Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2005

Профильное обучение

Модель профилизации образовательного пространства

Продолжая тему профильного обучения, мы знакомим вас с моделью профилизации образовательного пространства МОУ СОШ № 269 города Снежногорска Мурманской области. В школе, которой в будущем году исполнится 20 лет, 558 учащихся. Для них были организованы элективные курсы по трем направлениям, разработана модель портфолио, открыт профильный класс. Детальное описание этого опыта, тех шагов, которые предпринимались в школе на том или ином этапе, возможно, натолкнет вас на какие-то свои идеи при организации системы предпрофильного и профильного обучения в своем образовательном учреждении.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством РФ в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в ряде других документов.

В целях создания условий для реализации основных положений Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, определения структуры и направлений профилизации МОУ СОШ № 269 в период с 2002/2003 по 2004/2005 учебный год творческая группа учителей (ее тема – «Формы и методы работы в профильном классе») разрабатывала модель организации профильного обучения в условиях конкретной школы.

Нашей задачей было создать модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах МОУ СОШ № 269.

Основные этапы:

  • апробация профильных, элективных, предпрофильных курсов;
  • разработка форм и методов организации проектной деятельности учащихся;
  • создание оптимальной схемы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения;
  • формирование индивидуальной накопительной оценки выпускника 9-го класса –«портфолио»;
  • комплексный мониторинг учебно-воспитательного процесса в профильном классе.

Результатом данной работы стало следующее:

  • разработана модель управления процессом профилизации образовательного пространства МОУ СОШ № 269 (Приложение 1 на с. 14);
  • выделены структурно-содержательные блоки модели профилизации образовательного пространства МОУ СОШ № 269 (Приложение 2 на с. 15);
  • создан банк элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки МОУ СОШ № 269;
  • разработан перспективный план введения и развития предпрофильного и профильного обучения в МОУ СОШ № 269 на период до 2010 года;
  • разработаны учебные планы классов естественно-научного профиля, информационно-технологического и гуманитарного профиля МОУ СОШ № 269, формы отчетной документации (Приложения 3, 4 на с. 16–17).

Организация обучения на предпрофильной ступени

Особая роль в современных условиях отводится предпрофильной подготовке. Предпрофильная подготовка должна взять на себя компенсаторную функцию коррекции содержания образования в контексте повышения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению, к переходу на профильное обучение.

В связи с этим творческая группа учителей по профильному обучению осуществляла работу по двум направлениям:

  • ранняя профилизация в параллели 8-х классов;
  • предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов.

В рамках ранней профилизации учащихся параллели 8-х классов с восьмиклассниками были проведены разъяснительные беседы о целях, задачах, содержании профильного обучения. Совместно с Центром дополнительного образования для детей (ЦДОД) было проведено психодиагностическое исследование для уточнения и конкретизации их склонностей и интересов, что послужит основой для формирования групп предпрофильной подготовки на следующий учебный год.

В параллели 9-х классов за счет школьного компонента базисного учебного плана осуществляется предпрофильная подготовка учащихся. Ее цель – выявление интересов, проверка возможностей учения по предполагаемому направлению. Это позволит учащимся при переходе в 10-й класс сделать сознательный выбор профиля.

Для работы по предпрофильной подготовке учителями школы была разработана программы предпрофильных курсов. В этом учебном году работало несколько направлений:

  1. Естественно-научное (курсы «Окружающий мир с точки зрения наук», «Экология», «Геоэкология», «Эволюция окружающего мира», «Физика в самостоятельных исследованиях»);
  2. Гуманитарное (курсы «Деловой русский язык», «Азбука гражданина»);
  3. Межпредметный элективный курс «Я выбираю профессию».

Развивая эти направления, мы преследовали такие цели, как:

  • способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • заложить фундамент для формирования личного мировоззрения у каждого учащегося, помочь ученику осуществить осознанный выбор профиля обучения.

На тематических родительских собраниях члены творческой группы и администрация школы постоянно знакомили родителей с ходом работы в направлении предпрофильной подготовки учащихся, с механизмами реализации средств психологической, педагогической и информационной поддержки самостоятельного выбора выпускниками 9-х классов профиля обучения.

Важными задачами при работе с родителями были следующие:

  • формирование у взрослых и их детей профессиоведческой и психологической компетентности;
  • информирование об основных направлениях, целях, задачах, содержании профильной школы;
  • помощь в выборе профиля, организация работы по подготовке к поступлению в профильный класс.

Для организации курсов по выбору используется вариативный компонент базисного учебного плана и возможности образовательных учреждений и других организаций города Снежногорска для расширения образовательной среды.

При организации предпрофильной подготовки курсы по выбору учащихся проводятся на основе модульного подхода.

Особенности модульного подхода:

  • Модульный подход, предусматривающий короткие (от 8 до 17 часов), относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии несколько ситуаций выбора предметов для изучения.
  • Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени рекомендуется разрабатывать и реализовать в форме проектной и исследовательской деятельности.
  • В процессе освоения предложенных модулей формируется накопительная качественная оценка создаваемых учащимися продуктов в виде портфолио (портфеля личных достижений), которая позволяет объективно судить об их способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.
  • Предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору, – более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков.
  • Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени являются рекомендации методического совета школы относительно итоговой аттестации, согласно которым учащимся основной школы рекомендуется сдавать выпускные экзамены по предметам, которые станут профильными в старшем звене.

Этапы формирования профилей

1 этап. Организация самоопределения подростков

Для обеспечения успешного самоопределения подростков планируется комплексная работа, которая включает:

  • курсы по выбору на предпрофильной ступени;
  • педагогическая и психологическая диагностика (система мероприятий, направленных на самопознание);
  • развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность);
  • информационная работа, направленная на ориентирование учащихся в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаимодействие учреждений при организации учебного процесса);
  • профориентационная работа, развитие способностей к социальному самоопределению учащихся;
  • вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся (родительские собрания, родительские классные часы и т.п.).

2 этап. Подготовка педагогических кадров в ходе организации профильного обучения

Предлагаемые меры по профилизации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности участников педагогических коллективов образовательных учреждений.

Для этого в МОУ СОШ № 269 осуществляется следующая деятельность:

  1. С 2002/2003 учебного года работает проблемная группа учителей сменного состава («Формы и методы работы в профильном классе»).
  2. В план работы методического совета школы, в перспективный план проведения педсоветов, в план работы психологической службы включены вопросы, связанные с переходом на профильное обучение.
  3. На 2004/2005 учебный год запланирован годичный семинар в рамках школьного научного общества учащихся «Поиск» по организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
  4. При планировании курсов повышения квалификации на любом уровне приоритетным является направление «Организация профильного обучения».

Предполагаемый результат подготовки педагогических кадров:

  • деятельностное освоение педагогом гуманистической парадигмы, перестройка логики преподавания предмета с сциентистской (предметноцентристской) на детоцентристскую, исходящую из потребностей и возможностей учащихся;
  • освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих профильное обучение – проектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диагностика.

3 этап. Основной

Он состоит из следующих шагов:

  1. Проведение опроса учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе, его причинах, об определяемом им запросе на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов.
  2. Определение возможных профилей, которые будут востребованы девятиклассниками.
  3. Независимая оценка учащихся 9-х классов учителями, которые их учат и знают с точки зрения рекомендаций, продолжать либо нет обучение по тому или иному профилю.
  4. Оценка и определение профиля на основе учета множества факторов (семейные традиции, склонности учащегося, способности учащегося, мнение родителей, возможность продолжения образования и карьеры, рекомендации учителей, школьного психолога и др.).
  5. Подача девятиклассниками и их родителями заявок на обучение в старшей школе по тому или иному профилю.
  6. Формирование учебного плана профильных классов.
  7. День открытых дверей в старшей школе: демонстрация имеющихся на старшей ступени возможностей, конкретизация предлагаемых образовательных услуг, представление будущих преподавателей профильных классов, презентация ими концепции преподавания предмета.
  8. Выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана с учетом выбранного профиля.
  9. Предъявление учебных планов родителям на собраниях в 9-х классах, окончательная коррекция планов.

Организация профильного обучения на старшей ступени школы
на примере класса естественно-научного профиля.
Опыт и проблемы

В 2002/2003 учебном году впервые в нашей школе в соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказа № 2783 МО РФ от 16.07.2002) был создан класс естественно-научного профиля, который завершил свою работу в 2003/2004 учебном году.

Приказом № 992 от 17.11.2003 Комитета по образованию Мурманской области школе присвоен статус региональной экспериментальной площадки в рамках реализации эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Для создания модели организации работы профильных классов естественно-научного профиля на первой ступени организации профильного обучения с декабря 2002/2003 учебного года работает творческая группа учителей по теме «Формы и методы работы в профильном классе», которой были разработаны следующие локальные акты:

  • Дополнения и изменения к Уставу МОУ СОШ № 269, касающиеся введения профильного обучения (статьи 3, 4).
  • Положение о классах профильного обучения.
  • Положение о школьной научно-практической конференции.

