Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2005

Профильное обучение

Мой личный план

Мордовский лицей отказался от школы «для всех» в пользу школы «для каждого»

Можно было бы не рисковать и участвовать в эксперименте по профильному обучению, во всем полагаясь на распоряжения от вышестоящих. Но мордовский Луховский лицей – среди тех, кто оставит яркий след собственным опытом. Их опыт уже и сейчас активно распространяется в образовательной системе республики. На базе лицея члены администрации и педагоги систематически проводят научно-методические семинары и «круглые столы» для руководителей школ, работников городских и сельских управлений образования, преподавателей вузов и техникумов.

Профильное обучение без профильных классов

МОУ «Луховский лицей» располагается в пригороде Саранска. Трудно сказать, какое это учреждение больше – сельское или городское. Но педагогический коллектив все-таки в основном решает задачи сельского образовательного учреждения.

Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной подготовки учащихся теперь не обойтись. А это в свою очередь приводит к необходимости изменения и существенной корректировке содержания образования, а также пересмотра установившихся подходов к разработке всех компонентов учебно-методического комплекса, используемого в учебно-воспитательной работе школ: учебных планов, программ, учебников и методических пособий.

Здесь трудно обойтись без введения профильной дифференциации образования на старшей ступени обучения.

Являясь федеральной экспериментальной площадкой, это образовательное учреждение проводит исследование по теме «Организация индивидуально-образовательной деятельности учащихся в сельском образовательном учреждении нового типа», которая возникла из проблемы выполнения социального заказа участников образовательного процесса. А именно: вследствие удаленности учреждения от школ другого типа здесь не могли учесть интересы и склонности каждого ученика. В связи с этим возникла необходимость разработки экспериментальной программы и нововведения в учебный процесс.

Целью эксперимента стали «тео¬ретическая разработка и экспериментальная педагогическая апробация влияния выбора учащимися профиля обучения на их развитие, самореализацию и интеграцию в новые условия жизнедеятельности».

На первом этапе решались задачи:

  • Разработать образовательную модель, обеспечивающую максимально гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей учащихся в сельском образовательном учреждении и их родителей.
  • Определить новое содержание и структуру многопрофильной подготовки учащихся сельского образовательного учреждения с учетом современных требований.
  • Создать условия и механизмы для самореализации подростков в формировании адекватной этой цели предметно-пространственной среды.
  • Определить методику психолого-педагогической консультативной помощи учащимся при отборе предметного содержания образования при конструировании индивидуальных учебных планов.

При разработке концепции, целей образовательного процесса, принципов, методов и форм его организации необходимо было учесть опыт успешного функционирования и развития ряда школ. Определить свои координаты в образовательном пространстве региона, а не дублировать существующие модели, занять свое место на рынке образовательных услуг, встать рядом, а не занимать на этом рынке чужое место, – подход, соответствующий цивилизованным формам конкуренции в образовании, который был реализован при создании Луховского лицея.

Осознанием конкретной ситуации на региональном рынке образовательных услуг, собственно педагогическим замыслом создателей лицея, а не простым стремлением к новизне, были обусловлены особенности разработанного учебного плана, позволяющего осуществлять профильное обучение без организации профильных классов. В этом суть нововведения – изобретения с условным названием «Лицей без профильных классов».

За последние годы была построена определенная модель школы, в которой есть пространство для выстраивания индивидуальной образовательной траектории, реализации предпочтений, личных ситуаций.

Каждому свое

В лицее создана модель старшей школы, позволяющей каждому ученику сформировать и реализовать свой индивидуальный профиль – ИОП. Применяемая в лицее технология не ограничивает школу выбором какого-либо конкретного профиля, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов может предоставить учащимся (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) возможность осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные планы. Кстати, в связи с этим возникла тьюторская позиция – осуществлять сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся с учетом образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее.

Важнейшей задачей, которую необходимо решать, стало создание богатой образовательной среды – поля для самостоятельного осознанного выбора учащимися учебных предметов.


Зал с автотренажерами

Учащимся 10–11 классов предлагается на выбор три уровня программ (базовая – Б, профильная – П, углубленная – У). Разрушена по ряду предметов классно-урочная система. Образовательный процесс, организованный на основе индивидуальных учебных планов, позволяет строить индивидуальные траекто¬рии развития для каждого ученика с учетом его индивидуальных, возрастных и психолого-педагогических особенностей. Учащимся 10–11 классов предлагается самостоятельно составить учебный план (каждому свой), руководствуясь, с од¬ной стороны, реальными возможностями, которыми располагает школа (обеспе¬ченность кадрами, учебниками, программами, пособиями), а с другой – своими интересами. Для обучения каждому предмету создаются учебные группы, в ко¬торые входят учащиеся, выбравшие одинаковые программы изучения предмета. Из параллели 10-х и 11-х классов формируются три группы для изучения каждого предмета. Углубленная группа может состоять из 12–18 учащихся, базовая и про¬фильная – свыше 20. Учебная недельная нагрузка у каждого ученика составляет не менее 30 и не более 36 часов в первую половину дня. Вариативная, сво¬бодно избираемая нагрузка (индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера, проектная и поисково-исследовательская дея¬тельность, технология, спецкурсы проводятся во вторую половину дня) состав¬ляет пять часов.

