Мой личный план
Мордовский лицей отказался от школы «для всех»
в пользу школы «для каждого»
Можно было бы не рисковать и участвовать в эксперименте
по профильному обучению, во всем полагаясь на распоряжения
от вышестоящих. Но мордовский Луховский лицей – среди тех, кто оставит яркий след собственным опытом. Их опыт уже и сейчас активно распространяется в образовательной системе республики.
На базе лицея члены администрации и педагоги систематически проводят научно-методические семинары и «круглые столы» для руководителей школ, работников городских и сельских управлений образования, преподавателей вузов и техникумов.
Профильное обучение без профильных классов
МОУ «Луховский лицей» располагается в пригороде Саранска. Трудно сказать, какое это учреждение больше – сельское или городское. Но педагогический коллектив все-таки в основном решает задачи сельского образовательного учреждения.
Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной подготовки учащихся теперь не обойтись. А это в свою очередь приводит к необходимости изменения и существенной корректировке содержания образования, а также пересмотра установившихся подходов к разработке всех компонентов учебно-методического комплекса, используемого в учебно-воспитательной работе школ: учебных планов, программ, учебников и методических пособий.
Здесь трудно обойтись без введения профильной дифференциации образования на старшей ступени обучения.
Являясь федеральной экспериментальной площадкой, это образовательное учреждение проводит исследование по теме «Организация индивидуально-образовательной деятельности учащихся в сельском образовательном учреждении нового типа», которая возникла из проблемы выполнения социального заказа участников образовательного процесса. А именно: вследствие удаленности учреждения от школ другого типа здесь не могли учесть интересы и склонности каждого ученика. В связи с этим возникла необходимость разработки экспериментальной программы и нововведения в учебный процесс.
Целью эксперимента стали «тео¬ретическая разработка и экспериментальная педагогическая апробация влияния выбора учащимися профиля обучения на их развитие, самореализацию и интеграцию в новые условия жизнедеятельности».
На первом этапе решались задачи:
- Разработать образовательную модель, обеспечивающую максимально гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей учащихся в сельском образовательном учреждении и их родителей.
- Определить новое содержание и структуру многопрофильной подготовки учащихся сельского образовательного учреждения с учетом современных требований.
- Создать условия и механизмы для самореализации подростков в формировании адекватной этой цели предметно-пространственной среды.
- Определить методику психолого-педагогической консультативной помощи учащимся при отборе предметного содержания образования при конструировании индивидуальных учебных планов.
При разработке концепции, целей образовательного процесса, принципов, методов и форм его организации необходимо было учесть опыт успешного функционирования и развития ряда школ. Определить свои координаты в образовательном пространстве региона, а не дублировать существующие модели, занять свое место на рынке образовательных услуг, встать рядом, а не занимать на этом рынке чужое место, – подход, соответствующий цивилизованным формам конкуренции в образовании, который был реализован при создании Луховского лицея.
Осознанием конкретной ситуации на региональном рынке образовательных услуг, собственно педагогическим замыслом создателей лицея, а не простым стремлением к новизне, были обусловлены особенности разработанного учебного плана, позволяющего осуществлять профильное обучение без организации профильных классов. В этом суть нововведения – изобретения с условным названием «Лицей без профильных классов».
За последние годы была построена определенная модель школы, в которой есть пространство для выстраивания индивидуальной образовательной траектории, реализации предпочтений, личных ситуаций.
Каждому свое
В лицее создана модель старшей школы, позволяющей каждому ученику сформировать и реализовать свой индивидуальный профиль – ИОП. Применяемая в лицее технология не ограничивает школу выбором какого-либо конкретного профиля, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов может предоставить учащимся (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) возможность осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные планы. Кстати, в связи с этим возникла тьюторская позиция – осуществлять сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся с учетом образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее.
Важнейшей задачей, которую необходимо решать, стало создание богатой образовательной среды – поля для самостоятельного осознанного выбора учащимися учебных предметов.
Зал с автотренажерами |
Учащимся 10–11 классов предлагается на выбор три уровня программ (базовая – Б, профильная – П, углубленная – У). Разрушена по ряду предметов классно-урочная система. Образовательный процесс, организованный на основе индивидуальных учебных планов, позволяет строить индивидуальные траекто¬рии развития для каждого ученика с учетом его индивидуальных, возрастных и психолого-педагогических особенностей. Учащимся 10–11 классов предлагается самостоятельно составить учебный план (каждому свой), руководствуясь, с од¬ной стороны, реальными возможностями, которыми располагает школа (обеспе¬ченность кадрами, учебниками, программами, пособиями), а с другой – своими интересами. Для обучения каждому предмету создаются учебные группы, в ко¬торые входят учащиеся, выбравшие одинаковые программы изучения предмета. Из параллели 10-х и 11-х классов формируются три группы для изучения каждого предмета. Углубленная группа может состоять из 12–18 учащихся, базовая и про¬фильная – свыше 20. Учебная недельная нагрузка у каждого ученика составляет не менее 30 и не более 36 часов в первую половину дня. Вариативная, сво¬бодно избираемая нагрузка (индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера, проектная и поисково-исследовательская дея¬тельность, технология, спецкурсы проводятся во вторую половину дня) состав¬ляет пять часов.
Расписание составлено таким образом, что первые, вторые и последние уроки проводятся по углубленной программе, а в середине расписания стоят предметы по всем программам. Следовательно, учащиеся могут приходить на занятия ко второму, третьему уроку или у него может не быть последних уроков. Но общее количество часов в неделю составляет от 30 до 36 часов в пер¬вую половину дня.
Авторским коллективом разработаны рекомендации по составлению учебного плана многопрофильной школы, рекомендации по составлению расписания занятий, индивидуальных учебных планов.
Формирование профилей
В конце 9-го класса развертывается деятельность, завершающаяся формированием индивидуальных учебных планов (индивидуальных профилей), на основе которых разрабатывается учебный план лицея. Эта деятельность включает следующие шаги.
- Организуется «игра» для девятиклассников, целью которой является оформление предпрофессиональных интересов и жизненных перспектив учащихся в осознанный заказ к обучению, получение наиболее полной информации об образовательных возможностях лицея. В ходе игры происходят:
• тьюторские консультации по возможностям выбора, соотнесение выбора с профессиональным самоопределением, по проектной и исследовательской деятельности;
• представление преподавателей, которые будут работать в будущем учебном году;
• презентация ими концепции преподавания своего предмета;
• переговоры с педагогами о вариантах содержания и форм изучения предмета;
• работа с «Каталогом учебных программ», которые предлагают преподаватели лицея;
• знакомство с формой ИУП и правилами его оформления.
- Заполнение девятиклассниками ИУП как заявки на обучение в старшей школе, отсроченное на одну неделю после шага
- Предполагается, что ИУП обсуждается дома с родителями и родители ставят свою подпись.
- Заместитель директора по учебно-воспитательной работе собирает и обрабатывает индивидуальные учебные планы, на основе группировки одинаковых выборов определяет возможные профили и элективные курсы, которые будут востребованы в будущем учебном году. Выявляется также запрос учащихся на изучение предметов в форме экстерната или в других формах.
- На основе индивидуальных учебных планов формируется учебный план школы.
Оздоровительная процедура в массажном кабинете |
Сейчас в лицее с целью предоставления учащимся равной возможности для свободы выбора профиля обучения, последовательного осуществления в учебном процессе принципов дифференциации и индивидуализации обучения разработан и апробируется учебный план многопрофильной школы в III ступени (см. Приложение на с. 27).
Приступая к реализации собственных учебных планов, педагоги Луховского лицея изучили идеи фуркации образования в отечественной и зарубежной школах. Это позволило провести более глубокий анализ некоторых общих и частных педагогических проблем, который включает в себя профессиональный поиск ответов на ряд важных вопросов, связанных с профилизацией обучения.
«Новая» школа
В связи со становлением такой системы образования, как профильная школа, происходят существенные изменения в практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми подходами, меняются формы организации учебных занятий, важнейшей составляющей учебного процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Профильная школа обеспечивает возможность для освоения старше¬классниками проектно-исследовательского метода изучения предметов. Луховский лицей внедряет проектно-исследовательскую технологию с начальной школы. Для этой цели создан руками учащихся и учителей «Зимний сад», который способствует решению образовательных и воспитательных задач. Школьники проводят проектно-исследовательскую работу, наблюдают за комнатными растениями с момента посева семян цветочных растений.
В лицее накопился достаточный опыт по созданию среды, содействующей развитию способных и одаренных детей. Этот опыт стал основанием для дальнейшего планирования и осуществ¬ления индивидуальной и групповой форм работы с лицеистами и педагогами.
Одно из направлений работы педагогического коллектива в создании полноценной образовательной среды – профильные библиотеки-лаборатории.
Профильная библиотека-лаборатория – это информационно-образовательный центр, выполняющий педагогические функции, которые позволяют давать знания, умения, навыки, необходимые каждому школьнику для продолжения образования и самообразования; это центр профессиональной ориентации школьников, укомплектованный литературой, которая помогает обучающимся ориентироваться как в самой рыночной специфике, так и в конъюнктуре современных специальностей.
Цель библиотеки-лаборатории:
- обеспечение всех участников образовательного процесса полноценной, разносторонней поддержкой при подготовке к учебным занятиям (получение библиографической справки, просмотр, оценка и выбор необходимой литературы, видео- или медиаматериалов по теме занятий; подготовка проектов, научно-исследовательских работ);
- повышение качества профессионального мастерства педагогов (получение оперативной информации о выходящей в стране методической и педагогической литературе и новых медиасредствах, работа в телекоммуникационной сети с базами данных крупных библиотек);
- создание оптимальных условий для воспитания юных граждан как будущего стратегического ресурса страны, реализация средствами библиотеки концепции профильного обучения.
Основные направления в работе профильной библиотеки:
- формирование специализированного профильного книжного фонда и фонда периодических изданий аграрно-экономической направленности, а также литературы дополнительного образования;
- подготовка библиографических пособий, аннотированных списков литературы для обеспечения учебного процесса в лицее;
- оказание информационной и консультативной помощи обучающимся в организации научно-исследовательской работы;
- внедрение новых форм и методов библиотечно-информационной работы с использованием телекоммуникационных средств и интерактивных технологий при обслуживании лицеистов, открытие электронных адресов библиотек.
На сегодняшний день получить качественное образование без современной библиотеки невозможно. Проводя маркетинговое исследование «Роль библиотеки в удовлетворении информационных потребностей учащихся», работники школы выяснили, соответствует ли работа их библиотеки в данном направлении ожидаемым запросам лицеистов. По результатам диагностики было выявлено, что 40% респондентов удовлетворены, 35% считают, что библиотека должна стать информационным центром, 25% высказались за создание при библиотеке банка мультимедийных учебных занятий.
Зимний сад |
С целью функционирования профильных библиотек осуществлялась реорганизация книжного фонда, изучение его состава, реорганизация справочно-библиографического аппарата, введение в него новых рубрик.
Начата работа по оснащению библиотек современной информационной техникой, составлена программа развития библиотеки, которая позволяет определить приоритетные задачи и способы их достижения.
В помощь лицеистам и преподавателям профильные библиотеки выпускают аналитические обзоры периодических изданий с краткими аннотациями, тематические информационные бюллетени: «Экономика в учебном процессе», «История и право», «Химия и жизнь», рекомендательные списки и др., которые позволяют ориентироваться в поисках нужной информации и найти необходимое издание.
Главной задачей специализированного книжного фонда становится обеспечение общих и специальных дисциплин учебной и учебно-методической литературой. Особое внимание уделяется подборке всех необходимых законодательных нормативно-правовых актов, а также документов, регламентирующих эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования.
В целях обеспечения доступа учителей, лицеистов и их родителей к самой разнообразной информации, предоставления широких возможностей для формирования культуры умственного труда, развития логического мышления библиотечный фонд пополняется нетрадиционными носителями информации: аудио-, видео- и электронными изданиями.
Но современная библиотека – это не только информационный центр. Это еще и дух поэзии, творчества. В стенах библиотеки работают клубы по интересам, любительские объединения: «Клуб Адам Смит» – для экономистов, «Юный филолог», «Патриот».
В библиотеках собраны интересные тематические подборки, посвященные творчеству выдающихся личностей. Знакомство с ними способствует развитию собственных творческих инициатив.
В библиотеках-лабораториях постоянно действуют выставки «Творчество наших читателей». Здесь можно познакомиться с интересными рефератами, самодельными журналами, школьной газетой «Вести с уроков».
Вместе с созданием профильных библиотек возникает проблема имиджа школьного библиотекаря. В современном обществе школьные библиотекари рассматриваются как информационные специалисты-профессионалы. Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает им возможность узнавать о деятельности российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно.
Главное в работе библиотекаря – это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. Владение маркетинговыми методами позволяет провести исследование деятельности своей школьной библиотеки и ответить на вопросы: Востребовано ли то, что делаем? Какие виды услуг необходимы библиотеке? Как изменились запросы современных пользователей школьной библиотеки? Какие новые фонды необходимы в данной школьной библиотеке? и т.д.
Наши ученики –
ваши студенты
В программе эксперимента школы заложена идея взаимодействия с вузами, поэтому к педагогической работе привлекаются преподаватели высших учебных заведений и используются их учебные базы для проведения практических занятий с учащимися. Сотрудничество школы и вуза включает в себя также научно-исследовательскую работу с учителями, научное консультирование, апробацию современных образовательных технологий. Так, на основе договоров о научном методическом сотрудничестве в области начального профессионального образования между Аграрным институтом Мордовского госуниверситета и Институтом механики и энергетики, авторским коллективом учителей школы составлены и утверждены программы по аграрно-экономическим дисциплинам. На основе этих программ издан учебник, который прошел апробацию в профильных классах нашей школы по специальности «фермер». В электронном варианте имеется учебник по экономическим дисциплинам.
Таким образом, использование разработанного комплекта по одному из профилей (аграрно-экономическому) даст возможность продвинуться в развитии любому образовательному учреждению и особенно сельскому.
Школа видит основное предназначение вуза не только в организации обучения старшеклассников. Коллектив взял на себя ответственность за то, как будут учиться студенты, т.е. сохранение преемственности «школа–вуз» становится одной из важных проблем. В образовательном учреждении ведут обучение более 17 преподавателей вузов.
Учащиеся, успешно окончившие обучение по аграрному профилю и сдавшие государственные экзамены по профильным дисциплинам, получают свидетельства о присвоении квалификации и имеют право поступать в Аграрный институт на основе заключенных договоров. Некоторые выпускники остаются трудиться в базовом хозяйстве, осуществляют реальную предпринимательскую деятельность – это конкретный результат эксперимента.
Поддержка, а не изоляция
Проводимая в школе система профилактико-оздоровительной работы решает задачу повышения уровня здоровья учащихся, формирования у них общих представлений о здоровом образе жизни.
С этой целью ведется ежегодное отслеживание нормирования индивидуальной недельной нагрузки каждого учащегося и класса в целом, что особенно важно для формированием каждым учащимся III ступени индивидуального учебного плана.
Для реализации концепции валеологической службы в школе созданы определенные условия: оборудована комната релаксации (с «люстрой Чижевского»), которую посещают педагоги, учащиеся и работники школы в соответствии с медицинскими показаниями; открыты кабинет ЛФК, ингаляторий, массажный кабинет, фитобар; широко внедряются здоровьесберегающие технологии в учебный процесс.
Педагогический коллектив Луховского лицея видит в школе не только место, куда ребенок приходит учиться, но и место, в котором он живе интересной жизнью.
Проведенные исследования показали, что при наличии высокой мотивации обучения у учеников школы и значительного разнообразия возможностей образования возрастает риск перегрузки учащихся. Поэтому особенно актуальным становится контроль здоровья и самочувствия учащихся, оптимизация их режима труда и отдыха, валеологическое просвещение учащихся и родителей.
Анализ анкет здоровья учащихся 10 – 11 классов показывает, что в целом ухудшения в состоянии здоровья не наблюдается. И это можно объяснить тем, что одной из важных задач в школе является укрепление здоровья школьников, а не только лечение возникших заболеваний. Отклонение в физиологическом и психическом развитии школьника рассматривается как вариант нормы, требующей индивидуальной поддержки, а не изоляции.
Оздоровительная работа в школе ведется в трех направлениях:
а) первичная профилактика (обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм в школе);
б) вторичная профилактика (коррекция уже имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей);
в) валеологизация образовательного процесса (проведение декад здоровья, дней здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятий, клас¬сных часов, лекций, встреч с медицинскими работниками, оформление стендов, стенгазет, соблюдение режима труда и отдыха, консультативная помощь учащимся, их родителям и педагогам, наличие валеологического компонента в содержании и организации учебного процесса).
Вопросы на завтра
Многое сделано. Однако предстоит еще поиск ответов на возникающие вопросы.
- С какого возраста возможно профилирование обучения в образовательном учреждении? Чем отличаются профильные группы в основной и старшей школе по содержанию и формам организационной работы?
- Какие технологии могут обеспечить решение задач профильного обучения?
- Нужно проверить оптимальность учебного плана, установить в нем соотношение базового (инвариантного), профильного и элективного компонентов, предусмотрев усиление подготовки школьников по информационным технологиям, социально-экономическим дисциплинам, иностранным языкам, физической культуре и разгрузку базового компонента содержания.
- Разработать систему диагностики результатов внедрения в практику учебного процесса личностно ориентированного подхода, технологии уровневой и профильной дифференциации.
- Адаптировать авторские программы и учебные пособия по профильным дисциплинам, подготовить их к изданию.
- Разработать дидактический материал для аграрных и экономических дисциплин для профильной школы.
- Разработать нормативно-правовую базу: документы о гарантиях для ученика, пожелавшего изменить профиль; критерии и соответствующие им измерители для приема учащихся в профильные классы.
- Совершенствовать образовательную среду, способствующую развитию творческих способностей учеников, возможности профессиональных проб и обоснованного выбора профильного обучения.
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учебный план (5–11 классы) (опыт 2004/2005 учебного года)
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ:
1. Экономика сельского хозяйства. Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности
2. Организация и технология производства продукции сельского хозяйства (фермеры)
Экспериментальный учебный план МОУ «Луховский лицей» (10–11 классы)
(опыт 2004/2005 учебного года)
В соответствии с экспериментальным учебным планом объем минимального бюджетного финансирования
на три 10-х класса составляет:
В соответствии с экспериментальным учебным планом объем минимального бюджетного финансирования
на три 11-х класса составляет:
Индивидуальные учебные планы учащихся _____ класса на 2004/2005 учебный год
|