Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2005

Тема для педсовета

Сила — в интеграции

Пришло время переосмыслить значение и роль заместителей директора по учебно-воспитательной работе, которые могут объединить процесс обучения с процессом воспитания. Такую непростую работу начали разворачивать в условиях экспериментальной деятельности в ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1202 г. Москвы. Часть ее мы представляем ниже.

Сочетание двух начал

Для того чтобы определить основные акценты работы коллектива в новом учебном году, заместитель директора проводит «установочное совещание» отдельно для начальной школы, отдельно для 5–7-х классов, отдельно для 8–11-х классов. (Предварительно тема определяется на совещании заместителей директора как актуальное направление годового движения.) Это достаточно непростое испытание для проводящего, ибо на таких собраниях слушают внимательнее и вопросов (которых не следует бояться) больше. На практике мы начинали с обсуждения проблемы составляющих элементов успешности ребенка (домашнее и школьное питание, режим сна школьников, влияние телевидения и современных музыкальных ритмов на развитие ребенка, соответствие внешнего вида школьной атмосфере, отношения к ребенку и его деятельности в семье и школе). Эту информацию потом доводили до сведения родителей на первом тематическом родительском собрании. Психологом были предложены методики, которые позволили бы проводить мониторинг и фиксировать те или иные результаты в ходе работы, определяя поиски конкретных методов. В начале учебного года нас интересовало отношение к школе родителей и учеников, коллег. Также с помощью психолога мы договорились определить коммуникативные установки родителей и исследовать мотивационную сферу учащихся. Проводя наблюдения за изменением показателей, можно объективно, на математическом языке, без излишних эмоций, мешающих в работе женского коллектива, определять степень эффективности работы. Акцент ставится не на личности учителя, а на методах работы. Предварительно достигается договоренность не сравнивать классы, а наблюдать динамику внутри класса. Чтобы привыкнуть к такой форме работы, требуется не только определенное усилие, но и время. Итогом служит выравнивание отношения к классам: дети перестают быть объектом обсуждения, объектом обсуждения становится сам процесс работы с ними.

 Направление работы формируется не только на основании тех или иных объективно выявленных показателей при тестировании с помощью психолога, но и сама программа гуманитарного цикла.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе может обратить внимание на то, как сочетаются и перекликаются темы по литературе и истории, ибо он постоянно следит за классными журналами и соблюдением учебно-тематического планирования (см. табл. 1).

Таблица 1

Как видно, уже в самой программе заложен потенциал не только развития сопоставления и сравнения, но и воспитательного начала урока, а наши дети мучительно долго заучивают материал сначала одного урока, потом другого. Их мышление раздроблено, системы знаний не формируется: для них «сейчас история, а потом математика и литература». Для них школа – место получения информации, с которой они не знают что делать! Так же как они не понимают, зачем, с какой целью они изучают математику (ибо в жизни не пользуются ни теоремами, ни формулами), так они и не понимают (и что самое страшное – не чувствуют) необходимости получения знаний по гуманитарным дисциплинам, формирующим, по сути, основы мировоззрения.

От бездумного развлечения –
к обогащению души

Экскурсионная программа давно считается неотъемлемой и полноправной частью процесса обучения. Тематическое планирование уроков является определяющим фактором плана посещения тех или иных музеев по тематике, сопряженной с программой. Экскурсионные поездки осуществляются всей параллелью. Принцип добровольности посещения музея в данном случае отсутствует, ибо это является дополнительным компонентом, усиливающим школьную программу, что в свою очередь влияет на развитие познавательной сферы детей на фоне развития эмоционального отношения к процессу обучения на основе интереса и других позитивных эмоций. Кроме того, дети постепенно начинают понимать, что «живое общение с музейными экспонатами» ничуть не хуже компьютерного времяпрепровождения. К этому следует добавить тот факт, что при коллективном (всей параллелью!) посещении музея постепенно происходит объединение детей, они перестают мыслить «ашками» и «бэшками», начинают называть товарищей из другого класса по именам. К организации таких экскурсий «привлекаются» добровольцы из числа родителей; они самостоятельно решают финансовые вопросы с музеями; могут присоединиться к экскурсии, чтобы иметь возможность «объективно» наблюдать поведение своего «самого-самого» ребенка. Это более эффективно, нежели многочасовые учительские разъяснения уровня воспитанности этого ребенка. Иногда может быть не одно посещение одного и того же музея, если музей предлагает определенным образом выстроенную программу, сочетающуюся со школьной программой!

Поход в музей – это и дополнительный урок этикета в общественном транспорте. Сочетание форм воспитания на теоретическом уровне обращения к сознанию с методами отработки навыка на поведенческом уровне дает более действенный и ощутимый эффект, нежели «сухое пребывание в школе». Перед поездкой недостаточно предварительно проговорить правила поведения на уровне инструкции по поведению в самолете «не вставайте… пристегнитесь… на протяжении всего полета…» Необходимо обратить внимание ребят, что люди, с которыми они будут находиться в транспорте, имеют разное настроение, одеты в разные одежды, могут быть заняты собственными мыслями и т.д. Это не может быть формальная речь учителя, лучше если они примут активное участие в «моделировании» ситуаций и их оценке.

В процессе всей поездки учитель регулирует соблюдение норм поведения, а не увлеченно беседует с коллегой.

