Будь здоров! Всегда здоров!
Понятие «здоровьесберегающая школа» прочно закрепилось
в системе образования. Сначала оно казалось странным: мы-то всегда думали, что советская школа вполне заботилась о здоровье. Шорты ¬с непременной белой полосой на боку, бег на лыжах и кросс на 8 кругов вокруг здания школы – ну чем не здоровьесберегающая методика?!
Однако оказалось, что все вышеперечисленное скорее разрушало, чем сохраняло здоровье детей. Причем не только физическое,
но и психическое. Тогда хватились врачей, давно ушедших
в коммерческие клиники, стали строить тренажерные залы, массажные кабинеты. Некоторые пошли еще дальше…
И массаж, и иглоукалывание…
Кировская средняя школа № 9 несколько лет назад стала одной из шести школ города, которая участвует в проекте «Школа здоровья» в тесном сотрудничестве с Кировской областной клинической психиатрической больницей им. Бехтерева. Суть работы в том, что больница открыла на базе этих шести школ детские дневные стационары. Для больницы же сеть таких стационаров считается еще одним больничным отделением, так сказать на выезде. Но об этом чуть ниже.
Открытию стационара в девятой школе предшествовала большая работа по программе «Здоровье» с 1997 года. Она велась сразу по нескольким направлениям и ведется до сих пор (см. табл. на с. 5). В частности, направление «Спорт и здоровье» предусматривает три урока физкультуры, один из которых – теоретический. К этому же блоку относятся и уроки ритмики, и динамические перемены в начальной школе (в ходе такой переменки дети выполняют под музыку упражнения и танцуют).
В рамках этого направления для школьников введен и факультативный курс «Азбука здоровья», который предназначен для учащихся 1–5-х классов и составлен на основе программы «Школа радости и здоровья» Г.А.Ворониной. Он рассчитан на 170 часов, т.е. по одному занятию в неделю в каждом классе. Курс сочетает теоретическую часть и практические занятия, направленные на передачу знаний о способах укрепления здоровья и формирования привычек здорового образа жизни. Материал в рамках курса излагается по семи разделам, среди которых: «Я и мое здоровье»; «Мой организм»; «Правильное питание»; «Азбука общения»; «Окружающая среда и здоровье».
Важную роль в работе школы играет и другой проект – «Здоровье и здоровый образ жизни». Он предусматривает занятия в 1–4-х классах по теме «Полезные привычки» и в 5–9-х классах – «Полезные навыки». И тот и другой курс разработаны Международной независимой некоммерческой организацией Project Hope, Московским департаментом образования и Минобразования. В задачи этих курсов входит:
- предоставить детям соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
- научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними;
- научить школьников делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Есть проект «Семья и школа». В его рамках проходят занятия «Защита детства» – для детей с 1-го по 11-й класс, «Восхождение» – для детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
Новшеством же проекта «Школа здоровья» в девятой школе стала программа «Здоровье педагогов», рассчитанная на реабилитационно-профилактическую поддержку учителей. Подробнее о работе школы рассказывает директор Нина Алексеевна Аксенова.
– Я убеждена в том, что забота о здоровье ученика, здоровье учителя, а также окружающий школу социум – это три непременные составляющие школы здоровья. Поэтому открытие на базе школы стационара позволило нам по-настоящему заботиться о здоровье детей без отрыва их от семьи и учебы. Нарушение поведения, адаптации, различные проблемы неврологического характера, некоторые виды хронических заболеваний – это только малая часть тех вопросов, которые позволяет нам решать стационар. С детьми работают такие специалисты, как психолог, логопед, массажист, психотерапевт. Они обследуют детей, выявляют проблемы, назначают лечение. Одним рекомендуются в большей степени профилактические мероприятия – ароматерапия, фитотерапия, прием витаминов, а другим ребятам оказывается медикаментозное лечение, назначаются ингаляции, массаж, лечение травами, прогревания, психокоррекция. В течение года мы пролечиваем таким образом около 100 детей, оказывая им психопрофилактическую, психологическую и психотерапевтическую помощь, а также помогая соматически ослабленным детям и ребятам с неврозами, дислексией и дисграфией.
Другой плюс стационара в том, что с его работой стала реально возможной забота о здоровье педагогов. Поэтому в прошлом учебном году мы решились на этот шаг. К тому же приобрели еще некоторое дополнительное оборудование для лечения насморка, для проведения иглотерапии. А в нашей учительской помимо учебного расписания появилось расписание оздоровительное: когда аэробика, когда фитотерапия, когда массаж или обучение самомассажу (кстати, за эти занятия с профессиональным массажистом учителя платят половину стоимости, а другую половину доплачивает сама больница). Оказалось, что такая система весьма удобна: допустим, у педагога есть «окно», во время которого он может сходить на массаж. А скажем, после окончания уроков группа учителей с удовольствием отправляется на аромотерапию. Учителю не надо никуда ехать, тратить силы, время и деньги на дорогу. А ведь это очень важно! Поэтому накопленный опыт мы продолжим и в этом учебном году, даже несмотря на то что к помещениям, в которых находится все лечебное оборудование, предъявляются слишком высокие требования и выполнить их иной раз мне как директору стоит огромного труда.