Расписание составлено таким образом, что первые, вторые и последние уроки проводятся по углубленной программе, а в середине расписания стоят предметы по всем программам. Следовательно, учащиеся могут приходить на занятия ко второму, третьему уроку или у него может не быть последних уроков. Но общее количество часов в неделю составляет от 30 до 36 часов в пер¬вую половину дня. Авторским коллективом разработаны рекомендации по составлению учебного плана многопрофильной школы, рекомендации по составлению расписания занятий, индивидуальных учебных планов.

Формирование профилей

В конце 9-го класса развертывается деятельность, завершающаяся формированием индивидуальных учебных планов (индивидуальных профилей), на основе которых разрабатывается учебный план лицея. Эта деятельность включает следующие шаги.

  1. Организуется «игра» для девятиклассников, целью которой является оформление предпрофессиональных интересов и жизненных перспектив учащихся в осознанный заказ к обучению, получение наиболее полной информации об образовательных возможностях лицея. В ходе игры происходят:
    • тьюторские консультации по возможностям выбора, соотнесение выбора с профессиональным самоопределением, по проектной и исследовательской деятельности;
    • представление преподавателей, которые будут работать в будущем учебном году;
    • презентация ими концепции преподавания своего предмета;
    • переговоры с педагогами о вариантах содержания и форм изучения предмета;
    • работа с «Каталогом учебных программ», которые предлагают преподаватели лицея;
    • знакомство с формой ИУП и правилами его оформления.
  2. Заполнение девятиклассниками ИУП как заявки на обучение в старшей школе, отсроченное на одну неделю после шага
  3. Предполагается, что ИУП обсуждается дома с родителями и родители ставят свою подпись.
  4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе собирает и обрабатывает индивидуальные учебные планы, на основе группировки одинаковых выборов определяет возможные профили и элективные курсы, которые будут востребованы в будущем учебном году. Выявляется также запрос учащихся на изучение предметов в форме экстерната или в других формах.
  5. На основе индивидуальных учебных планов формируется учебный план школы.

Оздоровительная процедура
в массажном кабинете

Сейчас в лицее с целью предоставления учащимся равной возможности для свободы выбора профиля обучения, последовательного осуществления в учебном процессе принципов дифференциации и индивидуализации обучения разработан и апробируется учебный план многопрофильной школы в III ступени (см. Приложение на с. 27).

Приступая к реализации собственных учебных планов, педагоги Луховского лицея изучили идеи фуркации образования в отечественной и зарубежной школах. Это позволило провести более глубокий анализ некоторых общих и частных педагогических проблем, который включает в себя профессиональный поиск ответов на ряд важных вопросов, связанных с профилизацией обучения.

«Новая» школа

В связи со становлением такой системы образования, как профильная школа, происходят существенные изменения в практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми подходами, меняются формы организации учебных занятий, важнейшей составляющей учебного процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Профильная школа обеспечивает возможность для освоения старше¬классниками проектно-исследовательского метода изучения предметов. Луховский лицей внедряет проектно-исследовательскую технологию с начальной школы. Для этой цели создан руками учащихся и учителей «Зимний сад», который способствует решению образовательных и воспитательных задач. Школьники проводят проектно-исследовательскую работу, наблюдают за комнатными растениями с момента посева семян цветочных растений.

В лицее накопился достаточный опыт по созданию среды, содействующей развитию способных и одаренных детей. Этот опыт стал основанием для дальнейшего планирования и осуществ¬ления индивидуальной и групповой форм работы с лицеистами и педагогами.

Одно из направлений работы педагогического коллектива в создании полноценной образовательной среды – профильные библиотеки-лаборатории.

Профильная библиотека-лаборатория – это информационно-образовательный центр, выполняющий педагогические функции, которые позволяют давать знания, умения, навыки, необходимые каждому школьнику для продолжения образования и самообразования; это центр профессиональной ориентации школьников, укомплектованный литературой, которая помогает обучающимся ориентироваться как в самой рыночной специфике, так и в конъюнктуре современных специальностей.

