«Нет» стрессу!
Директор школы обычно работает с утра до вечера, а зачастую даже и в выходные дни. При этом он постоянно несет ответственность за всех учащихся, работает с документами, составляет отчеты, планирует финансовые расходы, получает рекомендации от чиновников, встречается с огромным числом самых разных людей, выслушивает жалобы родителей, решает проблемы учителей… Одно, другое, третье – и директор на пороге СТРЕССА. Интересно, что многие настолько привыкают к круговерти и постоянному напряжению, что всерьез считают стресс частью своей работы…
Получается, что работать директором школы – означает практически ежедневно подвергаться стрессу. Согласно опросам, в этом уверено подавляющее большинство директоров школ США. А что же говорить тогда о российских директорах? Напряжение, переживания, поиск средств, бесконечная бумажная отчетность, решение неразрешимых проблем – вам это безусловно знакомо.
Однако если вдуматься, существует масса доступных способов для того, чтобы избежать стрессовых ситуаций, предупредить их появление на вашем горизонте. Причем многие из них просты и очевидны. Ваши американские коллеги предлагают как раз самые элементарные варианты устранения стресса из своей жизни. Почти все они лежат на поверхности. Вспомните о них и попытайтесь хотя бы часть из них сделать правилом в своей работе.
Итак, посмотрим, какие способы защиты от стресса наиболее популярны у директоров школ в США.
- Улыбайтесь. Смех и шутки – превосходный путь для избавления от стресса. Американские директора часто вешают в учительской какой-нибудь забавный календарь, кладут всевозможные журналы с анекдотами и юморесками. Они говорят, что это помогает коллегам расслабиться, улыбнуться и отдохнуть во время «окон» между уроками.
- Слушайте музыку. Директор Бренда Хедден рассказывает, что в ее кабинете всегда есть несколько любимых музыкальных дисков. «Когда у меня выдается свободная минутка, но с работы уйти еще не могу, я включаю музыку у себя в кабинете. Спустя какое-то время чувствую, что мои силы восстановлены, и я с удовольствием продолжаю работать», – говорит она. А вот директор Дэвид Кристенсен уверяет, что ему помогает расслабиться классическая музыка. «Я часто включаю нашу местную радиостанцию, где передают классику, – делится он. – Бывали случаи, когда ко мне в кабинет приходили разгневанные и едва ли не взбешенные чем-то родители, но, услышав музыку, становились гораздо спокойнее. И мы, поговорив минуту-другую о классике и любимых композиторах, всегда решали все проблемы. Я убежден, что классическая музыка – прекрасное лекарство от раздражения и усталости».
- Храните в своем кабинете грамоты. Многие американские директора собирают всевозможные благодарственные письма от родителей учеников, разные грамоты и наградные листы за участие в тех или иных конкурсах или акциях. «Когда у меня бывает неважное настроение или я чувствую себя непонятым коллегами, я перебираю эти бумаги, вспоминаю события, связанные с ними, и спустя какое-то время чувствую себя намного лучше, – делится директор Майкл Миллер. – Перебирая письменные свидетельства своего успеха, всегда понимаешь, что ты способен еще на многое. Это очень вдохновляет».
- «Гуляйте» по Интернету. Оказывается, «брожение» по Интернету тоже помогает нам расслабиться. При этом ваши американские коллеги советуют смотреть в Интернете не новостные сайты, где всегда найдутся неприятные новости, а сайты о путешествиях, странички, посвященные кулинарии или оформлению своего дома. А директор Бонита Хендерсон, например, любит смотреть сайты, где представлены различные красивые открытки. По ее словам, любуясь такими открытками, зачастую можно почерпнуть полезные идеи для оформления очередного школьного праздника.
- Проводите время со своими учениками. Многие американские директора свидетельствуют: регулярное общение с учащимися помогает им в работе и приводит в хорошее расположение духа. По словам директора Бренды Хедден, беседы с учащимися много раз помогали ей даже изменить свое мнение по тому или иному вопросу . «Когда я обедаю вместе с детьми в столовой, мы шутим и прекрасно проводим время, к тому же мой секретарь часто не догадывается, что я сижу с детьми в кафе, и потому не может найти меня, а я на время избавляюсь от рутины», – признается она.