На динамической перемене всегда звучит музыка
|
Однако весь наш коллектив прекрасно понимает, что школа находится в удаленном от центра города районе, где нет стадионов, а потому является единственным местом, где можно играть в футбол и волейбол, заниматься хореографией или ритмикой. Вот и стараемся поддерживать нашу материальную базу, насколько это возможно.
А еще в девятой школе убеждены: важным показателем здоровьесберегающей среды является благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Взаимоотношения с коллегами, администрацией определяют профессиональную позицию учителя, оказывают влияние на его отношение к учащимся. И то, что к учителям относятся в школе внимательно, подтверждает не только забота об их здоровье, но и о профессиональном росте. По словам замдиректора по научно-методической работе Татьяны Колеватовой, они стараются создать в школе такие условия, чтобы каждый учитель повышал свой уровень по крайней мере на рабочем месте. «Мы часто проводим семинары по различным проблемам педагогики, предоставляем возможность педагогам объединяться в творческие группы, – говорит она. – В минувшем учебном году группа учителей начальных классов осваивала методику проведения «мастерских» и провела городской семинар для всех учителей начальных классов школ Кирова, поделившись своими наработками».
Результатом такой комплексной работы здесь стало снижение общей заболеваемости учащихся с 78 до 63 процентов, а также, по мнению педагогов, сформированность готовности, потребности и мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Штучная работа
Наличие школьного бассейна и такого же стационара в другой кировской школе – № 27 – дает свои плоды в сфере поддержания и укрепления здоровья учащихся, которых здесь 1300 человек. По словам работников департамента образования Кировской области, эта школа находится в непростом положении: к ней, расположенной в спальном микрорайоне на окраине города, прикреплен еще и поселок «Мирный». Контингент детей очень разный – от способных, талантливых и здоровых до безразличных к учебе и с проблемами здоровья.
Директор школы Надежда Владимировна Комарова, говоря о своих подопечных, констатирует: «Уровень здоровья детей вызывает беспокойство. Мы из года в год сталкиваемся в первую очередь с двумя серьезными проблемами – сколиоз (более 50% учащихся) и миопия. Учитывая, что материальная база в школе была с самого начала неплохая (один бассейн чего стоит!), мы активно пользуемся этим, а когда вышли министерские рекомендации о введении в учебный план третьего часа физкультуры, у детей получился полноценный урок плавания раз в неделю. Со временем у нас возникло две линии: одна – обучение плаванию и вторая – оздоровительное, лечебное плавание».
Наряду с бассейном поддерживать здоровье школьников здесь также помогает наличие стационара (как и в школе № 9). Когда спрашиваешь о том, какая польза школе от стационара, то в первую очередь и медики, и директор рассказывают о коррекционных классах, которых в школе семь (три класса в начальной школе и четыре – в среднем звене с наполняемостью по 12 человек). Ведь именно стационар выявляет гиперактивных детей, ребят с неустойчивой психикой, а иногда даже с задержкой психического развития и проводит с ними соответствующее лечение. Пройдя соответствующий курс лечения, дети становятся спокойнее, внимательнее, начинают лучше воспринимать программный материал.
Третьим важным звеном этой школы здоровья является отлаженная работа психологической службы. О ней рассказывает педагог-психолог Ольга Клочкова:
– Одна из наших главных задач – помощь детям в развитии их познавательных способностей, в развитии восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания. Именно такой комплексный подход способствует всестороннему раскрытию личности ребенка.
Для каждого учащегося, можно сказать нашего пациента, у нас разработано несколько комплектов материалов различного назначения. Скажем, есть папки с материалами для тренировки зрительной памяти. Согласно нашей статистике, регулярные занятия с этими материалами увеличивают объем памяти ребенка в 2–5 раз в зависимости от его психического состояния. Другой комплект материалов предназначен для развития эмоционально-волевой сферы. На этих занятиях мы анализируем такие понятия, как, например, «добро» и «зло», дети на примере сказочных героев учатся тому, как можно и как нельзя общаться со своими друзьями, разыгрывают сценки. Еще одна папка материалов посвящена самооценке. Занятия по ее материалам учат детей видеть себя со стороны, определять в себе положительные черты.
Занимаясь с детьми по этим и другим темам, психологи таким образом готовят их к работе на психологическом тренинге, где необходимо уметь управлять своими эмоциями и работать в команде. На этом этапе возможно уже и проведение психологического консультирования с ребенком. По окончании того или иного цикла занятий мы всегда проводим повторную диагностику, фиксируя результаты. Словом, ведем штучную работу.
…Разумеется, подобная забота о здоровье детей, росте их мотивации на укрепление здоровья важна и приносит свои результаты. Но еще важнее другое: в этих двух школах чувствуется жизнь. Они обе находятся в движении, поиске, постоянном росте, каждый год придумывая новые программы и проекты. И взрослым, и детям здесь некогда скучать – и потому очень важно быть здоровыми!
Статья подготовлена при поддержке компании «Мастер-дом». Если вам хочется расслабиться после утомительного рабочего дня, то хорошим решением станет массажное кресло. Оно позволит снять напряжения после работы. На сайте, расположенном по адресу http://www.comfort-lux.ru , вы сможете, не выходя из дома, приобрести массажное оборудование по выгодным ценам. Товары компании «Мастер-дом» соответствуют высоким стандартам качества и надежности. Не упустите шанс порадовать себя и своих близких.
Яна САРТАН,
Москва – Киров – Москва
|