Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2005

Книжная полка

ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ В ШКОЛЕ
Автор-составитель Т.В.Черникова

Волгоград: Учитель, 2005

Школьное образование перестраивается очень медленно и далеко не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляет к нему общество. Одним из необходимых условий успешной перестройки является изменение руководства учебным учреждением и, в частности, переход от индивидуального стиля руководства к коллективному. Это часто вызывает протест у самих руководителей, которые привыкли работать по старинке и самостоятельно принимать ответственные решения. По мнению автора, именно коллективное обсуждение школьных проблем способствует появлению нового типа школ, выбравших стратегию развития.

Однако осознание необходимости коллективных форм работы – лишь первый шаг в их внедрении, а успех будет в конечном итоге определяться научно-методической обеспеченностью нового типа руководства.

Данная брошюра содержит методические рекомендации по вопросам организации, проведения и оценки эффективности деловых совещаний в школе, которые своим результатом имеют, как отмечает автор, принятие единого решения по важному для жизнедеятельности коллектива вопросу. Изданная в серии «В помощь администрации школы», она представляет интерес не только для руководителей образовательных учреждений, но и для всех педагогов, так как деловое совещание предполагает участие педагогического коллектива школы в целом. Деловые совещания проходили в школе всегда, и примером тому служат педсоветы, психолого-педагогические консилиумы, заседания методических объединений. Специфика данного издания состоит в том, что автор специально останавливается на различных формах проведения деловых совещаний в зависимости от поставленной цели. В поле зрения автора попала технология организации публичных выступлений, групповых интервью, «мозгового штурма» и групповой дискуссии. Подробное описание, многочисленные примеры делают издание полезным практическим инструментарием в ежедневной работе.

Хотелось бы заинтересовать этим изданием не только администраторов инновационных школ, но также и тех, кто испытывает неудовлетворенность состоянием дел в родной школе, но не знает, что и как можно изменить. Весьма вероятно, что коллективные формы обсуждения школьных проблем помогут разобраться в причинах испытываемых трудностей.

Вместе с тем следует обратить внимание на некоторую ограниченность такого типа изданий, имеющих узкопрактическую направленность. Книги, представляющие собой обобщение накопленного опыта, вызывают большое доверие, но нередко ограничены рамками конкретного учебного учреждения. Конечно, всеми предложенными в брошюре советами можно воспользоваться, но хотелось бы разобраться в общих принципах организации делового совещания и уже тогда самостоятельно строить модель управления школой. Правда, надо отдать должное автору книги, который осознает ограниченность издания. Хотя весьма вероятно, что некоторую помощь в данном случае окажет приведенный в конце книги достаточно обширный список литературы по различным аспектам педагогического общения.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru