Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2005

Тематические страницы

Уверенность, стабильность, устойчивость

Модель программно-целевого управления развитием экспериментальной площадки

Программно-целевое управление – вещь нужная и полезная. Особенно когда знаешь, чем именно и каким образом оно тебе может помочь. В данной статье сделана попытка поиска форм управления в рамках развивающего обучения, а также предпринята разработка способов взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса в новом типе ОУ – экспериментальная площадка, состоящая из сети общеобразовательных школ.
По мнению автора, программно-целевое управление позволяет видеть динамику процесса развития площадки как в целом, так и по годам. Такая возможность придает уверенность педагогическому коллективу и особенно администрации в завтрашнем дне, а также ведет к стабильности развития, смягчая скачки и упреждая негативные явления, и придает устойчивость ОУ в развитии инновационного процесса.

Программно-целевое планирование развития экспериментальной площадки

Первым шагом при программно-целевом планировании, на наш взгляд, должен стать анализ состояния исходной системы. Так как в состав нашей экспериментальной площадки входят четыре образовательных учреждения (школы №№ 9, 18, 53, 56 г. Магнитогорска), то глубокий анализ состояния каждой из этих школ выполнить не представляется возможным. Определим лишь некоторые общие исходные позиции, характерные для всех четырех школ.

  • Во всех школах осуществлен переход на систему развивающего обучения (РО) на начальной ступени образования, – в основной школе освоение системы продолжается в 5–6-х классах.
  • Среди педагогов, работающих в основной школе, недостаточно людей, имеющих профессиональную специальную подготовку к работе в системе РО.
  • В школах недостаточное или слабое научно-методическое обеспечение по программам естественно-математического цикла (физике, химии), выдержанных в рамках РО.

По нашему мнению, причины, по которым произошло объединение школ в экспериментальную площадку, следующие:

  • Появилась необходимость выработки единых подходов, единой методики для осуществления образовательного процесса в основной школе. Совместно сделать это гораздо легче, чем коллективу каждой школы по отдельности.
  • Возникла необходимость получения консультационной помощи от ученых Открытого института «Развивающее образование» в способах и формах учебно-воспитательного процесса в основной школе, в апробации экс¬периментальных курсов в основной школе.
  • В каждой школе существуют творческие группы учителей-экспериментаторов, готовых к инновационной деятельности. Следующий шаг предполагает формулировку генеральной цели, разбиение ее на более частные цели, то есть построение так называемого «дерева целей».

Генеральная цель – освоение и совершенствование системы РО на разных этапах образования с целью формирования у подрастающего поколения способностей к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных способностей.

Цели:

  1. Скоординировать научно-педагогическую деятельность коллективов школ, входящих в состав ЭП.
  2. Обеспечить освоение содержания и технологии РО педагогическим коллективом на всех этапах школьного образования.
  3. Создать условия для профессионального роста учителей.
  4. Развивать культуру мышления учащихся, положив в основу технологию проблемно-исследовательского обучения.
  5. Совершенствовать взаимосвязи школы, семьи и общественности.
  6. Организовать систему работы с детским коллективом во внеучебной деятельности.

1. Скоординировать научно-педагогическую деятельность коллективов школ, входящих в состав ЭП.

1.1. Определить базовую школу, которая будет осуществлять информационную связь с ОИ «РО», координировать распространение информации;

1.2. Разработать план взаимодействия субъектов ЭП.

1.3. Разработать целевую программу.

2. Обеспечить освоение содержания и технологии РО педагогическим коллективом на всех этапах школьного образования.

2.1. Начальный этап школьного образования:
  • создать целостную систему работы учителя над формированием учебных действий самоконтроля и самооценки у учащихся, устойчивого познавательного интереса, учебного сотрудничества, основ теоретического мышления;
  • освоить разные способы внутригруппового и межгруппового взаимодействия учащихся на уроках;
  • освоить подходы к организации разновозрастного сотрудничества учащихся в учебной деятельности.

2.2. Подростковый этап школьного образования:
  • освоить систему работы по проектной деятельности учащихся;
  • вести работу над освоением подходов к концентрированному обучению;
  • освоить методику организации этапа самостоятельной работы учащихся, работы творческих мастерских и лабораторий;
  • проводить экспериментальную работу по апробации предметного содержания в подростковой школе.

3. Создать условия для профессионального роста учителей.

3.1. Повысить роль кафедр с ориентацией каждого педагога на исследовательскую деятельность.

3.2. Изучить работу каждого учителя с преобразованием ее в целевую линию профессионального роста.

3.3. Организовать на базе МаГУ постоянно действующие творческие группы по проблемам РО.

3.4. Ежегодно организовывать семинары, конференции по проблемам РО с приглашением представителей ОИ «РО».

3.5. Разработать на кафедре систему консультаций.

3.6. Распространять передовой опыт учителей-экспериментаторов через ФПК при МаГУ.

3.7. Разработать программы спецкурсов и спецсеминаров по технологиям деятельностного подхода к обучению.

4. Развивать культуру мышления учащихся, положив в основу технологию проблемно-исследовательского обучения.

4.1. Построить образовательный процесс с учетом возрастных особенностей определенного возраста:
  • спланировать содержание переходного периода – периода адаптации ребенка к школе с учетом ведущей для данного возраста игровой деятельности;
  • спланировать содержание обучающего этапа (этапа формирования коллективного субъекта учебной деятельности) через решение учебных задач;
  • спланировать содержание второго переходного периода – движения от начальной школы к основной как плавного, мягкого, постепенного;
  • спланировать содержание обучающего этапа (этапа формирования индивидуального субъекта учебной деятельности).

4.2. Создать условия для объединения школьников в одной-двух смежных областях знаний с целью непрерывного развития их интеллектуального и творческого потенциала.

5. Совершенствовать взаимосвязь школы, семьи и общественности.

5.1. Обеспечить открытость ЭП для родителей, формировать адекватное представление родителей о работе ЭП:
  • проводить 1 раз в четверть общешкольные собрания по разъяснению основных принципов выстраивания образования;
  • проводить 1 раз в четверть родительские рефлексии класса;
  • проводить индивидуальные консультации для родителей;
  • проводить публичное представление достижений через проведение «открытых уроков».

5.2. Оказывать помощь родителям в построении отношений с ребенком.

5.3. Ввести договорные отношения с родителями. Определить взаимные обязательства и ответственность.

5.4. Проводить регулярно изучение и анализ родительского мнения о работе школы.

5.5. Организовать повышение педагогической культуры родителей.

6. Организовать систему работы с детским коллективом во внеучебной деятельности.

6.1. Усилить роль игровой деятельности в первые годы начального обучения:
  • сосредоточить работу воспитателей ГПД вокруг дошкольных видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки и др.;
  • поддерживать связь с внешкольными учебными заведениями: Домом творчества, детскими клубами и др.

6.2. На втором этапе обучения усилить работу по сращиванию учебной и внеучебной деятельности.

6.3. Привлечь школьников к управлению школой на основе принципа «соуправления».

6.4. Создать разные виды сообществ детей и взрослых (научное сообщество, пресс-центр, театр и др.).

Организационная структура управления экспериментальной площадкой

Для экспериментальной площадки, объединяющей несколько образовательных учреждений, наряду с линейно-функциональной организационной структурой, из-за большого числа новых задач, необходима структура матричного типа.

Структуры матричного типа возникают при одновременной реализации многих проектов. В группу могут привлекаться на временную работу сотрудники со стороны. Проектная группа прекращает свое существование после решения задачи. Например, если руководство школы обнаруживает, что ежегодно при переходе учащихся из начальной ступени образования в среднюю происходит падение успеваемости учащихся, то оно может создать проблемную группу из учителей начальных классов и средней ступени, перед которой будет поставлена задача проанализировать причины этого и предложить программу действий по их устранению.

После рассмотрения и утверждения программы на педагогическом совете будет определен состав участников ее реализации и этой группе будет поручена реализация плана действий по решению проблемы. Один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные группы и подчиняться нескольким руководителям проектов. Но эти руководители не имеют административных полномочий, они остаются за руководителями подразделений. Руководители проектов определяют только, «что» и «когда» должно быть сделано. «Кто» и «как» это будет делать, определяют руководители подразделений. Структуры такого типа могут возникать при реализации в школе широкой программы развития, включающей проекты освоения новшеств. Создание матричной структуры позволяет повысить гибкость управления. Однако эти структуры предъявляют высокие требования к компетенции руководителей и зрелости коллектива.

