Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2005

Коллеги

Вас увидели со спущенными штанами?
Не паникуйте!

Бывший директор школы, а ныне профессор университета Джоди КАПЕЛЛУТИ рассказывает о забавном случае из своего опыта. Чтобы лучше понять контекст ситуации, напомним, что речь идет о пуританской Америке, где поводом для жаркой общественной дискуссии могут стать даже вполне невинные детские шалости.
Чего стоит хотя бы история 6-летнего мальчика, которого несколько лет назад чуть не исключили из школы лишь за то, что он осмелился поцеловать в щеку свою подружку!
Героя нашей истории чуть не обвинили в преступлении куда худшем, однако все закончилось хорошо. Вспоминая об этом случае, Джоди Капеллути призывает своих коллег не делать поспешных выводов, пока им не станут известны все факты.

Прочитав заголовок, вы наверняка подумали: «Что это с Капеллути? Он сошел с ума! Как он мог написать колонку о директоре, которого/которую увидели со спущенными штанами на рабочем месте? Я не хочу читать о коллеге, попавшем в такую неприятную ситуацию!»

Думаете, вы все поняли правильно? Вы представили себе возможный сценарий и развязку, даже не прочитав статью. Вы сделали вывод на основе неполной информации – фатальная ошибка, которую в своей жизни допустили многие директора.

Позвольте мне рассказать, что случилось в действительности, а потом проверим, было ли правильным ваше первое впечатление.

Мы должны сделать... что?

Одним из первых моих руководящих постов была должность начальника управления специального образования в крупном школьном округе, расположенном в сельской местности. Дорога из моего офиса до некоторых школ занимала более часа. При этом многие из начальных школ были маленькими – всего 150–200 учеников. Некоторые наши учителя всю жизнь проработали на одном и том же месте. В паре школ вообще не было учителей-мужчин.

Я регулярно объезжал школы для оценки их работы. Из-за своего загруженного расписания я был везде – и нигде. Мне не удавалось хорошо познакомиться с людьми, поскольку между моими визитами нередко проходили месяцы. Для большинства педагогов я был незнакомцем, а ученики вообще не знали, кто я такой. И вот однажды утром в моем кабинете раздался звонок от директора начальной школы – одной из тех, где не было учителей мужского пола.

– Джоди, у нас проблема, – начала она разговор.

«У кого это – у нас?» – подумал я. Как и многие ее коллеги, она проработала в школе более тридцати лет. Я же был новичком и встречался с ней всего два раза. Она просто не могла включать меня в свое «мы»!

– Расскажите о своей проблеме, – попросил я.

– У нас (опять это «нас»!) один второклассник ведет себя странно! – сказала моя собеседница.

Я был заинтригован:

– Что значит – странно?

– Другие мальчики боятся ходить в туалет с Майклом, – сказала она.

К этому моменту мое любопытство достигло высшей точки, но в то же время мне не хотелось знать, что за всем этим стоит.

– Что вы имеете в виду?

– Я не уверена...

Прекрасно! И как же мне понять, в чем, собственно, состоит проблема? Но, прежде чем я успел задать новый вопрос, директриса добавила:

– Другие мальчики говорят, что Майкл залезает на стенки кабинок и это пугает их.

Я, конечно, не детский психолог, но такое поведение второклассника вовсе не представляется мне странным. Наверное, для некоторых детей карабкаться по стенкам кабинок так же естественно, как и взбираться на лесенки на детской площадке. Согласен, это нарушение правил, но все-таки не повод обращаться за консультацией к начальнику управления специального образования. Но как только я решил, что понял, в чем дело, директриса наконец взорвала свою «бомбу»:

– Он также спускает штанишки до лодыжек, когда пользуется писсуаром!

Я припомнил, что в этой школе не работают мужчины, поэтому спросил:

– Как вы узнали?

Без всякого колебания она ответила:

– Мы не уверены до конца, поэтому нам нужна ваша помощь. Другие дети рассказали нам об этом, и мы очень обеспокоены.

Теперь-то я понял, почему стал официальной частью этого «мы». Понимая, что путей для отступления нет, я спросил:

– Чем я-то могу помочь?

– Вы должны приехать в школу и понаблюдать за его поведением в туалете, – прямо сказала она. – Мы должны знать, говорят ли дети правду, и если да, то что делать дальше. Мы не можем сами войти в туалет, зато вы можете.

