Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2005

Технологии

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов

Начало учебного года – самое время для того, чтобы запустить в школе что-то новенькое. Например, заняться организацией научно-исследовательской деятельности. Внедрение подобных вещей поначалу многих страшит. И это понятно. Ведь роль педагога в такой деятельности не просто меняется, но становится гораздо сложнее.
Однако, как говорится, кто не рискует – тот не пьет шампанского. Начать такую работу вы можете с помощью ваших коллег из гимназии № 1 города Кирово-Чепецка, которые сегодня делятся с вами своим опытом в этой области.

Актуальность и теоретическая база опыта

С 1997 по 2002 год гимназия № 1 Кирово-Чепецка была региональной экспериментальной площадкой по разработке и внедрению методик развивающего обучения на уроках. Работая по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова, учащиеся осваивали главный метод работы на уроке – поисково-исследовательский. Поисково-исследовательский характер учебной деятельности способствовал нахождению удачного пути к научно-исследовательской деятельности учащихся. Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе.

Исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности – понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования.

Целеполагание опыта

Цель, стоящая перед администрацией и учителями гимназии, – создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая конкурентоспособность гимназиста на рынке труда и при этом дальнейший профессиональный рост педагогического коллектива.

Какие условия созданы в гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка для реализации этого направления?

  • Мотивация учителей и учащихся на выполнение научно-исследовательской деятельности через различные формы – семинары, практикумы и др.

  • Организация научного общества гимназистов. Запись в научное общество определяется на основании желания ученика участвовать в научно-исследовательской работе.

  • Работа факультатива «Учебное исследование», где учатся методам и приемам научного исследования, учатся работать с литературой.

  • Привлечение научных сил к руководству с целью индивидуального консультирования в процессе создания работ. С нами работали и работают ученые из Вятского государственного гуманитарного университета.

Все условия направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, сам умел сопоставлять факты и искать информацию.

Технология и результативность опыта

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование.

Всю научно-исследовательскую работу регламентирует Положение о научно-исследовательской работе учащихся в гимназии №1 г. Кирово-Чепецка. (см. приложение 1).

Научный руководитель знакомит с существующим Положением ученика и сроками проведения работы. Научный руководитель (учитель) заключает договор на выполнение научно-исследовательских и технологических работ (см. приложение 2).

В гимназии есть группа педагогов, которые реализуют исследовательскую деятельность учащихся и дают результат. Путь труден, не всегда заканчивается успешно, но эта деятельность адаптирует учащихся к социуму, способствует их самосовершенствованию. Ежегодно 15–20 учителей становятся руководителями научно-исследовательской деятельности учащихся. Это значит, что коллектив заинтересовался данной проблемой. Темы научно-исследовательских работ разнообразны (см. приложение 3).

Нормативная процедура закончена, начинается работа. Уроки, библиотеки, брошюры, книги, журналы, занятия с научными руководителями, индивидуальные консультации – все сливается у ученика-исследователя в одно непрерывное познание. Работа должна быть готова к концу декабря, т.к. в начале января ученик вместе с учителем должен представить ее на заседание кафедры.

Любая работа, которая входит в текст и отражена в докладах, – это верхушка айсберга, основная же часть работы скрыта и напрямую в работе не присутствует. Эта подводная часть знакома лишь исследователю – ученику и научному руководителю – учителю.

Защищая научно-исследовательскую работу, ученик формулирует цель и задачи исследования, результаты исследования и выводы, выдвигает гипотезу.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательской компоненты у учащихся гимназии явилось первым шагом в овладении ими методологией научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях. Защита идет на гимназических академических чтениях, городских, областных конференциях, областных олимпиадах, на симпозиумах конгресса молодых исследователей «Шаг в будущее». Успех в любом исследовании ждет того, кто несет в себе заряд оптимизма, терпения, кто выносил и выстрадал свою позицию, свои взгляды, свой стиль.

Особая страница – традиционные гимназические академические чтения. В гимназии они проходят на протяжении шести лет. Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить суть работы. Поэтому написание работы и доклад – совершенно разные жанры научного творчества. Докладчик должен понимать это, и его должны научить, что работу нельзя перегружать лишними данными, учитывать регламент, отведенный на доклад; у аудитории нужно вызвать интерес, чтобы возникли вопросы. В гимназии разработаны критерии оценки выступлений учащихся на гимназических академических чтениях (см. приложение 4). Учащиеся должны помнить, что их исследования – это лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся дверь науки, что главная заслуга в этом, конечно, их учителей. Слова «Я – Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник» для нас, учителей, работающих в направлении образования через науку, актуальны. Они означают, что обучая учитель учится сам. Цель учителя-руководителя в данном руководстве заключается в развитии интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта в выполнении исследовательских работ, приобретении уверенности в своих силах. Чаще всего учитель руководит не научным исследованием, а учебным исследованием. Новизна заключается в том, что ученик постигает истину не как готовый результат, а как итог собственных наблюдений, самостоятельно учится интерпретировать проблемы.

Одна из задач учителя – представить результат работы через представление работы ученика.

Это участие в региональном конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее», который проходит ежегодно в городе Кирове; во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского (первый тур заочный.) Важной особенностью конкурса имени В.И.Вернадского является то, что все работы, допущенные на второй тур или нет, получают квалифицированную рецензию, которая высылается автору.

Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского (второй тур очный, проходит в г. Москве). Еще одно уникальное отличие конкурса им. В.И. Вернадского состоит в том, что лучшие работы, допущенные на второй тур, к началу чтений публикуются в сборнике. Сборник внесен в официальный каталог изданий. Победители конкурса получат диплом лауреата, который Министерством образования и науки РФ рекомендуется учитывать при поступлении в вузы наравне с дипломами всероссийских олимпиад.

Ежегодно мы расширяем области представления научно-исследовательских работ:

  • соревнование юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР»;

  • Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» при Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана;

  • Всероссийская открытая конференция обучающихся «Юность, наука, культура» (очный и заочные туры);

  • Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в ХХI веке»;

  • научно-практическая конференция школьников «Intel-Авангард 2005»;

  • конференция-конкурс «Юниор» при Московском инженерно-физическом университете;

  • первое участие в 2005 году в Российском конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я – исследователь»;

  • интернет-конференция ЮНИСТАРТ.

По этим результатам мы можем сказать, что педагогический коллектив гимназии №1 реализует свое назначение, занимаясь поиском индивидуальности. Развивая интеллектуальные умения учащихся, стимулируя инновационную деятельность педагогов, работая в формировании открытой развивающей среды, привлекаем и общественное мнение к проблемам развития творческого и интеллектуального потенциала общества. Это работа с меценатами, так как участие в конкурсах требует больших затрат; это работа и со средствами массовой информации: заметки в газеты, интервью и т.д.

Данное направление ежегодно анализируется педагогическим коллективом на педагогических советах, конференциях. На педагогическом совете по теме «Научный поиск учащихся и учителей как одно из направлений развития гимназии» была дана оценка и выявлены проблемы состояния данного направления. Вызвал интерес урок импровизации на тему «Как жить сегодня, чтобы выжить завтра?». Цель урока: формировать и развивать культуру мышления учащихся, опираясь на исследовательскую деятельность (план педагогического совета, см. приложение 5).

На научно-практической конференции, посвященной проблеме воспитания, была представлена организация исследовательской деятельности учащихся «Я познаю мир» и было показано стремление учащихся к познанию окружающего их мира, креативность личности ребенка. Из проведенного экспресс-опроса среди учителей был сделан вывод, что научно-исследовательская деятельность готовит учащихся к преодолению трудностей в различных жизненных ситуациях, что ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Жажда открытия, стремление проникнуть в сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Поэтому наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы гимназия стала центром научно-исследовательской работы учителя и ученика в городе.

Работа продолжается…

Раиса БЕССОЛИЦЫНА,
заместитель директора по научно-методической работе гимназии №1, г. Кирово-Чепецк

Приложение 1

Положение о научно-исследовательских работах учащихся в гимназии №1 г. Кирово-Чепецка

Статья 1. Терминология, используемая в локальном акте.

1. «Исследователь» – учащийся среднего или старшего звена, занимающийся под руководством научного руководителя научно-исследовательской работой в различной форме.

2. «Научный руководитель» – учитель гимназии или преподаватель вуза, руководящий научно-исследовательской работой учащегося.

