Инструмент для наблюдения
Мониторинг проектной деятельности в учебном процессе
Учебный процесс – сложная система, основанная на качественных и количественных подходах к уровню образования учащихся. Рост числа исследований, выполненных в качественной стратегии, стимулирует дискуссии о преимуществах и недостатках количественного и качественного подходов. Качественные данные обозначают предмет исследования, количественные – показывают, насколько сильно он проявлен в объекте. Несмотря на то что методология анализа качественных данных в системе образования применяется все чаще, такая практика до сих пор не стала общепринятой.
Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охраной качества служит мониторинг. Мониторинг – важнейший инструмент проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, – служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.
Термин «мониторинг» пришел в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды. В педагогике – это новое перспективное направление, посредством которого можно способствовать повышению качества образования во всех его основных составляющих.
Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например: мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки учащихся; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования; мониторинг проектной деятельности учащихся и преподавателей.
Последний может стать важнейшим условием повышения эффективности, совершенствования процессов обучения.
Основные направления развития образования преследуют общую цель – повышение качества образования. И одним из перспективных средств совершенствования образовательного процесса становится педагогический мониторинг. Контроль и оценка эффективности системы образования и всех ее компонентов занимают прочное положение как неотъемлемый элемент политики в сфере образования.
Мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог – обучающийся», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, в том числе и в ходе работы над проектом. В процессе анализа и мониторинга выстраивается не только характер развития проекта, но и понимание того, какие изменения в целом происходят при осуществлении проектной деятельности.
Очевидно, что проектная деятельность проходит ряд этапов. Содержание каждого из таких этапов определяет те параметры, на которых строится мониторинг. При этом можно обозначить некоторые общие параметры для анализа и мониторинга проекта, содержательно по-разному наполняемые на каждом этапе развития:
- появление новых проектных групп;
- появление и обнаружение новой проблематики;
- появление новых способов отношений, новых ролей в проекте (например, авторской позиции).
Примерная схема мониторинга проектной деятельности
- Количественный анализ. На основании анализа развития проекта под описанными выше параметрами обозначаются группы проектов (проекты на разных этапах развития). Строится соотношение общего количества проектов и количества проектов в группах.
- Качественный анализ. По соотношению типа проектов и содержания проектной деятельности делается вывод о характере развития проектов (или об их распаде).
Показательным является количественное соотношение:
- между общим количеством проектов и проектов разного уровня развития;
- между проектами, где форма и содержание в адекватном соотношении, и тех, где форма не соответствует содержанию.
По результатам такого анализа можно выстроить предположения о тенденциях в реализации проектной деятельности.
Нельзя забывать, что ведущее место в школьном мониторинге занимает педагогическая оценка. Очень важно, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной. Критерии оценки проектной деятельности, которая находит все больше сторонников и участников совершенствования и развития процесса обучения, подразумевает использование как балльной, так и рейтинговой оценки. Проектная деятельность сама создает базу для разработки системы мониторинга качества образования учебного заведения, в котором она (проектная деятельность) внедряется или уже стала составной частью учебного или управленческого процесса.
Актуальными становятся в таком случае проблемы обеспечения объективности, информативности, достоверности в оценке качества обучения с использованием проектных технологий. Учебно-методический проект – проект учителя или учителей, разработанный по какой-либо теме учебного курса или нескольким темам учебных курсов, изучаемых в школе; оформление проектной папки, защита проекта, взаимооценка работ учащихся включают различные критерии оценивания. Это позволяет проводить мониторинг проектной деятельности на всех ее этапах, учитывать включение новых участников, развитие их умений и навыков, разнообразить виды реализуемых проектов, насыщать учебный процесс новыми формами учебной деятельности для его развития и совершенствования.
Предлагаемые этапы мониторинга проектной деятельности вносятся в единую базу данных о внедрении проектной деятельности в учебном заведении и в течение определенного периода (полугодие, четверть, учебный год) наполняются информацией, позволяя отслеживать, анализировать наиболее востребованные, результативные, удачные, показательные проекты учащихся и учителей.
Представленные ниже таблицы являются шаблонами и могут быть как дополнены, так и изменены в случае совершенствования и развития внедрения проектной деятельности в учебном процессе.
Предлагаемая таблица 1 отражает пример взаимосвязи видов проектов, которыми руководит преподаватель в классах по какому-либо учебному курсу (например, «Время петровских реформ» в курсе истории России для 7-го класса).
Таблица 1
Таблица 2 может быть отправным пунктом в целенаправленном поиске профессионально значимой в проектной деятельности информации. Ее могут заполнить учителя, взявшие на себя руководство проектной деятельностью учащихся для представления руководителю проектной деятельности в образовательном учреждении сведений о разнообразии продуктов проектной деятельности. Она отражает оценку того или иного проекта, выполненного учащимися по предлагаемым критериям, тем самым определяет задачи и перспективы проектной деятельности, дает возможность обобщить широту охвата проектной деятельностью учащихся и преподавателей.
Таблица 2
Воспользовавшись таблицей 3, вы получите возможность сравнить и проанализировать оценку проектных работ участников проектной деятельности и руководителей и в то же время выработать систему оценки проектных работ (рациональной, объективной).
Таблица 3
Ниже приводятся примеры еще двух таблиц, которые могут стать хорошим подспорьем в проведении мониторинга в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Таблица 4
Таблица 5
В целом анализ проектной деятельности преподавателей и учащихся показывает, что к настоящему времени объем информации в любой области знаний увеличивается в несколько раз быстрее, чем человек успевает завершить очередной этап своего образования. Получение и хранение информации, пользование ею доступно каждому, однако сейчас как никогда важно уметь находить, отбирать, систематизировать и целенаправленно использовать именно нужную информацию. В связи с этим становятся востребованными и принципиальные изменения в обучающей среде (методы, формы, приемы, режимы обучения). А следовательно, в школе целесообразно создавать и использовать новые механизмы и инструменты организации учебного процесса и способы их анализа. И одним из таких способов становится именно мониторинг.
Ольга БРЫКОВА, заведующая медиатекой, Татьяна ГРОМОВА, заместитель директора,
гимназия № 92, г. Санкт-Петербург
|