Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2005

Юридический практикум

Знания с кулаками

Школа готовит жить и выживать

Знаменитая лирическая песня «Учат в школе» уже давно требует серьезных корректив, ведь список того, чему можно научиться в сегодняшних школах, заметно вырос. О рифмах заботиться не придется – слова из одного смыслового ряда как-то сами собой просятся друг к другу: «унижать», «обижать», «избивать», «обирать»…
Мы приходим в шок от неуставных отношений в армии. Но беспредел, оказывается, гораздо ближе к нам – в школах неподалеку. А может, и в нашей собственной?..

Юристы Пермского регионального правозащитного центра, столкнувшись с многообразием обращений о нарушении прав ребенка, открыли общественную приемную по защите прав детей.

Сфера образования для правоведов – неиссякаемый источник работы. Не успеют погасить одни конфликты, как люди бьют тревогу в другом месте. Со временем проблемы стали поддаваться классификации. Из анализа конфликтных случаев, проведенного в общественной приемной, видны наиболее типичные. Печально, но в этой пермской «классике» легко узнается и остальная Россия.

Доступно и бесплатно

В ходе работы с социальными педагогами школ Перми и Пермского района по теме «Соблюдение прав участников образовательного процесса» сотрудники Правозащитного центра выявили нарушения, к тому же имеющие системный характер: добровольные пожертвования на нужды школы превращены в обязательные поборы.

В частности, в одной из школ висит список, какой класс в каком объ¬еме сдал свои «добровольно-обязательные» пожертвования на нужды школы. Классные руководители «отстающих» классов лишаются премии.

По словам учителей, в такую ситуацию их ставят директора школ. Кроме своих прямых обязанностей по обучению и воспитанию учеников, педагоги должны собирать средства.

В адрес ПРПЦ продолжают поступать жалобы от родителей, которых ставят перед необходимостью сдавать деньги, что превращается просто в поборы.

Правозащитники намерены обратиться в городское управление образования с официальным письмом, содержащим просьбу провести разъяснительную работу среди руководства школ.

В ст. 43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Возможность бесплатного получения образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Закреплением указанных гарантий Российское государство превзошло уровень требований, изложенных в пункте «а» ст. 4 Конвенции от 14 декабря 1960 г., в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным.

На практике же провозглашенный принцип бесплатности образования остается в прошлом. Родителям приходится покупать дорогие учебники, форму, оплачивать факультативные занятия. Мера поддержки семей с детьми как выплата детских пособий неэффективна. На протяжении нескольких лет размер пособия не менялся и составляет лишь 4 % от величины прожиточного минимума.

Проблему недостаточного финансирования школ со стороны государства образовательные учреждения также решают за счет средств родителей учеников. Нужно констатировать тот факт, что родительское сознание уже адаптировалось к регулярным денежным поборам в фонд класса, школы или д/сада. Конечно, такие добровольные пожертвования не предусмотрены ни в одном законе, регулирующем сферу бюджетного образования. Образование в нашей стране пока является бесплатным, на нужды школы деньги должно выделять государство. Но изменившийся социально-экономический уклад в нашей жизни изменил и систему образования. В учреждениях обычно требуют деньги со всех, не дифференцируя по признаку малообеспеченности. При этом нарушается принцип добровольности сдачи средств.

Большое значение имеет и форма пожертвований на нужды школы. Сложившаяся система сбора средств в школах также неприемлема. Обычно при сборе денег в фонд образовательного учреждения используются учителя, которые ведут классное руководство. То есть между учителем и ребенком складываются «финансовые» отношения. В некотором смысле это неэтично. Было бы правильным, если бы процесс по сбору средств на нужды учреждения миновал участников образовательного процесса, в частности это касается учителей и учеников. Добровольные «финансовые» отношения должны складываться между родителем и, допустим, директором либо иным уполномоченным лицом, например родительским комитетом. Данная форма сбора пожертвований поможет исключить многие проблемы в сфере дискриминации ребенка по принципу платежеспособности его родителей.

Платить или не платить, конечно, должны решать сами родители. Любое требование денег в этом случае со стороны школы незаконно. Защита родителей – в районном отделе образования или в районной прокуратуре.

К проблеме доступности образования можно отнести жалобы родителей на то, что по окончании девятого класса средней школы ученика по разным причинам отказываются принимать для продолжения образования в десятый класс. Часто это объясняется желанием сформировать выпускные классы из успешных учеников. Ученикам, желающим продолжить свое образование в школе на следующей ступени, отказывают по разным причинам, например много троек, плохое поведение и т.д. Законно ли при этом поступает администрация школы?

Статья 5 ФЗ «Об образовании» гласит, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Количество 10-х классов, открываемых в общеобразовательном учреждении, должно обеспечивать прием всех выпускников 9-х классов данного учреждения, освоивших программы основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование.

Поэтому для поступления в десятый класс достаточно быть аттестованным по всем предметам и выразить желание продолжить обучение дальше. Конкурс при принятии в десятый класс недопустим. Конкурсы организуются лишь при поступлении в профессиональные учебные заведения. В случае отказа со стороны школы продолжить образование в десятом классе ученики или их родители могут пожаловаться в районный отдел образования либо в прокуратуру по месту жительства.

В общественную приемную обратились родители учащихся одной из пермских школ. От родителей тех детей, кто не работал в школе во время летних каникул, потребовали внести деньги – 200 рублей. Еще 300 нужно было внести на ремонт школы. Не все родители смогли заплатить эти 500 рублей, тогда в качестве наказания ученикам не выдали школьные учебники. Всего в школе оказалось восемь таких бедолаг, которым вдобавок поставили «двойки» за то, что не имеют учебников.

Кстати, отработка, часто практикуемая в школах, без согласия учеников и их родителей запрещена Международной Конвенцией о рабстве, Конвенцией Международной организацией труда о принудительном и обязательном труде и Конституцией России.

Правозащитный центр направил жалобу в прокуратуру Свердловского района с просьбой провести проверку и принять меры прокурорского реагирования.

К проблеме доступности можно отнести несколько обращений с жалобами на то, что в виде наказания учеников не допускают на занятия. Например, у ученика нет дневника или он одет не по форме. Запрещая посещать занятия, учителя нарушают при этом Закон «Об образовании» и Конституцию РФ, в данном случае лишь вправе сделать замечание, потребовать соблюдения устава, но не пускать на занятия не могут.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, с учетом их прав на образование.

Это же самое правило относится и к другим атрибутам школьной жизни.

В ПРПЦ обратилась жительница Перми, которая пожаловалась, что ее дочерей Яну и Настю не допускают на уроки, причем в оскорбительной форме. Только после личной встречи с директором мать девочек выяснила, что дети официально, приказом, отчислены из школы за пропуск занятий. Но руководство школы не поставило в известность об этом родителей.

Сотрудники Центра, проведя расследование, установили, что руководство нарушило право на доступность образования, право на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства, право на информацию.

Ситуация разрешилась после обращения правозащитников в городской Комитет по образованию и науке. Приказ об отчислении учениц был отменен. Директору школы, судя по ответу из Комитета по образованию, указано «на неправомерность приказа об отчислении учащихся, на недопустимость нарушения норм педагогической этики в отношении девочек и их родителей».

Право на уважение

В Пермский региональный правозащитный центр за консультацией обратилась мать 13-летнего мальчика, жительница пос. Октябрьский Перм¬ской области.

Ее сын Илья стоял в коридоре и разговаривал с одноклассником. Рядом находилась стайка учеников. Неожиданно мальчик получил сильный удар по голове. Ударившим оказался учитель физкультуры начальных классов с тридцатью двумя годами педстажа. Второй подросток, Денис, поздоровался с учителем, но тот ударил по лицу и его.

Как потом оказалось, на шедшего по коридору учителя кто-то брызнул водой. Педагог подумал, что виноваты в шалости именно Илья и его приятель, поэтому поднял на них руку.

Мать Ильи обратилась с заявлением в милицию, а та, проведя проверку, передала дело мировому судье. Вся история особенно неприятна еще и тем, что Илья страдает тяжелой формой диабета. За десять дней до столь антипедагогического инцидента он прошел курс лечения в больнице. Сразу же после удара у него резко повысился сахар в крови. Родителям пришлось снова предпринимать меры, чтобы реабилитировать здоровье сына.

Что касается второго мальчика, то, со слов матери Ильи, у него после удара образовался кровоподтек на губе и побежала кровь из носа. Этот ребенок тоже состоит по состоянию здоровья на учете в областном центре. Его родители обратились в милицию с заявлением.

…Учитель получил условный срок на один год.

В соответствии со ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье (физическое и психическое) обучающихся во время образовательного процесса. Школа будет нести ответственность за причинение вреда (вред здоровью, имуществу, моральный вред) ученику, если не докажет, что вред причинен не по ее вине.

