся к учебе и дать им удовольствие от получения нового знания… Участникам форума были продемонстрированы формы работы на пятнадцати мастер-классах.


В РГГУ не приносят в жертву
современным компьютерным
технологиям классические формы

…Небольшое отступление. Переходя из аудитории в аудиторию, гости РГГУ воочию убеждались, что можно заставить работать даже стены. В университетских коридорах эту обычно безмолвную и незаметную часть интерьера украшают экспонаты Государственного политехнического музея. А в холлах и на лестницах на свой страх и риск разместил шедевры Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Впрочем, около прославленных статуй, оригиналы которых хранятся в парижском Лувре и римском национальном музее, все же сидят музейные смотрительницы.

Но вернемся к мастер-классам. Что из показанного технического совершенства могло бы пригодиться в общем образовании?

…Например, собравшимся показали несколько возможных на сегодняшний день технологических решений для изучения иностранных языков. Речь шла о мобильных лингафонных кабинетах. Они состоят из пульта управления, двенадцати гарнитур и позволяют легко переоборудовать простой класс в лингафонный кабинет.

…В студии сетевого вещания говорилось о дистанционном обучении. Обсуждение шло вокруг космических технологий, технологий с помощью каналов ASDM и IP.

…Кафедра древних языков на семинаре соединила медиатехнологии с театральными. В разыгранной перед зрителями постановке на тему предсказаний в Древнем Риме медиа¬технологии добавили необходимое виртуальное окружение.

…На занятии в мультискринном видеокомпьютерном классе демонстрировалась возможность широкого использования видеоматериалов – видеофильмов, документального кино. Чаще всего реализуется лишь режим пассивного просмотра, тогда как эти материалы должны работать на образование активными методами.

…В классе «Виртуальные чернила» уделили внимание Интернету. Всемирная сеть – это не только поисковая система, но и место, где студенты могут размещать собственные учебные материалы: в процессе проведения занятий по истории, к примеру, учащийся выстраивает в Интернете ресурс, посвященный той или иной проблематике. И главная задача – не обучение веб-дизайну, хотя параллельно осваиваются и эти элементы. Воспитывается чувство ответственности за размещаемую в Сети информацию. А заодно это еще и форма учебного процесса.

…За дверью с табличкой «Визиотариум» (признаться, навевающей ассоциации с рептилиями) в РГГУ тоже необычно. Это сенсорная комната. К примеру, установки для ароматерапии помогают студентам делать релаксационные упражнения при интенсивных технологиях обучения.

…Из приобретений этого года в университете – интерактивная панель. Какая бы современная доска ни стояла в аудитории, преподаватель, делая записи, вынужден стоять к студентам спиной. Новая панель позволяет работать «лицом к лицу».

Введение компьютерных технологий совершенно изменило общее представление преподавателей о том, как им подходить к образовательному процессу.


Наталья Басовская:
«Современные технологии –
палка о двух концах…»

«Мы считаем достижением, что педагоги стали меньше бояться кнопок, – говорит проректор РГГУ по учебной работе Наталья Басовская. – Наши студенты – это кнопочное поколение. Они давным-давно постигли компьютер, для них это не премудрость. А теперь произошло и существенное обучение коллектива. Многие преподаватели уже не мыслят занятий без компьютерной техники. То, что казалось им чудом, превращается в повседневность. Разработан ряд специальных курсов, которые формируются исключительно с применением новых технологий. То есть не все занятия будут такими, а только те из них, где это чрезвычайно уместно.

Как-то ко мне пришел выпускник и сказал: «Забыть не могу, как вы в одной из лекций, говоря о готической архитектуре, сложили руки и воздели их к небу. Я с тех пор так и вижу готический собор». Мы все знали в теории, что зрительный образ, сопровождаемый комментарием, западает в душу гораздо ярче. Но я не хочу быть собором, это неправильно. Собор должен быть собором, профессор – профессором. Зрительный ряд пусть выстраивает техника. В РГГУ даже на защите дипломных работ презентации с использованием компьютерных технологий стали нормой. Правда, в отличие от искусствоведения, не всегда получается внести образ в изучение таких наук, как экономика или юриспруденция, где преобладают тезисы, план, доклад. Это у нас пока не получилось, но движение к этому есть.

И все-таки надо сказать, что современные технологии – палка о двух концах. Компьютер вмешался в очень важную сферу – контроль знаний. В Интернете студенты могут найти решенные контрольные работы и рефераты на любую тему и сдать их под своим именем. Однако компьютер и помогает контролю знаний. Если прежде нужно было проводить долгие и трудные часы над проверкой тестов, письменных контрольных, то сейчас проверка происходит нажатием кнопки. Это большой успех, потому что преподаватель освобождает время от малоинтеллектуального занятия».

К доске – с барабанной палочкой

Самый известный продукт компании SMART – интерактивные доски. В 1991 году появилась первая партия. И с тех пор компания продолжает удерживать лидерство в области их разработки и производства.