3. «Научно-исследовательская работа» (сокращенно НИР) – это научная, исследовательская, прикладная, творческая работа «исследователя», которая может быть представлена в виде сочинения, трактата, наблюдения, сценария, литературного (исторического, лингвистического) исследования, компьютерной программы, эссе, научной статьи, самостоятельного исследования, учебно-наглядного пособия и проч.

4. «Оформление НИР» – отдельная папка, в которой находится описание выполненной работы. К описанию работы прилагаются чертежи, графики, таблицы, фотографии, дискета (для компьютерной программы), учебно-наглядные пособия и проч.

Статья 2. Предмет и назначение научно-исследовательской работы учащихся.

1. В основе НИР должна лежать частная проблема, вытекающая из научно-методической темы гимназии.

2. НИР представляет собой творческую, исследовательскую работу учащегося (или группы учащихся), выполненную под руководством научного руководителя за рамками гимназической программы по одному из учебных предметов, их комплексу или направлению (компьютерные системы и современные технологии проектирования программных продуктов; физико-технические проблемы современной техносферы и медицины; медицина и здоровье; техника и инженерное дело; гуманитарные науки и проч.).

3. Научно-исследовательская работа учащихся организуется:

а) для развития творческих возможностей учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области наук;
б) для формирования первоначальных практических умений организации научной работы;
в) для улучшения профориентации гимназистов;
г) для содействия учителям в реализации программ научно-экспериментальной работы в гимназии.

Статья 3. Права и обязанности исследователей.

1. Учащиеся свое желание заниматься НИР оформляют заявлением на имя своего научного руководителя.

2. Исследователи у одного научного руководителя могут работать как над одной общей темой, так и над разными.

3. Результат своей работы исследователи оформляют в соответствии с требованиями «Оформления НИР».

4. Защита НИР по желанию учащегося и по рекомендации научного руководителя может заменить годовой экзамен по данному предмету.

5. По результатам защиты лучшие НИР учащихся могут быть опубликованы в гимназическом научном сборнике.

6. По решению научно-методического совета гимназии лучшие НИР учащихся могут быть поощрены премиями или ценными подарками.

Статья 4. Права и обязанности научного руководителя.

1. Тему работы исследователей определяет научный руководитель по согласованию с курирующим заместителем директора (учитель) или заместителем директора по научно-методической работе (преподаватель вуза) до начала нового учебного года.

2. Официальным оформлением научно-исследовательской работы учащихся научным руководителем является:

а) заявление научного руководителя на имя заместителя директора по научно-методической работе об организации НИР с учащимися гимназии, с указанием темы и сроков работы;
б) приложенные заявления исследователей на имя научного руководителя;
в) включение в контракт по НМР (научно-методической работе) пунктов об организации научно-исследовательской работы с учащимися.

3. Темы НИР, научные руководители с указанием исследователей, сроки и планируемые результаты НИР утверждаются заместителем директора по научно-методической работе.

4. Научный руководитель организует НИР учащихся; осуществляет контроль за ее ходом; обеспечивает «Оформление НИР».

Статья 5. Права и обязанности заместителя директора по научно-методической работе.

1. Общее руководство научно-исследовательской работой учащихся осуществляет заместитель директора по научно-методической работе.

2. Заместитель директора по научно-методической работе:

а) разрабатывает форму бланка заявления как для учащихся, желающих заниматься научно-исследовательской работой, так и для консультантов;
б) организует среди учащихся гимназии разъяснительную работу о роли, значении для них научно-исследовательской работы;
в) разъясняет педагогическим работникам порядок организации научно-исследовательской работы;
г) готовит предложения об оплате научных руководителей за счет научно-методических часов;
д) контролирует выполнение договорных обязательств через организацию отчетов и учет работы научных руководителей в выставке ППО.

Статья 6. Общие требования по содержанию описания НИР учащихся.

1. В описании работы должны быть четко выделены следующие части:

а) постановка проблемы (задачи), ее значимость для гимназии;
б) методы и способы ее решения; анализ полученных результатов; предложения по практическому использованию результатов;
в) выводы.

