Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №/



Исследование

Научить учиться

Управление качеством образования через развитие у учащихся культуры учения

Образование играет решающую роль в жизни каждого человека. Возрастающий динамизм социальных и культурных процессов становится основой формирования новой стратегии – учиться на протяжении всей жизни. Для того чтобы образование отвечало на запросы времени, необходимо рассматривать процесс учения не только с точки зрения увеличения объема передаваемой информации, но и с позиции создания дидактических и психологических условий осмысленности учения.

Мы рассмотрим практические аспекты этого вопроса. Выделим три стороны актуальности выбранной темы исследования: социально-педагогическую, научно-педагогическую, научно-методическую. В социально-педагогическом аспекте актуальность темы определяется необходимостью разрешения противоречия между возрастающими требованиями общества к качеству образования и невозможностью реализовать эти требования в традиционной сложившейся системе образования, когда не создаются адекватные педагогические условия для реализации потенциала саморазвития обучающегося в образовательном процессе. Традиционная система образования транслирует предметные знания из поколения в поколение, не формируя при этом методологию учения, тогда как самая важная задача школы – создать условия для развития социальной компетентности выпускника, включающей сформированную потребность в образовании на протяжении всей жизни.

Научно-педагогический аспект актуальности темы исследования определяется противоречием между традиционными представлениями о структуре учения (в недостаточной степени учитывающими субьектность учащегося) и новыми подходами в педагогической науке, которые позволяют средствами культурологического, системно-экологического, социально-психологического анализа раскрыть природу самоорганизации и саморазвития учащихся в процессе образования. Более эффективным будет обучение не отдельным навыкам и умениям, а освоение учащимися культуры учения, позволяющей каждому обучающемуся развиваться в индивидуальном режиме от самопознания к самоопределению, к культуре личности, к культуре деятельности и общения.

В научно-методическом аспекте актуальность темы обусловлена и тем, что обостряется противоречие между потребностью в создании педагогических условий для развития личности обучающегося и растущим объемом информации, подлежащим усвоению. Становится все более очевидным, что вместо интенсификации процессов аккумуляции все новых и новых знаний в период обучения в школе необходимо обратиться к развитию стратегий и тактик учения или в целом – к культуре учения. Но в практике образования остаются неразработанными именно методические средства и организационно-педагогические условия, которые обеспечивали бы эффективное развитие культуры учения обучающихся. В педагогической практике данная проблема трансформируется в противоречия между возрастающим потоком учебной информации и недостаточным количеством часов, отведенных на тот или иной предмет; между возрастающими требованиями к современному ученику (выпускнику) и отсутствием технологий воспитания мобильной, социально компетентной личности.

Таким образом, определены корреляции между качеством образования и культурой учения, а значит, все основания для управления качеством образования посредством развития культуры учения.

Цель работы нашей школы № 214 – на основе личностно-значимых ценностей и культуры учения развитие устойчивой потребности в образовании. Основой для постановки ее явились современные тенденции развития педагогической науки; потребности родителей, микрорайона, службы занятости; стремление педагогической общественности к разрешению противоречия между требованием к образованности выпускников и реалиями сегодняшнего дня.

Достижение поставленной цели осуществлялось путем реализации педагогического проекта «Развитие культуры учения обучающихся». Прогнозируемый результат внедрения педагогического проекта: освоение учащимися культуры учения и повышение качества образования. Принципы проектирования: научность, систематичность, единство принципов создания организационно-педагогических условий развития культуры учения обучающихся. Для развития культуры учения необходимо, чтобы каждый участник образовательного процесса создавал соответствующие условия для решения поставленной задачи. В работе над проектом определилось несколько этапов, каждый отличался временным промежутком и содержательной наполненностью. Педагогический проект «Развитие культуры учения обучающихся» предполагал осуществление на формирующем этапе эксперимента исследовательской работы.

Первый этап (2000–2001 гг.) предусматривал концептуально-методологическое осмысление содержания педагогической деятельности, направленной на развитие у учащихся культуры учения. Задачи его решались через обучающие семинары учителей, заседания методических объединений, лектории для родителей о роли семейных традиций в развитии культуры учения посредством научно-методической поддержки Института развития регионального образования Свердловской области, Уральского государственного университета. Итогом стало концептуально-методологическое осмысление педагогами новой стратегии образования – учиться на протяжении всей жизни.

