Мониторинг
и учебный процесс
К числу управленческих задач в сфере образования относятся проблемы моделирования управленческих процессов. С помощью моделирования можно воспроизвести изучаемый объект
в целостности, его структуру, функционирование и сохранить эту целостность на всех этапах исследования. Функция модели состоит в том, чтобы служить основой прогнозирования. Прогнозирование же в свою очередь предполагает диагностику объекта, включающую выявление и анализ проблемных и стабильных ситуаций.
Для эффективного ведения этого процесса в гимназии мы ощутили необходимость иметь систему информационно-аналитического обеспечения (мониторинг), благодаря которой руководители школы могли бы получать информацию о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческое воздействие.
К критериальным свойствам той модели гимназии, которая служит нашим ориентиром, относятся реальная преемственность и непрерывность образовательного процесса, рост образованности учащихся и непрерывное отслеживание состояния учебного процесса.
Мониторинг нам представляется в виде такой схемы: отбор компонентов мониторинга (в нашем случае – качество обученности учащихся гимназии) – выбор совокупности показателей оценивания каждого компонента – подбор технологий исполнения каждого показателя – определение объектов, места и времени снятия информации – определение лица, в чьи функциональные обязанности входит снятие и обработка информации, – составление примерного плана анализа информации – принятие управленческих решений.
При разработке мониторинга мы столкнулись со следующими проблемами:
- проблема технического и кадрового обеспечения отработки и хранения информации. Она решается путем переподготовки и повышения квалификации учителей с использованием различных методов обучения;
- отсутствие емких замеров обученности ребенка. Отсюда проблема отбора и минимизации показателей мониторинга;
- затруднение в анализе полученных данных, возникающее из-за отсутствия каких-либо четких норм.
Одним из путей решения этих проблем стала разработка гимназического стандарта. Приняв его за основу, методисты и педагоги гимназии разработали показатели, специфичные для каждого предмета, определили контрольные точки диагностики обученности учащихся.
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы:
- Существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований?
- Соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям ребенка?
- Существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя?
Все это служит основанием для принятия управленческих решений по изменению учебного процесса.
Мониторинг осуществляется путем проведения нулевых, промежуточных и итоговых срезов и анализа их результатов.
Нулевой срез (входная диагностика) проводится в начале учебного года учителями-предметниками в письменной форме или с применением компьютерных технологий по заданиям, составленным преподавателями и согласованными на заседаниях кафедр.
Промежуточные срезы проводятся с целью оценить успешность продвижения учащихся в предметной области и дают возможность учителю оценить успешность выбора методики обучения.
Итоговый срез – итоговые контрольные работы и зачеты (проводятся за две недели до окончания учебного года) и итоговая аттестация выпускников,
Результаты срезов заносятся в диагностические карты учеников (русский язык, иностранные языки) или оформляются в виде таблиц сводных данных. Информация обобщается на кафедрах, анализируется, доводится до учеников и родителей, учитель корректирует рабочую программу, вырабатывается индивидуальная стратегия корректировки для ученика. На уровне администрации принимается управленческое решение. Это может быть внесение изменений в учебный план, введение новых курсов, вынесение ряда предметов на зачетную неделю и др.
Оценка качества знаний ведется по трем позициям – уровень обязательных знаний и умений; применение знаний в стандартных ситуациях, умение применить знания в новых нестандартных ситуациях – и проверяется разными способами, например:
- на промежуточной аттестации учащихся 10-х классов, которая проводится в форме тестирования и зачетов, предварительно разрабатываются критерии оценки ответа, формулировка вопросов способствует тому, чтобы ученик не только воспроизводил знания, но и анализировал материал, давал оценку, показал умение работать с источниками информации;
- во время итоговой аттестации – через особое составление текстов билетов, разнообразные формы сдачи экзаменов, сбор и обработку информационных справок в ходе экзаменов, представленных экзаменационными комиссиями.
Информацию для анализа также дают результаты интеллектуального марафона, который ежегодно проводится в гимназии. Участниками соревнования становятся все гимназисты, каждый из которых выбирает по два любимых предмета; кроме того, проводится конкурс межпредметных знаний «Эрудит». Все работы выполняются в письменной форме, анализируются на предметных кафедрах совместно с администрацией.
Результаты анализа выносятся на педагогические советы и также могут влиять на корректировку учебного процесса. Например, анализ выбора учащимися старших классов предметов для обязательных олимпиад послужил основанием для принятия решения заканчивать изучение второго иностранного языка в 9-м классе.
Таким образом, технология мониторинга позволяет получить объективную картину качества обученности учащихся, что позволяет администрации спланировать свою деятельность по управлению качеством обученности и моделировать учебный процесс гимназии.
Наталья ЖЕЛЕЗНОВА, замдиректора по УВР МОУ гимназия «Менталитет»,
г. Екатеринбург
|