2. В работе, связанной с собственными изысканиями авторов, должны быть дополнительно освещены:

а) актуальность решаемой проблемы;
б) сравнение старых и предлагаемых методов решения задачи;
в) причины использования предлагаемых методов (эффективность, точность, простота и проч.);
г) методика исследования;
д) предложения по практическому использованию результатов.

3. Компьютерные программы, содержащиеся в работах, должны сопровождаться:

а) описанием задачи;
б) изложением алгоритма задачи, программного интерфейса;
в) описанием программы, входных и выходных данных;
г) исполняемым программным модулем на дискете 3,5 для IBM/PC совместимых компьютеров;
д) анализом результатов численного решения задачи;
е) описанием характеристик вычислительной техники, на которой решалась задача.

Образец оформления титульного листа

ДИНАМИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ

ЛИЧНЫХ ИМЕН У РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
в XIX–XX веках ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ЛИТЕРАТУРЫ

(литературное исследование)

г. Кирово-Чепецк

Автор:

Жилин Михаил
Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка, 9б класс

Научный руководитель:

Кузнецова Галина Васильевна, заместитель директора Кирово-Чепецкой гимназии №1по учебно-воспитательной работе; педагогический стаж – 22 года;высшая квалификационная категория.

2004/2005 учебный год

Статья 7. Оформление НИР.

1. Общие требования к оформлению работы:

а) каждая НИР, выполненная одним учащимся или их группой, представляется в отдельной папке;
б) в состав работы входят аннотация и научная статья, содержащая описание работы;
в) аннотация и научная статья между собой не скрепляются.

2. Требования к тексту:

а) работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4;
б) текст готовится на компьютере, распечатывается на матричном, струйном или лазерном принтере на одной стороне листа;
в) формулы готовятся также на компьютере или вписываются аккуратно черной пастой;
г) весь текст, рукописный и чертежный материал должны быть хорошо читаемы.

3. Заголовок.

Аннотация и сама работа на первом листе имеют стандартный заголовок: сначала печатается название работы; затем посередине строки фамилия автора (авторов); ниже указывается город; краткое название гимназии; класс.

4. Аннотация.

Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе (цель; способы и методы, которые использовались в работе; выводы и заключения). Аннотация печатается на одной странице формата А4 в следующем порядке:

– стандартный заголовок;
– слово «Аннотация» посередине строки;
– текст аннотации.

5. Описание работы:

а) в тексте работы проводится описание исследовательской творческой работы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы;
б) объем текста, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 страниц формата А4;
в) иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка иллюстраций буклетом и т.д;
г) фотографии, диаграммы, чертежи, графики могут быть размещены как в основном тексте, так и в виде приложения к тексту также на стандартных листах формата А4.

6. Титульный лист.

Напечатанный текст работы и приложенные к нему иллюстрации, графики, фотографии, диаграммы и проч. скрепляются вместе с титульным листом.

Титульный лист содержит следующие названия:

– название работы;
– город (Кирово-Чепецк);
– сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, Кирово-Чепецкая гимназия, класс);
– сведения о научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, педагогический стаж, квалификационная категория, должность, место работы).

7. Литература.

В конце статьи идет список литературы в порядке упоминания в тексте.

8. Рецензия научного руководителя.

К работе прилагается рецензия научного руководителя, написанная в соответствии с требованиями, принятыми в гимназии.

Статья 8. Защита НИР.

1. Защита НИР производится исследователем на промежуточном устном публичном выступлении в январе на заседании кафедры и окончательно на гимназических академических чтениях в марте в пределах 10–15 минут.

2. После выступления Исследователь отвечает на возникшие вопросы и возражения.

3. Работу оценивает жюри путем принятия коллективного решения.

Приложение 2

Договор на выполнение научно-исследовательских и технологических работ от 1 сентября 2005 года

Гимназия № 1 г.Кирово-Чепецка в лице ХОДЫРЕВА Александра Петровича, действующего на основании Устава гимназии, именуемая в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и _____________________, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили настоящий Договор, целью которого является профессиональное развитие педагогов, их непрерывное образование при работе в экспериментальном и инновационном режиме.

Статья 1. Предмет договора.

1.1. Предметом настоящего договора является проведение Исполнителем научных исследований, экспериментальной работы по разработке образцов применения современных информационных технологий из опыта своей работы, разработка сетевого проекта, руководство научно-исследовательской или проектной деятельностью учащихся по теме: _________________________________________
________________________________________________________________________________

1.2. Содержание разработки, проекта должно способствовать развитию инновационных процессов в гимназии.