Поход в музей готовится не только изданием приказа по школе, но и дополнительной инструкцией заместителя директора по воспитательной работе для учителей о том, что это мероприятие, направленное на воспитание (в числе прочего) и чувства гордости за пребывание в нашем учебном заведении, ибо поведение учащихся отражает уровень культуры учебного заведения. Многократно повторенная установка рано или поздно станет внутренним убеждением каждого.

Второе направление, вытекающее из вышесказанного, заключается в том, что с определенной в индивидуальном порядке периодичностью проводятся праздники- конкурсы по параллелям, на которых дети могут продемонстрировать полученные теоретические знания этикета и навыки поведения, а также повторить (фрагментарно) увиденное и услышанное на экскурсиях, что перекликалось с их тематическим обучением. Классный руководитель совместно с ребятами продумывает внешний вид команды, девиз и лозунг, приветствия, выбирает капитана. И эта работа проводится в тональности особенности российской культуры, останавливаются желания отдельных ребят внешне соответствовать «западному стандарту». Совместно с социальным педагогом и психологом (которые совместно с заместителем по учебно-воспитательной работе знакомятся с учебной программой школы) составляется программа такого праздника.

В воспитательную работу активно включен и психолог: используя свои методы и приемы, он работает с группой ребят, которые требуют дополнительного внимания специалиста; это могут быть либо излишне застенчивые, либо излишне активные ребята, не умеющие адаптироваться в тех или иных ситуациях. Психолог помогает провести большое мероприятие на высоком уровне коммуникативной культуры, не превращая его либо в формализм, либо в повод «повеселиться».

Вместе с психологом и учителем литературы (или истории) заместитель директора по воспитательной работе, определяя акценты, может разработать интегрированный урок, позволяющий глубже проникнуть в содержание изучаемого учениками. В газете  «Школьный психолог» (№10/2005) был опубликован один из таких интегрированных уроков по литературе. Особенно следует отметить эффективность таких методов работы, которые нашли свое отражение в культуре поведения при посещении театра. При посещении спектакля «Повести Белкина», который не отличается привычным для современных детей наличием «экшн», дети продемонстрировали умение проникать в чувства актеров и сопереживать им, не демонстрируя при этом ставшую типичной для молодого поколения свободу выражения своих чувств. При этом нами было отмечено, что при такой подготовке похода в театр эффективность посещения становится несоизмеримо выше: ребята начинают понимать роль и значение театра в формировании их духовности, в формировании их отношения к окружающей действительности. Это уже не просто «поход с классом», а событие в процессе их взросления.

Таким образом, работая с учетом уже существующего тематического планирования, можно не только соединить в одно целое отдельные фрагменты получаемых учениками знаний, но и объединить учителей на основах творческого начала общения. Учителя (классные руководители) не просто организуют текущие календарные школьные праздники, но и систематизируют знания своих воспитанников, опираясь на интегрированное свободное и творческое взаимодействие с коллегами. Готовясь к тем или иным, сопряженным с программой, мероприятиям, они обращаются за консультативной помощью к предметникам и более опытным специалистам.

Проведение классных часов может быть наполнено новым содержанием, если приглашать школьного психолога. Методы и стиль работы психолога отличаются от традиционно учительского, и это благотворным образом влияет на формирование отношения учащихся к самому процессу обучения. Используя широкий спектр методов психологической работы, школьный психолог в состоянии ускорить эффективность приобретения определенной суммы знаний. Надо только не бояться приглашать его к сотрудничеству, обнажая те или иные проблемы, возникающие при работе с классом.

Можно выстроить отдельный блок для сотрудничества с психологом на классном часе. Например, Т.Г.Черняк, заведующая лабораторией теории и практики воспитательной и социальной работы УМЦ СВАО г. Москвы, разработала тематику классных часов, на которых школьный психолог может оказать действенную помощь классным руководителям (см. табл. 2). Основываясь на практике нашей работы, можем порекомендовать не заниматься с целым классом, а составлять группу из «проблемных» учащихся одной параллели. Это более эффективно, нежели внушать свод правил поведения, ориентируясь на поведенческий уровень мышления: важно, чтобы ребята накапливали эмоциональный опыт во время приобретения тех или иных знаний. Кроме того, иногда и сами классные руководители не очень сильны в знании тонкостей и нюансов этикета. Поэтому лучше подвести детей к пониманию того, что то или иное поведение оказывает прежде всего эмоциональное влияние на собеседника и через эмоциональное воздействие нам либо удается, либо не удается установить правильный контакт для живого (а не компьютерного – «чатовского») общения.

Таблица 2

Эстетическое воспитание школьников (По М.Г.Черняк)

Таким образом, те учителя, которые чувствуют свой потенциал для работы в более крупном формате, могут реализовать свои амбиции, сотрудничая с психологом, получая консультации и одновременно консультируя его, обобщая тематическое продвижение в знаниевом росте учащихся. В сотрудничестве с предметниками и с психологом темы для коммуникаций становятся более разнообразными; происходит постепенное выравнивание отношений и внутри самого коллектива, обсуждение детей отходит на второй план, на первом – движение к единой цели, обозначенной в начале года по параллелям в контексте цели всей школы и всего (не бойтесь) общества россиян.

Марина БЕСЕДИНА

Рейтинг@Mail.ru