Структуры матричного типа обладают способностью гибко изменять состав своих органов и связи между ними при решении новых задач. В этих структурах регулярно создаются временные структурные единицы, ориентированные на решение какой-то проблемы, реализацию какого-то проекта, которые прекращают свое существование по достижении поставленных целей. В них действует приоритет опыта и квалификации над организационным статусом. Доминирует горизонтальная, а не вертикальная координация совместных действий. При построении организационной структуры матричного типа создаются целевые группы, несущие ответственность за реализацию целостных проектов. Поэтому для такого типа организационной структуры характерна децентрализация, передача ответственности за принятие ряда решений на нижние уровни управления.

В небольшой школе все решения может принимать один директор. Но по мере увеличения размеров образовательного учреждения до ЭП, включающей в свой состав несколько школ, нагрузка на руководителя возрастает. Возникает объективная необходимость передавать часть полномочий.

На первом уровне структуры – уровне научного руководителя ЭП – формируется новый орган управления – совет по развитию ЭП.

Совет по развитию экспериментальной площадки

Совет по развитию (научно-методический совет) является органом, координирующим всю научно-методическую деятельность между кафедрами, научными лабораториями школ, входящих в состав ЭП. Вся деятельность совета направлена на достижение целей и задач развития экспериментальной площадки.

Задачи:

  1. . Обеспечить взаимосвязь педагогической науки с практикой.
  2. Стимулировать взаимодействие лабораторий, кафедр школ, входящих в состав ЭП.
  3. Способствовать самореализации личности педагогов на основе непрерывного повышения квалификации.

Состав:

В состав совета по развитию ЭП входят научный руководитель ЭП, весь административный аппарат школ, а также научные консультанты из числа преподавателей МаГУ.

Примерные виды деятельности:

  • рассматривает актуальные вопросы развития ЭП с учетом ее целей и задач по годам развития;
  • при необходимости вносит коррективы в развитие научно-методического комплекса;
  • оказывает помощь заведующим кафедр в планировании, организации и контроле за внедрением результатов экспериментальной работы;
  • заслушивает заведующих кафедр и других работников школ по вопросам перспективного развития;
  • заслушивает отчет заведующего научной лабораторией по основным направлениям развития школы с выстраиванием её инновационного опыта;
  • изучает тенденции в развитии школ в целом и по отдельным направлениям; знакомится с состоянием и результатами исследования;
  • рецензирует рукописи научно-методических пособий, готовит материалы для отправки в ОИ «РО».

Один раз в четверть проходит встреча научного руководителя по развитию ЭП с заведующими кафедрами.

Один раз в полугодие проходит заседание координационного совета, в котором участвуют члены администрации школ, научные консультанты, заведующие кафедрами.

Тематика заседаний координационного совета по развитию ЭП формируется с учетом запроса педагогического коллектива и полученными результатами исследований.

На уровне заместителей директоров необходим новый субъект управления – заместитель директора по научной работе (НР). Новый заместитель директора нужен потому, что у него новый объект управления – не обычный учебно-воспитательный, а инновационный процесс, т. е. процесс освоения нововведений. Заместитель директора по НР может создавать различные, так называемые «инновационные команды», например исследовательскую лабораторию.

Исследовательская лаборатория – это высший уровень развития методического объединения учителей.

Цель:

Непрерывное развитие массового и исследовательского творчества учителей в школе.

Задачи:

  1. Привлечение всех учителей с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к экспериментальной и опытно-экспериментальной работе;
  2. Создание условий для перевода методической работы учителей в исследовательскую.

Состав:

Исследовательская лаборатория организована из числа учителей школы, желающих работать по новым технологиям обучения, учителей, ориентированных на исследовательскую работу. Руководит деятельностью лаборатории заместитель директора по НР.

Примерное содержание деятельности:

Содержание деятельности лаборатории определяется анализом трудностей учителей в освоении технологии РО. Работа руководителя лаборатории с учителем носит индивидуальный характер. По мере приобретения определенных умений и навыков учитель эти знания переносит на другие приёмы и способы обучения:

  • обучение педагогического коллектива технологиям РО;
  • формирование индивидуального стиля творческой деятельности учителей;
  • участие в разработке серии уроков;
  • формирование потребности педагогов в непрерывном самообразовании.

Научный руководитель по развитию ЭП, опираясь на данные лаборатории, реализует содержание всей экспериментальной и опытно-экспериментальной работы школы.

Общее руководство развитием осуществляет совет по развитию ЭП, возглавляемый научным руководителем. Каждой подпрограммой руководит соответствующий руководитель (координатор), который самостоятельно принимает решения по подпрограмме, если они не затрагивают связей с другими подпрограммами или не требуют корректировки выходных параметров подпрограммы. Целевой руководитель (координатор) не принимает каких-либо решений относительно исполнителей мероприятий подпрограммы. Эти решения принимает заместитель директора по УВР.

Ответственные исполнители проекта составляют нижний уровень руководства программой. Они принимают решения только по содержанию той части подпрограммы, за которую отвечают.

При построении структуры следует особое внимание обратить на создание условий, благоприятствующих горизонтальной координации связей между рабочими группами проектов и внутри рабочих групп. Все решения должны приниматься на самом низком уровне, где они могут быть приняты.

Руководство процессом развития экспериментальной площадки

Основные задачи, которые должны решаться в процессе руководства развитием ЭП – постановка целей перед исполнителями и их мотивация.

Для успешной реализации программы ЭП необходимо, чтобы все ее участники знали, какие результаты и к какому сроку они должны получить.

Огромное значение для успеха здесь имеет мотивация.

Внедрение системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в основной школе требует от администрации школы серьезной работы с педагогическими кадрам.

Задача руководителя замотивировать людей, то есть затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе педагогической деятельности. Для этого нужно:

  • сформировать вместе с каждым педагогам цели, в достижении которых он лично заинтересован;
  • дать возможность педагогу увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в деятельности;
  • создать педагогу условия для ощущения своей значимости.

Теоретически это выглядит так. Но на практике могут происходить и отклонения. И связано это с двумя причинами.

Первая причина. В связи с нехваткой кадров и низкой оплатой труда, при сложных социально-экономических условиях жизни материальное жизнеобеспечение выходит на первый план. Поэтому чаще всего обсуждается один мотив – заработная плата. Задача администрации создать такие условия педагогической деятельности, когда мотив, связанный с материальным вознаграждением, поменяется на мотив самоутверждения учителя.

Вторая причина. Для того чтобы у учителя возникла потребность в изменении своей устоявшейся педагогической позиции, необходимо какое-то время поработать в новых условиях, почувствовать себя в них. Говорить о том, что у большей части педагогов существуют потребность и определенные содержательные мотивы для работы в системе развивающего обучения, значит сказать неправду. Задача администрации – создание условий для возникновения предпосылок к смене потребности и мотивов.

Один из принципов работы руководителя должен заключаться в том, чтобы сделать возможным для педагога иметь небольшую нагрузку с целью увеличения времени на самообразование, работу с детьми, родителями, посещение уроков других учителей, участие в коллективных формах повышения квалификации.

Для того чтобы реализовать цели и задачи системы развивающего обучения, нужны люди, которые способны мобилизовать свои силы. То есть школе необходимо инновационное сообщество людей, объединенных общими ценностями активного стремления к обновлению школы. Это группа единомышленников, для которых инновационная деятельность, творчество, связанное с обновлением педагогического процесса, – одна из высших ценностей в жизни. Формирование такого сообщества есть естественный процесс, начинающийся «снизу». Его нельзя создать по приказу, по плану – нельзя заставить людей быть единомышленниками. Однако создавать условия для появления такого сообщества можно и нужно. Поэтому одним из центральных вопросов руководства развитием ЭП должен быть вопрос о формировании коллектива единомышленников.

Любое достижение учителя – часть успеха педагогического коллектива. Педагогическое достижение – это успех каждого в отдельности и всех вместе. В основу деятельности коллектива заложена актуальная педагогическая идея, определяющая направленность его функционирования, поиск нового содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы. Чтобы педагогическая идея постепенно овладела сознанием каждого учителя, всего педагогического коллектива, чтобы она стала педагогическим убеждением, необходимо добиться, чтобы идею восприняли и «сделали ее своей» наиболее профессионально опытные учителя, пользующиеся авторитетом у своих коллег. Опираясь на их поддержку, руководитель добивается, чтобы идея постепенно овладела всеми членами коллектива. При этом можно использовать ряд приемов:

  1. Акцентирование – повторение и варьирование руководителем идеи в целом ряде выступлений, бесед как нечто само собой разумеющееся. Это прием «приучения коллектива к идее».
  2. Обострение борьбы мнений – поощрение, возбуждение коллективной дискуссии с целью доказать правоту идеи.
  3. Создание специальных ситуаций – организация определенной цепи событий в школе, которые, отражаясь в сознании учителей, логикой своего развития приведут их к определенным выводам об актуальности идеи для школы.

Руководство школы сознательно и последовательно принимает меры для интеграции учителей вокруг общих творческих начинаний. Серьезное внимание стоит обратить на усиление контактов между педагогическим ядром коллектива и остальными учителями, для того чтобы товарищеские связи находили признание и использовались для интеграции целей.

Особое звено в системе педагогической и методической взаимопомощи должна занимать работа с молодыми учителями. В коллективе необходимо создать такую обстановку, которая будет привлекать начинающего учителя возможностью с помощью более опытных педагогов овладеть основами педагогического мастерства и полностью раскрыть свои потенциальные возможности.

Руководителю необходимо организовать постоянно действующую систему коллективного обсуждения педагогических проблем и ситуаций. Сконструировать ее таким образом, чтобы в ходе таких обсуждений учителя лучше узнавали не только учеников, но и друг друга, побуждались к творческому поиску, чтобы в ходе обсуждений самореализовалась личность педагога, сплачивался коллектив, формировался его микроклимат.

В коллективе единомышленников должна быть четкая организационная структура, в рамках которой каждому его члену отводится свое место и роль, а также обеспечивается слаженность действий всех педагогов.

Важным фактором, оказывающим влияние на сплочение педагогического коллектива, является наличие положительного психологического микроклимата. Для управления формированием психологического климата важно знать его основные показатели, характер конфликтов и способов их разрешения, степень готовности членов коллектива к общению, социометрическая структура взаимоотношений в педагогическом коллективе, степень удовлетворенности этими отношениями, уровень развития критики и самокритики, стабильность коллектива, условия адаптации в нем молодых учителей. В осуществлении работы по формированию психологического климата руководитель должен опираться на такие принципы управления, как принцип уважения к человеку и доверие к нему, принцип сотрудничества, принцип индивидуального подхода.

Положительный психологический климат является фактом, формирующим эмоциональное благополучие учителя, удовлетворенность взаимоотношениями с администрацией, защищенность его личности в коллективе, внутреннее спокойствие учителя.

Руководителю ЭП необходимо на всех этапах реализации программы развития обеспечить широкое участие учителей в управлении.

Рассмотрим участие в управлении развитием на примере годичной команды класса.

Возглавляет такую команду клас¬сный руководитель. Его основной функцией становится координация педагогических действий всех членов данной группы. Фактически классный руководитель становится как бы «представителем администрации» в данном классе. Он является проводником всех идей и задач руководителя подразделения. Он наделяется всеми полномочиями для решения педагогических задач внутри класса. Оперативная связь между руководителем подразделения и каждым членом педагогического коллектива осуществляется через классного руководителя, который получает определенные установки на еженедельных производственных совещаниях и доводит их до учителей своего класса. Две другие функции классного руководителя (работа с детьми и родителями) выполняются обычным образом. Все проблемы члены малой педагогической группы решают также через своего координатора – классного руководителя. Деятельность каждого члена данной группы обсуждается только вместе с классным руководителем. Классный руководитель несет персональную ответственность за работу всех педагогов класса. Его задача – не просто координировать их работу, но и вовремя фиксировать и решать возникающие в работе педагогов проблемы, если нужно – с привлечением дополнительных сил, в том числе и администрации школы.

Экспериментальная площадка – это открытая система. К управлению таким образовательным учреждением необходимо привлекать и родителей (см. табл. 3). Родители как субъекты образовательного процесса имеют право принимать участие в работе родительского совета, вносить предложения по улучшению работы с детьми, получать информацию о достижениях ЭП, о расходовании финансовых средств, вложенных в развитие ЭП.

При программно-целевом подходе к управлению педагогический коллектив должен включаться в качестве субъекта на всех стадиях реализации программы развития. Для этого должна быть создана мотивационная среда инновационной деятельности, положительный микроклимат в коллективе.

Таким образом, руководство развитием ЭП предполагает:

  • отказ от методов административного воздействия на людей и переход на методы, опирающиеся на знание мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретной личности;
  • создание гибкой структуры неформальных отношений;
  • демократизацию управления, проявляющуюся в переходе на более низкие уровни оргструктуры (уровень учителей, учащихся) при принятии решений, на совместную с «низами» выработку стратегии, проявляющуюся во введении новых коллегиальных органов управления и освоении демократического стиля руководства.

Контроль за процессом развития экспериментальной площадки

Успешность всякого управления во многом зависит от качества контроля. Как бы хорошо ни была проработана программа, в ходе ее выполнения будут возникать ситуации сбоев, то есть отклонений от намеченного хода работ. Мы предлагаем следующий механизм контроля за реализацией программы ЭП.

Ход работ по программе должен контролироваться с помощью периодических совещаний рабочих групп, проводимых ответственными исполнителями и целевыми руководителями. Во время совещаний их участники докладывают о состоянии дел по тем работам, за выполнение которых они несут ответственность. Основное, на что нужно обращать внимание, – краткость, информированность и нацеленность докладов на будущее. Отчитывающийся должен большую часть своего сообщения посвятить тому, что предстоит сделать в следующем периоде, и дать прогноз, не ожидается ли каких-либо сбоев. Тем самым будет обеспечиваться опережающий контроль, позволяющий прогнозировать возможные сбои, и принимать решения по их предотвращению.

Отчеты участников совещаний должны содержать:

  • информацию о том, какие работы должны быть завершены со времени предыдущего совещания и какие из них завершены реально;
  • ожидаемые сроки выполнения незавершенных своевременно работ;
  • предложения по ускорению работ (какие решения и от кого требуются);
  • прогноз сроков завершения ведущихся работ (ожидается ли их завершение в сроки или же по каким-либо работам уже возникло напряженное положение).

К педсовету по анализу внедрения РО должны быть непременно подготовлены промежуточные выводы по отношению к конечным запланированным показателям развития, главным из которых является оценка эффективности влияния РО на учебно-воспитательный процесс и развитие учителя и ученика.

Наряду с периодическим контролем руководители подпрограмм и ответственные исполнители могут осуществлять контроль по мере необходимости. В ходе текущего контроля за развитием на основе программно-целевого подхода необходимо изучить:

  • содержание учебно-воспитательного процесса, способствующего саморазвитию учителя и ученика;
  • организацию системы самоуправления;
  • научно-методическое обеспечение экспериментальной работы и эффективность ее влияния на научно-практическую подготовку, а также технологическую культуру учителя;
  • создание материальной базы кабинетов в связи с постепенным переходом педколлектива на РО;
  • как ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;
  • как учитель развивает свои профессиональные и личные качества;
  • как педагоги, классные руководители обеспечивают раскрытие творческого потенциала ученика, а члены администрации – творческий потенциал учителя.

Особенностью контроля над процессом развития ЭП является тесное взаимодействие его с диагностированием, анализом, коррекцией развития.

Контроль приобретает творческий характер по причине расширения полномочий руководителей кафедр по оказанию помощи педагогам в обобщении их инновационного опыта, в выделении особенностей их педагогической системы с последующим оформлением ее в исследовательскую лабораторию учителя.

Расширяются корпоративные основы контроля, поскольку к изучению процесса развития отдельных компонентов ЭП привлекаются не только сам учитель, не только заместители директора по УВР и руководитель, но и учащиеся и родители.

Контроль сдвигается в сторону аналитико-оценочного по причине тесной взаимосвязи диагностирования, собственно анализа и прогнозирования. Любое выступление членов администрации, руководителей, членов совета по развитию ЭП на научно-практических конференциях по результатам экспериментальной работы, а также педсоветах по анализу внедрения РО должно быть сигналом к разного рода изменениям в программно-целевом планировании. Поскольку последнее носит опережающий характер, то и контроль должен соответствовать ему. Таким образом, эффективность контроля повышается за счет соответствия исследуемых результатов экспертной оценки возрастанию демократизации контроля и перевода его на творческий характер.

Альмира МИНГАЛЕЕВА, замдиректора по УВР МОУ гимназия № 18, г. Магнитогорск

Рейтинг@Mail.ru