Статья 2. Обязанности Исполнителя.

2.1. Исполнитель ходатайствует перед заказчиком о повышении квалификации по образовательной области ____________________________________________________________
(указать образовательную область)

2.2. Исполнитель обязуется выполнить следующую работу в 2005/2006 учебном году:


Примечания:

1. Кейс – портфель разнородных материалов о каком-либо объекте.
2. Электронный вариант должен содержать два файла: работа и приложение.

2.3. Исполнитель обязан представлять необходимую информацию в установленное время.

Выполнение данного условия является важной частью при расчете научно-методических часов на следующий учебный год.

Статья 3. Права Исполнителя.

3.1. Исполнитель выбирает форму повышения квалификации: очную, заочную, очно-заочную, дистантную, на базе гимназии, в КИПК и ПРО и других центрах повышения квалификации (нужное подчеркнуть).

3.2. Вносит предложения по организации, содержанию и формам повышения квалификации.

3.3. Исполнитель имеет право привлекать к исполнению договора научных руководителей только с согласия Заказчика.

Статья 4. Обязанности Заказчика.

4.1. Определяет, согласно критериям расчета научно-методических часов учителя по результативности работы за предыдущие годы, Исполнителю для включения в тарификацию на 2005/2006 учебный год количество часов для выполнения научно-исследовательской и технологической работы с учетом поданного заявления по следующим направлениям:

Оплата за данные часы включается в тарификацию 2005/2006 учебного года.

4.2. Создает условия для повышения квалификации работника, его самообразования исходя из имеющихся финансовых возможностей (курсовая переподготовка на базе гимназии, КИПК и ПРО; пользование научно-педагогической гимназической литературой, компьютерной техникой для подготовки материалов, гимназической видеотехникой и проч.).

4.3. Осуществляет диагностику методических потребностей и затруднений учителей.

Статья 5. Права Заказчика.

5.1. Готовит инструктивно-методические рекомендации по данному направлению и добивается их осуществления

5.2. Заказчик, исходя из результатов промежуточного отчета по данным работам, имеет право снять или уменьшить количество часов на второе полугодие.

Статья 6. Ответственность сторон и условия расторжения договора.

6.1. Заказчик несет ответственность за создание условий, необходимых для профессионального развития и выполнения требований договора.

6.2. В случае невыполнения настоящего договора исполнителем за 2005/2006 учебный год на следующий учебный год в оплате за научно-экспериментальную и технологическую работу может быть отказано

6.3. Исполнитель несет ответственность за выполнение требований договора.

6.4. При невыполнении Заказчиком условий настоящего договора Исполнитель может в соответствии с действующим законодательством отстаивать свои нарушенные права.

Статья 7. Срок действия.

7.1. Срок действия договора: 1 сентября 2005года – 31 августа 2006 года с учетом сдачи работы учителем до времени ухода в отпуск в 2006 году.

7.2. По истечении срока действия договор утрачивает свою силу и продлению не подлежит. На следующий учебный год заключается новый договор.

Статья 8. Заключительные положения.

8.1. Настоящий договор вступает в силу после подписания его сторонами со времени, указанного в нем, и является основанием для издания Заказчиком приказа о введении с 1 сентября 2005 года оплаты за выполнение научно-исследовательской и технологической работы.

8.2. Настоящий договор подписан в двух экземплярах, причем оба текста имеют одинаковую силу. Один экземпляр выдается на руки Исполнителю, второй хранится у Заказчика.

Статья 9. Юридические адреса сторон и их подписи.

Приложение 3

Темы научно-исследовательских работ учащихся (2003/2004)

Приложение 4

Критерии оценки выступлений учащихся, ведущих научно-исследовательскую деятельность (гимназические академические чтения учащихся)

Приложение 5

Педагогический совет

Тема педагогического совета «Научный поиск учащихся и учителей как одно из направлений развития гимназии»

Задачи:

1. Оценить состояние научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в гимназии №1 г. Кирово-Чепецка.
2. Выявить проблемы педагогического коллектива по данным направлениям.

План проведения педагогического совета

Рейтинг@Mail.ru