Выбрав школьного психолога главной фигурой этого номера «Управления школой», мы тем не менее никоим образом не «отбираем хлеб» у наших коллег из газеты «Школьный психолог». По-прежнему наши авторы обращаются к читателю-администратору, и статьи их объединяет довольно узкая тема «Зачем директору психолог?».
Любой специалист этого профиля, желает он того или нет, попадает в школу, где многое уже устроено до него директором. Какие пути взаимодействия возможны?.. Как выбрать «правильного» психолога именно для своего типа учебного заведения?.. Как сделать школу привлекательной для высокопрофессионального психолога, который пока не спешит идти работать в систему общего образования?..
|
«Психолог должен стать в школе
уважаемой фигурой»
В череде многочисленных званий Александра АСМОЛОВА, члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии личности МГУ им. Ломоносова, сам он одним из наиболее значительных для себя считает звание «неформальное» – отец-основатель школьных психологических служб в России.
Но насколько приятно стоять у истоков и видеть первые шаги, настолько же трудно видеть, как «детище» не может преодолеть преграды, которые оказываются у него на пути...
Система практической психологии образования именно как система государственного уровня зародилась в 1988 году. Основными задачами службы практической психологии образования были следующие.
Первое. Гуманизация системы образования. Второе. Создание широкой психолого-педагогической поддержки учителям, родителям, детям в различного рода проблемных ситуациях. Третье. Собственно разработка практической психологии как совершенно особой науки.
Все эти три задачи выводили на переход к вариативному образованию; к образованию, в центре которого должна быть проблема личностного и профессионального выбора; образованию, которое бы стало средством достижения успеха, успешной социализации.
На сегодняшний день из этих задач решена задача создания практической психологии образования. Она появилась в России, поэтому я себя считаю счастливым человеком. И, искренне скажу, приятно чувствовать себя отцом этого ребенка.
Что же касается миссии психологии проектировать сферу образования в целом, то эта миссия не выполнена до сих пор. Сейчас в какой-то мере идет регресс по отношению к 90-м годам. И роль психологии в проектировании образования, в создании федеральных программ, развивающих программ в школе, в понимании механизмов управления школой, – эта роль, к сожалению, ослабевает. Тем не менее я надеюсь, что совместные усилия в этой области приведут к тому, что практический психолог станет проектировщиком в системе управления образованием.
Почему роль психолога ослабла? Я вижу несколько причин.
Во-первых, сегодня, у государственных органов нет внятной стратегии действий, а без поддержки управленческой стороны, допустим на федеральном и региональном уровнях, эта задача будет решаться с трудом.
Во-вторых, сейчас сложилась ситуация, когда психологи при разработке практической психологии образования, несмотря на создание ассоциации, не могут найти друг друга, не в состоянии проводить четкую политику психологизации образования в России.
Что касается перспектив развития непосредственно школьных психологических служб, то путей развития у них более чем достаточно. Впрочем, есть и огромное количество проблем.
По сути дела, необходимо создавать практические службы социальной психологии детства как особую службу. Необходимо намечать отчетливые линии координации психологов с социальными педагогами. Нужно создавать практическую психологию в области поддержки и развития личности в целом, а не просто личности ученика или родителя. Необходимо создавать новые пакеты методик и программ, которые были бы адекватны нашей с вами, российской ситуации.
И, наконец, необходимо добиться такого статуса психолога, чтобы он стал полноценной и уважаемой фигурой.
|