Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2005

Профильное обучение

Прикосновение к профессии

Наследство в виде учебно-производственных комбинатов (сокращенно их всегда называли УПК), когда-то обеспечивавших систему предпрофильной подготовки школьников, досталось нам от советских времен. Довольно быстро школы, адаптируясь к новым реалиям жизни, осознали, что эти самые комбинаты им не помощники. В результате школы начали своими силами пытаться осваивать область предпрофильной подготовки, а УПК – тихо разрушаться за ненадобностью…

Вялые попытки реанимировать систему УПК долгое время ни к чему не приводили. Но с недавних пор в нашем лексиконе и в школьной жизни появились МУКи – межшкольные учебные комбинаты. Некоторые из них вполне успешно справляются со своей ролью и удачно, что называется, вписываются в систему предпрофильной и профильной подготовки, сотрудничая со школами.

Межшкольный учебный комбинат города Кирово-Чепецка – образец такой успешной деятельности. Своему превращению из умирающего УПК в удивительно мобильный, удачливый и современный центр предпрофильной подготовки учащихся он полностью обязан своему директору – Аркадию Геннадьевичу ФИЛИМОНОВУ. Занимающий должность руководителя УПК, а теперь МУКа, вот уже 23 года, он сумел создать такое образовательное учреждение, в котором с удовольствием проводят время старшеклассники и с увлечением работают преподаватели.

– Аркадий Геннадьевич, сколько ребят занимается в МУКе на сегодняшний день?

– Они распределяются так: 672 человека – это учащиеся одиннадцатых классов, около 570 десятиклассников и 970 учащихся девятых классов. Это все школьники Кирово-Чепецка. Плюс к ним мы работаем с сельскими школами. Либо ребята из сел сами приезжают к нам, если родители в состоянии оплатить их проезд в город, либо поселковая администрация выделяет для них автобус, на котором их доставляют к нам.

В этом году мы проводили и встречный эксперимент: наши специалисты ездили в села и проводили там занятия, экономя таким образом средства родителей, за что получили благодарность. Это, конечно, удобно для детей. Но полноценной работы все равно не получается, так как мы не можем везти с собой все то оборудование и все те материалы, которыми располагаем здесь.

– Что вы предлагаете старше¬классникам?

– Наша программа занятий рассчитана на два года. Первый год делится на информационный модуль, состоящий из занятий раз в неделю по два часа каждое, и специально разработанный диагностический модуль, в который входят 12 часов занятий плюс индивидуальные консультации. На них было положено раньше 4 часа, но с нового учебного года мы увеличиваем количество часов до 7. Мы считаем, что наша главная задача – помочь каждому учащемуся выстроить его индивидуальный образовательный маршрут. Именно поэтому мы и решили прибавить часы для индивидуальных консультаций школьников с психологами.


А.Г. Филимонов: «Наша
главная задача – помочь каждому
учащемуся выстроить его
индивидуальный образовательный
маршрут»

Диагностический курс рассчитан на раскрытие подростком самого себя, на поиск ответа на вопрос: кто я в окружающем меня мире? Помимо лекций преподавателей, мы предоставляем ребятам достаточно широкие возможности тестирования. Поэтому МУК сотрудничает с фирмой «Иматон» в Санкт-Петербурге, чьи психологи разработали спецаиальный компютерный курс «Выбор профессии». И мы ежегодно обновляем его версию. Реябта имеют возможность пройти тестирование и определить свои склонности к той или иной профессии.

Кроме этого, в Институте охраны труда в Екатеринбурге мы заказали 14 приборов для определения психофизиологических данных личности. Эти приборы предназначены для чисто механической проверки. Например, выбирает юноша профессию водителя. Для этой профессии в первую очередь необходимо иметь хорошую реакцию. Так вот среди этих приборов есть специальный, помогащий понять, насколько быстра реакция человека. На экране такого прибора одновременно «встречаются» двадцать шариков, и учащийся должен нажать определенную кнопку именно в тот момент, когда шарики точь-в-точь перекрывают друг друга. А, скажем, в профессии часовщика важна чувствительность пальцев. Для понимания и определения такой чувствительности также есть специальный прибор.

Другими словами, стараемся использовать всевозможные подходы к исследованию личности и ее психофизиологических особенностей.

Cмысл второго года обучения – социальные пробы. Таким образом, первый год занятий – это теория, а второй год – практика. В процеcсе занятий подростки имеют возможность познакомиться с 18 профессиями.

– Расскажите, пожалуйста, что такое социальные пробы.

– Социальная проба – это непродолжительное действие, результатом которого является социально значимая информация в виде знания. Каждая такая проба рассчитана на 2 часа, из которых 30 минут отводится на теорию и полтора часа – на практику. Практика имеет три уровня: репродуктивный, частично поисковый и творческий. График таких проб мы составляем на каждый месяц разный. Ведь задача их именно в том, чтобы ребята могли прикоснуться к профессии, попробовать что-то сделать и понять, что это такое.

Например, когда учащийся приходит на социальную пробу по направлению «компьютерные технологии», задача преподавателя состоит в том, чтобы показать ему связь компьютера со всеми сферами деятельности. Другими словами, каждая представленная у нас профессия имеет как минимум внутри себя пять специализаций, с которыми дети и знакомятся на социальных пробах. Этот принцип мы позаимствовали в Ярославле, куда ездили знакомиться с системой работы в их МУКах.

right

Мы пытаемся доступными способами раскрывать особенности той или иной деятельности. Скажем, у детей есть возможность прикоснуться к такой профессии, как юрист. Ребята ходят даже в суд на рассмотрение и слушание различных дел. А однажды был такой случай. На остановке я увидел одного из наших учащихся. Смотрю, он не сел в один автобус, во второй. Подхожу, спрашиваю: «Ты чего стоишь, два автобуса уже прошли?» А он мне не отвечает. Потом оказалось, что ему было поручено отслеживать человека с определенной внешностью и запрещено при этом разговаривать с кем-либо. На занятих наблюдать за ними тоже сполшное удовольствие. В той же самой юридической группе ребята имитируют нападение, грабежи, а потом проводят расследование. Учитель комментирует, поправляет их действия.

Кроме этого, в помощь каждому школьнику мы выдаем учебное пособие «Секреты выбора профессии», созданное преподавателями нашего комбината и специальную тетрадь профильного и профессионального самоопределения. В этой тетради можно найти методику «Модифицированный тест Холланда», сокращенный вариант теста Кеттелла, словарь профессий и ряд других тестов и анкет, помогающих определиться с направлением своего дальнейшего обучения. Все диагностические исследования, которые проводят наши психологи, результаты прохождения социальных проб также отмечаются в этой тетради.

А еще мы приглашаем для детей специалистов – профессионалов в своей области. Когда к нашим «юристам» приходит адвокат, общается с ними, показывает какие-то интересные альбомы, фотографии из архива суда, рассказывает случаи из своей практики, дети слушают затаив дыхание.

– Вы говорили, что психологи ведут у вас индивидуальные консультации с детьми…

– Да, у нас в штатном расписании три психолога. Как показывает наша практика, работа психолога со школьником с глазу на глаз очень результативна. Интересно, что многие родители просят разрешения присутствовать на таких консультациях. С позволения психологов они слушают беседу, наблюдают, как идут занятия. Но вмешиваться в диалог между своим ребенком и психологом они не имеют права. Они выступают только в роли наблюдателя. По окончании консультации, конечно же, могут задавать вопросы, прояснить для себя какие-то моменты, посоветоваться.

– А насколько тесно вы сотрудничаете непосредственно со школами?

