Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2005

Позиция

Зoлотая лихорадка,
или Несколько замечаний и предложений
о награждении медалями
«За особые успехи в учении»

Ежегодно число выпускников, награждаемых золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении», в Свердловской области увеличивается на несколько десятков. Есть образовательные учреждения, награждающие медалями целые классы, то есть по 30 человек и более. Около 800 золотых и чуть не полторы тысячи серебряных медалистов – цифры впечатляющие. Тем не менее вузы ежегодно говорят о падении общего образовательного уровня абитуриентов и неподтверждении «медальных» знаний на вступительных экзаменах.

Вероятно, с этим связаны не утихающие все последние годы разговоры об отмене льгот при поступлении медалистам (один экзамен на «5») и вообще отмене медалей.

Пока решение министерством образования не принято, органы управления на местах пытаются управлять процессом, т.е. обеспечить контроль соответствия качества знаний претендента награде. По действующему положению, золотой медалью может быть награжден выпускник, имеющий за 10–11 классы только оценку «5» в полугодиях, все итоговые оценки «5» и сдавший экзамены только на «5». Претенденты на «серебро» могут иметь не более двух «4» в полугодиях и итоге и сдать экзамены тоже не более чем с двумя «4». Письменные работы претендентов на «золото» – сочинения и алгебру – проверяет областная медальная комиссия, претендентов на «серебро» – муниципальная. И вот тут-то начинаются страсти.

Много лет органы управления образованием мучаются вопросом: сколько ошибок исправили синей пастой учителя в работах «медалистов»? Для ответа на этот вопрос в течение последних лет посылались наблюдатели не только на процедуру экзаменов, но и за процедурой проверки работ. Наблюдения ожидаемого результата не дали. Тогда в прошлом году Министерство общего и профессионального образования Свердловской области приказало своим представителям сразу, после подконтрольной проверки работ учителем, работы с черновиками изымать, запечатывать в конверты и тут же доставлять в министерство. Но что-то, видимо, опять не сработало.

В этом году 30 мая приказом № 02-доп. Министерством общего и профессионального образования Свердловской области утвержден «Порядок проверки и передачи экзаменационных работ учащихся–претендентов на награждение золотой медалью «За особые успехи в учении» для общеобразовательных учреждений, включенных в перечень, для осуществления контроля в 2004/2005 учебном году». Этот порядок предписывает председателю комиссии, т.е. директору школы, сразу после сдачи работы выпускником в присутствии представителя министерства упаковать ее и черновик в конверт формата А-4, запечатать, а представителю министерства – незамедлительно доставлять конверты секретарю областной комиссии. То есть учитель, учивший выпускника, не имеет права даже ознакомиться с его работой в присутствии того же представителя, не говоря уже о ее оценке и прежде требуемой рецензии. Большего унижения для учителя, наверное, не представить.

Мы давно поняли, что министерство образования поставило своей задачей решить все проблемы учительства просто сведя это учительство на нет. Но как быть с выпускниками?

Они все очень и очень разные, и качество знаний у них очень и очень разное, но школы сочли их достойными претендентами на более или менее заслуженные награды. Возникает логичный вопрос: почему оценка десятилетнего труда зависит от 2-х не поставленных в состоянии крайнего напряжения запятых или речевой ошибки?

Почему вообще «достоин – не достоин» решает не школа, которая учила и знает своего выпускника, а какая-то далекая комиссия? До революции, да и какое-то время после правом такого решения обладали сами школы.

Ответ на поставленный вопрос легко предсказуем: дай это право школам, они откроют торговлю медалями, чтобы поправить свое материальное положение, или просто обменяют медали на современную обучающую технику. Конечно, в наше время все возможно, но что же – отменять медали? Или изобретать все более и более унизительные формы контроля – например, собрать всех претендентов в министерстве и пусть пишут экзаменационные работы прямо там (что даже с экономической точки зрения выгоднее)?

Думается, существуют другие пути решения. Например, измененить положение о награждении выпускников общеобразовательных школ РФ золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении».

Выпускник вуза получает «красный диплом», если имеет за все годы учебы не более 25% «4», – почему бы аналогично не решить проблему в школе? Скажем, на «золото» нужно в 5–11-х классах учиться только на «5», а на «серебро» – иметь не более 25% «4» за эти же годы. Можно уточнить: эти показатели должны быть по предметам федерального компонента образования, т.к. региональная и школьная часть учебного плана у всех своя (во всяком случае, пока). Могут быть предложены и рассмотрены другие варианты, но варианты, предполагающие обоснованное, а не произвольное решение вопроса.

Кстати, отличники по итогам года награждаются Похвальными листами министерства образования, которые являются документами строгой отчетности и регистрируются. Подделать, т.е. «продать», журналы за 7 лет невозможно. У школ будут более чем весомые основания для реальной оценки многолетнего труда выпускников, а у органов управления – огромный и опять же реальный материал для контроля.

Я категорический противник того, чтобы оценивать работу школ по количеству медалистов (а такая тенденция в последние годы четко обозначилась): слишком в разных условиях и с разным контингентом работают школы, да и сам результат школьного образования, его действительное качество имеет, как говорится, «отложенный результат», а вовсе не проценты поступления в вузы. Но не оценивать достойно годы учебного труда мы не имеем права. Подвергать унизительным проверкам в стрессовой ситуации учителя и ученика безнравственно. Выступать в роли верховных жрецов, карающих или милующих ради некоей высшей идеи, соблазнительно, но недостойно.

Отношение министерства образования к претендентам на награды и к тем, кто их долгие годы к этим наградам вел, должно быть не настороженно подозрительным, а глубоко благодарным, – тогда и можно будет говорить о хорошем качестве управления образованием.

Татьяна БЕТЧЕР, директор МОУ гимназии № 2, г. Екатеринбург

Кстати…


  • Стало известно, что школьные медалисты будут иметь льготы при поступлении в вузы лишь на протяжении двух лет. До этого времени кандидаты на высшие школьные награды смогут пользоваться определенными поблажками при сдаче ЕГЭ: серебро можно будет заработать, получив не более трех четверок, золото – не более одной. Эти правила сохранятся до 2007 года, пока ЕГЭ не войдет в штатный режим. Тогда, возможно, медали будут вручаться только как знак отличия за хорошую учебу и перестанут обеспечивать какие-либо преимущества своим обладателям.
  • Медальная комиссия Среднего Урала не подтвердила в июне «медальный» уровень 150 сочинений по русскому языку и литературе. Об этом сообщили в департаменте информационной политики губернатора Свердловской области. А после проверки работ по алгебре и началам анализа комиссия решила, что золотые медали получат 613 выпускников. Каждую экзаменационную работу здесь проверяли три группы педагогов, которые определяли соответствие работы «медальному» уровню. При этом все сомнения комиссии толковались в пользу учащегося. Всего же, по предварительным заявкам, на золотую медаль в этом году претендовали около 900 свердловских школьников, на «серебро» – более полутора тысяч. Напомним, что ежегодно в Свердловской области медалистами становятся около 3% выпускников.
  • Лишь каждый десятый вологодский школьник сдал единый госэкзамен по математике на «отлично». Примерно столько же учащихся провалили испытание. В целом же половина вологодских выпускников написали математику на 4 и 5. А 100 баллов – максимально возможное количество за ЕГЭ – набрал учащийся многопрофильного лицея Вологды. Впрочем, ЕГЭ в Вологодской области в этом году проходил в рамках эксперимента, а потому при выставлении аттестационных оценок учителя во многом руководствовались текущей успеваемостью школьника.
  • Комиссия Ямало-Ненецкого АО по рассмотрению работ претендентов на золотую медаль «За особые успехи в учении» утвердила в июне 31 работу одиннадцатиклассников. Таким образом, число «золотых» медалистов увеличилось здесь по сравнению с прошлым учебным годом на 9 человек.

По материалам сайта 5ballov.ru, regions.ru

В начале учебного года многие учителя будут проводить различные конкурсы и эстафеты: что можно придумать интереснее при подготовке встречи с детьми после летних каникул?

В № 16 газеты «Спорт в школе» предлагается широкий спектр игр, конкурсов, эстафет, используя которые каждый классный руководитель организует встречу со своими учениками, потратив на это минимум своего времени. А если ваша школа собирается проводить осенний турслет, то этот номер также поможет: в нем вы найдете новые, интересные конкурсы для школьных туристических слетов.

Рейтинг@Mail.ru