Планируем пространство
О возможностях Базисного учебного плана
Базисный учебный план школы – вещь, с одной стороны, очевидная и стабильная, а с другой – предоставляет школе определенные возможности для маневра. И задача школьной администрации в том, чтобы правильно распорядиться этими возможностями и наметить линию, по которой и будет развиваться образовательное пространство ОУ. Сегодня мы начинаем разговор на эту тему. И приводим примеры различных базисных учебных планов. Может быть, они помогут вам что-то поменять в своей школе либо же, наоборот, только утвердят вас в вашей
собственной правоте...
Основой для разработки базисного учебного плана конкретного образовательного учреждения, где учитывается его специфика и условия функционирования, является региональный базисный учебный план.
Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана и несет нормативную нагрузку на уровне региона.
В структуру учебного плана входят:
- инвариантная часть (ядро) – обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
- вариативная часть – обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности, интересы и склонности.
Разделение компетенции в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, регионального и школьного компонентов.
Федеральный компонент:
– обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения;
– создает условия для развития учащихся, овладения выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков.
Региональный (национально-региональный компонент):
- отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны;
- позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка и литературы, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.
Школьный компонент:
- обеспечивает вариативность образования;
- отражает специфику конкретного образовательного учреждения;
- позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между данными компонентами:
- федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
- региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%;
- школьный компонент – не менее 10%.
Учебный план конкретного образовательного учреждения разрабатывается и утверждается самостоятельно с учетом:
- устава учреждения;
- образовательной программы;
- кадрового состава;
- учебно-методического обеспечения;
- материально-технического обеспечения.
Необходимыми требованиями при составлении учебного плана отдельно взятой школы является соблюдение минимального количества часов на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части регионального базисного плана, и предельно допустимая нагрузка учащихся, с учетом режима работы школы (пятидневной или шестидневной учебной недели).
В Приложении 3 приводится базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.98 г. № 322, и новый Федеральный базисный учебный план, одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом № 1312 Минообразования России 09.03.2004 г. В качестве примера регионального базисного учебного плана рассмотрен Московский региональный базисный учебный план, утвержденный приказом Московского комитета образования от 13.04.2001 г. № 275 с учетом поправок, внесенных в статью 3 Закона города Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании «в городе Москве», при условии безоговорочного выполнения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 1178-02). Также приводится пример учебного плана московской школы (см. Приложение 3).
Особенности образования на каждой ступени обучения подробно излагаются в пояснительной записке к учебному плану. Варианты составления пояснительных записок к учебному плану приведены в Приложении 1 и зависят от статуса общеобразовательного учреждения.
Формирование образовательного пространства конкретной школы осуществляется с помощью часов школьного компонента, в соответствии со статьей 32, п. 2е Закона «Об образовании». Предлагаем провести самоанализ учебного плана вашей школы для более четкого представления образовательного пространства и использования часов школьного компонента. Заполните предложенные таблицы 1 и 2 и анкету в Приложении 2 (на с. 20 и 24), которые помогут вам определить основные направления образовательного пространства школы, заложенные в учебном плане.
Елена СОВЕТОВА, директор школы № 901, г. Москва
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Варианты обоснования учебного плана общеобразовательного учреждения
Учебный план должен соответствовать статусу учреждения (статус должен иметь подтверждение в приказах МО РФ, региональных органов управления образованием, в уставных документах учреждения).
Вариант I
Пояснительная записка к учебному плану строится на обосновании выбранных приоритетов образования в данном образовательном учреждении.
Рекомендуется для гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением иностранных языков, Центров образования, Центров исторического, математического и др. образования.
Пояснительная записка строится в соответствии со следующей логикой:
1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана («Учебный план образовательного учреждения на ________ уч.г. сформирован на основе….» – перечисление документов).
2. Общая характеристика учебного плана.
- Целевая направленность: образовательный процесс ОУ направлен на развитие рефлексии учащихся. Внимание учителя направлено не только на получение правильного ответа (заучивание) от учащегося, но и на процесс понимания (развитие мышления), каким образом этот ответ получен.
- Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса: в основе отбора содержания
– принцип «от человека образованного к человеку культурному». С целью раскрытия и формирования личностной культуры в содержании образования реализуются следующие требования:
– гуманитаризация естественно-научного образования;
– введение в учебный план «личностнообразующих курсов»;
– усиление вариантной части содержания образования в 8–9 классах курсами по выбору для организации предпрофильного образования.
3. Научные идеи, положенные в основу структуры и содержания учебного плана.
- Приоритетность (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д.) образования позволяет решить следующие задачи: (перечислить).
- Содержание образования в этой (гуманитарной, или математической, или лингвистической и т.д.) области разворачивается последовательно на трех уровнях:
а) на уровне учебного плана:
– обозначить цели обучения по выбранному направлению в начальной, основной и старшей школе;
– указать количество часов, выделенных в учебном плане на изучение предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направления);
б) на уровне интеграции учебных дисциплин. Три уровня интеграции:
– создание интегративного комплекса изучения предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направлений). Основной источник интеграции в этом случае – прямые межпредметные связи. Создается основа для профильно-ориентированной координации в преподавании отдельных предметов;
– осуществление интеграции между базовым образованием и дополнительными занятиями по предметам (часы ШК и занятия дополнительного образования). Предполагается более высокое качество межпредметных связей: проведение занятий на основе синтеза нескольких дисциплин.
Высший уровень интеграции – введение новой учебной дисциплины, носящей интегративный характер, но имеющей собственный предмет изучения (например, отдельные страноведческие курсы: «культура Франции»);
в) на уровне горизонтальной преемственности в изучении предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направления) в базовом, школьном компонентах и дополнительном образовании.
4. Характеристика компонентов учебного плана (обоснование увеличения базового уровня изучения отдельных предметов (за счет чего?), описание предметного наполнения образовательных областей).
5. Характеристика учебных программ (государственные, авторские; интегрированные, линейные, концентрические и т.д.).
6. Особенности регионального компонента (отдельные часы или интегрированно с другими предметами; соответствие выбранному направлению).
7. Особенности школьного компонента (обоснование распределения часов в 1-й и 2-й половинах учебного дня).
8. Прогноз педагогических результатов нововведений учебного плана(переориентация содержания образования при обязательном сохранении базового уровня предполагает (ожидаемые результаты).
Вариант II
Пояснительная записка к учебному плану строится на основе описания особенностей образовательных областей.
Рекомендуется для школ с углубленным или расширенным изучением отдельных предметов, школ с лицейскими и гимназическими классами, школ с этнокультурным компонентом содержания образования.
Пояснительная записка строится в соответствии со следующей логикой:
- Нормативно-правовая основа формирования учебного плана («Учебный план образовательного учреждения на ________ уч.г. сформирован на основе….» – перечисление документов).
- Содержание образования данного учебного заведения распределено в учебных предметах образовательных областей (перечислить), которые соответствуют (перечислить) направлениям.
- Характеристика образовательных областей учебного плана. Каждая образовательная область представлена отдельно, описание зависит от предметов, её наполняющих. Например:
Образовательная область «Математика»
- Задачи:
– обеспечение числовой грамотности учащихся в объеме государственного стандарта;
– развитие логического и образного мышления у детей;
– формирование способности к анализу и синтезу;
– развитие умения точно и ясно выражать свои мысли;
– развитие смысловой памяти.
- В образовательную область «Математика» включены учебные предметы: (перечислить).
- Распределение часов на предметы по классам и параллелям (базовый, расширенный, углубленный уровни; обоснование; за счет чего добавлены часы?).
- Как образовательная область представлена в часах ШК?
- Как образовательная область представлена в занятиях дополнительного образования?
- Характеристика учебных программ (государственные, авторские; интегрированные).
- Прогноз педагогических результатов нововведений в содержание образовательной области.
Образовательная область «Филология»
- Задачи:
– овладение русским языком в объеме государственного стандарта;
– развитие у школьников всех видов речевой деятельности;
– приобщение учащихся к богатству отечественной культуры;
– развитие ценностных отношений к мировой культуре;
– приобщение к культуре русского народа, а через нее и к мировой;
– воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры.
- В образовательную область «Филология» включены учебные предметы: (перечислить).
- Распределение часов на предметы по классам и параллелям (базовый, расширенный, углубленный уровни; обоснование; за счет чего добавлены часы?).
- Как образовательная область представлена в часах ШК?
- Как образовательная область представлена в занятиях дополнительного образования?
- Характеристика учебных программ (государственные, авторские, интегрированные).
- Прогноз педагогических результатов нововведений в содержание образовательной области.
Образовательная область «Естествознание»
- Задачи:
– овладение естественно-научными знаниями в объеме государственного стандарта;
– формирование знаний о природе, в том числе и о природе родного края, как важной составной части научной картины мира и компонента общечеловеческой культуры;
– экологическое воспитание школьников;
– гигиеническое воспитание и формирование ЗОЖ в целях сохранения психического и физического здоровья учащихся.
- В образовательную область включены учебные предметы: (перечислить).
