Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2005

Курс молодого директора

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. № 2–9, 13–21, 23, 33–37, 39, 42–46/2004; № 1–12, 15/2005

Шаг 3: Формирование контингента обучающихся в ОУ по КЛАССАМ и ГРУППАМ.

С одной стороны, это простой технический вопрос, который при хорошо отлаженном делопроизводстве в ОУ не вызывает больших сложностей.

С другой стороны, именно на голову руководителя сыплются проблемы, если до доведения этих позиций до оперативного исполнения не решены вопросы более высокого уровня:

Ради каких детей формируются классы и группы?

Какие педагогические задачи должны быть поставлены перед педагогами при формировании этих классов и групп?

Как и каким образом в данном ОУ будет проведено формирование классов и групп?

Это означает, что, перед тем как приступать к вопросу распределения обучающихся по классам и группам, педагогами должны быть приняты решения, отвечающие на эти вопросы в контексте как общешкольных задач, так и вопросов реализации их в конкретной параллели, в конкретном классе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

А вот это уже задача не из легких! Это задача со множеством условий и неизвестных, и решать их необходимо так, чтобы в течение учебного года не было мучительно больно за допущенную педагогическую ошибку в отношении хотя бы одного ребенка, поскольку именно ради него мы решаем вопросы, связанные не только с определением уровня программ в этом классе или группе, но и порой сталкиваемся либо с проблемами совместимости педагога, работающего в данном классе, и ученика, либо с проблемами совместимости учеников друг с другом.

Шаг 4: Организация УСЛОВИЙ обучения.

Итак, классы и группы сформированы. Но это пока еще не решило основной организационной задачи. Теперь для этих нескольких сотен (!) детей мы должны определить порядок их жизнедеятельности в образовательном учреждении. И поскольку в нашем сознании слово «порядок» крепко теперь связано со словом «режим», то решение этого вопроса определим для себя в рамках организации режима жизнедеятельности обучающихся в ОУ. И теперь все, что мы включали в вопросы формирования режима образовательного учреждения, должно быть нами переведено на уровень организации этого действия для детей.

Еще одна функция руководителя, о которой мы пока нигде не писали: руководитель должен владеть языком перевода. А переводчик тем и отличается от знающего другой язык (язык другой страны) человека, что он обладает умением передавать понимание другой речи. Руководителю, как и этому специалисту, постоянно приходится переводить информацию на язык другой стороны, чем он, в сущности, и занимается ежедневно и ежечасно, переводя возникающую проблему сначала на язык управления, затем делая обратный перевод ее на язык понимания и решения. Именно этот обратный перевод в большинстве случаев и вызывает у руководителя наибольшие сложности. Поэтому часто в нашей жизни возникает ситуация, когда при нехватке времени и сил для казалось бы ненужного разжевывания и многократного объяснения руководитель, срываясь на эмоции, грозно говорит: «Делайте, как я сказал! Есть приказ, выполняйте!» А на самом деле в этом случае руководитель сам не выполнил главного условия перевода: он не добился понимания на языке другой стороны. И если такое часто происходит со взрослыми, то чего уж тут говорить о понимании детьми нашего «птичьего языка» приказа. Вот почему все, что необходимо знать обучающимся о правилах и нормах, должно быть им не просто сказано и велено, а разъяснено до уровня их понимания.

И теперь, уже владея навыками в области дидактики, раскрывающей закономерности усвоения общеучебных знаний, умений и навыков, примени это творчески на примере усвоения обучающимися общешкольных правил организации жизни образовательного учреждения, исходя из того, что дидактические составляющие действий складываются из:

И конечно, в самом начале учебного года, когда объявляется старт всей деятельности образовательного учреждения, наши младшие сограждане школьной республики должны знать правила, по которым живет школа. Как знакомить их с этими правилами, как сделать так, чтобы эти правила были не только услышаны, но и внутренне приняты каждым обучающимся? А вот в этом-то как раз и состоит наше педагогическое мастерство! Каждое образовательное учреждение выбирает свой путь, творчески и эмоционально развивая данные позиции.

Какой бы из вариантов ни выбран и ни придуман в ОУ, главное, чтобы все организационные вопросы деятельности образовательного учреждения были поделены между всеми участниками этого большого действа.

