Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2005

Профильное обучение

Выгодная сеть

Об опыте организации образовательной сети для профильного обучения на уровне города

Переход на профильное обучение учащихся старших классов – дело хотя и не решенное официально, на уровне министерства, однако же подсказанное самой жизнью и потому – реальное и даже успешное во многих школах. Кто-то работает в этом направлении в рамках эксперимента, а кто-то – пробует свои силы самостоятельно. Причем не только на уровне отдельных школ, но и на уровне целого города.
К последним относится, в частности, город Кирово-Чепецк, куда мы сегодня и заглянем.

Здесь пришли к очевидному выводу: несмотря на то что большинство школ города имеют хороший опыт организации профильного обучения, по объективным причинам они не могут создать условия для реализации интересов и творческого потенциала всех учащихся, и потому все образовательные учреждения (ОУ) города решено было объединить в муниципальную образовательную сеть (см. схему).

Идея такой организации заключается в том, что школы реализуют ту часть программы, которую они могут выполнить в рамках своих возможностей, а остальную часть берет на себя ресурсный центр. Главная его задача состоит в создании условий и организации учебного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся в соответствии с их профессиональными намерениями продолжать образование. Такой центр в Кирово-Чепецке включает четыре организации: управление образования, городской методический кабинет, межшкольный учебный комбинат и центр занятости населения. Эти центры обеспечивают сетевое взаимодействие всех ОУ и единство всех ресурсов для сети.

По словам начальника управления образования администрации Кирово-Чепецка Анатолия Горбунова, на сегодняшний день между участниками сети сложились три основных варианта взаимодействия: ресурсный центр, кооперация, смешанная модель. Вот что он рассказал:

– Первый вариант – ресурсный центр – связан с объединением нескольких ОУ вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом. В нашей модели эту роль выполняет межшкольный учебный комбинат. Второй вариант основан на кооперации ОУ с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профобразования. Смешанная модель соответственно подразумевает объединение двух данных вариантов.

Замечу, что, несмотря на достаточно сильную конкуренцию школ за учащихся (их количество, как и во многих российских городах, год от года сокращается), между ними сложились замечательное сотрудничество и взаимодействие. И я надеюсь, что именно такая позиция поможет всем и дальше продуктивно работать над проектом.

Действующая модель муниципальной образовательной сети профильного обучения



Рейтинг@Mail.ru