Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2005

Экономика образования

Страницы, объединенные в блок «Экономика образования» и завершающие этот выпуск «Управления школой», нельзя пробежать глазами, если хочется разобраться, куда мы движемся и каково состояние отправной точки.
Одни цифры живописуют развал и призывают к акциям протеста. Другие – дают надежду. Что из них в конце концов перевесит, нам предстоит узнать в ближайшие несколько лет.
Ваши прогнозы?..

Пятилетка до рая

Систему образования ждет самоочищение

Без бурных дискуссий обошлось заседание Российского совета по развитию образования (РОСРО). Встреча на тему «Задачи и ресурсы развития системы образования» больше носила информационный характер. В частности, Минобрнауки представило собравшимся основные положения разработанной им Федеральной целевой программы на 2006–2010 гг.

Для образования ждать неожиданных даров – занятие бесперспективное. «Здравоохранение, культура, соцзащита… Много забот у государства», – посетовала на заседании ­ Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Более того, в последние годы наблюдается снижение доли бюджетных расходов на образование в объеме ВВП, что, к слову, противоречит установке российского Президента на приоритетность этой сферы.

Особую тревогу вызывает уровень заработной платы в системе образования, средний размер которой составляет чуть более 60% от средней зарплаты по экономике в целом. Такое положение приводит к деградации кадрового потенциала отрасли, не обеспечивает конкурентоспособность системы на рынке труда и способствует развитию коррупционных отношений.

В то же время направляемые в сферу образования средства нередко используются на финансирование низкокачественных образовательных программ, не обеспечивается концентрация средств на программах высокого качества.

Сложившаяся система финансирования образовательных учреждений, ужесточение ограничений по расходованию средств снижают их заинтересованность в эффективном использовании и зарабатывании средств.

Происходит ухудшение налоговых условий в сфере образования, причем это относится не только к образовательным учреждениям, но и к организациям, направляющим свои средства в эту сферу, в том числе в форме благотворительных пожертвований.

А ведь ресурсное обеспечение, как отметил сопредседатель РОСРО, ректор ГУ–Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов, необходимо для того, чтобы образование было образованием, чтобы педагоги были педагогами, а не почасовиками, работающими на трех работах. По его прогнозу, если система образования к 2010 г. выйдет на уровень финансирования в 5% ВВП и все планируемые преобразования будут проведены, в результате притока новых кадров в системе начнется процесс самоочищения.

Таким образом, по словам Кузьминова, ресурсное наполнение образования – один из важнейших вопросов модернизации системы образования.

Это один из пунктов в ряду других ключевых задач на ближайшие пять лет.

1. Создать механизмы равного доступа к качественному образованию всех граждан России:

а) ввести в действие ЕГЭ и систему федеральных предметных олимпиад и конкурсов (5 млрд руб. за весь период);
б) ввести государственные возвратные субсидии (8 млрд руб. в 2010 г. – текущее финансирование);
в) ввести дифференцированную социальную стипендию для студентов и учащихся НПО из малодоходных семей и обеспечить повышение ее размера до прожиточного минимума (15 млрд руб. в 2010 г. – текущее финансирование);
г) обеспечить использование общежитий по назначению (3 млрд руб. за весь период);
д) восстановить бесплатные подготовительные отделения вузов (1,5 млрд руб. в 2010 г. – текущее финансирование).

2. Обеспечить необходимое ресурсное наполнение образовательных программ с учетом их качества и общественной значимости; главный целевой показатель – зарплата преподавателей, которая должна к концу периода достигнуть 15 тыс. руб. у учителя, 18 тыс. руб. у мастера производственного обучения, 30 тыс. руб. – у преподавателя вуза и 75 тыс. руб. – у преподавателя исследовательского университета:

а) уведичить бюджетное финансирование системы образования с 3,5% до 5% ВВП;
б) перейти от сметного к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ в части покрытия текущих затрат учебных заведений (расходы на эксперименты – 0,8 млрд руб. за весь период);
в) сформировать на федеральном уровне программы развития высших учебных заведений (в части финансирования капитальных затрат, развития кадровой и информационной базы) (60 млрд руб. за весь период);
г) сформировать на региональном уровне программы образования (в части финансирования инновационных проектов, переподготовки кадров, развития оборудования и информационной базы) (60 млрд руб. за весь период из тербюджетов);
д) разрешить общеобразовательным школам организацию платной образовательной деятельности за пределами учебного плана (расходы на эксперименты – 0,75 млрд руб., дополнительное финансирование для покрытия стоимости факультативов для малодоходных семей – 60 млрд руб. из тербюджетов в 2010 г.).

3. Сформировать механизмы конт­роля качества образования и отсечения псевдообразования:

а) создать единую систему контроля качества общего образования, включенную в систему международных измерений (4 млрд руб. за весь период);
б) обеспечить обязательное предоставление учебными заведениями в Интернет пакета информации о своих программах, учебных планах, преподавателях, информационной и социальной инфраструктуре, финансовом состоянии, распределении выпускников. Установить ответственность за достоверность и своевременное обновление такой информации;
в) установить минимальную цену платного образования;
г) создать новую общественно-государственную систему контроля качества программ профессионального образования с опорой на ведущие университеты и международных экспертов (1 млрд руб. за весь период);
д) создать общественно-государственную систему присвоения профессиональных квалификаций с опорой на профессиональные ассоциации и объединения работодателей (0,6 млрд руб. за весь период).

4. Провести реструктуризацию образовательных программ, адаптировав из к потребностям населения и работодателей:

а) профильная старшая общеобразовательная школа (3 млрд руб. за весь период);
б) преобразование учреждений НПО и частично СПО в региональные центры приобретения квалификаций; переход на короткие программы получения конкретных квалификаций (20 млрд руб. за весь период из тербюджетов, 3 млрд руб. из федерального бюджета);
в) формирование программ технического бакалавриата на базе части учреждений СПО (6 млрд руб. за весь период);
г) переход системы высшего профессионального образования на программы бакалавриата, «4 + 1» и «4 + 2». Выделение группы ведущих вузов (университетов и академий), концентрация в них магистратуры и аспирантуры (9 млрд руб. за весь период);
д) выделение исследовательских университетов, которым финансируются фундаментальные исследования (финансирование программ развития за весь период 40 млрд руб.).

5. Сформировать систему общедоступных электронных ресурсов и обеспечить к ним доступ всех заинтересованных пользователей:

а) развитие сети образовательных порталов и электронных библиотек (5 млрд руб. за весь период);
б) подключение учебных заведений к широкополосному Интернету (25 млрд руб. за весь период, в том числе 12,5 млрд руб. из федерального бюджета).

6. Создать и опробовать в экспериментальном режиме новые стандарты образования и образовательные программы, базирующиеся на новых технологиях:

а) разработка новых стандартов общего образования (в нескольких вариантах) (4 млрд руб. за весь период);
б) разработка технологий дистанционного обучения и организационных механизмов зачета и признания дистанционных курсов (2 млрд руб. за весь период);
в) стандарт и технологии до­школьного (предшкольного) образования (1,3 млрд руб. за весь период);
г) поддержка авторских общеобразовательных школ (0,6 млрд руб. за весь период);
д) создание системы распространения и информационного обеспечения образовательных инноваций (0,9 млрд руб. за весь период).

Рейтинг@Mail.ru