Строительная площадка
Школьный психолог – мастер на все руки
Школа – социальный организм. И потому находится в общем вихре тенденций нашего бурного века, отражает идеологические и социально-экономические проблемы общества. Вероятно, уже наступило время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути…
Проблемы современной школьной психологической службы весьма разнообразны, и потому от выбора форм и направлений работы каждого конкретного школьного психолога зависит решение ключевой проблемы каждой школы – воспитание конкурентоспособной личности и развитие свободного, активного, творчески мыслящего человека.
Между тем состояние школьной психологической службы похоже на строительную площадку, где есть только место застройки, а все остальное нужно построить самим. Что строить, как строить и что вообще это должно быть, каждый решает сам.
При этом многие директора видят работу психолога в режиме деятельности «Службы спасения»: психолог должен помогать при решении конфликтных ситуаций, замещать уроки, вести учебные предметы, проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми, заниматься консультированием педагогов и родителей.
На наш взгляд, если разумно организована работа школьной психологической службы, она сможет решать задачу психологического сопровождения образовательного процесса. Поэтому в нашей школе работа психологической службы построена именно на этом принципе.
Психологическое сопровождение – это комплексный метод, в его основе единство четырех функций:
- диагностика существа возникшей проблемы;
- информация о существе проблемы и путях ее решения;
- консультация на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
- первичная помощь на этапе решения проблемы.
Основные принципы психологического сопровождения:
- Ответственность за принятие решения лежит на субъекте деятельности психолога;
- Сопровождающий имеет только совещательное право;
- Приоритет интересов сопровождающего;
- Непрерывность сопровождения;
- Комплексность сопровождения.
В центре внимания школьного психолога – проблемы обучения и поведенческие проблемы. Работа педагога-психолога отличается от работы практического психолога, т.к. имеет свою специфику: педагог-психолог может содействовать развитию всех сторон личности ученика; при этом педагогический психолог может подключать к этому процессу учителей и родителей.
Направлениями работы школьной психологической службы являются:
- психодигностическая работа;
- психопрофилактическая работа;
- психокоррекционная работа;
- консультирование всех участников образовательного процесса;
- развивающая работа (индивидуальная и групповая).
Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве и во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работ может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, по запросу администрации школы, родителей или самого учащегося.
Таким образом, круг вопросов, попадающих в сферу работы психолога, широк и многообразен. И теперь мы предлагаем несколько схем, поясняющих работу школьной психологической службы нашей школы.
Психологическая служба ГОУ СОШ № 901
Цели и задачи на 2005/2006 уч. год
Диагностика личности ученика
Рекомендации к работе в 2005/2006 учебном году:
В подпрограмме «Ученик»:
- по возможности внести в сетку расписания развивающийся курс «Психология», разделить класс на подгруппы для проведения этих занятий;
- совершенствовать учебно-методическое оснащение данного курса.
В подпрограмме «Учитель»:
- спланировать занятия с педагогами школы для обучения приемам сохранения психического здоровья;
- запланировать проведение семинаров и «круглых столов» с учителями-предметниками по итогам проведенных психологических исследований с учащимися школы.
В подпрограмме «Родитель»:
- усилить работу по диагностике и развитию родительской компетентно¬сти;
- разработать программу для учителей по коррекции недостатков семейного воспитания;
- в рамках работы Поликультурного центра разработать и апробировать программу «Школа мам» для детей не русской национальности.
Елена СОВЕТОВА, директор ГОУ СОШ № 901, г. Москва
|