Цель библиотеки-лаборатории:

  • обеспечение всех участников образовательного процесса полноценной, разносторонней поддержкой при подготовке к учебным занятиям (получение библиографической справки, просмотр, оценка и выбор необходимой литературы, видео- или медиаматериалов по теме занятий; подготовка проектов, научно-исследовательских работ);
  • повышение качества профессионального мастерства педагогов (получение оперативной информации о выходящей в стране методической и педагогической литературе и новых медиасредствах, работа в телекоммуникационной сети с базами данных крупных библиотек);
  • создание оптимальных условий для воспитания юных граждан как будущего стратегического ресурса страны, реализация средствами библиотеки концепции профильного обучения. Основные направления в работе профильной библиотеки:
  • формирование специализированного профильного книжного фонда и фонда периодических изданий аграрно-экономической направленности, а также литературы дополнительного образования;
  • подготовка библиографических пособий, аннотированных списков литературы для обеспечения учебного процесса в лицее;
  • оказание информационной и консультативной помощи обучающимся в организации научно-исследовательской работы;
  • внедрение новых форм и методов библиотечно-информационной работы с использованием телекоммуникационных средств и интерактивных технологий при обслуживании лицеистов, открытие электронных адресов библиотек.

На сегодняшний день получить качественное образование без современной библиотеки невозможно. Проводя маркетинговое исследование «Роль библиотеки в удовлетворении информационных потребностей учащихся», работники школы выяснили, соответствует ли работа их библиотеки в данном направлении ожидаемым запросам лицеистов. По результатам диагностики было выявлено, что 40% респондентов удовлетворены, 35% считают, что библиотека должна стать информационным центром, 25% высказались за создание при библиотеке банка мультимедийных учебных занятий.


Зимний сад

С целью функционирования профильных библиотек осуществлялась реорганизация книжного фонда, изучение его состава, реорганизация справочно-библиографического аппарата, введение в него новых рубрик.

Начата работа по оснащению библиотек современной информационной техникой, составлена программа развития библиотеки, которая позволяет определить приоритетные задачи и способы их достижения.

В помощь лицеистам и преподавателям профильные библиотеки выпускают аналитические обзоры периодических изданий с краткими аннотациями, тематические информационные бюллетени: «Экономика в учебном процессе», «История и право», «Химия и жизнь», рекомендательные списки и др., которые позволяют ориентироваться в поисках нужной информации и найти необходимое издание.

Главной задачей специализированного книжного фонда становится обеспечение общих и специальных дисциплин учебной и учебно-методической литературой. Особое внимание уделяется подборке всех необходимых законодательных нормативно-правовых актов, а также документов, регламентирующих эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования.

В целях обеспечения доступа учителей, лицеистов и их родителей к самой разнообразной информации, предоставления широких возможностей для формирования культуры умственного труда, развития логического мышления библиотечный фонд пополняется нетрадиционными носителями информации: аудио-, видео- и электронными изданиями.

Но современная библиотека – это не только информационный центр. Это еще и дух поэзии, творчества. В стенах библиотеки работают клубы по интересам, любительские объединения: «Клуб Адам Смит» – для экономистов, «Юный филолог», «Патриот».

В библиотеках собраны интересные тематические подборки, посвященные творчеству выдающихся личностей. Знакомство с ними способствует развитию собственных творческих инициатив.

В библиотеках-лабораториях постоянно действуют выставки «Творчество наших читателей». Здесь можно познакомиться с интересными рефератами, самодельными журналами, школьной газетой «Вести с уроков».

Вместе с созданием профильных библиотек возникает проблема имиджа школьного библиотекаря. В современном обществе школьные библиотекари рассматриваются как информационные специалисты-профессионалы. Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает им возможность узнавать о деятельности российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно.

Главное в работе библиотекаря – это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. Владение маркетинговыми методами позволяет провести исследование деятельности своей школьной библиотеки и ответить на вопросы: Востребовано ли то, что делаем? Какие виды услуг необходимы библиотеке? Как изменились запросы современных пользователей школьной библиотеки? Какие новые фонды необходимы в данной школьной библиотеке? и т.д.

Наши ученики – ваши студенты

В программе эксперимента школы заложена идея взаимодействия с вузами, поэтому к педагогической работе привлекаются преподаватели высших учебных заведений и используются их учебные базы для проведения практических занятий с учащимися. Сотрудничество школы и вуза включает в себя также научно-исследовательскую работу с учителями, научное консультирование, апробацию современных образовательных технологий. Так, на основе договоров о научном методическом сотрудничестве в области начального профессионального образования между Аграрным институтом Мордовского госуниверситета и Институтом механики и энергетики, авторским коллективом учителей школы составлены и утверждены программы по аграрно-экономическим дисциплинам. На основе этих программ издан учебник, который прошел апробацию в профильных классах нашей школы по специальности «фермер». В электронном варианте имеется учебник по экономическим дисциплинам.

Таким образом, использование разработанного комплекта по одному из профилей (аграрно-экономическому) даст возможность продвинуться в развитии любому образовательному учреждению и особенно сельскому.

Школа видит основное предназначение вуза не только в организации обучения старшеклассников. Коллектив взял на себя ответственность за то, как будут учиться студенты, т.е. сохранение преемственности «школа–вуз» становится одной из важных проблем. В образовательном учреждении ведут обучение более 17 преподавателей вузов.

Учащиеся, успешно окончившие обучение по аграрному профилю и сдавшие государственные экзамены по профильным дисциплинам, получают свидетельства о присвоении квалификации и имеют право поступать в Аграрный институт на основе заключенных договоров. Некоторые выпускники остаются трудиться в базовом хозяйстве, осуществляют реальную предпринимательскую деятельность – это конкретный результат эксперимента.

Поддержка, а не изоляция

Проводимая в школе система профилактико-оздоровительной работы решает задачу повышения уровня здоровья учащихся, формирования у них общих представлений о здоровом образе жизни.

С этой целью ведется ежегодное отслеживание нормирования индивидуальной недельной нагрузки каждого учащегося и класса в целом, что особенно важно для формированием каждым учащимся III ступени индивидуального учебного плана.

Для реализации концепции валеологической службы в школе созданы определенные условия: оборудована комната релаксации (с «люстрой Чижевского»), которую посещают педагоги, учащиеся и работники школы в соответствии с медицинскими показаниями; открыты кабинет ЛФК, ингаляторий, массажный кабинет, фитобар; широко внедряются здоровьесберегающие технологии в учебный процесс.

Педагогический коллектив Луховского лицея видит в школе не только место, куда ребенок приходит учиться, но и место, в котором он живе интересной жизнью.

Проведенные исследования показали, что при наличии высокой мотивации обучения у учеников школы и значительного разнообразия возможностей образования возрастает риск перегрузки учащихся. Поэтому особенно актуальным становится контроль здоровья и самочувствия учащихся, оптимизация их режима труда и отдыха, валеологическое просвещение учащихся и родителей.

Анализ анкет здоровья учащихся 10 – 11 классов показывает, что в целом ухудшения в состоянии здоровья не наблюдается. И это можно объяснить тем, что одной из важных задач в школе является укрепление здоровья школьников, а не только лечение возникших заболеваний. Отклонение в физиологическом и психическом развитии школьника рассматривается как вариант нормы, требующей индивидуальной поддержки, а не изоляции.

Оздоровительная работа в школе ведется в трех направлениях:

а) первичная профилактика (обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм в школе);
б) вторичная профилактика (коррекция уже имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей);
в) валеологизация образовательного процесса (проведение декад здоровья, дней здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятий, клас¬сных часов, лекций, встреч с медицинскими работниками, оформление стендов, стенгазет, соблюдение режима труда и отдыха, консультативная помощь учащимся, их родителям и педагогам, наличие валеологического компонента в содержании и организации учебного процесса).

Вопросы на завтра

Многое сделано. Однако предстоит еще поиск ответов на возникающие вопросы.

  • С какого возраста возможно профилирование обучения в образовательном учреждении? Чем отличаются профильные группы в основной и старшей школе по содержанию и формам организационной работы?
  • Какие технологии могут обеспечить решение задач профильного обучения?
  • Нужно проверить оптимальность учебного плана, установить в нем соотношение базового (инвариантного), профильного и элективного компонентов, предусмотрев усиление подготовки школьников по информационным технологиям, социально-экономическим дисциплинам, иностранным языкам, физической культуре и разгрузку базового компонента содержания.
  • Разработать систему диагностики результатов внедрения в практику учебного процесса личностно ориентированного подхода, технологии уровневой и профильной дифференциации.
  • Адаптировать авторские программы и учебные пособия по профильным дисциплинам, подготовить их к изданию.
  • Разработать дидактический материал для аграрных и экономических дисциплин для профильной школы.
  • Разработать нормативно-правовую базу: документы о гарантиях для ученика, пожелавшего изменить профиль; критерии и соответствующие им измерители для приема учащихся в профильные классы.
  • Совершенствовать образовательную среду, способствующую развитию творческих способностей учеников, возможности профессиональных проб и обоснованного выбора профильного обучения.
Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Учебный план (5–11 классы) (опыт 2004/2005 учебного года)

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ:

1. Экономика сельского хозяйства. Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности

2. Организация и технология производства продукции сельского хозяйства (фермеры)


Экспериментальный учебный план МОУ «Луховский лицей» (10–11 классы) (опыт 2004/2005 учебного года)



В соответствии с экспериментальным учебным планом объем минимального бюджетного финансирования на три 10-х класса составляет:



В соответствии с экспериментальным учебным планом объем минимального бюджетного финансирования на три 11-х класса составляет:



Индивидуальные учебные планы учащихся _____ класса на 2004/2005 учебный год


Рейтинг@Mail.ru