- Распределение часов на предметы по классам и параллелям (базовый, расширенный, углубленный уровни; обоснование; за счет чего добавлены часы?).
- Характеристика регионального компонента (какие предметы преподаются отдельным курсом или интегрированно с другими предметами).
- Как образовательная область представлена в часах ШК?
- Как образовательная область представлена в занятиях дополнительного образования?
- Характеристика учебных программ (государственные, авторские; интегрированные).
- Прогноз педагогических результатов нововведений в содержание образовательной области.
Образовательная область «Обществознание»
- Задачи:
– овладение на уровне государственного стандарта необходимыми для социальной адаптации знаниями об обществе, основных социальных ролях и видах взаимоотношений, сферах человеческой деятельности;
– освоение знаний о важнейших событиях, процессах;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
– овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях;
– освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи;
– воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
– овладение методами исторического и экономического познания.
- В образовательную область включены учебные предметы: (перечислить).
- Распределение часов на предметы по классам и параллелям (базовый, расширенный, углубленный уровни; обоснование; за счет чего добавлены часы?).
- Характеристика регионального компонента (какие предметы преподаются отдельным курсом или интегрированно с другими предметами).
- Как образовательная область представлена в часах ШК?
- Как образовательная область представлена в занятиях дополнительного образования?
- Характеристика учебных программ (государственные, авторские, интегрированные).
- Прогноз педагогических результатов нововведений в содержание образовательной области.
Образовательная область «Технология»
- Задачи:
– освоение технологических знаний на уровне государственных стандартов;
– воспитание технологической культуры, добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека;
– формирование навыков культуры труда;
– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации;
– развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей.
- В образовательную область включены учебные предметы: (перечислить).
- Распределение часов на предметы по классам и параллелям (базовый, расширенный, углубленный уровни; обоснование; за счет чего добавлены часы?).
- Характеристика регионального компонента (какие предметы преподаются отдельным курсом или интегрированно с другими предметами).
- Как образовательная область представлена в часах ШК?
- Как образовательная область представлена в занятиях дополнительного образования?
- Характеристика учебных программ (государственные, авторские; интегрированные).
- Прогноз педагогических результатов нововведений в содержание образовательной области.
Образовательная область «Физическая культура»
- Задачи:
– приобретение учащимися необходимых знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии в объеме государственного стандарта;
– формирование умений и приобретение навыков по организации физкультурно- и спортивно-оздоровительной деятельности;
– укрепление здоровья учащихся и формирование ЗОЖ;
– воспитание волевых качеств, культуры поведения, движений, потребности в физическом совершенствовании.
- В образовательную область включены учебные предметы: (перечислить). Распределение часов на предметы по классам и параллелям (базовый, расширенный, углубленный уровни; обоснование; за счет чего добавлены часы?).
- Какие предметы преподаются отдельным курсом или интегрированно с другими предметами?
- Как образовательная область представлена в часах ШК?
- Как образовательная область представлена в занятиях дополнительного образования?
- Характеристика учебных программ (государственные, авторские; интегрированные).
- Прогноз педагогических результатов нововведений в содержание образовательной области.
Образовательная область «Искусство»
- Задачи:
– освоение знаний о классическом и современном искусстве в объеме государственного стандарта;
– воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
– овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
– развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.
- В образовательную область включены учебные предметы: (перечислить).
- Распределение часов на предметы по классам и параллелям (базовый, расширенный, углубленный уровни; обоснование; за счет чего добавлены часы?).
- Как образовательная область представлена в часах ШК?
- Как образовательная область представлена в занятиях дополнительного образования?
- Характеристика учебных программ (государственные, авторские; интегрированные).
- Прогноз педагогических результатов нововведений в содержание образовательной области.
Цель пояснительной записки варианта II – показать горизонтальную и вертикальную непрерывность изучения и преемственность в содержании предметов каждой образовательной области, а также их роль в развитии и формировании личности обучающегося. Поэтому в заключении можно представить прогноз педагогических результатов всего учебного плана в виде проекта модели выпускников начальной, основной и старшей школы.
Вариант III
Пояснительная записка к учебному плану предполагает анализ содержания образования на каждой ступени школы.
Рекомендуется для школ, работающих в режиме функционирования, школ, переходящих в режим развития.
Пояснительная записка строится в соответствии со следующей логикой:
- Нормативно-правовая основа формирования учебного плана («Учебный план образовательного учреждения на __________ уч.г. сформирован на основе….» –(перечисление документов).
- Содержание образования данного учебного заведения распределено по ступеням обучения следующим образом: (перечислить образовательные области каждой ступени).