- Расширяйте сферу своих интересов. Директор Лес Поттер советует коллегам почаще заниматься разными видами деятельности, не ограничиваясь лишь административной работой. «Директор школы может писать статьи, редактировать какие-либо книги или учебные пособия, придумывать и проводить необычные уроки со старше¬классниками, – поясняет он. – Это, разумеется, тоже работа, но работа совсем иного рода».
- Читайте. Директор Нина Ньюлин больше всего любит читать детективы и считает их превосходным средством от стресса. По ее мнению, чтение хотя бы нескольких страниц захватывающей истории на ночь способствует переключению мыслей и избавляет от тревоги по любому поводу.
- Не приносите рабочие проблемы домой. Лучший способ избежать стресса – оставлять все школьные проблемы и тревоги за порогом дома, – таково единодушное мнение ваших американских коллег.
- Почаще гуляйте на природе. «Когда я сталкиваюсь со стрессовой ситуацией, я всегда выбираюсь на природу и восхищаюсь ею, – рассказывает Морин МакНили. – Прогулки приносят успокоение. Чистый, свежий воздух наполняет энергией. Словом, прогулка – самое простое и легкое средство от стресса, какое только можно придумать».
- Рационально планируйте свое время. Хороший рабочий план – залог того, что стресс обойдет вас стороной. Научитесь тайм-менеджменту, включайте в свой график ровно столько дел, сколько вы способны сделать в течение дня – и тогда вы успеете сделать гораздо больше, нежели при беспорядочной работе, когда каждый может дергать вас по любому поводу в любое время.
- Проводите время со своими коллегами вне школы. «Чтобы свести риск стресса к минимуму, я стараюсь почаще общаться с коллегами –директорами школ, – рассказывает директор Терри Стокс. – Осознание того, что коллеги сталкиваются с похожими проблемами, разочаровываются в тех же решениях, что и ты, или радуются тем же управленческим находкам, очень успокаивает». Терри на протяжении вот уже нескольких лет встречается с женщинами-директорами в своем районе. Они организовали своеобразный директорский клуб. Собираясь вместе, они около получаса обсуждают школьные проблемы, потом еще полчаса занимаются танцами. «У нас замечательный преподаватель танцев, которая также готова выслушать нас и всегда дать совет, посмотреть на наши ситуации, что называется, со стороны. А ведь это важно для любого директора. В общем, мы организовали замечательную группу поддержки для самих себя и советуем всем последовать нашему примеру», – говорит Терри.
- Уезжайте из дому на выходные. Если вам необходимо работать в школе не только в будние, но и в выходные дни, старайтесь уезжать из дому в те уикенды, когда вам точно не надо идти в школу. Даже кратковременная смена обстановки пойдет вам на пользу.
- Будьте оптимистом. «Постоянный позитивный настрой делает этот мир полным приятных сюрпризов. Оптимистичный взгляд даже на самые, казалось бы, неразрешимые проблемы всегда ведет к переменам в лучшую сторону», – уверен директор Ларри Девис.
- Медитируйте. «Медитация – это тоже своего рода работа, – утверждает Люси Бояджен. – Однако если вы возьмете себе за правило постоянно практиковаться в этом, то спустя некоторое время вы будет поражены положительными результатами в своей жизни».
- Проводите время с друзьями. «Близкие друзья, которые тебя понимают, умеют выслушать и готовы помочь в любой ситуации – это бесценное богатство, – убеждена Нина Ньюлин. – Не пренебрегайте ими, старайтесь чаще встречаться, отбрасывая все свои дела».
- Сделайте стресс своим помощником! Директор Майкл МакНис заявляет: «Я процветаю благодаря стрессу. Вероятность того, что у меня наступит стрессовая ситуация, служит предлогом для отдыха, смены деятельности, раскрытия в себе новых возможностей и качеств. Я становлюсь сильнее, придумывая разные способы, чтобы избежать стресса».
По материалам портала Education World
подготовила Вероника МАРИЧЕВА
|