Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2005

Книжная полка

Ксензова Г.Ю.
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ

М.: Педагогическое общество России, 2005

Всё, что перестает удаваться, перестает и привлекать», – заметил когда-то Франсуа де Ларошфуко. К учебному процессу этот афоризм применим в полной мере. Педагогам хорошо известно: школьник, которому не дается учение, утрачивает к нему интерес и если и продолжает работать, то из-под палки, под страхом «двойки» и наказания. В ситуации хронической неуспеваемости надежда на ее исправление оказывается очень мала, почти несбыточна. В этой ситуации многие сторонники традиционной педагогики лишь разводят руками: «А что поделаешь, если ничего кроме «двойки» ученик не заслужил?»

Автор новой книги, изданной в серии «Инновационный портфель учителя», Г.Ю. Ксензова исповедует и пропагандирует другой подход. Назвать его новаторским было бы преувеличением – только в завершающем книгу списке литературы насчитывается 16 психолого-педагогических книг и статей на ту же тему, изданных в последние годы. Идея создания для каждого школьника ситуации успеха в учебном процессе давно носится в воздухе и находит немало сторонников. Приверженцы гуманистической педагогики само понятие наказания рассматривают как инквизиторское изуверство, бессмысленное и вредное в своей жестокости. «Двойка», которая фактически выступает для ученика наказанием, расценивается ими наподобие дыбы или «испанского сапога». Рекомендации выдвигаются соответствующие – отказаться от любого негативного воздействия педагога на ученика, полностью заменив его поощрением.

В своей небольшой (56 страниц) брошюре автор не просто в очередной раз декларирует замечательные принципы гуманистической педагогики, но и весьма убедительно их обосновывает, с привлечением данных психологической науки и педагогического опыта. Но самое главное – предлагается система конкретных рекомендаций по гуманизации учебного процесса в данном направлении. Те, кому близки идеи школы без «двоек» и воспитания без наказания, найдут книгу не только созвучной своим настроениям, но и весьма практически полезной.

Трудно, однако, отделаться от опасения, что не всеми такой подход будет встречен с энтузиазмом. И их, ей-богу, можно понять. «Следует знать, – декларирует автор, – что негативная реакция педагога на результаты деятельности школьника не только не гуманна, но и неэффективна, поскольку способна привести к непредсказуемым изменениям в поведении учащегося». Но тут невольно возникает вопрос: неужели не существует ничего такого, что заслуживало бы негативной реакции? А если существует, то реагировать все-таки следует позитивно? И какие ожидаются результаты (надо думать – предсказуемые) такого подхода? Ответы на эти вопросы видятся далеко не бесспорными.

Правда, в заключение автор указывает: «Известно также, что в определенных случаях успех может разложить личность, а неуспех сформировать ее лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать в профессионально организованной воспитательной практике». Но это единственная фраза, удерживающая от упрека автору в односторонности. Без нее могло бы создаться впечатление, что новаторский подход по сути представляет собой перепад из одной крайности в другую. Но такая фраза, к счастью, есть. Всего одна, правда.

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru