Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2005

Опыт

Быть на шаг впереди

Судьба балует победителей. Даже ресторан, где собрались финалисты конкурса «Лучшие школы России», был украшен символом гимназии «Дмитров» – подсолнухами. Как рассказали организаторы, праздник должен был пройти в другом месте, но там буквально накануне торжества отказали – пришлось срочно искать другое помещение. Попадание оказалось на удивление точным. Тем более что до последнего момента мало кто знал победителя: ведь каждая из десяти вышедших в финал школ могла претендовать на триумф. Но лучшей школой России была признана гимназия из небольшого подмосковного городка. И может быть, это правильно…

Мы так много говорим, что именно провинцией прирастает Россия, что пора бы получить этому весомое доказательство. Вот и получили.

В Дмитрове 13 общеобразовательных учреждений, в том числе 2 гимназии. Когда одна из них победила, был настоящий праздник; мэр не скрывал слез радости, накативших во время выступления на городской площади. А директор гимназии «Дмитров» Алла Викторовна Курбатова утверждает, что ее победа не только не вы¬звала зависти у коллег, но способствовала небывалому их сплочению. В это верится, потому что за своего конкурсанта болели не меньше, чем за сборную России по футболу. Приехавшие на торжественное закрытие и оглашение результатов болельщики были настроены так решительно, что им не смогли отказать в билетах на церемонию в Колонный зал.

Сначала результат

В прошлом году победитель в одной из номинаций первого конкурса «Лучшие школы России» получил от губернатора трактор. В этом году трактором дело не обойдется. И на конкурс, отложив свои дела, Алла ¬Курбатова ¬пошла только с условием, что за это администрация района сделает в ее гимназии капитальный ремонт. Когда победила, то напомнила о проекте реконструкции гимназии, который недавно представила главе района. Он пообещал показать его губернатору, и закрутилось.

Победа для гимназии стала ресурсом развития. Здесь это уже давно стало правилом. Нельзя прикидываться бедным и больным и пускать шапку по кругу. Может, кто и окажет милость, но еще важнее помощи доказать свою полезность и нужность окружающему социуму, показать впечатляющий результат, даже если кажется, что для этого нет никаких ресурсов. Когда есть достижения, их надо предъявлять, потом переходить к проблемам, которые школа сама решить не может, а уж после предлагать пакет намерений, лучше проектов, которые могут осуществиться, если будет оказана помощь.

Можно говорить, что в действиях Курбатовой есть элемент авантюризма. Проект реконструкции был еще не подписан, финансирование на него не открыто, а она уже ломала уютные классы иностранного языка, построенные в рекреациях. Почему-то была уверена, что пристройка для фактически языковой школы у нее будет. А такая школа в школе ей совершенно необходима. Ведь когда изучение иностранного языка в начальной школе еще только появилось в планах модернизаторов российского образования, у Курбатовой все дети с первого класса учили английский, а с пятого – второй иностранный язык. Где она взяла столько классных преподавателей иностранного – до сих пор одна из загадок. Только благодаря гимназии город обогатился еще и отпочковавшейся от нее негосударственной школой иностранных языков.

Курбатова не боится быть расточительной. В конце концов, все остается в ее родном городе. Гимназия инициирует, строит что-то новое и спокойно передает свой продукт в общее пользование. Последнее, что уже развивается по такой схеме, – это Центр исследовательской деятельности учащихся (ЦИДУ). Началось все с того, что в гимназии осознали: детям мало даже углубленных уроков по отдельным предметам, необходима иная, иначе организованная деятельность. Решили, что ею должна стать научно-исследовательская работа. Развивать это направление стали еще в 1998 году. Получилось многопрофильно и практикоориентированно, но самое удивительное, что в эту деятельность втянулись не только старшеклассники, но и отдельные ребята даже из четвертых классов.

Схема внешне проста. Каждый учитель-предметник в начале года вывешивает перечень тем для исследования. Дети могут выбрать любую тему у любого учителя или предложить свою. А дальше начинается работа. Ее итоги докладываются на общешкольных конференциях. Лучшие работы попадают на районный, областной и даже всероссийский смотр. Так было до 2002 года. После внутри школы тоже мало что изменилось, но именно в этом году гимназия победила в негласном соревновании с городским методическим центром за право на своей базе открыть Центр исследовательской деятельности учащихся (ЦИДУ). Стали работать на весь район. Один из руководителей ЦИДУ, заместитель директора гимназии Ольга Григорьевна Першина, рассказывала, что сначала пришлось преодолевать недоверие коллег. Представители других школ привозили работы своих учеников и, показывая их, буквально не выпускали из рук. Боялись откровенного плагиата, сразу после защиты прятали свои работы подальше.

Постепенно лед растаял. Выяснилось, что работники ЦИДУ могут оказать реальную методическую помощь школьным научным обществам. Последним достижением стало то, что работы начали оформлять по единому, общепринятому на конкурсах более высокого (областного и российского) уровня стандарту. Несколько победителей районного этапа не без помощи ЦИДУ отличились, участвуя в общероссийских программах, и без экзаменов поступили в престижные вузы.

Этот успех важен, но для гимназии важнее другое. С каждым годом растет не только число учащихся, во¬влеченных в научно-исследователь¬скую деятельность, но и качество работ. Дети не только выступают с ними на конференциях разного уровня, но и перед одноклассниками, а некоторые работы так интересны и глубоки, что используются учителями при изучении отдельных тем.

Для детей работа над собственным проектом зачастую становится возможностью получить богатый социальный опыт. Так, одна из работ была посвящена исследованию действия зубной пасты. Поводом стала реклама. Девушка составила анкету и опросила десятки стоматологов – не тех рекламных, а настоящих, – и оказалось, что широко разрекламированные пасты не столь полезны и универсальны, как утверждается. Другая избрала своей темой вред, который приносят аборты, но так и не смогла уговорить взрослых поделиться с ней соответствующей статистикой. То ли ее нет вообще, то ли она оказалась слишком страшной. Есть, правда, и более основательные работы, которыми зачитываются и учителя, удивляясь их глубине и проработанности.

Вот так, любыми путями, учеников гимназии «втягивают» в познавательную деятельность. Они не ропщут, потому что им интересно, потому что знают: если трудно, то помогут. Помогут, но не сделают за тебя.

Перегруз недогруза

Кажется, на презентации Курбатова заявила, что ее профильная школа построена по совершенно иному принципу, чем это предлагает министерская концепция. Выламываться за рамки возможного, наверное, нормальная судьба для инноваторов. Обиднее, что их признают и пытаются ввести новацию в нормативные рамки, когда они ушли далеко вперед. Так у Курбатовой случилось с профильным образованием. Профильный класс у нее появился еще в 1991 году, но там, где сегодня министер¬ская концепция готова остановиться, она увидела только первый шаг. Но главное, на чем стоит учитель физики Курбатова и в чем ее убедил весь ее директорский опыт, – разговоры о перегрузках – пустая болтовня. Она твердо уверена, что дети в состоянии без изъятий освоить существующий базовый уровень по всем предметам и уже со средней школы начать выбирать для себя, в какой предмет углубляться, какой профиль избрать. Она убеждена, что многострадальные СанПиНы должны быть пересмотрены, точнее – реализовать их надо в первую очередь в части создания нормальных условий обучения, а не ограничения количества учебных часов. И может быть, она абсолютно права? Ведь мы почему-то предпочитаем не замечать, что, еле-еле досидев уроки, наши старшеклассники убегают на всевозможные дополнительные занятия и крутятся там до вечера. Отчасти потому, что хотят поступить в институт, отчасти потому, что им там интересно. Почему мы не задаем себе простой вопрос, способна ли школа организовать напряженный, достаточно сложный, но и приносящий удовлетворение учебный труд ребенка. Чаще всего не способна. Поэтому детям в ней так тоскливо, хочется поскорее вырваться. Хорошо, если туда, где эту пустоту заполнят новыми позитивными смыслами, а если в компанию с криминальными наклонностями? Решение по Курбатовой в том, чтобы создать в массовой школе все условия для развития детей и реализации их образовательных потребностей.

Следующий правильный вопрос: а что дети знают о своих образовательных потребностях?

Курбатова не только задала себе этот вопрос, но и одна из первых начала применять в образовании методы маркетинговых исследований. Именно они позволили выстроить такую образовательную среду, которая, с одной стороны, обеспечивает детям комфортность, а с другой – позволяет создать поле выбора (именно так здесь понимают роль профиля). Такая среда, как считают в гимназии, должна быть:

  • мобильной (соответствующей запросам ученика, его способностям, а также современным требованиям общества);
  • вариативной (многопрофильность возникает только в старшей школе);
  • прозрачной (давать право на ошибку при выборе профиля, а следовательно, возможность его поменять при желании);
  • коллективной (характер развития задает уровень группы, в которую интегрирован индивид);
  • гомогенной для данного ученика;
  • социально обучающей (ученик в процессе школьной жизни должен менять классный коллектив хотя бы два-три раза, чтобы несколько раз пройти через процессы адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде).

С точки зрения этого подхода разговоры о том, строим мы профильную школу или профильное обучение, – пустые. Если можете построить такую образовательную среду вне школы, стройте профильное обучение, если в школе, то школу. Курбатова выкопала у Ожегова, что профиль – это всего лишь «учебный уклон», для нее же это более широкое понятие: индивидуальные пристрастия ребенка, причем каждого. Маленький человек выбирает свое предназначение, а школа может быть ни при чем, может мешать, а может помогать. Последняя, помогающая в самоопределении школа и есть профильная. И что она ребенка перегружает и лишает здоровья, не могут доказать даже многолетние наблюдения за учениками гимназии и результаты их диспансеризации.

Как это все устроено?

Чтобы создать поле напряженного, но приносящего удовлетворение учебного труда, как считают в гимназии «Дмитров», нужен полный день. Пока ему удалось воцариться только в начальной школе. С утра до вечера дети заняты в школе разнообразной, напряженной, но интересной деятельностью. Психологи утверждают, что именно такая деятельность строит психику и интеллект ребенка. Кроме обычных уроков, у детей появились хореография, шахматы, плавание, иностранный язык, конструирование и целый веер других дополнительных занятий. Так создается поле выбора, поле проб, в котором ребенок ищет себя.

В этом году малыши получили подарок. В коридорах блока, где живет младшая школа, появились индивидуальные ящички. Каждому выдали ключ, и теперь нет надобности каждый день, идя в школу, сгибаться под тяжестью всего необходимого. Кстати, и раньше все было не так трагично, как в других школах, потому что одним из немногих требований был второй домашний комплект учебников. Но теперь возникло дополнительное удобство, упрочилось чувство хозяина в своей школе. В перспективе такое место – личный кусочек гимназии – будет у каждого из 600 учеников, но пока важнее, чтобы индивидуальные ящички появились у малышей. В их царстве продолжает идти перестройка, которую затеяли родители. Они неузнаваемо переделали два класса. Там так и остались учебная зона, спортивный уголок и зона игр и отдыха, но все по-другому. Сделали с любовью и вкусом из специально подобранных, экологически чистых материалов. Даже обычные парты заменили буковыми столами, за которыми усаживаются по трое малышей, готовая рабочая группа. В гимназии твердо знают, что хорошие учебные результаты могут возникнуть только в комфортной, доброжелательной среде. Легко заметить, как здесь реализуется принцип мобильности среды.

В основной школе начинают действовать и все остальные принципы. Первый среди равных – гомогенность учебной группы. Это внешне простое решение помогло снять многие конфликты внутри классов. Ведь вечная беда состоит в том, что учитель работает не с одним, а с несколькими классами в одном, ибо в этом случайно собранном коллективе, в одной комнате зачастую перемешаны те, кто понимает с лету и готов идти вперед, чуть ли не опережая учителя, и те, кто вообще мало что понимает на уроке, и те, для кого выбранный темп нормален. Здесь же зачастую собраны «физики» и «лирики». Эти несоединимые группы вынужденно сосуществуют и мешают друг другу. В гимназии давно убедились, что область индивидуальных интересов определяется уже к 12 годам. Процент ошибки ничтожно мал. Это знание позволило пойти на риск и создать однородные классы, дифференцированные по профилю, уровню углубления в предмет и скорости его освоения. Учителям стало легче не только вести уроки, но и находить взаимопонимание с классом и с отдельными детьми в нем. Ученикам стало легче, потому что учитель подстраивался под их уровень, а внутри класса никто никому не мешал. При этом границы остались «прозрачными», то есть если ты чувствуешь, что можешь работать в более продвинутой группе, то переходи в другой класс. В результате уже в основной школе появились предпрофильные классы, хотя остается и общеобразовательный.

Такая система оказалась сильным стимулом для роста, а самое главное – для взращивания уверенности в себе, веры, что ты можешь пусть медленнее, пусть другими способами, но нормально освоить школьную программу по любому предмету. А если ты можешь, то уже и хочешь узнать лучше и больше, а значит, перебираешься в более продвинутый класс. Этот простой механизм работает и доказывает, что освоение знаний напрямую связано с уважением достоинства ребенка, с верой в его силы, с организацией его поддержки. «Если ты к нам пришел, значит, ты наш, значит, мы тебя поддержим и поможем», – приняв это за правило, гимназия с этим живет, а гимназисты уходят в жизнь. Они хорошо усваивают, что «в ответе за тех, кого приручили».

Готовя детей к старшей школе, еще в восьмом классе психологи гимназии начинают вести курс «Профессиональная ориентация учащихся». Название не совсем точное, потому что цель определить не будущую профессию, а область знаний, необходимую для профессиональной ориентации. После девятого класса ребята вполне способны к тому, чтобы сделать осознанный выбор из четырех существующих профилей. Но и здесь за ними остается право на ошибку. Это не только слова, потому что в гимназии «Дмитров» и в старшей школе все дети получают базисный учебный план и к нему еще ту или иную степень профилизации.

В результате, выходя из гимназии, ребята практически поголовно поступают в институты. Ведь кроме академической подготовки они владеют двумя иностранными языками, умением цивилизованно выстраивать отношения и без страха общаться; они на «ты» с компьютером и умеют водить машину. Это как раз те основные компетенции, без которых сегодня нельзя считаться подготовленным к жизни, образованным человеком.

Самое удивительное, что гимназия «Дмитров» выросла из обычной массовой школы №6 и до сих пор детей сюда берут без всякого отбора и предоплаты. Правда, все больше приходит выпускников со своими детьми. Многие родители, придя сюда с первым ребенком, хотят отдать в хорошие руки и его братьев и сестер. Что их сюда притягивает? Может быть, тот факт, что в гимназии умудряются решать три задачи. Трудно выделить среди них приоритетную, уж очень они связаны. Связаны не вообще, не всегда и при любых обстоятельствах, а связаны и переплетены именно здесь.

Итак, в гимназии стремятся дать детям прочные базовые знания, необходимые для современной жизни компетенции и научить ценить и строить человеческие отношения. Никто не сомневается в важности первого и второго, но все твердо знают, что без третьего невозможно обеспечить первое и второе для всех детей.

Все, что сегодня для гимназии «Дмитров» столь привычно и буднично, создавалось годами. Педагоги не боятся и готовы, как Пастер, в любой момент сделать себе любую прививку, чтобы посмотреть, а что же из этого получится и что из предложенного может стать полезным для их работы и жизни. Они не хотят, чтобы очередные изменения застали их врасплох. Алла Викторовна Курбатова считает, что директор обязан чувствовать время и опережать его. Пожалуй, единственное, чего она искренне боится, так это потерять интуицию. Интуиция помогает ей опережать время и чувствовать, как и что необходимо менять, чтобы ее дети, ее гимназисты могли не терять уверенности в себе и твердо стоять на ногах в этой жизни.

Константин СУМНИТЕЛЬНЫЙ

Рейтинг@Mail.ru