Модель профилизации
образовательного пространства
Продолжая тему профильного обучения, мы знакомим вас с моделью профилизации образовательного пространства МОУ СОШ № 269 города Снежногорска Мурманской области. В школе, которой
в будущем году исполнится 20 лет, 558 учащихся. Для них были организованы элективные курсы по трем направлениям, разработана модель портфолио, открыт профильный класс. Детальное описание этого опыта, тех шагов, которые предпринимались в школе на том или ином этапе, возможно, натолкнет вас на какие-то свои идеи
при организации системы предпрофильного и профильного обучения в своем образовательном учреждении.
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством РФ в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в ряде других документов.
В целях создания условий для реализации основных положений Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, определения структуры и направлений профилизации МОУ СОШ № 269 в период с 2002/2003 по 2004/2005 учебный год творческая группа учителей (ее тема – «Формы и методы работы в профильном классе») разрабатывала модель организации профильного обучения в условиях конкретной школы.
Нашей задачей было создать модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах МОУ СОШ № 269.
Основные этапы:
- апробация профильных, элективных, предпрофильных курсов;
- разработка форм и методов организации проектной деятельности учащихся;
- создание оптимальной схемы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения;
- формирование индивидуальной накопительной оценки выпускника 9-го класса –«портфолио»;
- комплексный мониторинг учебно-воспитательного процесса в профильном классе.
Результатом данной работы стало следующее:
- разработана модель управления процессом профилизации образовательного пространства МОУ СОШ № 269 (Приложение 1 на с. 14);
- выделены структурно-содержательные блоки модели профилизации образовательного пространства МОУ СОШ № 269 (Приложение 2 на с. 15);
- создан банк элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки МОУ СОШ № 269;
- разработан перспективный план введения и развития предпрофильного и профильного обучения в МОУ СОШ № 269 на период до 2010 года;
- разработаны учебные планы классов естественно-научного профиля, информационно-технологического и гуманитарного профиля МОУ СОШ № 269, формы отчетной документации (Приложения 3, 4 на с. 16–17).
Организация обучения на предпрофильной ступени
Особая роль в современных условиях отводится предпрофильной подготовке. Предпрофильная подготовка должна взять на себя компенсаторную функцию коррекции содержания образования в контексте повышения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению, к переходу на профильное обучение.
В связи с этим творческая группа учителей по профильному обучению осуществляла работу по двум направлениям:
- ранняя профилизация в параллели 8-х классов;
- предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов.
В рамках ранней профилизации учащихся параллели 8-х классов с восьмиклассниками были проведены разъяснительные беседы о целях, задачах, содержании профильного обучения. Совместно с Центром дополнительного образования для детей (ЦДОД) было проведено психодиагностическое исследование для уточнения и конкретизации их склонностей и интересов, что послужит основой для формирования групп предпрофильной подготовки на следующий учебный год.
В параллели 9-х классов за счет школьного компонента базисного учебного плана осуществляется предпрофильная подготовка учащихся. Ее цель – выявление интересов, проверка возможностей учения по предполагаемому направлению. Это позволит учащимся при переходе в 10-й класс сделать сознательный выбор профиля.
Для работы по предпрофильной подготовке учителями школы была разработана программы предпрофильных курсов. В этом учебном году работало несколько направлений:
- Естественно-научное (курсы «Окружающий мир с точки зрения наук», «Экология», «Геоэкология», «Эволюция окружающего мира», «Физика в самостоятельных исследованиях»);
- Гуманитарное (курсы «Деловой русский язык», «Азбука гражданина»);
- Межпредметный элективный курс «Я выбираю профессию».
Развивая эти направления, мы преследовали такие цели, как:
- способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- заложить фундамент для формирования личного мировоззрения у каждого учащегося, помочь ученику осуществить осознанный выбор профиля обучения.
На тематических родительских собраниях члены творческой группы и администрация школы постоянно знакомили родителей с ходом работы в направлении предпрофильной подготовки учащихся, с механизмами реализации средств психологической, педагогической и информационной поддержки самостоятельного выбора выпускниками 9-х классов профиля обучения.
Важными задачами при работе с родителями были следующие:
- формирование у взрослых и их детей профессиоведческой и психологической компетентности;
- информирование об основных направлениях, целях, задачах, содержании профильной школы;
- помощь в выборе профиля, организация работы по подготовке к поступлению в профильный класс.
Для организации курсов по выбору используется вариативный компонент базисного учебного плана и возможности образовательных учреждений и других организаций города Снежногорска для расширения образовательной среды.
При организации предпрофильной подготовки курсы по выбору учащихся проводятся на основе модульного подхода.
Особенности модульного подхода:
- Модульный подход, предусматривающий короткие (от 8 до 17 часов), относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии несколько ситуаций выбора предметов для изучения.
- Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени рекомендуется разрабатывать и реализовать в форме проектной и исследовательской деятельности.
- В процессе освоения предложенных модулей формируется накопительная качественная оценка создаваемых учащимися продуктов в виде портфолио (портфеля личных достижений), которая позволяет объективно судить об их способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.
- Предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору, – более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков.
- Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени являются рекомендации методического совета школы относительно итоговой аттестации, согласно которым учащимся основной школы рекомендуется сдавать выпускные экзамены по предметам, которые станут профильными в старшем звене.
Этапы формирования профилей
1 этап. Организация самоопределения подростков
Для обеспечения успешного самоопределения подростков планируется комплексная работа, которая включает:
- курсы по выбору на предпрофильной ступени;
- педагогическая и психологическая диагностика (система мероприятий, направленных на самопознание);
- развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность);
- информационная работа, направленная на ориентирование учащихся в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаимодействие учреждений при организации учебного процесса);
- профориентационная работа, развитие способностей к социальному самоопределению учащихся;
- вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся (родительские собрания, родительские классные часы и т.п.).
2 этап. Подготовка педагогических кадров в ходе организации профильного обучения
Предлагаемые меры по профилизации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности участников педагогических коллективов образовательных учреждений.
Для этого в МОУ СОШ № 269 осуществляется следующая деятельность:
- С 2002/2003 учебного года работает проблемная группа учителей сменного состава («Формы и методы работы в профильном классе»).
- В план работы методического совета школы, в перспективный план проведения педсоветов, в план работы психологической службы включены вопросы, связанные с переходом на профильное обучение.
- На 2004/2005 учебный год запланирован годичный семинар в рамках школьного научного общества учащихся «Поиск» по организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
- При планировании курсов повышения квалификации на любом уровне приоритетным является направление «Организация профильного обучения».
Предполагаемый результат подготовки педагогических кадров:
- деятельностное освоение педагогом гуманистической парадигмы, перестройка логики преподавания предмета с сциентистской (предметноцентристской) на детоцентристскую, исходящую из потребностей и возможностей учащихся;
- освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих профильное обучение – проектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диагностика.
3 этап. Основной
Он состоит из следующих шагов:
- Проведение опроса учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе, его причинах, об определяемом им запросе на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов.
- Определение возможных профилей, которые будут востребованы девятиклассниками.
- Независимая оценка учащихся 9-х классов учителями, которые их учат и знают с точки зрения рекомендаций, продолжать либо нет обучение по тому или иному профилю.
- Оценка и определение профиля на основе учета множества факторов (семейные традиции, склонности учащегося, способности учащегося, мнение родителей, возможность продолжения образования и карьеры, рекомендации учителей, школьного психолога и др.).
- Подача девятиклассниками и их родителями заявок на обучение в старшей школе по тому или иному профилю.
- Формирование учебного плана профильных классов.
- День открытых дверей в старшей школе: демонстрация имеющихся на старшей ступени возможностей, конкретизация предлагаемых образовательных услуг, представление будущих преподавателей профильных классов, презентация ими концепции преподавания предмета.
- Выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана с учетом выбранного профиля.
- Предъявление учебных планов родителям на собраниях в 9-х классах, окончательная коррекция планов.
Организация профильного обучения
на старшей ступени школы на примере класса естественно-научного профиля.
Опыт и проблемы
В 2002/2003 учебном году впервые в нашей школе в соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказа № 2783 МО РФ от 16.07.2002) был создан класс естественно-научного профиля, который завершил свою работу в 2003/2004 учебном году.
Приказом № 992 от 17.11.2003 Комитета по образованию Мурманской области школе присвоен статус региональной экспериментальной площадки в рамках реализации эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Для создания модели организации работы профильных классов естественно-научного профиля на первой ступени организации профильного обучения с декабря 2002/2003 учебного года работает творческая группа учителей по теме «Формы и методы работы в профильном классе», которой были разработаны следующие локальные акты:
- Дополнения и изменения к Уставу МОУ СОШ № 269, касающиеся введения профильного обучения (статьи 3, 4).
- Положение о классах профильного обучения.
- Положение о школьной научно-практической конференции.
В рамках данной экспериментальной работы школа имеет партнерские связи с Заочной физико-математической школой при МФТИ, ЦМСЧ №120 ЗАТО Снежногорск, СРЗ «Нерпа», учреждениями дополнительного образования ЗАТО Снежногорск.
Результатом двухлетней работы по организации деятельности класса естественно-научного профиля стали:
- Разработка учебных планов профильных классов, подбор комплекта учебных программ для базовых, профильных и элективных курсов.
- Получение рецензий МОИПКРО (г. Мурманск) на программы: предпрофильный курс «Мир с точки зрения математики», элективные курсы для профильных классов «Математическая статистика», «Методы оптимизации».
- Создание схемы мониторинга УВП по направлениям:
– учебная работа (в частности, использование рейтинговых оценок успешности);
– контроль качества знаний по профильным и элективным курсам;
– психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса;
– контроль за состоянием здоровья.
Общая схема организации мониторинга УВП в профильном классе включает:
- вводный контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в начале учебного года;
- промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в середине учебного года;
- итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в конце учебного года.
Данные формы контроля подразумеваются для профильных дисциплин, т.к. по элективным курсам зачетной работой является курсовая творческая работа и ее защита на школьной конференция профильного класса «Взгляд молодых на проблемы естественных наук».
Мониторинг осуществлялся отдельно для каждого направления:
- для физико-математического направления – по физике и математике,
- для естественно-научного направления – по биологии и химии.
Вводный контроль знаний, умений и навыков учащихся профильного класса имел целью определить первоначальный уровень учащихся каждого направления. Это были контрольные работы для физико-математического направления и тестовые задания для естественно-научного направления. Материалы подбирались в соответствии с программами основного общего образования.
Промежуточным контролем знаний, умений и навыков учащихся профильного класса послужили тестовые задания Школьного интеллектуального марафона, разработанные в соответствии с Положением о школьном интеллектуальном марафоне.
Вопросы для итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся профильного класса взяты из материалов централизованного тестирования повышенного уровня сложности (типа «Биология-2», «Химия-2» централизованного тестирования, олимпиадных заданий по математике и физике) и материалов по форме ЕГЭ.
Также особую работу мы проводили по отбору оптимальных методов и педагогических технологий (от самостоятельного изучения основной и дополнительной учебной литературы и иных источников информации до проведения эвристических контрольных работ, творческих конкурсов, публичных защит проектов, дискуссий, творческих встреч и др.). А творческая группа предложила способы изучения спроса на образовательные услуги по различным профилям и способы организации предпрофильной подготовки в основной школе.
На базе МОУ СОШ № 269 в апреле 2004 г. состоялся городской методический семинар на тему «Профильное обучение: проблемы перехода и создание эффективной образовательной среды». В его работе приняли участие все члены творческой группы и гости из учреждений дополнительного образования города.
В программу семинара включались открытые уроки, занятия по предпрофильной подготовке, психологические тренинги, научно-практическая конференция учащихся, заседания за круглым столом и т.д. Школа представила своеобразный творческий отчет о работе над вышеназванной проблемой, продемонстрировала опыт, полученный за два года работы по профилизации старшего звена школы.
В ходе семинара участники постарались найти пути решения острых проблем организации профильного обучения. Это и формирование индивидуальной накопительной оценки выпускника 9 класса – «портфолио», и создание условий для организации единой муниципальной образовательной сети профильного обучения, и подготовка педагогического коллектива, и технические трудности организации учебных практик и проектной деятельности учащихся, и ряд других.
Участники семинара высоко оценили уровень работы школы по организации профильного обучения, отметили, что данная оценка подтверждается успехами учащихся на конкурсах, олимпиадах и конференциях различного уровня (например, 44% победителей старшего звена городской конференции научно-исследовательских и творческих работ молодежи и школьников «Золотой росток» (первый этап всероссийской научной и инженерной выставки «Шаг в будущее») – ученики МОУ СОШ № 269).
В 2004 учебном году класс естественно-научного профиля окончил школу.
Назовем лишь некоторые результаты.
- Оказалось, что не все учащиеся в процессе перехода в профильный класс сделали осознанный и всесторонне взвешенный выбор профиля обучения, о чем можно судить по данным таблицы:
При подведении итогов поступления выяснилось, что из 25 выпускников поступило в вузы 20 человек, из них по профилю – 15 человек. В ссузы поступили 3 человека, из них по профилю – 2 человека. Двое учатся на годичных подготовительных курсах в вузы по профилю.