Ознакомив учащихся с их правами и обязанностями, мы сосредотачиваем свои усилия на главном: обеспечении ВЫПОЛНЕНИЯ обучающимися основных позиций текущего режима и расписания, поскольку именно эти линии организации являются основой организованного начала учебных занятий.

Расписав все позиции текущего режима и расписания работы ОУ, мы тем самым создаем план организации учебной деятельности. Знакомя обучающихся с этим планом, распределяя ответственность и добиваясь выполнения этих требований, мы таким образом организуем, выстраиваем систему, качество действия которой нам необходимо контролировать. Поэтому с первых же дней начала учебного года одной из основных позиций деятельности руководства ОУ становится организация ВШК выполнения требований текущего режима и расписания образовательного учреждения, к основным темам которого относятся:

ВШК организации начала учебного года; учебного периода;

ВШК организации режима работы ОУ в течение учебной недели;

ВШК организации регламента учебного дня:

выполнение регламента начала учебного дня (посещаемость, пропуски, опоздания),

организации перемен, дежурства по ОУ, питания обучающихся,

организация перерывов между обязательными и факультативными занятиями,

выполнение регламента окончания учебного дня.

Шаг 5: Обеспечение организованного НАЧАЛА учебных занятий.

Обрати внимание на формулировки приказов учредителя и следующих за ними приказов территориальных органов управления образованием, связанных с началом учебного года:

Приказ Учредителя «Об организованном начале 200_–0_ учебного года» утверждается ежегодно!

Если такие приказы принимаются «наверху», то и в образовательном учреждении такие приказы должны быть. Основной задачей этих документов мы будем считать утверждение порядка организации, а лучше сказать, плана организации начала. И такой план будет иметь в основе индивидуально разработанный в ОУ АЛГОРИТМ организации СТАРТА как последовательности взаимосвязанных управленческих действий.

Для того чтобы такой алгоритм в ОУ создать, необходимо задать себе вспомогательный вопрос:

Какие условия должны быть созданы в образовательном учреждении для эффективного начала учебных занятий?

И если мы перевели решение этого вопроса на уровень условий, то схема действий нам уже становится понятной, но все же не помешает сделать директорскую… шпаргалку, готовя которую ты сможешь, во-первых, предусмотреть все возможные позиции, необходимые для организации работы ОУ при подготовке к началу занятий. Во-вторых, ты снижаешь количество неправильно организованного своего рабочего времени и времени своих подчиненных, а тем самым способствуешь повышению эффективности работы!

Такая подсказка станет основой для создания, во-первых, очень нужного и удобного в работе текущего плана под названием «План подготовки ОУ к началу учебного года, учебной четверти (триместра)», в котором к представленным содержательным позициям ты добавишь сроки их исполнения или проведения и ФИО работников, отвечающих за выполнение данного направления. А во-вторых, при условии составления такого плана ты легко сможешь оформить короткие по содержанию приказы по ОУ :

Шаг 6: Обеспечение организованного ОКОНЧАНИЯ учебных занятий.

Эта позиция в деятельности руководителя аналогична предыдущей и по формулировке приказов учредителя и территориальных органов управления образованием,

Приказ Учредителя «Об организованном окончании 200_–0_ учебного года» также утверждается ежегодно!

И по технологии определения содержания деятельности ОУ через организацию надлежащих условий в период окончания учебной четверти (триместра), учебного года.

В уже изученной тобой шпаргалке меняем позицию «начало учебных занятий» на «окончание учебных занятий, четверти, года» и производим необходимые изменения и дополнения, которые связаны со спецификой организации окончания учебного периода, разрабатывая, таким образом, в ОУ АЛГОРИТМ организации ФИНИША:

Аналогично предыдущей позиции готовим детальные планы, включающие разработку всех условий, обеспечивающих организованное окончание учебных периодов (учебного года), которые на основании приказа по ОУ «Об организованном окончании учебной четверти (учебного года) в 200_–0_ учебном году» становятся обязательными к исполнению всеми участниками образовательного процесса.

А следующий за этим приказ об организации выпускного вечера 11 классов необходимо писать в полном развернутом виде, расписав в деталях всю систему ответственности сотрудников во время такого организационно сложного мероприятия:

И чтобы не упустить все необходимые аспекты организации выпускного вечера как особого явления в жизни школы, завершающего каждый ее учебный год, опять воспользуемся вышеприведенной шпаргалкой алгоритма и составим для себя перечень действий и позиций приказа.

Шаг 7: Организация занятий по УЧЕБНЫМ ПЕРИОДАМ.

Этот шаг мы делаем в соответствии с утвержденными учредителем сроками учебного года, распределяя его по учебным периодам – четвертям, триместрам, полугодиям. И включаем в эти сроки содержание всех вышеперечисленных шагов.

Теперь, когда мы уверены в том, что обеспечиваем организационное основание процесса обучения, даем отмашку на следующий этап.

§ 12. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ЭТАП II: Организация ХОДА процесса обучения.

Мы с тобой уже сделали все: есть расписание, составленное в четком соответствии с учебным планом, есть учебные графики и календарное планирование учебного материала. Дети знают, когда и какой урок у них будет, учителя – какой класс и на каком уроке войдет к ним в кабинет. Все… учебный процесс начался…

Конечно, после бурного организационного начала следующий этап покажется нам отдыхом, но это будет отдых от одной работы на фоне другой, не менее важной, заключающейся прежде всего в том, что ты теперь, как спортивный врач, допустивший спортсменов к дистанции, должен постоянно видеть и диагностировать их состояние.

Тебе, как руководителю ОУ, надо так организовать диагностику и коррекцию деятельности участников учебного процесса, чтобы она была, во-первых, своевременной, во-вторых, действенной, в-третьих, помогающей, а не тормозящей ритм деятельности.

В каких же направлениях организуем мы такую работу? Ответ будет на редкость простым: если мы живем и работаем в классно-урочной системе, то диагностика и коррекция реализуемых нами в ходе занятий учебных планов должна так же соответствовать этой системе.

Но как руководитель ты должен видеть эту систему и шире, и глубже, понимая, что учебный процесс не ограничивается рамками класса, а включает в себя, с одной стороны, общую картину процесса на каждой ступени обучения, в каждой параллели. С другой стороны, он дифференцируется в группах и индивидуализируется с учетом темпов обучения каждого ученика школы.

И конечно, успешность реализации учебного плана будет, во-первых, зависеть от взаимосвязанности процесса реализации содержания образования в целом в образовательном учреждении: по образовательным областям и предметам, по разделам и темам реализуемых программ. Во-вторых, успешность напрямую связана с тем, как выполняются поставленные задачи с учетом образовательных задач, стоящих перед педагогами в ОУ: соблюдение государственного стандарта, выполнение повышенных требований в рамках профильного, гимназического, лицейского компонентов.

Безусловно, на первом этапе своей деятельности ты захочешь ограничиться организацией процесса диагностики и коррекции учебной деятельности по классам и предметам, как наиболее распространенных в образовательных учреждениях формах. Но при этом, как бы ты не хотел «не усложнять систему», все равно придется вникать, например, в индивидуальную работу с обучающимися, имеющими проблемы с реализацией учебных программ. Да и по результатам проверок учредителем состояния обученности по отдельным предметам во вверенном тебе ОУ ты все равно должен будешь детально разбираться в этих направлениях. Поэтому лучше приучаться видеть всю систему диагностики сразу, таким образом, это облегчит тебе работу и с многоопытным заместителем директора по УВР, и с председателями методических объединений, и с учителями. А видя весь процесс в системе, ты будешь уверенней в обсуждении проблем, возникающих в ходе обучения у детей, и с самими учащимися, и с их родителями.

Мне трудно предложить какой-либо общий алгоритм постановки такой деятельности для образовательных учреждений разного типа и вида, имеющих в своем арсенале все многообразие вариативных программ и учебно-методического обеспечения, самостоятельно устанавливающих сроки реализации программ и учебные графики. Но общий подход здесь все же необходимо выработать.

Это будет сродни созданию своей карты реализации учебного плана и программ, но, как учитель географии, по секрету тебе скажу, что ни один уважающий себя картограф не станет работать без привязки к сетке координат. А еще лучше, если есть контурная карта… Вот-вот, именно по контурной карте мы составим свою карту реализации учебного плана и программ, чтобы потом на ней ты смог самостоятельно, с учетом индивидуальных особенностей образовательного учреждения прочерчивать маршруты действия своей команды.

