Три «У»
«После участия в «Лучших школах России» я вырос на два миллиметра», – шутит директор средней общеобразовательной школы № 2 поселка Могойтуй Читинской области Юрий Шагдаров.
Но, по законам известных пословиц, в шутке отыскалась доля правды. По словам директора, благодаря таким конкурсам происходит личностный рост любого коллектива, а «личностный рост ученика и учителя – составляюшие роста руководителя». Возможно, это стимул уделять внимание созданию условий для успешности педагогического коллектива не меньший, чем обеспечению всем необходимым учеников?..
Чем привлекательна могойтуйская школа для учителей, нам рассказала непосредственный обладатель этих благ
учитель физики Надежда ЮНДУНОВА.
– Сколько учителей у вас приходится на 1226 учащихся?
– Наш педагогический коллектив – это 117 учителей. Среди них – 5 Заслуженных учителей РФ, 3 учителя имеют правительственные награды, 35 человек – с первой и высшей квалификационной категорией.
– Надежда Сергеевна, значительную часть выступления на конкурсе «Лучшие школы России» вы посвятили программе «Три У», название которой расшифровывается как «условия успешности учителя»...
«Я готова поделиться властью,
чтобы моя школа стала лучше,
краше и счастливее» |
– У нас проводится большая работа по созданию условий для личностного роста всех субъектов образовательного процесса, в том числе педагогов.
Например, действует целевая программа «Молодой учитель». Она включает в себя школу педагогического мастерства, где наставники делятся опытом с начинающими педагогами, а у нас их более двадцати.
В регионе работает программа ипотечного кредитования, с помощью которой молодежь без проблем получает жилье, и программа «Ветхое жилье».
Учителям предоставляются путевки. Весь коллектив летом куда-нибудь выезжает.
– Есть ли денежные выплаты?
– Думаю, меня все поддержат: для педагогического роста учителя важно его материальное благополучие. На протяжении трех лет в нашей школе действует механизм материального стимулирования. Сегодня эффективно работающий педагог может получать доплату в размере 50 процентов. А если ты к тому же молодой специалист, то доплата – 120 процентов. Одним словом, материальная поддержка ощутимая.
Директор
Юрий Шагдаров
|
– Что в вашей школе означает понятие «эффективно работающий педагог»?
– За эффективность мы принимаем успешную сдачу ЕГЭ, участие детей в региональных и всероссийских олимпиадах, научно-практических конференциях, а также активное участие учителя в различных семинарах, конференциях и выставках разного уровня.
– Из какого фонда идут доплаты?
– Из надтарифного фонда. Он составляет 27 процентов от фонда заработной платы.
– Чем еще богата программа «Три «У»?
– У учителей есть возможность повысить свою квалификацию и переквалифицироваться. В том числе в родных стенах. Был подписан договор с институтами непрерывного образования при различных вузах. И сегодня учителя, никуда не уезжая, получают новую специальность – «учитель-технолог» и «учитель-исследователь». Я сама посещаю эти курсы, в этом году оканчиваю их и намерена выйти на защиту кандидатской диссертации.
Учителя получают новую специальность прямо в родных стенах
|
Вообще связи с высшими учебными заведениями, налаженные директором и заместителем директора по научно-методической работе, это дополнительная помощь в нашей работе. Скажем, сотрудничество с кафедрами вузов эффективно влияет на развитие творческой деятельности учителей – вузы оказывают теоретическую помощь нашим лабораториям. В лабораториях работают от трех до семи человек по небольшим проблемам, входящим в эксперимент по внедрению современных образовательных технологий. Допустим, я занимаюсь методом проектов: как их разрабатывать и внедрять. Уже очень многое опробовано. И теперь моя задача – делиться опытом с коллегами и, конечно, продолжать отслеживать эксперимент на своих уроках. То есть практики у нас много. А вузы помогают нам теорией: ставят на научную основу нашу практику. Это очень важно для нас.
Да и вузы контактируют с удовольствием. Там учатся наши выпускники, преподаватели оценили хороший уровень их подготовки.
Сейчас создаются университетские комплексы при высших учебных заведениях, куда отбираются перспективные школы. Вхождение в комплексы открывает нашим детям новые пути. Во время каникул приезжают преподаватели из вузов и ведут элективные курсы. Помогают с предпрофильной подготовкой, которую мы ведем с 7-го класса. Они находят одаренных детей, отслеживают, чтобы потом взять к себе.
– Верно ли предположение, что доброжелательное отношение к учителям – враг «текучки» кадров?
– Да, коллектив единый, «текучки» нет.
– Наверное, желающие влиться в ваш коллектив в школу приходят?
– Приходят, но мы не можем принять всех, кто хотел бы у нас работать.
– Требовательный ли у вас директор?
– От учителя требует много, но в то же время ценит его. Мы охотно откликаемся на любые требования Юрия Батоцыреновича, потому что знаем: этот человек очень заинтересован в нашем росте, комфорте и сохранении нашего здоровья.
Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
|