– Без постоянного контакта со школой нам не обойтись. Те же элективные курсы, преподающиеся в школе, углубляют и расширяют знания в той или иной области. А курсы по тем же направлениям в нашем учебном комбинате носят практико-ориентированное направление. Ведь школу так, как комбинат, не оснастить. У нас же множество приборов есть в медицинском кабинете, в химическом, которые мы добываем на предприятиях, заводах. Поэтому сейчас у нас вырисовывается такая схема сотрудничества: мы со школами согласовываем программу обучения, скажем по химии, после чего базовый уровень преподается в школе, а уже практические занятия идут у нас.

Другая задача на ближайшее время – найти как можно больше точек соприкосновения с техникумами, колледжами и вузами. Сейчас в наших стенах, например, некоторые осваивают профессию продавца. После обучения у нас ребята могут пойти в колледж, который готовит коммерсантов, и смогут там учиться на один курс меньше. То есть получается, что программу первого курса колледжа школьники проходят у нас, затем идут на второй курс колледжа, а в дальнейшем колледж заключает договор с вузом, где ребята могут продолжить обучение по специальности. Таким образом выстраивается удобная система.

А недавно мы подписали сразу четыре договора с Центром занятости. Наша работа с ними заключается в том, что мы получаем от них самую свежую информацию-прогноз о том, какие профессии в ближайшие пять лет будут востребованы на рынке труда местного уровня, в области и в целом по России. Ведь из Кировской области уезжает множество людей, причем хороших специалистов. И в этом смысле одна из наших задач – удержать выпускников здесь, дома, дать им возможность проявить себя, помочь почувствовать, что их знания и умения нужны родному городу.


Подробнее о социальных пробах, проходящих в МУКе,
рассказывает заместитель директора комбината Нина Ильинична КУЗЬМИНА:

– Итак, социальная проба – это непродолжительное действие, продуктом которого является социально значимая информация в виде знания. Я веду занятия по профессии «дизайнер». В ее рамках у нас есть двухчасовая социальная проба. Я рассказываю ребятам о том, что в этом направлении можно выделить пять видов профессий, пять разделов. Первый – это «человек – человек». Что это значит? Это значит, что работа человека в этих рамках будет всегда связана с людьми: учитель изобразительного искусства, художник, скульптор. Дальше мы обсуждаем с детьми те способности, которые нужны для поступления в тот или иной вуз, чтобы работать в этой области, и какие предметы надо сдавать на экзаменах.

Потом следующий вид – «человек – природа». Это уже такие профессии, как дизайнер интерьеров, ланд¬шафтный архитектор. Здесь уже мало уметь только рисовать. Необходимо серьезно заниматься черчением и математикой. Мы снова обращаемся к тем учебным заведениям, где можно получить такие профессии, обсуждаем экзамены.

Следующее направление – «человек – художественный образ». Это будущие стилисты, визажисты, модельеры, декораторы, искусствоведы, экскурсоводы. Здесь богатое поле деятельности: музеи, кино, студии красоты… Для таких профессий желательно знание иностранного языка.

Таким образом, после детальной проработки всех направлений учащийся гораздо лучше понимает, какие предметы в школе надо сделать для себя основными, где и как лучше дополнительно заниматься, по какому предмету.

После этого – практическая часть. Дети рисуют натюрморты, вычерчивают схемы, делают композиции по флористике, вышивают и потом смотрят работы друг друга, советуются, делают выводы для себя, решают, стоит ли им еще позаниматься полгода в избранном направлении или лучше сразу немного поменять направление. Бывает так, что школьники представляют себе какую-то будущую профессию, но не понимают, в каком направлении двигаться. Думая, что профессия визажиста связана с кожей человека, со всевозможными химическими составами кремов, мазей, красок, они идут к нашим медикам или химикам. Но зато после пробы у химиков они точно знают, что такое химия, какие профессии с ней связаны и куда надо идти на пробы в следующий раз.

Беседовала Яна САРТАН,
Москва – Кирово-Чепецк – Москва

Рейтинг@Mail.ru