Зачем директору психолог?
Когда-то – не так уж и давно по
историческим меркам! – была такая профессия:
врач. Врач лечил детскую скарлатину и вправлял
вывихи, принимал роды и облегчал страдания
гипертоников, пуская кровь... А потом медицинским
профессиям стало тесно под общей крышей – и
появились хирурги и терапевты, неврологи и
окулисты, физиотерапевты и кардиологи. Чем шире
возможности медицины, чем «объемнее»
медицинская практика, тем больше разных
специалистов нужно для реализации имеющихся
возможностей.
Примерно то же происходит в
последние 100–150 лет с психологией.
Был такой ученый человек в конце XIX
века – психолог. Он изучал особенности
запоминания и восприятия, законы мышления, связь
внешних черт и особенностей характера; он давал
рекомендации педагогам, как правильно учить
детей мыслить, а политикам – как управлять
толпами и большими группами людей.
С развитием науки одни
психологи стали заниматься политикой и толпами,
другие – производством и отношениями человека с
техникой, третьи – проблемами образования. Так
появились те, кого по должности зовут
педагогами-психологами, а по сути определяют как
«психологов образования». Педагогам-психологам
написали довольно неконкретную должностную
инструкцию, определяющую их функционал в
образовательном учреждении, положили
неубедительный оклад денежного содержания и – с
Богом – отправили «служить» в школы и детские
сады. И пока никто в школе толком не понимал, что
это за птица такая диковинная и чем она может
быть школе полезна, более или менее хватало этой
инструкции и тех аргументов в пользу своей
значимости, которые приводил cам специалист.
Однако времена меняются, школы
меняются. Они становятся разными и, что очень
важно, начинают осознавать свою «разность» –
индивидуальность, свои задачи и возможности. И
просто педагог-психолог с его
расплывчато-вселенским функционалом
«гуманизатора», «спасителя» и «помогателя» уже
не нужен. А нужен специалист, готовый решать те
задачи, которые стоят перед конкретной школой и
конкретными детьми. Продолжая медицинскую
аналогию, нужен не просто врач, а, например,
ревматолог, или отоларинголог, а то и вовсе
какой-нибудь экзотический диетолог.
Решать вопрос о том, какой психолог
нужен школе, – удел, естественно, директора. На
административном уровне должны быть
проанализированы и выделены сначала задачи,
решение которых без психолога невозможно, а
затем сформулированы требования к
профессиональным умениям принимаемого на работу
специалиста.
Поэтому сейчас мы попробуем в помощь
директору представить некоторый обобщенный
набор ответов на следующий вопрос: для решения
каких задач школе может объективно
«понадобиться» психолог и какой именно
деятельностью он должен будет заняться в школе?
Ответ первый: В
школе много детей, испытывающих трудности в
обучении и поведении. Им трудно учиться, их
трудно учить. Нужен психолог для оказания
специализированной помощи таким учащимся и
консультативно-методической помощи педагогам.
С такими проблемами сталкиваются
многие школы-новостройки, и не только – в каждом
районе, округе, небольшом городе есть такие
образовательные учреждения, которые хорошо про
себя знают: мы учим всех, а значит, к нам приходят
всякие. Учителям, работающим в такой школе, не до
педагогических изысков: четвертая часть сидящих
перед ними учеников может элементарно не знать
русского языка на том уровне, на котором требует
программа, скажем истории 7 класса. Или русский
может быть их родным языком, но понимание
прочитанного текста все равно будет даваться
этим детям с трудом, потому что нигде, кроме
школы, навыки понимания, рассуждения,
формулирования своего мнения в их жизни не
востребованы.
Психолог, который нужен такой школе,
должен быть специалистом как минимум в 2-х
областях. Во-первых, он должен быть ассом в
диагностико-консультативной работе с детьми,
имеющими трудности в развитии. Во-вторых, он
должен знать и понимать «механику» учебного
процесса для того, чтобы давать педагогам
обоснованные рекомендации по обучению и
воспитанию таких детей. Сегодня нетрудно найти
специалиста по консультированию детей и их
родителей. Однако среди них не так много людей,
которые при этом хорошо разбираются в
закономерностях процесса обучения и научения.
Кстати, таких специалистов больше среди тех, чье
первое образование и первый трудовой опыт были
педагогическими.
Ответ второй: В
школе практикуются разные подходы к содержанию
обучения, есть классы обыкновенные и
гимназические, есть разные профили,
индивидуальные образовательные маршруты и т.д.
Нужен психолог для определения индивидуальных
способностей и склонностей учащихся, разработки
рекомендаций по содержанию образования для той
или иной учебной группы.
С распространением гимназического
образования и введением профильного обучения в
старшей школе (а в ряде школ нечто вроде
профильности вводится уже в начальном звене!)
запрос на такую работу психолога будет
возрастать. Действительно, в этой ситуации
объективно востребованы психологические знания
и технологии на этапах определения способностей
и интересов ребенка и дальнейшего мониторинга
качества его образования, в ходе разработки
содержательных и методических подходов к
обучению тех или иных учебных групп, в процессе
включения самого ученика и его семьи в процедуру
выбора индивидуальной образовательной
траектории.
Психолог, который может справиться с
таким запросом, должен быть хорошим диагностом,
вообще владеть аналитико-исследовательскими
навыками (они ему очень потребуются при
разработке программы мониторинга) и хорошо
разбираться в современном образовании
(программах, технологиях, методиках). Кроме того,
он должен быть готов к тесному сотрудничеству с
педагогами-предметниками, детьми и их
родителями.
Ответ третий: В школе ведется
серьезная инновационно-экспериментальная
деятельность: внедряются новые подходы к
образованию, новые методы и технологии обучения.
Нужен психолог для участия в инновационной
работе как на содержательном, так и на экспертном
уровне (экспертиза психологической грамотности
проводимой работы).
Многие современные
российские школы выбирают этот путь для своего
развития: включаются в международные и
российские проекты, становятся
экспериментальными площадками, потихонечку сами
или с помощью извне осваивают некоторое
инновационное поле. Роль психолога в такой
деятельности объективно велика. Это и участие в
проектировании инновационной деятельности, и
реализация особых психологических программ в
рамках целостного проекта и, конечно,
психологическая экспертиза содержания и методов
реализации проекта.
Далеко не каждый педагог-психолог
готов сегодня к осуществлению такой
деятельности. Не хватает
научно-исследовательких навыков, знаний основ
проектирования своей и чужой деятельности.
Психологов-проектировщиков в образовании вообще
очень мало, они на вес золота. Однако научиться
всему этому можно, было бы желание. Главное, чтобы
психолог, принимаемый на работу в такую школу,
хорошо понимал, под чем подписывается: не
индивидуальную коррекционную работу нужно будет
вести, а разрабатывать авторские
психологические курсы под поставленную задачу,
включаться в проектирование психологических
составляющих образовательной среды и учебного
процесса. А для этого нужно будет очень хорошо
знать и понимать механизмы, управляющие этой
самой средой и процессами.
Ответ четвертый: В
школе сильный педагогический коллектив, который
в целом успешно справляется с образовательными
задачами. Но в каждой параллели есть такие особые
классы… Возможно, они открыто называются
коррекционными, интегративными, возможно, идут
под каким-то кодовым номером (буквой). В этих
классах работают сильные педагоги,
логопеды-дефектологи, но очень нужны и психологи.
Для работы в особых классах нужны
особые психологи. Знающие специальную
психологию, пато- и нейропсихологию, владеющие
основами дефектологии и коррекционной
педагогики. Их работа сосредотачивается в этих
специальных классах, тесно переплетается с
работой педагогов и логопедов. В круг их
обязанностей будет входить не только
индивидуальная или групповая коррекционная
работа с детьми, но и постоянное сотрудничество с
другими специалистами по выработке общих
подходов, единой стратегии работы с ребенком.
Распространять работу таких психологов на всю
школу нецелесообразно: снизится эффективность
работы в специализированных классах – с одной
стороны, а с другой – детям, развивающимся в
норме, такие специалисты могут дать не много.
Ответ пятый: Школа уверенно
держит путь на реализацию личностно
ориентированной, гуманистической
педагогической системы. Для этого сделано
многое: особое внимание уделяется
воспитательной работе (возможно, введены ставки
освобожденных воспитателей), системе
дополнительного образования. Педагоги активно
осваивают личностно ориентированные
педагогические технологии и методы, в практику
работы введены консилиумы и многое другое. Нужен
грамотный психолог для организации системы
психологического сопровождения ребенка в
образовательном процессе.
Большому кораблю – большое плавание.
Для решения таких серьезных и, главное,
масштабных задач потребуются и серьезные
управленческие решения. Одно из них – создание в
школе кураторской психологической службы.
Психолог-куратор берет на себя, в сотрудничестве
с классным руководителем или освобожденным
воспитателем, комплексное психологическое
сопровождение 4–6-х классов. Сопровождение
предполагает систематическое отслеживание
процесса развития детей и учебных групп,
своевременное оказание психологической помощи,
создание условий для дальнейшего развития
учащихся и профилактики кризисов и проблем
развития. Это работа и с детьми, и с
педагогами-предметниками, и с родителями. Это и
непосредственная работа с ребенком, и
проектирование образовательной среды таким
образом, чтобы она через свои характеристики
решала задачи развития. Психолог-куратор,
возможно, плохо разбирается в том, что связано с
отклонениями в развитии, но зато умеет создавать
условия для поступательного развития
большинства детей курируемых классов
(естественно, в сотрудничестве с педагогами!) в
данной образовательной среде. Найти такого
специалиста не просто, но можно вырастить своего,
если обеспечить в школе условия для работы
постоянной психологической команды
специалистов.
Конечно, предложенные ответы вряд ли
исчерпывают все многообразие условий, в которых
работают сегодня российские школы, и все
разнообразие решаемых ими образовательных
задач. Но мы надеемся, что они помогут директору в
определении своего индивидуального запроса к
психологу.
Марина БИТЯНОВА,
директор ЦПСО «Точка ПСИ»
|