- Учащиеся продемонстрировали достаточно высокие результаты по профильным дисциплинам на итоговой аттестации.
- Класс за 2002–2004 учебные годы сформировал солидный портфель достижений, где представлены как учебная, так и научно-практическая деятельность учащихся класса, участие в общественной и культурной жизни школы и города, спортивные и иные достижения.
В частности, класс принял активное участие в городском этапе предметных олимпиад.
Победители и призеры:
1 место – 1 чел.
2 место – 2 чел.
3 место – 3 чел.
поощрительные призы – 1 чел.
Ряд учащихся класса, проявляя повышенный интерес к предметам избранного профиля, занимаясь на заочных подготовительных курсах при различных вузах, посещали занятия в Центре дополнительного образования для детей, показали высокие результаты на форумах различного уровня. Их работа отмечена различными дипломами, грамотами (в т.ч. диплом Министерства образования и науки РФ), свидетельствами.
- Все выпускники прошли плановый медицинский осмотр. Отклонений и нарушений здоровья учащихся в связи с обучением в профильном классе не отмечено.
Отдельно необходимо остановиться на психологической готовности педагогического коллектива и классных руководителей к организации предпрофильной и профильной подготовки. Назовем те основные проблемы, которые предстоит решить.
- Выработка психологической и функциональной готовности членов педколлектива к работе в классах различного профиля (в т.ч. в универсальных классах), к преподаванию предмета на повышенном уровне.
- Овладение современными педагогическими технологиями работы в профильных классах (например, проектная деятельность). Здесь важно отработать механизмы занятий в профильных классах как по профилирующим предметам, так и по непрофильным предметам в целях оптимизации учебного процесса и недопущения перегрузок учащихся.
- Работа с классным коллективом по разъяснению необходимости воспитания у каждого ученика информационной мобильности, готовности менять класс, группу и даже школу.
У любого первопроходца на пути неизбежны преграды. Ряд проблем возник и у нас при переходе к профильному обучению.
- Во-первых, с одной стороны, в городе накоплен многолетний опыт допрофессионального образования школьников в межшкольном учебном комбинате, Доме детского творчества, Центре дополнительного образования для детей, в самих школах. С другой – профильное обучение должно максимально уходить от копирования профессионального обучения в учреждениях дополнительного образования. Особое место среди методов профильного обучения занимает проектирование как основной вид познавательной деятельности. Но в современных условиях пока нет программ и рекомендаций МО РФ по организации учебных практик и проектной деятельности в рамках школы.
- Во-вторых, определенную проблему в условиях небольшого города представляет сотрудничество с другими учебными заведениями (профессиональными училищами, колледжами, лицеями, вузами). К сожалению, старшие школьники не готовы к самостоятельному образованию, в том числе с использованием компьютерных средств обучения и ресурсов Интернета. В сфере профильного обучения недостаточно развиваются дистанционные технологии, которые могут предоставить достаточное число профилей, реально обеспечивающих индивидуальные потребности учащихся.
- В-третьих, новые требования к учителю профильной школы диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педкадров. Проблема заключается не столько в своевременном прохождении курсов повышения квалификации, сколько в осмыслении нового качества профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя
- В-четвертых, идея профильной школы тесно связана с прогнозированием рынка труда, с теми реальными потребностями производства, которые проявятся в ближайшие 5–7–10 лет. К сожалению, в настоящее время и рынок, и предприятия, на нем действующие, осознают свой кадровый дефицит, но не могут ясно и конструктивно предъявить его образованию. Но и образование, ощущая возможное перспективное поле самореализации будущих граждан, не в состоянии предъявить его рынку, потенциальным потребителям результатов деятельности нашей сферы.
Конечно, проблемы есть. Но в динамичных современных условиях каждый человек, возможно, сменит профессию несколько раз за трудовую жизнь, и именно профильное обучение должно помочь старшеклассникам осознать свободу человека «быть другим».
Особенность профильной школы в том, что она помогает в учебной действительности представить себя будущим профессионалом. Но не профессионалом-всезнайкой в той или иной области, а профессионалом, знающим границы своего незнания, способным сформировать запрос на свое содержание образования.
Ирина ЗУЕВСКАЯ,
заместитель директора
по учебной работе МОУ СОШ № 269,
г. Снежногорск, Мурманская область
ПРИЛОЖЕНИЯ
Структурно-содержательные блоки модели профилизации образовательного пространства МОУ СОШ N№ 269
|