В рамках данной экспериментальной работы школа имеет партнерские связи с Заочной физико-математической школой при МФТИ, ЦМСЧ №120 ЗАТО Снежногорск, СРЗ «Нерпа», учреждениями дополнительного образования ЗАТО Снежногорск.

Результатом двухлетней работы по организации деятельности класса естественно-научного профиля стали:

  • Разработка учебных планов профильных классов, подбор комплекта учебных программ для базовых, профильных и элективных курсов.
  • Получение рецензий МОИПКРО (г. Мурманск) на программы: предпрофильный курс «Мир с точки зрения математики», элективные курсы для профильных классов «Математическая статистика», «Методы оптимизации».
  • Создание схемы мониторинга УВП по направлениям:

    – учебная работа (в частности, использование рейтинговых оценок успешности);
    – контроль качества знаний по профильным и элективным курсам;
    – психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса;
    – контроль за состоянием здоровья.

Общая схема организации мониторинга УВП в профильном классе включает:

  • вводный контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в начале учебного года;
  • промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в середине учебного года;
  • итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в конце учебного года.

Данные формы контроля подразумеваются для профильных дисциплин, т.к. по элективным курсам зачетной работой является курсовая творческая работа и ее защита на школьной конференция профильного класса «Взгляд молодых на проблемы естественных наук».

Мониторинг осуществлялся отдельно для каждого направления:

  • для физико-математического направления – по физике и математике,
  • для естественно-научного направления – по биологии и химии.

Вводный контроль знаний, умений и навыков учащихся профильного класса имел целью определить первоначальный уровень учащихся каждого направления. Это были контрольные работы для физико-математического направления и тестовые задания для естественно-научного направления. Материалы подбирались в соответствии с программами основного общего образования.

Промежуточным контролем знаний, умений и навыков учащихся профильного класса послужили тестовые задания Школьного интеллектуального марафона, разработанные в соответствии с Положением о школьном интеллектуальном марафоне.

Вопросы для итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся профильного класса взяты из материалов централизованного тестирования повышенного уровня сложности (типа «Биология-2», «Химия-2» централизованного тестирования, олимпиадных заданий по математике и физике) и материалов по форме ЕГЭ.

Также особую работу мы проводили по отбору оптимальных методов и педагогических технологий (от самостоятельного изучения основной и дополнительной учебной литературы и иных источников информации до проведения эвристических контрольных работ, творческих конкурсов, публичных защит проектов, дискуссий, творческих встреч и др.). А творческая группа предложила способы изучения спроса на образовательные услуги по различным профилям и способы организации предпрофильной подготовки в основной школе.

На базе МОУ СОШ № 269 в апреле 2004 г. состоялся городской методический семинар на тему «Профильное обучение: проблемы перехода и создание эффективной образовательной среды». В его работе приняли участие все члены творческой группы и гости из учреждений дополнительного образования города.

В программу семинара включались открытые уроки, занятия по предпрофильной подготовке, психологические тренинги, научно-практическая конференция учащихся, заседания за круглым столом и т.д. Школа представила своеобразный творческий отчет о работе над вышеназванной проблемой, продемонстрировала опыт, полученный за два года работы по профилизации старшего звена школы.

В ходе семинара участники постарались найти пути решения острых проблем организации профильного обучения. Это и формирование индивидуальной накопительной оценки выпускника 9 класса – «портфолио», и создание условий для организации единой муниципальной образовательной сети профильного обучения, и подготовка педагогического коллектива, и технические трудности организации учебных практик и проектной деятельности учащихся, и ряд других.

Участники семинара высоко оценили уровень работы школы по организации профильного обучения, отметили, что данная оценка подтверждается успехами учащихся на конкурсах, олимпиадах и конференциях различного уровня (например, 44% победителей старшего звена городской конференции научно-исследовательских и творческих работ молодежи и школьников «Золотой росток» (первый этап всероссийской научной и инженерной выставки «Шаг в будущее») – ученики МОУ СОШ № 269).

В 2004 учебном году класс естественно-научного профиля окончил школу.

Назовем лишь некоторые результаты.

  1. Оказалось, что не все учащиеся в процессе перехода в профильный класс сделали осознанный и всесторонне взвешенный выбор профиля обучения, о чем можно судить по данным таблицы:

    При подведении итогов поступления выяснилось, что из 25 выпускников поступило в вузы 20 человек, из них по профилю – 15 человек. В ссузы поступили 3 человека, из них по профилю – 2 человека. Двое учатся на годичных подготовительных курсах в вузы по профилю.

  2. Учащиеся продемонстрировали достаточно высокие результаты по профильным дисциплинам на итоговой аттестации.
  3. Класс за 2002–2004 учебные годы сформировал солидный портфель достижений, где представлены как учебная, так и научно-практическая деятельность учащихся класса, участие в общественной и культурной жизни школы и города, спортивные и иные достижения.

    В частности, класс принял активное участие в городском этапе предметных олимпиад.

    Победители и призеры:

    1 место – 1 чел.

    2 место – 2 чел.

    3 место – 3 чел.

    поощрительные призы – 1 чел.

    Ряд учащихся класса, проявляя повышенный интерес к предметам избранного профиля, занимаясь на заочных подготовительных курсах при различных вузах, посещали занятия в Центре дополнительного образования для детей, показали высокие результаты на форумах различного уровня. Их работа отмечена различными дипломами, грамотами (в т.ч. диплом Министерства образования и науки РФ), свидетельствами.

  4. Все выпускники прошли плановый медицинский осмотр. Отклонений и нарушений здоровья учащихся в связи с обучением в профильном классе не отмечено.

Отдельно необходимо остановиться на психологической готовности педагогического коллектива и классных руководителей к организации предпрофильной и профильной подготовки. Назовем те основные проблемы, которые предстоит решить.

  1. Выработка психологической и функциональной готовности членов педколлектива к работе в классах различного профиля (в т.ч. в универсальных классах), к преподаванию предмета на повышенном уровне.
  2. Овладение современными педагогическими технологиями работы в профильных классах (например, проектная деятельность). Здесь важно отработать механизмы занятий в профильных классах как по профилирующим предметам, так и по непрофильным предметам в целях оптимизации учебного процесса и недопущения перегрузок учащихся.
  3. Работа с классным коллективом по разъяснению необходимости воспитания у каждого ученика информационной мобильности, готовности менять класс, группу и даже школу.

У любого первопроходца на пути неизбежны преграды. Ряд проблем возник и у нас при переходе к профильному обучению.

  • Во-первых, с одной стороны, в городе накоплен многолетний опыт допрофессионального образования школьников в межшкольном учебном комбинате, Доме детского творчества, Центре дополнительного образования для детей, в самих школах. С другой – профильное обучение должно максимально уходить от копирования профессионального обучения в учреждениях дополнительного образования. Особое место среди методов профильного обучения занимает проектирование как основной вид познавательной деятельности. Но в современных условиях пока нет программ и рекомендаций МО РФ по организации учебных практик и проектной деятельности в рамках школы.
  • Во-вторых, определенную проблему в условиях небольшого города представляет сотрудничество с другими учебными заведениями (профессиональными училищами, колледжами, лицеями, вузами). К сожалению, старшие школьники не готовы к самостоятельному образованию, в том числе с использованием компьютерных средств обучения и ресурсов Интернета. В сфере профильного обучения недостаточно развиваются дистанционные технологии, которые могут предоставить достаточное число профилей, реально обеспечивающих индивидуальные потребности учащихся.
  • В-третьих, новые требования к учителю профильной школы диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педкадров. Проблема заключается не столько в своевременном прохождении курсов повышения квалификации, сколько в осмыслении нового качества профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя
  • В-четвертых, идея профильной школы тесно связана с прогнозированием рынка труда, с теми реальными потребностями производства, которые проявятся в ближайшие 5–7–10 лет. К сожалению, в настоящее время и рынок, и предприятия, на нем действующие, осознают свой кадровый дефицит, но не могут ясно и конструктивно предъявить его образованию. Но и образование, ощущая возможное перспективное поле самореализации будущих граждан, не в состоянии предъявить его рынку, потенциальным потребителям результатов деятельности нашей сферы.

Конечно, проблемы есть. Но в динамичных современных условиях каждый человек, возможно, сменит профессию несколько раз за трудовую жизнь, и именно профильное обучение должно помочь старшеклассникам осознать свободу человека «быть другим».

Особенность профильной школы в том, что она помогает в учебной действительности представить себя будущим профессионалом. Но не профессионалом-всезнайкой в той или иной области, а профессионалом, знающим границы своего незнания, способным сформировать запрос на свое содержание образования.

Ирина ЗУЕВСКАЯ, заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ № 269,
г. Снежногорск, Мурманская область

ПРИЛОЖЕНИЯ

Структурно-содержательные блоки модели профилизации образовательного пространства
МОУ СОШ N№ 269



Рейтинг@Mail.ru