В практике правозащитного центра есть случаи обращения родителей с жалобами на побои школьников учителями. Конечно, это крайняя форма проявления жестокости по отношению к детям. Нужно отметить, что привлечь учителя к ответственности за свой поступок бывает очень непросто, ведь свидетелями расправы являются одноклассники и коллеги-учителя. Ученики находятся под давлением преподавателей, которые могут повлиять на мнение детей-свидетелей. Как правило, учителя и директор становятся на защиту коллеги. Родители пострадавшего ребенка практически остаются один на один с образовательной системой. Очень сложно пребывать самому ученику в состоянии «холодной войны» с педагогическим коллективом. Причем часто в школах пользуются принципом: лучшее средство защиты – это нападение. В борьбу привлекаются союзники со всех сторон. Иногда локальный конфликт превращается в общешкольное противостояние.

Сложности разрешения конфликтов скрыты в самой системе образования. Роль социального педагога выполняют сами же учителя, которые ведут школьные предметы. Вряд ли ребенок, который подвергся насилию в школе, побежит жаловаться социальному педагогу, который вчера поставил ему «двойку». Поэтому социальный педагог не должен вести какие-либо предметы.

Чтобы исключить давление со стороны администрации школы, социальный педагог не должен подчиняться директору школы или районо. По такому же принципу в школе работают медицинские работники, которые состоят в системе здравоохранения.

В детскую приемную ПРПЦ обратилась за консультацией семья Сайфуллиных с жалобой: учительница ударила их сына – ученика начальных классов.

Между руководством школы, принявшим сторону учителя, отрицавшего вину, и родителями начался открытый конфликт. Директор школы даже пошел на нарушение прав участников образовательного процесса, издав приказ о недопущении Сайфуллиных в стены школы. Мальчику фабриковали обвинения в хулиганстве, стремились поставить на учет в милиции.

Тем не менее родители не отступили от намерения доказать свою правоту в суде. Прежде всего, по совету юриста-консультанта ПРПЦ Оксаны Борисенко, мальчика перевели в другую школу. Пришлось перевести и других детей, свидетелей факта, так как на них оказывалось психологическое давление.

Судебный процесс длился целый год. В итоге учительница признала свою вину по ст.115 УК РФ «нанесение легкого вреда здоровью» и по ст. 130 УК «оскорбление». Администрация школы оказалась перед вопросом о дальнейшей профессиональной судьбе педагога.

А доводы школьного руководства о том, что мальчик был недисциплинирован, неспособен хорошо учиться, опровергают его нынешние успехи в школе с математическим уклоном.

Общие рекомендации могут быть такими. Если ребенка ударили, то он должен пройти освидетельствование у школьного врача. В случае отсутствия медицинского работника на месте освидетельствование можно пройти в травмопункте или вызвать «скорую помощь».

Дети, подвергшиеся насилию со стороны учителя, могут не признаться сразу, замкнуться и долгое время молчать об этом. Впоследствии медицинское освидетельствование в травмопункте на предмет причинения вреда будет невозможным: к тому времени могут пройти синяки и ссадины.

В случае если ребенок подвергся психическому насилию (запугивание, оскорбления), то освидетельствоваться можно у школьного психолога или по месту жительства в поликлинике.

Помощи юристов попросила семья пермяков Якуповых с жалобой на учителя физкультуры. Их 10-летний сын пришел из школы покрытый синяками и ссадинами. Как оказалось, он получил их от рук учителя физкультуры.

Дети на уроке шумели, преподаватель давал им грубые прозвища. Мальчик выступил против оскорблений. Тогда учитель схватил его за руку и толкнул. Илья упал, ударился о скамейку и гимнастический снаряд. Учитель продолжал держать его за руку и таскать по полу из стороны в сторону. Ребенок при этом снова ударялся головой о скамейку и снаряды. Экспертиза зафиксировала кровоподтеки на грудной клетке, плече, спине…

Как потом оказалось, к сыну заявителей учитель применял физическую силу неоднократно.

После этой истории учителя, которому уже стукнуло 67 лет, уволили. Однако родители обратились в суд, требуя от него компенсировать моральный и физический вред, нанесенный их сыну. Суд завершился мировым соглашением: бывший учитель принес извинения пострадавшим и добровольно компенсировал истцам моральный ущерб.

Родители обращаются с письменным заявлением к директору школы с просьбой разобраться, зарегистрировав у секретаря свое обращение и оставив копию письма у себя. Директор обязан по письменному заявлению провести служебное расследование. Взять объяснительную с виновных лиц. В случае подтверждения фактов директор должен подвергнуть учителя наказанию. Это может быть выговор, а возможно, и увольнение педагога. Подвергнуть наказанию вплоть до увольнения могут в случае, если подтвердится факт психологического или физического насилия со стороны учителя, пусть даже однократного.

О результатах проверки директор сообщает родителям.

В случае если принятыми мерами директора родители недовольны, то они могут обратиться в милицию, прокуратуру по месту жительства с просьбой принять меры или в суд.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru