Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2005

Профильное обучение

Моделирование учебных планов профильных классов

О гимназии № 1 города Кирово-Чепецка мы писали в № 13/2005. Но сегодня снова обращаемся к ее опыту. Ваши коллеги рассказывают о том, как они работают в направлении предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Технической основой организации профильного обучения является учебный план. В нашей гимназии разработан алгоритм деятельности администрации и педагогического коллектива по моделированию учебных планов профильных классов. Он представляет собой набор действий (шагов), выполнение которых ведет к формированию классов, определению набора элективных курсов и собственно разработке профильных учебных планов.

Данный набор действий регламентирует положение о предпрофильной подготовке и профильном обучении.

Шаг 1. Проведение родительских собраний. На встрече с представителями родительской общественности разъясняется образовательная политика школы, согласовывается выбор направления обучения в старшей школе. Профили, существующие на предпрофильном этапе в 8–9-х классах, сохраняются. Универсальный профиль переходит в физико-математический или естественно-научный. Возможно формирование новых профилей или профильных групп. Перевод учащихся из одного профильного класса в другой возможен после прохождения конкурса на данный профиль.

Шаг 2. Организация профориентационной работы, включающей педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся, знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам основной школы, тренинги самопознания и самоопределения. Эта работа проводится под руководством школьного психолога.

Шаг 3. Анкетирование учащихся 9-х классов по вопросу определения их учебных предпочтений с целью формирования индивидуального учебного плана каждым учеником, определение интересующего набора учебных предметов (базовых, профильных, элективных курсов).

Ученики 9-х классов совместно с родителями заполняют чистые бланки учебного плана.

Шаг 4. Определение на основе анализа результатов анкетирования учащихся возможных профилей, которые будут востребованы девятиклас¬сниками. Первичное направление профиля осуществляется исходя из выбора предметов.

Шаг 5. Проведение родительского собрания параллели 9-х классов.

Цель: знакомство родителей с результатами анкетирования и черновыми вариантами возможных профилей. Здесь же разъясняются возможные риски, связанные с выбором, механизм приема в профильный класс, проводится анкетирование родителей с целью выяснения их социального заказа.

Шаг 6. Анализ ученических предпочтений и пожеланий родителей на предмет возможности реализации данного социального заказа в школе (достаточность материально-технической базы, наличие кадрового потенциала, программно-методического обеспечения). Эта работа проводится в рамках административного совета предметных отделов.

Определяется набор предметов конкретного профиля, учебники, программы; подбираются элективные курсы, рассматриваются программы курсов, их учебно-методическое обеспечение.

Шаг 7. Оценивание учителями-предметниками, работающими в 9-х классах, своих учеников с точки зрения рекомендации продолжения обучения по тому или иному профилю.

Шаг 8. Повторное анкетирование учащихся, уточнение возможных профилей обучения.

Шаг 9. Формирование «чистового» варианта учебного плана. Рассмотрение учебного плана на административном совете и утверждение директором школы.

Шаг 10. Предъявление учебных планов профильных классов родителям на собраниях в 9-х классах, представление будущих преподавателей профильных классов, окончательная корректировка элективных курсов.

Раиса БЕССОЛИЦЫНА,
замдиректора по НМР МОУ гимназия № 1, г. Кирово-Чепецк

Рейтинг@Mail.ru