На втором этапе освоения проекта (2001–2002 гг.) осуществлялось формирование в педагогическом коллективе установки на реализацию задачи развития культуры учения обучающихся на основе постоянного собственного роста и саморазвития педагогов в совместной деятельности всего коллектива. Результатом стало изменение характера управления образовательным процессом: взаимодействие участников образовательного процесса осуществлялось через формы социального партнерства и сотрудничества, предполагающие включение инициативной деятельности учащихся, выраженной в организации научных обществ, участии в совместных проектах, самоуправлении. Осуществлялось включение всех субъектов образовательного процесса в педагогическое целеполагание и проектирование, направленные на развитие культуры учения через такие формы, как урок, классный час, практические занятия, школьное научное общество, семейные традиции, самостоятельная деятельность учащихся, родительские собрания, конференции, педагогические консилиумы и советы, носившие направленный характер на развитие культуры учения обучающихся.

На третьем этапе освоения педагогического проекта по развитию культуры учения обучающихся (2002–2003 гг.) происходило формирование корпоративной культуры, основанной на системе личностно-значимых ценностей (смыслов, норм, установок, позиций, сценариев, стратегий) учения. Итогом стало принятие субъектами педагогических отношений индивидуальной и коллективной ответственности за развитие культуры учения школьников. Это привело к проведению индивидуального и коллективного анализа развития культуры учения обучающихся и – как результат – участию педагогов в педагогических чтениях для представления результатов развития культуры учения.

Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры учения была ориентирована на решение следующих задач:

  • планомерная и систематическая диагностика наличного уровня освоения культуры учения учащимися;
  • выработка согласованной программы совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся по развитию культуры учения;
  • анализ адекватности педагогических условий (целеполагание, проектирование, педагогические отношения) развитию культуры учения;
  • коррекционная работа по эффективному освоению культуры учения учащимися.

Было выявлено, что в результате внедрения проекта у большинства обучающихся развиваются наиболее эффективно общеучебные навыки и способы учебной деятельности.

Для отслеживания развития культуры учения и качества образования учащихся использовались следующие методы исследования: анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ педагогических ситуаций, педагогическое проектирование, тестирование, беседа, экспертная оценка.

Анализ результатов освоения культуры учения учащимися отслеживался в процессе преподавания программы «Культура учения». Учащиеся отметили, что знания, которые они получили, изучая данный курс, помогли в освоении учебных предметов. 40% учащихся отметили в анкетах, что познакомились и изучили проектную деятельность только при прохождении данной программы. Большое значение для самоопределения, самопознания личности, по мнению ребят, имела тема учебного занятия «Творческий опорный конспект». 35% учащихся, воспринимая на слух незнакомый философско-научный текст, благодаря своим опорным сигналам легко могли его воспроизвести. Данный факт имеет большое значение для формирования навыков восприятия и развития устной речи. На основе наблюдений во время учебных занятий можно отметить, что на 45% возросла активность тех учеников, которые на других уроках чувствовали себя неуверенно, дискомфортно. Оценка учащихся способствовала введению в содержание программы больше материала (в процентном соотношении), который отражает не только предметную составляющую качества образования, но и деятельностно-коммуникативную и ценностно-ориентационную составляющие образованности.

В качестве итога реализации части программы «Познай себя» школа может представить, как овладели ученики методиками самопознания, составления индивидуальных программ развития, умениями определять тип, стиль личности и как использовали эти знания для собственного развития. Для выбора индивидуальных стратегий и тактик учения учащемуся необходимо научиться диагностировать уровень развития собственного «Я».

Создание психолого-педагогических условий для развития у подростков и старшеклассников чувства уверенности и компетентности в учебной деятельности и общении является наиболее эффективной психологической профилактикой их школьной дезадаптации. Потеря интереса к учебе – типичнейший симптом школьной дезадаптации – ведет к отчуждению детей от школы. Развитие у детей навыков анализа своей учебной деятельности и активного овладения ею помогает им не только преодолеть разного рода трудности в учении, но и повышает их интерес к учебе.

На основании проведенного исследования можно определить положительные результаты освоения педагогического проекта «Развитие культуры учения обучающихся». Они заключаются в следующем:

  • изменение ценностных ориентиров субъектов образовательного процесса (на первое место выходит ценность образования и сохранение здоровья);
  • возникновение условий для формирования социально-компетентной личности учащегося (развитие предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих качества образования);
  • развитие личности учителя и ученика (через пути самосовершенствования и самопознания к самомотивации);
  • развитие педагогических отношений (через различные совместные формы сотрудничества).
Ирина КОРОСТЕЛЬ,
директор МОУ СОШ № 214, г. Екатеринбург

Ирина Коростель
Рейтинг@Mail.ru