Выбираем приоритеты
Культура управления – та качественная
согласованность принципов и способов
взаимодействия отдельных компонентов
образования, которая наилучшим образом
обеспечивает целостность, идентичность и
функционирование системы и в то же время
открывает возможности реконструкций, изменений,
дальнейшего роста и нововведений в каждом из
элементов системы, на каждом ее уровне.
Управление (как общая функция
организованных систем, направленная на
взаимодействие ее элементов и обеспечивающая их
сохранение, изменение и эволюцию) всегда
культуросообразно соответствует изменениям
социума. Возводящиеся на основе практики
управления ее теории обобщают, определяют и
фиксируют характерные детали и особенности
взаимосвязи элементов системы.
На наш взгляд, приоритетным является
такое управление, которое обеспечивает не
функции контроля за выполнением планов, а
ситуативное управление, самоуправление и
самоорганизацию, не руководство, проверки и
фиксации, а поддержку инициатив.
При этом первостепенную роль играет
самоорганизация. В современной культуре
управления преобладают такие свойства
самоорганизации, как самопроизвольность, поиски
решений, спонтанная инициативная активность,
равноправность отношений субъектов образования
разных уровней и другое, что позволяет сохранить
уникальность и открытость каждой
образовательной модели, помогает ее
самореализации. И потому основными векторами
управления становятся поддержка, помощь и
обеспечение культурно-образовательных
процессов.
Определение на практике системы приоритетов
управления
Главное назначение внутришкольного
руководства видится в создании и эффективном
использовании условий для продуктивной,
творческой и успешной деятельности педагогов,
других работников школы, направленной на
реализацию ценностей, принципов и достижений
целей школы.
К таким условиям относятся:
– хорошее понимание работниками
ожидаемых от них результатов;
– заинтересованность работников в достижении
намеченных результатов;
– обеспечение состояния удовлетворенности
работников достигнутыми результатами и
условиями работы;
– наличие благоприятного
морально-психологического климата в школьном
сообществе.
В результате проблемного системного
анализа деятельности школы, успешной реализации
программы развития в школе в последние годы
существенно изменилась система управления,
включив в себя все элементы управляющей системы:
структуру, функционал и механизм управления.
Программа развития школы с
использованием современных основ теории
внутришкольного менеджмента и привлечением к ее
реализации творческих работников школы может
стать тем ядром, которое ориентирует на
обеспечение условий жизнедеятельности,
инициативу. Обновление управления школой
связывается прежде всего с формированием
системы информационного обеспечения
внутришкольного управления:
– сотворчество в рамках программы
развития школы;
– сотворчество в экспериментальной
деятельности;
– совместное творчество в рамках
дополнительного образования в школе;
– мониторинг образования.
Поэтому технология управления школой
должна не внедряться «сверху», а взращиваться в
недрах образовательной модели в рамках
разнообразных творческих мастерских, проектных
и деловых игр, свободных дискуссий и при условии
собственной культурной практики каждого
учителя. Вот почему в практике работы нашей школы
наиболее эффективными являются кафедры
учителей-исследователей, тренинги по различным
тематикам, составление проектов и авторских
программ. Так постепенно и создается
культуроемкость образования как полисистема,
которая создает условия для последующих
изменений.
Мы считаем, что в таком случае наиболее
эффективной является следующая модель, к которой
мы стремимся (см. схему).
Схема
А основные задачи управления мы видим
в следующем.
1. Анализ деятельности коллектива:
– строим его на конкретных фактах и
примерах, сравнивая между собой только свои
личные достижения;
– персональные предложения учителю рекомендуем
в личной беседе, не сравниваем результаты
учителя с чужими, прогнозируем рост каждого
учителя.
2. Создание условий труда:
– количество совещаний сведено до
минимума, что позволяет анализировать
выполнение решений. Большую целесообразность
видим в проведении тематических семинаров,
тренингов по заявкам учителей;
– распределение учебной нагрузки проводим
только на методических объединениях;
– особое значение придаем научной организации
труда учителя, а именно: рациональное расписание
уроков, методический день для самообразования
(по возможности), компьютеризация учебного
процесса и административной работы;
освобождение учителей и администраторов от
дежурства по школе.
3. Методическая помощь учителю (это
направление выделяем как самое главное):
– осуществляем маркетинг и менеджмент
научно-методической работы;
– работу научного методического совета, кафедр и
методических объединений учителей планируем
совместно, обсуждая и выбирая формы и темы;
– обсуждаем и создаем условия для расширения
школьного компонента, дополнительного
образования по выбору с учетом мнения учителей,
учащихся, родителей;
– стимулируем учителя за проведение открытых
уроков, семинаров, педагогических чтений,
подготовку призеров олимпиад, спартакиад,
предметных декад, создание МТБ.
В планировании своей деятельности
стараемся ориентироваться на итоги
анкетирования (пример такого анкетирования см. в
табл.).
Таблица
Обновление методов руководства
предполагает, на наш взгляд, в первую очередь
создание благоприятного
морально-психологического климата в коллективе,
стимулирующего педагогов к активному участию в
реализации программы развития, создание условий,
благоприятных для раскрытия творческого
потенциала каждого педагога, и предоставление
возможностей для реализации своих
профессиональных планов. С этой целью мы
планируем изучение личностных особенностей
педагогов, их интересов, запросов,
профессиональных планов.
Кроме того, обновление предполагает,
на наш взгляд, и демократизацию управления,
проявляющуюся в переходе на более низкие уровни
оргструктуры (уровень учителей, учащихся,
родителей) при принятии решений. Постепенный
отказ от методов административного воздействия
на людей и переход на методы, ориентированные на
знание мотивов, потребностей, интересов
конкретной личности; освоение демократического
стиля руководства.
Учитывая особенности педагогического
коллектива, в большинстве своем положительно
реагирующего на внедрение инноваций, а также
определенной части опытных учителей со своими,
давно устоявшимися традициями и их естественным
сопротивлением введению новшеств, мы придаем
серьезное значение совершенствованию стиля
руководства во всех звеньях структуры
управления, учитывая подтвержденную опытом
тесную связь между стилем руководства и
эффективностью деятельности коллектива.
Девиз нашей школы – «Саморазвитие
личности как содержание образования» –
разрабатывается практически всеми структурными
подразделениями. Уровень этой работы можно
увидеть, проанализировав отдельные локальные
разработки в содержании образования школьного
компонента, куда входят, например, спецкурсы «Наш
мир и я», «Традиции народов России», «История
земли Иркутской», «Славянская мифология» и т.д.
Умение видеть проблемы, выстраивать
пути их решения дает нам основания утверждать,
что коллектив школы ушел от традиционного
управления и внедряет рефлексивное управление.
(Рефлексивное управление связано с такими
факторами влияния на развитие личности, при
которых человек осознает смысл своей
деятельности, своей миссии.)
Как руководитель, я глубоко убеждена в
том, что только творчество создает среду
образования.
Вот несколько выводов, которые мы
сделали для себя в ходе постепенного изменения
технологий управления школой:
– стало больше возможностей
проявления инициативы каждым членом
педагогического сообщества на различных
уровнях;
– в числе выявленных проблем такие, как
невозможность полноценно и творчески заниматься
классным руководством из-за большой учебной
нагрузки, недостаточной оплаты этой работы и
недостаточной компетентности педагогов в
области организации воспитательного процесса;
– особо были отмечены со знаком «плюс»
коллегиальность в руководстве, чуткость и
отзывчивость людей, внимание к интересам и
нуждам коллег. Знак «минус» пока определил такие
стороны, как нечеткое распределение
обязанностей и личной ответственности, неумение
организовать системность и строгий порядок в
работе, неумение требовать своевременного
исполнения поручений.
Галина АНТОНОВА
директор СОШ № 11, г. Усть-Илимск
|