В более чем ста странах мира педагоги уже успели сделать доски неотъемлемой частью учебного процесса. По данным менеджера международного направления SMART Technologies Inc. Лоры Джеймс, ими оснащены порядка 80 процентов начальных школ и 90 процентов средних школ Великобритании.


Интерактивная доска – место
совместного поиска ученика и учителя

Начальные и средние школы – главные покупатели интерактивных досок в мире. У нас же пока это чудо техники активнее входит в вузы. Но даже в «образцовом» РГГУ их только пять. А преподавателей, желающих с ними работать, гораздо больше. Некоторые просто-напросто отказываются проводить занятия в классе, где нет доски. Доска позволяет им реализовать редкие педагогические приемы. А также это оборудование активно включает учащихся в процесс и делает занятия содержательнее и увлекательнее. Раньше поле перед черной меловой доской было местом «расправы» преподавателя со студентами. Одна фраза: «Иди к доске!» – чего стоила. Интерактивная доска позволяет изменить пространство перед доской и сделать его областью совместного поиска учителя и ученика. Поэтому теперь на вопрос: «Кто пойдет к доске?» – лес рук.

Доска SMART Board – это огромный экран компьютера. Вместо «мышки» используется палец или специальный маркер. Кто-то приспосабливает под нее даже барабанные палочки. Такая работа с доской возможна благодаря специально разработанной в компании технологии DviT, считывающей координаты курсора (пальца, маркера) с помощью миниатюрных видеокамер.

Область применения интерактивного оборудования довольно широка. В обучении оно таково: в процессе урока можно прокрутить видеоролик, закрасить контурную карту, исправить ошибки в докладе, открыть любое приложение и сохранить все операции для дальнейшей работы. Необходимость отходить от доски и садиться за клавиатуру компьютера отпадает. Все действия выполняются непосредственно с экрана SMART Board. Материалы, полученные из Интернета, мгновенно отражаются на большом экране аудитории. Написанный от руки текст при нажатии кнопки моментально преобразуется в печатный. Цвет чернил и толщина линии выбирается по усмотрению пишущего. Все произведенные операции сохраняются для последующей работы.

Вместе с тем это не просто повторение функций комьютера: доска обладает большим количеством не¬обычных приложений.

Исследования подтверждают преимущества работы со SMART Board при помощи пальца. Ручки и другие приспособления для письма могут вызывать трудности – например, у учеников младших классов и детей с ограниченными возможностями. Британский педагог Эндрю Бесветерик отмечает: «В нашей школе ученик с ограниченными возможностями может прикоснуться к интерактивной доске, чтобы послушать любимую музыку. Это побуждает его выйти за пределы своих привычных возможностей и больше двигаться. Кроме того, доска помогает тем, кому тяжело работать в коллективе, – дети легче взаимодействуют друг с другом».

Чудо на сорок процентов ближе

Глядя на детей, улыбающихся с рекламных проспектов компании SMART, заставляю себя представить, что эти счастливые школьники – из российской глубинки. Не выходит. Если и из глубинки они, то явно зарубежной.

«Мы знаем, что существует определенное финансовое напряжение, которое не позволяет нашим покупателям приобретать оборудование в нужном им объеме», – понимающе говорит Елена Новикова, гендиректор компании «Polimedia» – дистрибьютор продукции SMART в России. – Поэтому мы даем грант на первую покупку. Школы могут приобрести первый комплект интерактивного оборудования со скидкой сорок процентов. На сайте нашей компании есть форма заявки на грант».

Для остальных стран продукция SMART тоже недешева. Но там как-то справляются, ведь правительства других государств искренне заинтересованы в том, чтобы интерактивные технологии вошли в образовательну среду. Ситуация с оплатой варьируется от страны к стране. В некоторых случаях оборудование школам оплачивает правительство, где-то муниципальный или районный орган власти. Но в большинстве случаев за оборудование платят непосредственно учебные заведения.

В настоящее время интерактивным оборудованием широко пользуются магазины, отели, музеи, банки. Больше года с его помощью ведется осуществление исследовательских работ на Марсе. Если вопрос с финансированием решится положительно, то и в школах технические новинки без спроса не останутся. По уверениям дистрибьюторов, со стороны образовательных учреждений они наблюдают заинтересованность. А пик востребованности ожидается через несколько лет: процесс продвижения новых технологий сложный, да и информированности о том, что происходит в этой индустрии и какие технологии можно использовать, в регионах по сравнению со столицей меньше. Представительства Polimedia стали проводить обучающие семинары по России, в том числе в Екатеринбурге и Самаре.

Готовы ли преподаватели менять программы «под доску»? Вопрос их заинтересованности – проблема, знакомая всему миру. Но Елена Новикова видела не раз: как только учителя поняли ценность аудиовизуальных средств, сразу появляется желание работать по-новому. «Мы со своей стороны проводим каждый квартал семинары, куда приглашаем поучиться или обменяться опытом представителей школ, техникумов и вузов. Интересно, что нередко пожилые преподаватели успешнее молодых коллег переходят в работе на новинки».

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru