Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2005

Коллеги

Как найти друзей для школы?

Известный американский педагог – о взаимодействии школы и общества

Люди часто спрашивают Джорджа ПАВЛАСА, как он стал специалистом по налаживанию связей между общественностью и школами.
«Я заинтересовался этой проблемой, еще когда был аспирантом и готовился стать директором, – рассказывает Павлас. – Одним из требований курса было разработать проект для школы, где я работал учителем. Я решил написать бюллетень, который директор мог бы послать родителям…»

Успех этой идеи положил начало новым проектам. Впоследствии, когда Павлас уже стал директором, он продолжал работать в этом направлении, стараясь обеспечить поддержку для своей школы со стороны местной общественности. «Я всегда верил, что вы не узнаете, работает ли какая-нибудь стратегия, если не попробуете ее. И я пробовал», – вспоминает он.

Около десяти лет назад Павлас опубликовал первое издание своего «Руководства для администраторов по созданию связей между школой и общественностью». В этом году вышло второе издание книги, по случаю чего Джордж Павлас дал интервью образовательному порталу Education World.

– В первой главе вашего руководства вы проводите границу между пиаром в обычном смысле этого слова и связями между школой и общественностью. В чем разница?

– Технологии пиара обычно используются школами и другими организациями, чтобы повлиять на общественное мнение и обеспечить его поддержку. Это обычно односторонний процесс, включающий выпуск пресс-релизов, бюллетеней, отчетов, использование других методов распространения информации. Задача создания связей между школой и общественностью выходит за рамки традиционного пиара; главное здесь – создание и поддержание позитивных отношений между обеими сторонами.

– Вы считаете, что весь коллектив школы – включая работников столовой и уборщиц – должен участвовать в подобной программе?..

– Я убежден, что все сотрудники школы должны играть свою роль в ее успехе. Будучи директором, я всегда приглашал работников школы, уборщиц и прочий обслуживающий персонал на первый в учебном году педсовет. После процедуры знакомства новых учителей с коллективом заведующий столовой, завхоз и главный секретарь также представляли своих новых подчиненных. Это помогало новичкам получить представление о том, какие люди работают в школе, а обслуживающему персоналу – почувствовать, что они важная часть коллектива. После процедуры знакомства я делился информацией, которую, по моему мнению, должен был знать каждый.

Однако на этом взаимодействие учителей и техперсонала не прекращалось. Я старался дать им возможность принимать участие в школьной жизни, и они ценили то, что с ними считаются. К примеру, заведующая столовой всегда приходила на родительские собрания и обсуждала с мамами и папами меню школьных завтраков и другие подобные темы. Наши уборщицы ежедневно сообщали завхозу, какой класс им было легче всего убирать. На основе этой информации мы регулярно вручали самому чистому классу «Золотую урну» – обычную корзину для бумаг, выкрашенную золотой краской. В честь победителей устраивалась небольшая церемония. Эта награда помогала детям понять, что они могут облегчить чей-то труд.

– Все знают, как важно взаимодействие школы с родителями учеников, но вы подчеркиваете необходимость коммуникации и с теми представителями общественности, которые не имеют детей школьного возраста. В чем смысл общения с подобными «чужаками»?

– Действительно, постоянный контакт с родителями является необходимым условием, если директор школы ждет от них поддержки. Но есть ведь и другие представители общественности, которые могут выиграть от сотрудничества со школой и которым подобная возможность должна быть предоставлена. Среди них – пожилые люди, бездетные пары, молодожены, родители взрослых детей, которые живут отдельно… Все они могут быть заинтересованы в получении информации о том, что происходит в школе. Возможно, им важно знать, чему учат детей, какими методами и насколько это эффективно.

Чтобы держать этих людей в курсе, я прошу родителей показывать школьные бюллетени соседям, даже если у них нет детей-школьников. Также можно попросить учителей и других сотрудников школы, чтобы они распространяли бюллетени среди своих друзей и знакомых. Информация о школе должна рассылаться в средства массовой информации и государственные учреждения.

Личные контакты тоже не помешают. Однажды, когда я еще был директором, координатор клуба для пожилых людей пригласил меня выступить на одном из еженедельных заседаний. На этой встрече я раздал слушателям все те же бюллетени, объяснил, чем мы занимаемся в школе, и рассказал, какая помощь нам нужна. Спустя несколько дней несколько человек из клуба приехали в школу, нагруженные подарками. А некоторые вызвались быть добровольными помощниками на различных школьных мероприятиях.

На протяжении своей карьеры я работал в разных школах. Одним из важных моментов для меня всегда было наладить отношения с представителями прессы. Я звонил журналистам, чьи заметки или репортажи на образовательную тематику видел в местных изданиях или на телевидении, расспрашивал их о работе, делился новостями о нашей школе. Я приглашал их побывать у нас и позавтракать вместе со мной и учениками в нашей столовой. Директора должны проявлять активность, если они хотят, чтобы об успехах их школы узнала общественность.

– Многие школы устанавливают рекламный щит на подходе к зданию, но далеко не все используют его преимущества, о которых вы пишете…

– Рекламный щит – отличное место для размещения информации о школе. Если его использовать правильно, он станет самым лучшим способом заинтересовать прохожих тем, чем живет школа. Сообщения на щите должны регулярно обновляться и быть представлены в таком виде, чтобы их можно было легко увидеть и прочитать. Когда я был директором, я всегда сам выбирал информацию для размещения. Позаботьтесь о том, чтобы в сообщении не было ошибок: первое впечатление очень важно!

Недавно я увидел на рекламном щите расположенной неподалеку школы странное сообщение: «Требуются теннисные мячики!» Я был заинтригован, ведь у школы не было своего теннисного корта, поэтому зашел узнать, в чем дело. Оказалось, что мячики нужны школе для… борьбы с шумом. В старых мячиках вырезали крестообразное отверстие и надевали на ножки стульев, чтобы их можно было двигать, не создавая лишнего шума. Видите? Сообщение определенно привлекло мое внимание. Думаю, что и другие прохожие заинтересовались объявлением и заглянули в школу, чтобы узнать, зачем ей понадобились мячи.

– Вы предлагаете каждому директору школы составить список из «шести фактов», который он с гордостью может огласить. В чем смысл этого списка?

– Список может помочь директору во многих отношениях. Когда родители приходят в вашу школу, чтобы проверить, соответствует ли она их требованиям, эти шесть фактов могут стать отличным началом для разговора. Лично я помню их наизусть, но, если вы не доверяете своей памяти, можно записать их на карточку и всегда носить с собой. На встречах с представителями власти или общественности карточка может оказаться весьма кстати. Можно также изготовить плакат с этими фактами и повесить его там, где бывает много людей – например, в приемной директора, медиацентре, столовой или спортзале. Включайте один или два пункта из списка – а если позволяет место, то и все шесть, – в каждый выпуск школьного бюллетеня. От года к году шесть фактов будут меняться – по мере того, как вы достигнете успехов в новых областях. Хорошая идея – привлечь к составлению списка всех сотрудников школы.




Досье

Джордж Павлас работает в системе образования около сорока лет. Он был учителем и директором начальной школы, чиновником в окружном управлении образования, консультантом в министерстве образования штата. В настоящее время Джордж Павлас – профессор университета Центральной Флориды. Он автор и соавтор десятка статей и нескольких книг на образовательную тематику. В этом году вышло второе издание его «Руководства для администраторов по созданию связей между школой и общественностью».

По материалам образовательного портала Education World подготовила Юлия МИФАЕВА

Рейтинг@Mail.ru