- Особенности учебного плана школы в модуле «Начальная школа».
По параллелям 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов отдельно:
– соответствует базовому уровню изучение предметов: (перечислить по предметам и классам;.
– увеличение количества часов на изучение предметов (перечислить по предметам и классам) обусловлено ____________;
– введение интегрированных курсов ______________;
– часы ШК используются: (перечислить по предметам и классам);
– введение курсов ________ направленности за счет часов дополнительного образования;
– введение часов двигательной активности и свободного развития ___________;
– распределение часов в классах КРО.
- Особенности учебного плана школы в модуле «Основная школа».
Образовательный процесс строится по учебным планам общеобразовательного и предпрофильного направлений. По параллелям 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов отдельно:
– предметы базового компонента;
– обоснование увеличения часов на расширенное изучение отдельных предметов;
– особенности изучения регионального компонента;
– введение интегрированных курсов;
– распределение часов ШК (в базовые предметы и во вторую половину дня);
– введение курсов … направленности за счет часов дополнительного образования;
– введение часов двигательной активности и свободного развития;
– в 8-х и 9-х классах особенности предпрофильной ориентации.
- Особенности учебного плана школы в модуле «Старшая школа».
Образовательный процесс строится по учебным планам общеобразовательного и профильного направлений. По параллелям 10-х, 11-х классов отдельно:
– предметы базового компонента;
– обоснование увеличения часов на расширенное изучение отдельных предметов;
– особенности изучения регионального компонента;
– введение интегрированных курсов;
– распределение часов ШК (в базовые предметы и во вторую половину дня);
– введение курсов … направленности за счет часов дополнительного образования;
– введение часов двигательной активности и свободного развития;
– особенности профильного образования.
- Учебный план школы соответствует Московскому региональному учебному плану общеобразовательных школ.
- Учебный план школы дает возможность школе определиться в своей образовательной стратегии.
- Учебный план школы осуществляет основные направления в образовательной подготовке учащихся согласно федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
- В учебном плане выполняются рекомендации по профилизации образования основной и старшей ступеней.
- Учебный план школы создает условия для выбора учащимися определенных предметов с целью развития познавательных интересов и личностного самоопределения.
- Предельно допустимая учебная нагрузка не превышается. Утверждены нормы домашних заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТАБЛИЦА 1
Формирование образовательного пространства с учетом использования часов школьного компонента
В данную таблицу вносятся часы школьного компонента, которые использовались на указанные виды деятельности по конкретным предметам, и вычисляется процентное соотношение от общего числа часов школьного компонента, выделенного школе.
ТАБЛИЦА 2
Использование часов школьного компонента в учебном плане школы
В данную таблицу в п/п 1 вносят название конкретных предметов базиса учебного плана, на которые были добавлены часы из школьного компонента (например, минимальное количество часов на русский язык и литературу в 9 классе – 5 часов, школа отводит на эти предметы 6 часов за счет часов ШК); в п/п 2 название спецкурсов, элективных курсов, факультативов, которые вводит школа за счет ШК (они могут быть как в сетке расписания, так и за ней); в п/п 3 название предметов, спецкурсов двигательной активности (ритмика, спортивные игры и т.п.), вводимые за счет шк. (эти часы стоят за сеткой основного расписания); в п/п 4 указываются предметы, на которые выделены часы ШК для индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися или одаренными детьми (эти часы – за сеткой основного расписания).
Анкета для проведения самоанализа учебного плана школы*
- Статус образовательного учреждения.
- Пояснительная записка составлена по образовательным областям или на основе выбора приоритетов образования в данном образовательном учреждении (для лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов).
- Сохраняются ли названия обязательных предметов? Если нет, то в чем расхождения и почему?
- Сохраняется ли количество часов на обязательные предметы? Если нет, то каково расхождение?
- Количество часов предельно допустимой нагрузки соответствует нормативу?
- Какими предметами в учебном плане представлен региональный компонент?
- Как изучаются предметы регионального компонента – самостоятельно или интегративно?
- Как используются часы школьного компонента и соответствуют ли они типу, виду, целям и задачам учебного заведения?
- Какие новые учебные курсы, спецкурсы, интегрированные курсы введены в учебный план школы?
- Обеспечена ли реализация учебного плана необходимым количеством педагогических кадров?
- Обеспечен ли учебный план школы необходимыми программно-методическими комплексами: программами, учебниками, методическими рекомендациями, дидактическими материалами?
* Инструктивно-методические рекомендации к 2002/2003 у.г. – М.: Центр «Школьная книга», 2002.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001.
|