Формы учета деятельности и
отчетности педагога-психолога образовательного
учреждения
Директора образовательных
учреждений часто интересуются: какую именно
документацию должен вести педагог-психолог.
Это понятно, так как любая деятельность в
государственном (и не только) учреждении должна
быть подотчетна, иначе трудно контролировать,
чем занимается специалист.
В майском номере за 1999 год журнала
«Вестник образования» впервые были представлены
формы документации педагога-психолога. Данные
формы в количестве 16 штук были разработаны и
апробированы в Самарской области. Информацию о
них в печати представлял отдел психологии
Министерства образования. Несмотря на то что она
носила рекомендательный характер, большинство
администраторов приняли ее как обязательную к
исполнению. Этим была вызвана большая волна
негодования среди практикующих психологов, так
как некоторые формы учета и отчетности,
несомненно, требовали доработки.
При подготовке Третьего
Всероссийского съезда психологов образования
рабочая группа при отделе Министерства
образования подготовила усовершенствованный
перечень и формы учета и отчетности. При этом
были учтены пожелания многих российских
регионов. Проект был представлен вначале на
Всероссийском совещании по службе практической
психологии Министерства образования РФ,
проходившем 6–7 июня 2002 года, и получил одобрение.
Затем, с учетом всех поправок, он был напечатан в
материалах съезда, который состоялся 26–28 мая 2003
года в Москве.
Предложен следующий перечень учетной
и отчетной документации общего характера
педагога-психолога образовательного учреждения:
– План работы (на учебный год).
– График работы.
– Журнал учета видов работы.
– Аналитический отчет о проделанной работе
(за учебный год) и статистическая справка за
отчетный период, установленный в
образовательном учреждении.
Указанные формы учетной и отчетной
документации являются общими, открытыми для
контроля различными представителями
контролирующих инстанций (администрации
образовательного учреждения, контрольного
ревизионного управления и т.д.).
Кроме перечисленных форм, психолог
ведет «документацию для служебного пользования»
(протоколы, заключения по индивидуальному и
групповому обследованию и пр.). Эта информация
может быть предъявлена только по запросу
вышестоящих профильных специалистов
(психологов) системы образования. Данная
документация хранится с соблюдением требований,
исключающих доступ к ней посторонних лиц (в
сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов
служебного пользования» психолог может давать
рекомендации учителю, родителям или лицам, их
заменяющим; делать выписки во внешние
организации по запросу родителей.
Форма 1
Рекомендации по заполнению основных видов
учетной и отчетной документации
1. Годовой план работы
Планирование всего объема работы
определяется психологом в соответствии с
профилем конкретного образовательного
учреждения. План утверждается в начале учебного
года руководителем образовательного учреждения.
Структура плана может быть
представлена с распределением основных
мероприятий по видам деятельности (форма 1).
2. График (расписание) на рабочую
неделю
График рекомендуется составлять в
конце недели на предстоящую неделю (форма 2).
Форма 2
3. Журнал учета видов работы
Психолог ведет документацию по
психодиагностической, консультационной,
индивидуальной и групповой
коррекционно-развивающей работе, а также
просветительской, экспертной и
организационно-методической. Журнал учета видов
работы позволяет отслеживать ежедневные
разнообразные мероприятия, проводимые
педагогом-психологом образовательного
учреждения в течение года. Благодаря наличию
всего объема информации психолог может успешно
проводить анализ проделанной за учебный год
работы, получать необходимые отчетные
статистические данные.
В журнале предлагается отводить
определенное количество страниц на каждый вид
деятельности: психодиагностика,
консультирование, развивающая, коррекционная,
просветительская, экспертная и методическая
работа. Запись работы можно оформлять в
соответствии с формами 3–10. Предлагаемые формы
могут содержать и другую информацию, необходимую
психологу для анализа деятельности.
Диагностика
– Если диагностика производится
групповым способом, то в п. 2 журнала указывается
категория группы (например: 6 «Б» класс) и
прикладывается список диагностируемых.
– Методики диагностики
педагог-психолог выбирает по своему усмотрению.
В процессе диагностирования, как правило,
применяются несколько методов. В предлагаемой
форме регистрации деятельности (форма 3) можно не
указывать, какие именно методики были
использованы в конкретном случае. В то же время
рекомендуется иметь отдельную форму регистрации
наиболее часто применяемых методик (форма 4).
Форма 3
Форма 4
Консультирование
– В графе «характер консультации»
указывается первичная, повторная.
– В ситуации анонимного обращения
рекомендуется применять кодирование информации.
– В примечании делаются необходимые пометки
(например, направление к более узкому
специалисту и т.п.) (форма 5).
Форма 5
Развивающая и коррекционная
работа
При проведении развивающей и
коррекционной работы прилагаются программы, по
которым они проводятся, с указанием цели,
методов, форм работы, предполагаемого
результата.
В примечании может быть указан
промежуточный результат работы, направление к
другому специалисту, необходимость собрать ту
или иную дополнительную информацию и т.п.
Групповая развивающая и коррекционная
работа может регистрироваться по форме
классного журнала, журнала факультативов и пр.
(форма 6, 7).
Форма 6
Форма 7
Работа по программе
__________________________________
Просветительская работа
Просветительская работа может
проводиться в виде (форме) лекций, семинаров,
выступлений на методических объединениях,
родительских собраниях и т.д. (форма 8).
Форма 8
Экспертная работа
К экспертной работе относится участие
в консилиумах, комиссиях, административных
совещаниях по принятию каких-либо решений,
требующих психологического разъяснения
ситуации (форма 9).
Форма 9
Организационно-методическая
работа
К организационно-методической работе
относятся следующие виды деятельности:
– анализ и планирование
деятельности;
– курсы повышения квалификации;
– анализ научной и практической литературы
для подбора инструментария, разработки
развивающих и коррекционных программ;
– участие в научно-практических семинарах,
конференциях;
– супервизорство;
– посещение совещаний и методических
объединений;
– оформление кабинета (форма 10).
Форма 10
4. Аналитический отчет за учебный
год
По итогам работы за год
педагог-психолог готовит аналитический отчет,
который представляется руководителю ОУ, копия
может быть направлена руководителю
методического объединения по психологии. В
отчете отражаются все виды деятельности в
соответствии с планом работы и журналом учета.
Отчет должен включать качественные и
количественные показатели по направлениям
деятельности.
При написании отчета педагог-психолог
обязан соблюдать принцип анонимности и
конфиденциальности, что выражается в
представлении только общих результатов и
сравнительных характеристик учеников.
Анализируя выполнение поставленных на
год задач, педагог-психолог указывает возникшие
затруднения, проблемы, считая их задачами
следующего учебного года. Таким образом, с учетом
новых инструментально-методических средств,
которыми овладел педагог-психолог за отчетный
период, прописываются перспективы дальнейшей
работы.
Форма 11
В целом проведено за ___________________ (период)
Примерная структура отчета
1. Общие задачи и направления
деятельности в ___________ учебном году.
2. Анализ профессиональной деятельности по
направлениям.
2.1. Диагностическая работа.
2.2. Коррекционная и развивающая работа.
2.3. Консультативная работа с детьми, родителями,
педагогами.
2.4. Профилактическая работа.
2.5. Медико-психолого-педагогические консилиумы.
2.6. Просветительская работа.
3. Методическая работа.
3.1. Участие в работе методического объединения.
3.2. Разработка и/или апробация диагностических,
коррекционных и развивающих программ.
3.3. Состояние кабинета, пожелания к его
усовершенствованию.
4. Повышение квалификации.
4.1. В текущем учебном году ____________________________________.
4.2. Потребность в повышении квалификации на
будущий учебный год
____________________________________________________________.
5. Анализ актуальных проблем профессиональной
деятельности.
6. Перспективные направления работы на следующий
учебный год.
7. Мероприятия в общешкольный план работы
____________________.
В качестве промежуточной отчетности
рекомендуется составлять статистическую
справку (форма 11) за отчетный период,
установленный в образовательном учреждении
(четверть, триместр, полугодие или год).
Ирина Коновалова
|