Вот так история, подумал я. Ни учителя, ни дети не знают меня, а я должен шататься возле мужского туалета, поджидая незнакомого мне мальчика, и затем смотреть, что он делает там! Признаюсь, в этот момент я думал не об интересах Майкла и его друзей, а скорее о собственной карьере. Мне так и виделся заголовок в бульварной прессе: «Недавно назначенный чиновник арестован за подглядывание в туалете начальной школы!»

Однако, преодолев приступ страха, я понял, что это действительно моя работа. Пусть ситуация станет концом моей карьеры, но мне придется сделать это.

Мы выбрали время, когда я мог бы проследить за «странным» поведением Майкла. В назначенный день я прибыл в школу и занял наблюдательный пост возле туалета. Я должен был дождаться, когда Майкл зайдет внутрь, и незаметно проследовать за ним. Довольно простой план, и он сработал.

Пойман!

Пока я был в школе, Майкл зашел в туалетную комнату три раза. В первый раз он закрылся в кабинке, и я не смог увидеть собственными глазами скандальную ситуацию со сбрасыванием штанов. В следующие два раза мне повезло больше. На основе этих наблюдений, а также используя свои блестящие аналитические данные, я наконец понял, в чем была проблема!

Ожидая учителей, которые собрались, чтобы заслушать мой отчет, я тщательно подбирал слова для будущей речи. Мне нужно было представить свои выводы очень деликатно – как по отношению к Майклу и его друзьям, так и по отношению к педагогам.

Директор начала собрание, кратко обрисовав сложившуюся ситуацию и объяснив, почему понадобилось мое присутствие. С интересом и некоторой тревогой на лице она повернулась ко мне и спросила:

– Что вы обнаружили?

Изо всех сил пытаясь выглядеть опытным профессионалом, я заявил, что знаю, почему Майкл так себя ведет. Судя по выражению их лиц, они были восхищены моими аналитическими способностями.

– Ну так скажите нам! – нервно произнесла директриса.

– Я не знаю, почему Майкл забирается на стенки кабинок, потому что не видел, как он делает это. Но зато, мне кажется, я могу объяснить, почему он спускает брюки, когда пользуется писсуаром. – С трудом сдерживая смех и ощущая, как напряжение в комнате растет, я закончил: – Потому что его штанишки надеты задом наперед.

Вы бы видели их лица! Некоторые были не уверены, что поняли меня правильно, и попросили повторить. Другие промолчали. Двое рассмеялись. На лицах большинства было написано смущение вперемешку с облегчением.

Так гуру из центрального офиса раскрыл загадку спущенных штанов.

Выводы

Я часто размышлял, что стало с Майклом. Рад, что ни он, ни его семья никогда не узнали о наших тревогах и что мое расследование не было зафиксировано в документах. Возможно, он стал политиком, ученым, фермером или руководителем компании. Может, он даже прочитает эту колонку.

Также я нередко думал, как часто мы приходим к неверному заключению, не зная всех фактов. Неужели наш предыдущий опыт мешает нам оставаться объективными? А может, наше загруженное расписание не позволяет нам тщательно изучить положение дел, прежде чем делать выводы?

Подумайте, например, о такой ситуации. В вашем кабинете сидят два ученика, один из которых обвиняется в сквернословии, но вы пока не знаете – кто. Первый одет в модном сегодня «готическом» стиле, обильно украшен татуировками и пирсингом, а второй носит простые джинсы и футболку. Кого из них вы сочтете нарушителем?

А что если кто-то из родителей пропустит собрание, на котором обсуждается успеваемость или поведение его ребенка? Подумаете ли вы, что он не пришел, поскольку не заботится о своем сыне или дочери? Или же решите, что, возможно, ему не удалось прийти из-за сверхурочной работы?

Директорам школ опасно делать выводы и принимать решения на основе неполной информации, стереотипов и предубеждений. Так что в следующий раз, если вы услышите, что кого-то увидели со спущенными штанами, выясните все факты и только потом делайте заключение. Ваша первая мысль может оказаться неправильной. Лучше перестраховаться, нежели допустить профессиональную ошибку.

По материалам журнала Principal Leadership подготовила Юлия МИФАЕВА

Рейтинг@Mail.ru