Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2005

Тема для педсовета

Единая система координат

Определенные исследования, проводимые в рамках образовательных учреждений, результаты которых можно видеть в соответствующих изданиях, часто свидетельствуют о том, что заниматься классным руководством, подразумевающим воспитательную деятельность, учителя-предметники зачастую отказываются.

Это объясняется многими причинами, в том числе недостаточным пониманием не только своего функционала, но и тех целей, которые должны быть достигнуты целым коллективом за год. Часто «воспитательная работа» ограничивается анализом успеваемости, организацией каких-либо экскурсий, внутришкольных мероприятий, посвященных тем или иным праздникам, проведением родительских собраний, нацеленных в основном на решение каких-либо текущих вопросов. В целом работа клас­сного руководителя сводится к контролю за успеваемостью, к многочисленным письменным отчетам, необходимым для методических центров, которые должны ощущать свою необходимость, анализируя огромное количество статистического материала, получаемого из школ.

В этой ситуации классный руководитель, который к тому же ведет какой-либо предмет, практически выполняет роль некоей статистической группы, постоянно собирающей те или иные показатели. Судьба классного руководителя сопоставима с непростой судьбой русской женщины, которая одной рукой люльку качает, другой – щи мешает, при этом цепким взором за «старшеньким» следит: не натворил бы чего, а мысли заняты тем, как успеть все постирать и в магазин сходить до возвращения мужа с работы. Дома как на работе, а на работе как дома. Понятно, что в такой ситуации творческое отношение к работе объективно невозможно: не до жиру – быть бы живу.

При этом следует учитывать, что классными руководителями работают не только «гуманитарии», которые по роду своей специальности легче и ярче могут объективно (ссылаясь на авторитетную для подростков базу знаний литературы, истории) обосновать то или иное свое решение относительно той или иной воспитательной ситуации, но педагоги, ведущие иные предметы. Их «воспитательная» аргументация достаточно часто ограничивается ссылками на конкретные фамилии и события, что «проблемных» детей «заводит» еще больше, ибо они и так не хотят быть похожими на «этого Вашего любимчика», а ему еще раз напоминают, что этот «любимчик» лучше него. При таком «воспитательном» подходе само воспитание носит характер весьма условный, а его эффективность весьма сомнительна, ибо итогом рассуждений таких «воспитателей» является ключевая фраза: «Повзрослеешь, сам поймешь, а меня потом вспомнишь».

Бывают, правда, и такие способы решения определенных проблем, когда классный руководитель советует родителям обратиться к психологу для получения профессиональной консультации. Классный руководитель советует, родитель соглашается, и этот диалог может продолжаться целый год. Правда, бывают исключения, когда родители, прислушавшись, действительно идут к психологу и гордо возвращаются к классному руководителю, сообщая, что «у нас все в порядке»… В таком случае классный руководитель предпочитает «самоустраниться»: свои нервы дороже.


Конкурентность – это хорошо,
но не внутри одной системы

 

Другой вариант работы классного руководителя может основываться на плане проведения тематических классных часов, на которых обсуждаются (должны обсуждаться) конкретно обозначенные темы, «спущенные сверху». Суровая реальность свидетельствует о том, что такие классные часы, проходящие в режиме очередного урока, воспринимаются учащимися вполне естественным образом как очередной урок, отличие которого в том, что он необязательный и к нему не надо относиться серьезно: «Так, поговорит…» При этом работа внутри класса остается на уровне класса, а отношения между классами часто остаются конкурентными: нет понимания единства возрастной параллели, не говоря о межвозрастном единении внутри школы. А школьные концерты, на которых учащиеся выступают, демонстрируя «единство школы», заканчиваются кулуарным детским обсуждением «кто был лучше». Таким образом укрепляется конкурентность отношений, но не в лучшем своем наполнении, ибо формируется привычка принадлежать к какой-либо группе: не только возрастной, но и внутри возраста расколотой на «ашек» и «бэшек». Это объективно существующая практика.

Третий вариант работы классного руководителя, который является наиболее привлекательным для «вышестоящих»: работа по конкретной программе. Программа утверждена, план написан, анализ проделанной работы и отчет в конце года – гарантирован. Но и здесь есть «НО». Еще в 80-х годах прошлого столетия Талызина, анализируя опыт внедрения новых технологий в школах, обратила внимание на тот факт, что любое «внедрение» заканчивается сразу после своего начала. И она справедливо и объективно объяснила этот феномен  тем фактом, что написанная программа и живой человек – две вещи несовместимые, ибо темперамент и мировоззрение автора не могут, да и не должны совпадать. А актерское мастерство в педвузах не проходят, да и режиссеров-постановщиков для «постановки» урока как представления в школах не бывает. Да и сами классы друг на друга не похожи. Поэтому «чужая» программа, как инородное тело, рано или поздно вынуждена умереть.

Четвертое. Проведенное внутри школы исследование выявило желание определенной группы учителей занимать более высокие административные посты как некоторое признание своей многолетней работы. И это вполне естественное и справедливое желание таких специалистов. Но в реальной жизни оно не может быть воплощено, ибо все нормировано и строго прописано «штатным расписанием». Кроме того, с сентября 2004 года уровень заработной платы административного звена стал ниже уровня возможной учительской «оплаты по часам». И при прямом предложении перейти на новую работу (с новой зарплатой) слышится вежливый отказ, при парадоксальном в данной ситуации сохранении амбициозности. Получается так, что «карьерного» роста внутри школы почти не может быть, а это в свою очередь является одной из причин «ровного отношения» к самому процессу учительского труда, тем более воспитательного.

Проанализировав реально существующую ситуацию в системе образования, мы пришли к определенным выводам.

– Классный руководитель (воспитатель) должен быть освобожденным от другой нагрузки человеком. Но это требование пока практически нереально.

– Классный руководитель должен иметь (как минимум) хорошую психолого-педагогическую подготовку, а объективное исследование на курсах повышения квалификации «предметников» выявляет наличие весьма определенных проблем в этой области.

– Работа, строящаяся на стороннем планировании, обречена на формализм ради статистического отчета. Та же участь у «воспитательных программ», разработанных кем-то и для чего-то конкретного. Мотив разработчика может не совпадать с мотивом исполнителя, а это рано или поздно приведет к «развалу» программы, что и проявляется в чрезмерном продолжающемся росте вариативных программ, которые по-прежнему оцениваются как «недостаточные».

– Эмоционально отзывчивые учителя, опытные специалисты объективно способны работать, демонстрируя свой потенциал в тех или иных разрозненных мероприятиях. При этом обращает на себя внимание интересная особенность, приобретаемая с годами. «Скажите, что делать конкретно!» – восклицают учителя из числа поддерживающих новое и неизведанное. Получив же весьма конкретную инструкцию, сразу парируют: «А я вот здесь делала бы по-другому, вот так, например…» И это хорошо, ибо доказывает наличие творческого начала в человеке, которое как-то надо использовать. Такие учителя, как правило, активны и инициативны, но при этом и весьма конкурентны.

Конкурентность – это хорошо, но не внутри одной системы, ибо не могут конкурировать ноги с руками, а печень с сердцем – это единый организм. Но чтобы достигнуть гармонии, не может и не должно быть ни уравниловки, ни подчинения, ибо это отрицает принципы со-творчества. Творчество подразумевает самовыражение каждого в контексте ценностей общества (в конкретном случае – образовательного учреждения как части общества). Следовательно, признав общественные (исторически обусловленные) ценности как платформу для формирования системы морально-нравственных отношений на уровне замкнутого школьного коллектива, можно получить реальный шанс выразить свой творческий потенциал, не входя в конкурентные отношения, ибо решаются единонаправленные задачи: воспитание личности в понимании отечественной традиции.

Но решать эти задачи можно лишь при условии терпения и огромного желания руководителя их решить. 

Марина БЕСЕДИНА

Рейтинг@Mail.ru