Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2
Начало см. № 2–9, 13–21, 23, 33–37, 39, 42–46/2004; № 1–11/2005
ГЛАВА II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК,
или «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ВХОД…» только посвященным
Теперь, когда позади сотни прочитанных страниц, поведавших нам о том, как быть готовыми к исполнению главной задачи, начнем осваивать азы организации того, ради чего мы работаем и ради кого мы работаем…
И перед тем, как мы начнем изучение, я позволю себе сделать некоторое допущение. Давать общие рецепты для организации образовательного процесса в каждом учреждении – на это может быть способен только безумец… Нет, не было и никогда не будет одинаковых школ. Нет единого «рецепта от головной боли» для всех образовательных учреждений. И тебе, ныне возглавляющему нашу любимую школу, я не могу сказать: «Делай как я!», потому что руководителем теперь являешься ты и решать, каким будет образовательный процесс в школе теперь, предстоит тебе, возглавляющему педагогическую команду. Можно попытаться обобщить наиболее удачный опыт организации в других образовательных учреждениях. При всем интересе к опыту коллег я, к сожалению, не могу представить весь спектр возможных вариантов, и поэтому ставить такую задачу тоже проблематично. Как же быть?.. Думаю, что выход из сложившегося положения может быть найден только в том случае, если…
…в представленный вариант изучения данного блока деятельности ОУ будут включены только ТИПОВЫЕ для многих школ позиции. А «вариативный компонент» во всем его многообразии каждый руководитель сможет рассматривать и творчески развивать с учетом индивидуальности образовательного учреждения. Но и эта задача не из легких. Тем не менее за ее решение мы возьмемся, задав себе наводящие вопросы:
? РАДИ КОГО мы организовываем эту деятельность? Ради детей, ради учеников или, как принято их называть сейчас, ради обучающихся.
? ДЛЯ ЧЕГО мы организовываем эту деятельность? Для обучения детей.
? КАК И КАКИМ ОБРАЗОМ мы организовываем эту деятельность? На уроках, конечно же.
А после уроков обучаем? Конечно.
А после уроков, кроме непосредственного обучения, мы занимаемся детьми? Конечно.
Следуя этим ответам, мы определим такую структуру образовательного блока:
Кстати, никаких нововведений в термины мы не вносим. И раньше так назывались эти компоненты нашей школьной жизни. Были уроки и была внеурочная и внеклассная воспитательная работа. Правда, от слова «воспитательная работа» веет прохладой тех времен, но ведь необходимость занятий с детьми в школе от этого не меняется. Поэтому, серьезно и глубоко задумываясь над содержанием, мы будем использовать традиционную систему в организационном построении этого вида деятельности образовательного учреждения.
ТЕМА 2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В УРОЧНОМ ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ
Итак, 8.30. Звенит звонок. Начинается первый урок. Но прежде, чем этот первый звонок прозвучит и урок начнется, необходимо сделать…
Да, вот тут-то и посыпались на нас вопросы организации процесса обучения.
Так как же организован ход, течение процесса обучения?
Ведь для того чтобы запустить этот ход, надо знать устройство механизма организации, так?
П оэтому давай шаг за шагом будем разбираться в составляющих частях этого механизма, каждая из которых, в свою очередь, должна представлять широкий спектр действий руководства ОУ.
И прежде, чем говорить о процессе обучения, надо определиться в том, что такое процесс:
Процесс [от лат. Processus – продвижение] – ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Содержание позиций в жизни образовательного учреждения нам всем до боли знакомо:
- под началом обучения мы понимаем весь спектр подготовки к старту образовательного процесса в ОУ, от приема обучающихся до начала занятий;
- ход обучения в образовательном учреждении будет связан с организацией процесса по классам и по предметам;
- окончание обучения в ОУ фиксируется аттестацией знаний обучающихся.
Все три элемента организации процесса обучения представляют собой важные этапы деятельности руководителя образовательного учреждения, который прекрасно понимает, что от старта зависит весь дальнейший ход процесса. Организация самого процесса обучения напрямую влияет на результаты, которые показывают нам дети. При этом мы не должны забывать, что результативность не в меньшей степени будет зависеть и от качества организуемой нами деятельности детей в период окончания учебного процесса. И осознав важность и величие каждого из этих этапов, приступим к их изучению.
§ 11. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГЛАМЕНТА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Как говорил М.С. Горбачев:
– Главное – нaчать!
Начало тоже будет иметь свою структуру и порядок.
Шаг 1: Формирование КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ в образовательном учреждении
Трудно воспринимается это слово «контингент» в школе. Как можно говорить о детях, называя их контингентом?
А ведь можно, поскольку это слово происходит от латинского contingents – соприкасающийся и означает «совокупность людей, образующих однородную в каком-либо отношении группу, категорию». Поэтому в дальнейшем спокойно можем говорить «контингент обучающихся», «контингент родителей», правда… этому контингенту совсем невдомек, что речь идет всего на всего о том, что они «соприкасаются» с ОУ, и не более того…
ФЗ «Об образовании»
Ст. 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения:
п. 2.14. Cамостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и настоящим Законом.
Обращаю твое внимание на название статьи Закона – компетенция и ответственность образовательного учреждения, что для руководителя ОУ должно быть переведено на управленческий язык так: компетенция и ответственность руководителя образовательного учреждения.
Компетенция [от лат. competentia – принадлежность по праву]:
- круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;
- круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Таким образом, в вопросах организации деятельности образовательного учреждения для себя ты как руководитель должен всегда четко выделять три важнейших позиции:
Поэтому, увидев в документах слово «самостоятельно», не спеши радоваться упавшим сверху полномочиям, потому что незнание законов еще никого не освобождало от ответственности!
По закону вопросы формирования контингента обучающихся в образовательных учреждениях трактуются так:
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Граждане РФ имеют право на образование.
ФЗ «Об образовании»
Ст. 5. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования:
п. 3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования… в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов…
Ст. 31. Компетенция органов местного самоуправления в области образования:
п. 3. Обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения...
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
(утверждено Постановлением Правительства РФ № 677 от 01 июля 1995 года):
п. 46. Учредитель образовательного учреждения устанавливает порядок приема в него на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест.
ФЗ «Об образовании»
Ст. 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения:
п. 2.14. Самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты.
п. 3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций.
Таким образом, формирование контингента обучающихся в ОУ руководитель проводит исходя из:
- установленного Учредителем порядка приема на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- предельной численности контингента обучающихся, зафиксированной в лицензии и определяемой с учетом санитарно-гигиенических норм, государственных и местных требований в части строительных норм и правил;
- нормативных требований к наполняемости классов в ОУ:
Типовое положение об общеобразовательном учреждении:
п. 26. Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении:
п. 31. Допускается разделение на две группы в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек и в сельских – не менее 20 человек.
Опираясь на эти требования, руководитель с учетом предложенной в учебном плане структуры ОУ формирует контингент обучающихся в данном образовательном учреждении, исходя из реальной наполняемости классов:
заранее выделяя превышение предельно допустимого количества обучающихся (*) и определяя количество вакантных мест для организации дополнительного набора обучающихся в ОУ.
Сериал «Гримасы директорских будней»:
– Да разве это превышение – 26–27 человек в классе!..
– воскликнет директор городской школы. – А 30–35 человек не хотите? При этом сделать два класса из этого количества не могу из-за требований к наполняемости…
– воскликнет директор школы, работавший в 50–70-х годах. – А классы в 40–45 человек не помните, когда в журнале места не было, для записи детей на одной странице дополнительные листочки вклеивали…
– воскликнет чиновник, считающий государственные средства. – Вон в Японии классы по 50–60 человек, а какой в этой стране уровень образования и какую технику на весь мир выпускают…
– Это ужасно! 25 и более человек в классе…
– воскликнет директор негосударственного образовательного учреждения. – Разве можно качественно работать с таким количеством детей?
– воскликнет родитель, – а как же обещанный индивидуальный подход к ребенку?..
Как правило, контингент обучающихся в образовательном учреждении достаточно стабилен, и руководитель помнит этот показатель, легко оперируя его составляющими:
А еще больше проникнешься этими цифрами, когда в первые дни сентября ты и твой заместитель по УВР будете составлять ОШ…
Удивительны наши собственные дети, видя вечно занятых школой родителей, они представляют по-своему наши взрослые проблемы:
— Мам! Мама!..
— Танечка, не мешай, у меня ОШ…
— А это кто? Дядя строгий, похожий на МЫШЬ?..
И невдомек ребенку, что из слов «Общеобразовательная Школа» возникла аббревиатура ОШ, которая в свою очередь в жизни любого руководителя любого образовательного учреждения страны превратилась в период отчета ОУ перед статистическими органами.
Гимном любви к статистике в сознании большинства населения нашей страны стал к/ф «Служебный роман»:
«…Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем…»
Что же с первого дня начала учебного года должны подсчитать в ОУ? Все!
Количество обучающихся в ОУ по ступеням и параллелям,
из них по годам рождения, мальчиков и девочек;
прибывших, убывших, окончивших, изучающих предметы…
Количество педагогов, из них мужчин и женщин, по возрасту и стажу,
по преподаваемым предметам…
Конечно, еще и материально-техническая база ОУ, и библиотечный фонд…
Так и слышится голос руководителя Калугиной из «Служебного романа»:
— Статистика – это наука, она не терпит приблизительности!
Каждый раз, считая и пересчитывая, ошибаясь и радуясь сходящимся в разных позициях ОШ числам, задаешься вопросом: – Для чего же я это делаю?
Помнишь внушение, которое делала Мымра из «Служебного романа»:
— Вы замечали, что у нас происходят перебои с товарами?
–Это происходит от того, что те или иные товары не запланированы такими ротозеями, как вы!
И пусть согревает тебя в эти тягостные периоды статистических будней мой оптимистический ответ: «Мы это делаем для государства и системы образования в нем, поскольку статистика – первая помощница в делах проектирования государственного бюджета»:
Очень своевременный слоган:
«Мой труд вливается в труд моей республики…»
Но помимо участия в общегосударственном статистическом подсчете и проектировании,
Напомню, что согласно Примерной номенклатуре дел ОУ статистические отчеты о работе школы (ф. ОШ-1, ОШ-2, ОШ-3, ОШ-9, 3-фк) хранятся в ОУ 5 лет!
Тебе как руководителю очень даже стоит задуматься о статистике насущной и нужной в определении формирования БУДУЩЕГО контингента обучающихся во вверенном тебе образовательном учреждении. Ведь от того сколько детей придет учиться через три, пять, десять и далее лет, будет зависеть не только численный состав учащихся и структура классов, но и кадровый состав ОУ.
Помнишь, мы говорили о важном умении руководителя
ВИДЕТЬ — ПРЕДВИДЕТЬ — ДЕЙСТВОВАТЬ.
Видеть сегодняшнюю статистику, научиться прогнозировать дальнейшее развитие ситуации с контингентом обучающихся, чтобы по возможности избежать тяжелых последствий для школы и ее учителей. Уже слышу твои возражения, что этими вопросами должны, в первую очередь, заниматься муниципальные органы управления образованием, ведь именно они владеют информацией о развитии территории. Безусловно, ты прав, но опыт говорит об обратном порядке вещей. Именно с образовательных учреждений, т.е. снизу, как правило, запрашиваются данные о контингенте обучающихся.
В незапамятные времена, когда в обязанности учителей входила так называемая «работа по Всеобучу», мы ходили по домам микрорайона и переписывали всех детей, от новорожденных до совершенно-летних. Времени на это в условиях большой численности населения такого города, как наш, уходило уйма, да и к тому же коммунальные квартиры с большим количеством проживающих в них детей были в явном большинстве. И опять мы задавались вопросом: Для чего это нужно? Сейчас, когда ходить с такой образовательной переписью по квартирам опасно, да и жители домов ощетиниваются против нашей небезопасной жизни кодами, замками, железными затворами, мы теряем возможность получения первой и практической информации о будущем контингенте нашей школы. Но безвыходных ситуаций не бывает.
Главное, чтобы ты как руководитель понимал, что такая статистика в первую очередь нужна тебе, поскольку именно от тебя (напомню, как работодателя) будет зависеть предоставляемая работникам должность и зарплата, и именно с тебя, как руководителя ОУ, спросит Учредитель за самостоятельно формируемый контингент обучающихся.
Поэтому не выпускай иголки на запросы сверху о будущем контингенте ОУ, а проводи эту работу заранее и целенаправленно, получая информацию в учреждениях, расположенных в микрорайоне (домоуправление, поликлиника, детские сады). Посылая соседям-руководителям официальные запросы, объясняя необходимость получения этих данных, ты сможешь составить для себя очень важный документ, который ляжет в основу Программы развития вверенного тебе ОУ.
На наших глазах разворачивалась, да и сейчас продолжает свою негативную тенденцию, ситуация с резким падением рождаемости начала 90-х годов. В середине десятилетия она привела к достаточно серьезному уменьшению количества дошкольных образовательных учреждений, во второй половине 90-х и начале следующего десятилетия «докатилась» до первой ступени общеобразовательных школ, переходя ныне в среднее звено, а через 2–3 года – и в старшее звено образовательных учреждений. На своей шкуре руководители ОУ узнали, что такое демографический спад, когда нарушилась годами отработанная структура классов образовательного учреждения, и вместо 3–4 переполненных первых классов мы с трудом набирали один, трудоустраивая остальных учителей начальной школы. Этот один, с трудом набранный класс через три-четыре года, переходя в среднее звено, оставлял без работы и зарплаты учителей-предметников. Теперь наступает очередь педагогов старшего звена.
Но жизнь не стоит на месте, и за спадом следует подъем, и увеличение рождаемости, пусть не такое значительное, как хотелось бы, но все же начинается сейчас – в середине 10-х годов наступившего тысячелетия. Это означает, что через 3–5 и далее лет к нам в начальную школу будут приходить все больше и больше первоклассников, а через 7–9 лет они станут учениками средней ступени, а через 12–15 лет – это уже повзрослевшие и возмужавшие обучающиеся старшего звена. И ты, умудренный опытом организации условий обеспечения деятельности образовательного учреждения, сумеешь подготовить кадры и рассчитать финансы, выделить помещения и закупить учебники и т.д.
Помнишь, как отвечала Верочка-секретарша из к/ф «Служебный роман» на предложение сдать рубль на подарок сослуживцу, поскольку и ее 50-летие тоже когда-то будут отмечать:
– Я не доживу, я на трудной работе…
Итак, от того насколько вдумчиво, внимательно и ответственно руководитель образовательного учреждения относится к вопросам формирования контингента обучающихся, зависит не только численный состав учеников, но и многие другие условия жизни ОУ. И поскольку контингент обучающихся ежегодно меняется – выпускники уходят, а новые ученики приходят в школу, – то следующим шагом в вопросах организации начала начал становится вопрос организации приема обучающихся.
Оставляя за полями повествования радость, умиление, гордость, нежность к нашим маленьким новым жителям школьного дома, отставив в сторону принятые с благодарностью букеты цветов на линейке 1 сентября, поговорим о том, что предшествует этому событию, что скрыто от глаз не только учеников и родителей, но и основного состава коллег-педагогов.
Шаг 2: Организация ПРИЕМА обучающихся в образовательное учреждение.
Четкость и результат организации этих действий в первую очередь связаны с тем, как в ОУ сформированы
ФЗ «Об образовании»
Ст. 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения:
п. 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется УЧРЕДИТЕЛЕМ и закрепляется в УСТАВЕ образовательного учреждения.
Характер деятельности образовательных учреждений определяется положениями о соответствующих ТИПАХ и ВИДАХ образовательных учреждений.
Например, II ТИП: общеобразовательное учреждение.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении:
п. 46. Учредитель образовательного учреждения устанавливает порядок приема в него на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ОУ соответствующих видов:
Например, виды ОУ, относящиеся ко II типу: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия и т.д.
Как правило, такие нормативно-правовые акты утверждаются на уровне регионов, например:
Положение о средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов в г. Москве:
п. 3.1. Порядок приема в школу устанавливается учредителем и определяется Уставом учреждения
Положение о лицее в г. Москве:
п. 3.1. Порядок приема в лицей устанавливается учредителем и определяется Уставом учреждения.
Положение о гимназии в г. Москве:
п. 2.1. Порядок комплектования гимназии устанавливается учредителем и закрепляется в уставе учреждения.
Помимо положений:
Учредитель определяет и/или детализирует особый регламент приема обучающихся в образовательные учреждения:
Например, приказы Учредителя, касающиеся регламентации приема обучающихся в образовательные учреждения г. Москвы:
Приказы Департамента образования г. Москвы:
– «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений г. Москвы» (от 05.03.2002 № 142);
– «О порядке приема обучающихся в пятые классы гимназий (гимназические классы ОУ) г. Москвы» (от 27.05.2002 № 364);
– «О порядке приема выпускников II ступени общего образования в 10-е классы ОУ г. Москвы» (от 27.03.2002 № 194).
Рамки, в которых может действовать ОУ данного типа и вида, организуя прием обучающихся, являются основой для формирования в образовательном учреждении нормативно-правовых условий, касающихся этого вопроса:
Основной формат нормативно-правовых условий приема обучающихся в образовательное учреждение
Руководствуясь и неукоснительно соблюдая нормы и требования, утвержденные в организационных документах, образовательное учреждение самостоятельно регулирует вопросы осуществления приема обучающихся, устанавливая внутренний порядок организации этого направления деятельности:
Формат организационно-правовых условий приема обучающихся в образовательное учреждение
При проведении приема обучающихся в ОУ далее необходимо соблюдать все требования к ведению документации образовательного учреждения:
Формат делопроизводства по вопросу приема обучающихся в образовательное учреждение
Разработанные нами условия закладывают не только основу нормативно-правого обеспечения организации приема обучающихся в ОУ, но и в целом регламентируют порядок деятельности, что для руководителя особенно важно при дальнейшем распределении функциональных обязанностей работников, обеспечивающих организацию приема обучающихся. Поэтому следующим важным звеном деятельности руководителя будет определение им всего спектра деятельности и функционала участников управления данным вопросом, с учетом создания условий, необходимых для организации приема обучающихся.
И опять забегая вперед, на примере этого блока работы покажу используемую нами технологию управления в действии. Итак, прием в образовательное учреждение должен быть обеспечен в направлении осуществления всех условий деятельности образовательного учреждения:
1. Нормативно-правовые условия
Разработанные нами в общей схеме нормативно-правовые условия теперь должны обрести реальную картину их реализации, т.е выполнения. Поэтому нелишне напротив каждой позиции этих условий написать фамилию того работника, кто отвечает за данный блок выполнения нормативно-правовых условий (составь такой список). А потом работника обязательно ознакомить с его обязанностями и проинструктировать о том, как это все должно быть сделано и оформлено.
2. Финансовые условия
Финансовые условия, которые должны обеспечивать организацию приема обучающихся будут касаться в основном вопросов оплаты педагогам за проведение собеседований с поступающими обучающимися. Ведь эта работа не входит в круг основных обязанностей учителя, психолога. Поэтому надо заранее побеспокоиться об оплате труда работников, задействованных в организации приема обучающихся в ОУ. Помним о том, что за эту работу отвечают в ОУ… (список прилагается).
Не путай проведение приема в ОУ с диагностикой готовности ребенка к обучению в ОУ, которая может быть в перечне платных дополнительных услуг, оказываемых образовательным учреждением! Эту диагностику можно проводить только по желанию родителей и во время, не связанное с периодом организации приема обучающихся в ОУ! Данные этой диагностики никак и никоим образом не могут стать информацией о готовности ребенка, которую получают педагоги, проводящие психолого-педагогическое обследование готовности к обучению в данном ОУ.
Не путай желание родителей обучать ребенка во вверенном тебе ОУ с их желанием оказывать учреждению благотворительную помощь и поддержку. Всегда помни, что условия приема обучающихся в ОУ никак, никогда и ни при каких обстоятельствах не могут быть условием благотворительности. Когда дети станут учениками данного ОУ, их родителям будет объяснять условия организации благотворительной деятельности Попечительский совет, который к организации приема обучающихся в ОУ никакого отношения не имеет!
3. Условия труда и материально-техническая база
Обеспечение безопасных условий для детей в период организации приема обучающихся мы начинаем уже с пришкольной территории, где будущие наши ученики, ожидая своих родителей, когда те нахо дятся на собрании, играют, обживая новую территорию. Не забываем о безопасности поступающих в ОУ детей в вестибюле школы, являющимся «полигоном для финального разбега» оканчивающих занятия учеников. Предусматриваем, приводим в порядок и готовим необходимое учебное оборудование и оснащение помещений для проведения собеседований, помещения для ожидающих детей родителей, еще и еще раз приводим в порядок места общего пользования. Обязательно организовываем дежурство медицинских работников во время «приемной страды» и т.д. За эти важные блоки обеспечения отвечают… (список прилагается).
4. Кадровые и технологические условия
Кто организует и проводит прием обучающихся в ОУ? Вот тебе и реализация вопроса расстановки кадров не только по учебному плану, но и по конкретному блоку деятельности образовательного учреждения. Здесь же надо решить все вопросы, связанные с методическим обеспечением, т.е. разработкой и утверждением содержания учебного материала, необходимого для организации собеседований, а также определить перечень наиболее эффективных технологий организации приема обучающихся в ОУ. И все это обеспечивают… (список прилагается).
5. Условия организации в рамках УВП
Организация приема обучающихся является частью жизни образовательного учреждения, но не может отодвигать в сторону деловой график работы ОУ. Поэтому, опираясь на циклограмму работы школы в учебные периоды, расписание занятий в урочном и внеурочном цикле, или расписание проводимой аттестации обучающихся. Поэтому график проведения собеседований корректируется с основным графиком занятости педагогов, а заседания комиссии по приему в ОУ – с педагогическими советами. И за все отвечают… (список прилагается).
6. Мотивационные условия
Результативность и качество организуемого приема обучающихся в первую очередь будут зависеть от общих установок педагогического коллектива. Они, с одной стороны, определяются нормами и требованиями, с которыми педагогов надо ознакомить, с другой стороны, вырастают из традиций ОУ и психологических установок учителей, проводящих собеседования. Поэтому, чтобы избежать несогласованности действий, мы координируем работу педагогов, не забывая об индивидуальных беседах с ними.
Знакомить поступающих детей с традициями и правилами школы мы начинаем с первых дней их пребывания здесь. Познакомить обучающихся и их родителей с условиями приема и обучения в данном ОУ – это не только наше желание. Это – обязательное нормативное условие (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 47). И все это обеспечивают… (список прилагается).
7. Организационные условия
Управление организацией приема обучающихся начинается со стратегии, одним важнейших элементов которой является долгосрочное планирование. Этими вопросами, безусловно, занимается руководитель учреждения. Но ведь не в одиночку он будет это все сделать. (Список команды стратегов и их помощников прилагается…)
Тактическая реализация приема обучающихся потребует четкости и координации в решении многих организационных вопросов, поэтому, определив основной состав участников и звеньев управления, задействованных в решении тактических задач, руководитель загодя планирует их деятельность. (Список звеньев управления и ответственных за их работу в этом блоке прилагается…)
Безусловно, то что записано на бумаге, требует четкого оперативного управления, основная функция которого заключается в регулировании и коррекции многих организационных проблем, возникающих на каждом шагу. Вопросы оперативного управления подготовкой к приему, ходом организации приема и обсуждения итогов реализации поставленных задач, как правило, обсуждаются на соответствующих уровнях управления. (Тематика заседаний и список ответственных за их проведение прилагается…)
Учредитель может в любой момент проверить качество организации вопросов приема обучающихся. А если есть обращения граждан по этому вопросу, то жди гостей всенепременно… и будь заранее, даже если о проверке ничего не слышно, к ней готовым. А для этого первоклассный инструмент под названием ВШК, как камертон, позволит настроить организацию такого чуткого события, как прием обучающихся в ОУ, на нужный деловой, ответственный и в то же время неформальный человеческий тон общения с детьми и родителями. Отвечают за все это, проводят и организуют… (список коллег, как всегда, прилагается).
Продолжение следует
|