Итак, «контурная карта» с обозначением на ней сетки координат будет представлять собой не что иное, как учебный план, а контуры «материков» покажут нам границы содержания всего спектра учебных программ, утвержденных в образовательном учреждении. Теперь нам необходимо выяснить основные характеристики нашей карты. Как известно, карты различаются по охвату территории, по масштабу и по содержанию излагаемой в ней информации.

Если мы предпочтем работу с картой «мирового охвата», то тогда воспользуемся контуром сводного учебного плана всех трех ступеней, где мы увидим размещение в каждой ступени и в каждой параллели учебных программ по каждой образовательной области и учебному предмету.

Если воспользуемся картой меньшего охвата, то область нашего внимания будет сосредоточена на учебном плане и программах отдельных классов и групп.

Уменьшая охват, мы сможем дойти до отдельных островков на нашей карте, которые будут представлять собой не что иное, как индивидуальную образовательную трассу каждого ученика.

Чем больше масштаб используемых нами «карт», тем меньше возможность увидеть дифференцированное и индивидуальное многообразие реализации учебного плана и программ, зато возможности для анализа проблем «мирового уровня», т.е. анализа проблем нашего школьного мира в целом, будет у руководителя ОУ больше. А вот картами меньшего масштаба может и должен пользоваться каждый участник образовательного процесса на своем уровне. Председатель методического объединения – для определения направления реализации разделов и тем программ по предмету в классах и группах. Учитель – для определения пути изучения предмета в классе, группе, с отдельным ученикам. Классный руководитель – для видения коллективного маршрута класса и группы, маршрута отдельных учащихся. Следуя этой аналогии, детальная план-карта местности, которая, как в планшете у геолога, находится в портфеле обучающегося, будет соответствовать маршрутам индивидуального обучения каждого ученика.

Тематика таких «карт» зависит от требуемой нам информации: либо это карта обученности по образовательным областям и каждому предмету, либо это карта результативности обучения по ступеням обучения, параллелям, классам и группам.

Безусловно, составлять такую карту будут твои главные помощники, великие мастера «учебной топографии», заместитель директора по УВР и председатели методических объединений. Но делать они это должны не ради составления схем и таблиц, а для получения необходимой информации о состоянии контролируемой нами системы реализации учебных планов и программ.

Откуда же будем мы черпать ту информацию, которая станет основой заполнения «контурных карт» и превращения их в карту «великих ученических открытий»? Конечно же, из журналов.

«Воспоминания о школьном журнале» – хорошее может быть название для повести. На самом деле, сколько событий, рассказов, историй из жизни любой школы можно вспомнить, связанных с этим документом.

Классные журналы – это школьная летопись, изо дня в день отражающая историю школы, историю отношений между учителями и учениками, историю, хранящую в скупых записях пройденной на уроке темы, великий труд учителя, ежедневную историю ученической жизни с ее взлетами успехов и горестью неудач.

Давай посмотрим на такой нам привычный классный журнал с непривычной для учителя, но становящейся обязательной для руководителя точки зрения:

Основную информацию, отраженную на каждой открытой в развороте странице классного журнала, можно группировать по трем компонентам этой деятельности, анализируя которые мы получаем данные о ходе реализации учебного плана по следующим направлениям:

Направление1

Как выполняет учебный план и учебную программу учитель?

Анализ этой информации даст нам возможность оценивать соответствие между реальными данными и

  • запланированным содержанием программы.
  • намеченными сроками ее реализации.
  • графиком конртоля знаний обучающихся.

А это уже вопросы ВШК по теме:

"Соблюдение учебного плана и программ"

Направление 2

Как выполняет учебный план и программу класс, группа и каждый обучающийся?

  • Как осваивают содержание учебного материала по предложенной программе?
  • Адекватен ли предложенный темп обучения?
  • Какова результативность в освоении данной программы в этом классе, группе, у каждого обучаегося?

А это вопросы ВШК по теме:

Направление 3

Как организована учебная деятельность в данном классе, группе и для каждого обучаещегося учителем этого предмета?

  • Каковы технологии учебного процесса и выбор учителем вариативных форм организации учебных занятий?
  • Какова организация системы контроля знаний обучающихся?
  • Как выполняются требования к обеспечению текущего режима учебной деятельности (фиксирование пропусков занятий, объема домашних заданий, обеспечение качественной замены уроков)?

И наконец, "любимые вопросы ВШК":

"Состояние текущей успеваемости обучающихся";

"Соблюдение требований к ведению журналов"

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru